- X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
- ДЕБАТЫ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Дебаты как метод обучения студентов среднего профессионального образования статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ДЕБАТЫ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Применение активных и интерактивных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет). Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: крутые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дебаты. Остановимся подробнее на использовании интерактивных методов.
«При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется — перестает быть центральной, он занимается общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения плана работы, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащимся необходимо совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга»1. Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии — технология «Дебаты».
Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» на уроках русского языка, литературы и уроках развития речи способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:
1. Расширению общекультурного кругозора: — обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
— развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
— формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей: — формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
— умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
— умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков: — собирать и анализировать материалы из различных источников;
— оценивать различные версии и мнения;
— собирать доказательную базу и грамотно ее при-
4. Развитию творческих качеств:
— умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
5. Развитию коммуникативных умений:
— умению слушать и слышать собеседника;
— терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
— способности работать в команде.
«Дебаты» — что это такое? Интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.
По мнению доктора пед. наук Е.О. Галицких, дебаты — форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Сначала педагог знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
• в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов; остальные — в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);
• к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
• в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
• каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
• в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
• спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
• эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Структура технологии «Дебаты»2: в игре «Дебаты» участвуют две команды по три — пять игроков в каждой команде. Игроки в команде называются спикерами. Соответственно команде они называются первый, второй, третий спикеры утверждающей команды: У1, У2, УЗ; и первый, второй, третий спикеры отрицающей команда: 01, 02, 03.
Участникам игры сообщается тема для дебатов и дается 5-7 минут для подготовки аргументационной базы, причем делать это тезисно, набросав на бумаге лишь основные моменты (заполнить протокол).
Кроме выступления спикеров, в игре есть раунд перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступающему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.
Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Как показывает наш опыт проведения дебатов, их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.
Гладилина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществоз-нание. 2004. — № 4.
Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. — №3.
Источник
Дебаты как метод обучения студентов среднего профессионального образования
статья по теме
Многолетний опыт преподавательской деятельности показывает большие возможности и высокую эффективность использования метода дебатов в обучении студентов среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дебаты как метод обучения студентов среднего профессионального образования | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дебаты как метод обучения студентов
среднего профессионального образования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
На основе многолетнего опыта преподавательской деятельности показаны большие возможности и высокая эффективность метода дебатов в обучении студентов среднего профессионального образования в разных областях знаний. Использование данной методики позволяет мотивировать студентов к обучению, развивать у них навыки эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.
Ключевые слова: дебаты, метод обучения, коммуникативная культура, учебная мотивация
На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуальным вопрос об эффективных методах обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в области образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных методик. Одним из таких методов является обучение в форме дебатов.
Обзор литературы показал, что данный метод наиболее частое применение находит при обучении иностранному языку [Конышева, 2008; Орешина, 2008], литературе [Полькина, 2011], истории [Калинкина, 2002]. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования дебатов при преподавании психолого-педагогических дисциплин.
Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.
Технология дебатов реализуется на школьном, внутри вузовском, межвузовском, городском, российском и международном уровнях. На сегодняшний день она получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется современными педагогами как отдельный метод на уроке или целое занятие, а также может носить характер классных и внеклассных мероприятий, существенно обогащая процесс педагогического общения. В дебатах могут участвовать учащиеся, студенты и преподаватели, объединяясь общим стремлением к знаниям и коммуникации.
Новая педагогическая образовательная технология «Дебаты» базируется на таких педагогических принципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности учащихся к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.
Форма образовательной деятельности «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.
Процесс подготовки и организации дебатов предполагает серьезную самостоятельную работу всех участников, которая и демонстрируется в ходе будущих выступлений.
В нашей учебной работе мы активно используем форму дебатов на занятиях психолого-педагогических дисциплин, таких как «Психология рекламы», «Психология общения», «Социальная психология» для обучения студентов специальности «Реклама», «Дизайн», «Менеджмент», «Иностранный язык», «Право и организация социального обеспечения».
Неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов является развитие их коммуникативной культуры. Наши многочисленные работодатели поддерживают нас в этом стремлении и постоянно акцентируют внимание наших преподавателей на создании таких учебных условий, которые дают возможность студентам развивать навыки эффективного общения, способности аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию, используя, в том числе и средства речевой выразительности. Важно развивать умение будущих специалистов преподать себя в процессе общения, используя вербальные и невербальные средства, демонстрировать свои профессиональные знания и способности и не только в сфере своей будущей деятельности, но и в жизни.
Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их. Очень часто современная система подготовки специалистов ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, студенты теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Технология «Дебаты» даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования этих умений у студентов.
В нашей практике мы используем форму дебатов преимущественно на целом занятии, которое и превращается в занятие – дебаты по заданной теме.
Психолого-педагогические дисциплины, на которых преимущественно мы и используем форму дебатов, изначально ориентированны на гуманизацию обучения и ставят перед собой цель – социализации человека в современном обществе. Поэтому и темы для дебатов носят социальный характер.
Примерные темы дебатов, которые используются в нашей практике:
– конфликт: эффективное и неэффективное общение;
– невербальные средства общения «рассказывают» о человеке;
– эффективный стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный);
– использование домашних животных в рекламе;
– современные средства рекламы;
– реклама: убеждение или внушение;
– современная рекламная фотография и др.
Каждая тема даёт толчок к продуктивной дискуссии.
Качество процесса дебатов определяется главным образом психофизическими особенностями студентов данной возрастной группы и общей подготовкой всех участников дебатов.
Дисциплины, в рамках которых мы проводим многочисленные дискуссии, изучаются на 2, 3, 4 курсах обучения, то есть студентам – участникам дебатов 16-20 лет. Следовательно, для успешной реализации технологии дебатов педагогам необходимо знать характеристики развития обучающихся.
В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Внимание становится избирательным и зависящим от направленности интересов. Поэтому, учитывая данную особенность, при помощи дебатов можно развивать и совершенствовать знания, умения, навыки учащихся, ещё более вовлекая их в будущую профессию.
У ребят развиваются творческие способности . Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое. Дебаты – прекрасная возможность придать учебному процессу увлекательный характер, используя творческий потенциал участников.
Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т.д. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, и это им очень нравится. Меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал [Хилько, Ткачева, 2010]. Данные направления деятельности и составляют сущность дискуссии.
У студентов появляется ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы. В юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее. Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей.
В юношеском возрасте взаимоотношения с другими людьми становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие. Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора .[Хилько, Ткачева, 2010]. Технология «Дебаты» даёт прекрасную возможность продемонстрировать все свои знания и умения на практике, продемонстрировав различные личностные и профессиональные качества в предлагаемых обстоятельствах.
Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением. Юность эмоциональна: в этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми. Подобные увлечения могут быть непродолжительными, но они позволяют пережить и узнать много нового. Распространенной коммуникативной проблемой юношеского возраста является застенчивость. Она может ограничивает социальную активность личности. Преодолеть застенчивость помогают благоприятный климат в коллективе и дружба [Хилько, Ткачева, 2010]. Взаимная дискуссия представляет собой один из способов создания благоприятного психологического климата в учебной группе.
Опыт использования технологии дебатов показывает, что перечисленные психофизические особенности студентов не только учитываются, в процессе обучения, на их основе развивается личностный потенциал участников, при помощи качественной общей подготовки.
Имеется в виду организационная, познавательная, психологическая, морально-нравственная, социальная, творческая стороны. Это касается как педагогов, так и студентов.
Форма дебатов – чётко структурированная деятельность. Здесь есть свои правила, свой временной регламент и определённые требования, которые должны знать все участвующие в этом виде работы.
Познавательная составляющая подготовки включает в себя предварительную самостоятельную подготовку участников к дискуссии по заданной теме: знакомство с теоретическим материалом, поиск фактов, примеров, высказываний и т. п., отбор актуальной информации, выдвижение гипотез, построение доказательств. Изучение различных коммуникативных аспектов и навыков самопрезентации. В нашей деятельности мы иногда отказывались от предварительной самостоятельной подготовки студентов к дебатам. Это объясняется тем, что таким образом мы использовали эту учебную форму как часть контроля и самоконтроля подготовки студентов. Но такой способ оценивания знаний не всегда оказывался эффективным. Чаще всего мы используем дебаты для актуализации, систематизации и повторения материала.
Говоря о психологической составляющей подготовки к дебатам, мы отмечаем психологический климат в группе, характер взаимодействия между учащимися, между группами учащихся, между преподавателем и учащимися. По опыту мы знаем, что характер этих взаимоотношений вполне может определять методы обучения, которые будет реализовывать педагог. В том случае, если перечисленные взаимоотношения носят нездоровый, конфликтный характер, то не стоит применять технологию «Дебаты», без предварительной работы по улучшению психологической атмосферы в группе, чтобы не спровоцировать группового или личностного конфликтов.
Морально-нравственная сторона вопроса включает в себя способность участников соответствовать общепринятым нормам культуры общения, ориентацию на человека, гуманность и толерантность.
Социальная составляющая даёт возможность участникам дебатов почувствовать себя героями общественных событий, приблизиться к решению реальных социальных проблем.
Творческая сторона дебатов включает в себя изменения, нововведения, наработки, которые используют в дискуссии все её участники. Это может касаться найденного материала, манеры его подачи, организации самих выступлений и их эмоциональной окраски. Педагогический опыт показывает, что яркое, артистичное, эмоциональное выступление спикеров одной команды, перекрывает содержательно более полное, но сдержанное выступление спикеров другой и лучше воспринимается аудиторией.
Анализируя опыт использования формы дебатов в педагогической деятельности можно выделить следующие цели данной образовательной технологии:
– мотивировать студентов к процессу обучения;
– актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
– стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
– развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
– развивать познавательную активность студентов;
– развивать и совершенствовать способность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
– развивать коммуникативную культуру;
– овладеть навыками самопрезентации и публичного выступления;
– развивать способность учащихся работать в команде;
– развивать творческий потенциал студентов.
Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности методики дебатов, что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.
Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: учеб.-метод. пособие для учителя / Е.Г. Калинкина. – СПб., 2002. – С. 2-21.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. — СПб., 2008. — 179 с.
Орешина Е.Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов / Е.Е. Орешина // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. – Тамбов, 2008. – 24 с.
Полькина С.Н. Методическая система обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода / С.Н. Полькина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №17. – С. 293-297 с .
Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. – Москва, Издательство: Юрайт . — 2010. – 145 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине «Основы экономики» для специальности СПО 13.02.02 «Теплоснабжение и тепло.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 270101 Архитектура
Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине «Основы экономики архитектурного проектирования и строительства» по специ.
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного.
Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям(«
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика организации» для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» дают возм.
Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски.
Применение методов обучения в среднем профессиональном образовании
Применение методов обучения в среднем профессиональном образовании.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», професси.
Источник