Способы расстановки оборудования
Различают следующие виды технологической планировки торгового зала, которые определяют принцип размещения основных точек продаж:
Линейная (решетка). Линейная планировка предполагает схему размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно. Данная планировка характерна для продовольственных магазинов самообслуживания
· позволяет максимально использовать площади торгового зала
· позволяет четко формировать потоки движения покупателей
· создает лучшие условия для группировки и размещения товаров
· потребители наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах.
· изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала
· ввиду использования правильных геометрических линий, у покупателей возникает ощущение дискомфорта, отсутствия уюта
· не способствует прохождению покупателем всей площади торгового зала (в центральных проходах обычно меньше посетителей).
Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, смешанная, диагональная.
Решетка с линейным продольным размещением оборудования – торговое оборудование располагается перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку. Такая планировка препятствует свободному обзору всего торгового пространства, а также не эффективна с точки зрения большого количества проходов у главной стены, направляющей движение покупателей. Используется в торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м.
Решетка с линейным поперечным размещением – оборудование располагается параллельно входящему покупательскому потоку. Данная планировка вызывает эффект ощущения движения вдоль длинного забора.
Решетка со смешанным линейным размещением – сочетание продольного и поперечного размещения. Существует возможность установки большого количества дополнительных точек продаж, перемыкающим к краям основных рядов. Используется при ширине торгового зала более 24 м.
Диагональная решетка – расположение оборудования под углом к покупательскому потоку. Площадь торгового зала используется не очень эффективно.
ü Боксовая (трек, петля). Торговое оборудование размещено таким образом, что образует петлю, по которой покупатель двигается и тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары. Используется в крупных универсальных магазинах и торговых центрах, торговый зал которых разбит на отделы, секции, павильоны, изолированные друг от друга, где торговля ведется через прилавок. Недостаток: если покупатель захочет повернуть назад (что-то забыл или просто хочет посмотреть более внимательно) ему придется двигаться навстречу общему потоку.
ü Смешанная планировка. Она предполагает использования различных видов размещения оборудования (линейной (продольной, поперечной, диагональной) и боксовой). При этом очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы покупатель не чувствовал себя как в лабиринте.
ü Выставочная планировка.Используется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на разнообразных видах торгового оборудования (островах). Часто данная планировка используется при продаже светильников, предметов интерьера. В островах может выставляться посуда.
ü Свободная планировка. Предполагает расстановку торгового оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с общей концепций магазина, его возможностями. При этом покупатель чувствует себя непринужденно, т.к. его движение ничто не ограничивает.
Планировка магазина определяет размер и расположение торговых и подсобных помещений, делит площадь ТЗ на функциональные зоны и формирует маршруты передвижения покупателей посредством размещения отделов, секций и торгового оборудования.
К факторам формирующим планировку магазина относят:
-конфигурацию торгового зала;
— размещение входов и выходов;
— последовательность размещения отделов, секций и товаров;
— организацию покупательских потоков;
— систему установки оборудования и размещения узлов расчёта;
— систему освещения в ТЗ и др.;
Цель внутренней планировки – эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборот и прибыли владельца.
Планировка ТЗ должна отвечать следующим требованиям:
1. Эффективное использование пространства;
2. Организация логичной структуры торговли;
3. Передвижение покупателей по всему магазину;
4. Создание привлекательного интерьера, производящего на покупателя благоприятное впечатление;
5. Сбалансированности товарооборота путем продажи высокоэффективных товаров импульсного и пассивного спроса.
6. Снижения нагрузки на продавцов ТЗ;
7. Сохранности товаров;
Требования к последовательному размещению отделов и товарных групп:
1. Направление движения потоков покупателей 9поток должен привлекать покупателей в определённые места ТЗ);
2. Совместное приобретение (направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например от выкладки чая к кондитерским изделиям);
3. Частота покупок и характер спроса (товары частого спроса – в местах интенсивного покупательского потока; отделы целевого спроса – в отдалённых местах зала);
4. Продолжительность отбора товаров;
5. Свобода и удобство передвижения покупателей;
6. Трудоёмкость перемещения товаров из складских помещений (е должно быть пересечений покупательских и товарных потоков);
Источник
Системы расстановки оборудования в торговых залах
Стандартные системы расстановки торгового оборудования
В торговых залах магазинов применяются различные системы размещения оборудования. Стандартные варианты определены ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (табл. 3.11):
§ выставочная планировка оборудования
§ линейная планировка (решетка)
§ поперечная линейная планировка (прямая решетка)
§ продольная линейная планировка (решетка поперек)
§ диагональная линейная планировка (решетка-колосок)
§ радиальная линейная планировка
§ свободная (произвольная) планировка
Выбор вариантов организации технологической планировки торговых залов магазинов зависит от множества факторов, среди которых можно выделить:
— конфигурацию и площадь торгового зала;
— организационные методы обслуживания покупателей;
— тип и формат предприятия;
— ценовая политика (бутик, сток, Cash and carry, дискаунт и др.);
— специализация магазина: вид, широта и глубина ассортимента, его отличительные физические, механические, микробиологические и др. свойства, габариты товаров;
— размещение систем (ы) «вход-выход» (количество, совмещённость);
— систему естественного освещения, расположение и площадь оконных проёмов;
— размещение системы отопительных устройств;
— способы установки (монтажа) оборудования и возможности его подключения к источникам электроэнергии;
— размещение узлов расчета;
— последовательность размещения отделов, секций и товаров;
— способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;
— специфические особенности клиентуры;
— психологические особенности и другие составляющие природы человека.
Стандартное название | Вид |
Боксовая планировка— расстановка оборудования в виде обособленных отделов и секций; обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, которые похожи на отдельные бутики (рис.12) | |
Линейная планировка (решетка)торгового зала — схема размещения товаров и проходов для покупателей (в виде параллельных линий) (рис.13) | |
Поперечная линейная планировка (прямая решетка) — размещение торгового оборудования параллельно движению основного потока покупателей (рис.14) | |
Продольная линейная планировка (решетка поперек) — размещение торгового оборудования перпендикулярно движению основного потока покупателей (рис.15) | |
Продолжение таблицы 3.11
Диагональная линейная планировка (решетка- колосок) — размещение торгового оборудования параллельными рядами под острым или тупым утлом по отношению к основному потоку покупателей (рис.16) | |
Радиальная линейная планировка— размещение торгового оборудования радиально под острым или тупым углом по отношению к основному потоку покупателей (рис.17) | |
Свободная (произвольная) планировка— расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку (рис.18) | |
Островная планировка— размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов (рис.19) | |
Продолжение таблицы 3.11
Выставочная планировка оборудованияприменяется при продаже товаров по образцам с использованием специальных подиумов (рис.20) | |
Смешанная планировка— комбинация различных способов планировки (н-р, линейная и боксовая) (рис.21) | |
Смешанная планировка: а). решётка поперёк;б) решётка прямая; в1) решётка-колосок, увлекающая посетителя вглубь торгового зала;в2) решётка-колосок, выводящая покупателя к выходу (рис.22) | |
Строительные требования к планировке торгового зала:
1. к оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. Эти соотношения могут меняться в пределах до 1:2;
2. к торговому залу примыкают (преимущественно по длинной стороне) группы кладовых (помещения для хранения товаров) и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых);
3. предусматривать входы-выходы в торговый зал через тамбуры, которые, в зависимости от климатических условий, могут быть одинарными и двойными;
4. эвакуационные выходы располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне);
5. на каждом этаже размещать единый централизованный узел;
6. при площади торгового зала более 1,5 тыс. м 2 возможно размещать 2 (и более) расчетных узлов или предусматривать (в двух- и более этажных зданиях) на площади первого этажа единый для всех торговых залов расчетный узел;
7. при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам;
8. расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел) с условием обеспечения расчетной ширины основных эвакуационных выходов;
9. не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала;
10. в продовольственных магазинах торговой площадью не менее 1000 м 2 и в непродовольственных торговой площадью 3500 м 2 и более рекомендуется предусматривать место для администратора;
11. в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала (табл. 3.8), без учета площади отделов заказов и кулинарии, кафетерия и помещений для других видов услуг, расчет в которых производится через отдельные кассы;
12. площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала;
13. расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала:
— до 150 м 2 — не менее 10,5 магазин;
— при площади 1500 и более м 2 — не менее 20 м.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Основные способы размещения оборудования
РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ
Тема 8
План:
1. Основные способы размещения оборудования.
2. Размещение оборудования по технологическому принципу.
3. Размещение производства по предметному принципу.
4. Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта.
5. Размещение помещений сервисных предприятий.
Целью планировки является такое взаиморасположение этих объектов, которое обеспечит сглаженный производственный поток на заводе или специфическую схему обслуживания в сервисных организациях. В любом случае, при принятии решений об оптимальном размещении следует учитывать такие исходные посылки.
1. Конкретные цели и соответствующие критерии, используемые для оценки проекта. Основными критериями, учитываемыми при размещении, являются: размеры производственных площадей и расстояния, которые необходимо преодолевать между различными производственными элементами.
2. Спрос на изделия или услуги, производимые в данной системе.
3. Требования к проведению процесса, учитывающие число операций и объемы материальных потоков между отдельными элементами в схеме размещения.
4. Пространственные требования при размещении элементов в помещениях.
5. Пространственная доступность в пределах самого сооружения или, если это новое сооружение, то возможные строительные и архитектурные формы.
Все эти пункты фактически являются исходными как при планировании размещения производственных мощностей, так и при выборе производственного процесса, что рассматривалось в предыдущих главах. В этой главе рассматриваются принципы и методы размещения оборудования, используемые для различных производственных потоков. При разработке схемы размещения акцент делается на количественных методах, но в приведенных примерах подчеркивается и важность качественных факторов. В этой главе рассматриваются предприятия, занятые материальным производством, и сервисные службы.
Организация подразделений в производственные участки и соответствующее размещение оборудования определяются основными характеристиками производственного потока. Существует три основных способа размещения оборудования и организации рабочих мест: размещение по технологическому принципу, по принципу изготовления определенной номенклатуры изделий (предметный принцип), по принципу обслуживания неподвижного объекта, а также один комбинированный способ – по принципу групповой технологии, или формирования технологических ячеек.
Размещение оборудования по технологическому принципу(его также называют размещением по функциональному принципу или размещением производства, работающего по заказам) – это такой способ размещения, при котором одинаковое оборудование или однородные технологические операции группируются вместе, например все токарные станки располагают в одном месте, а все штамповочные прессы – в другом. Обрабатываемая деталь перемещается в соответствии с последовательностью операций с одного места на другое, где для каждой операции расположено соответствующее оборудование. Такой способ размещения характерен, например, для больниц, где определенные участки предназначены для оказания отдельных видов медицинской помощи, как, например, родильные палаты и отделения интенсивной терапии.
Размещение оборудования по предметному принципу(его также называют, размещением оборудования по ходу материального потока) – это такой способ размещения оборудования, при котором оборудование или производственные процессы выстраиваются по ходу технологических операций, через которые изделие последовательно проходит при изготовлении. Иными словами, траектория движения каждой детали представляет собой прямую линию. Производственные линии по изготовлению обуви, химические заводы, мойка автомобилей – все это примеры размещения оборудования и организации работ по предметному принципу.
Размещение оборудования по принципу групповой технологии (формирования технологических ячеек);принцип групповой технологии предполагает группирование различного оборудования в рабочие центры, или технологические ячейки, для обработки изделий, имеющих одинаковые или сходные способы и требования к обработке. Размещение оборудования по принципу групповой технологии, с одной стороны, аналогично размещению оборудования по технологическому принципу, в соответствии с которым создаются ячейки для выполнения определенного набора технологических операций, а с другой – напоминает размещение по предметному принципу, поскольку рабочие центры специализируются на выпуске ограниченного ассортимента изделий. Групповая технология также требует, чтобы для всех компонентов изделия была проведена технологическая классификация и установлены соответствующие коды, которые затем используют для определения типов оборудования, входящих в технологические ячейки.
Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объектареализуется в случае, если изделие (из-за больших габаритов или массы) в течение всего технологического процесса остается на одном месте. Производственное оборудование подвозится к изделию, а не наоборот. По такому принципу организованы судостроительные верфи, строительные и киносъемочные площадки.
Многие производственные объекты в целом представляют собой комбинацию различных видов размещения оборудования и организации процесса. Например, работу
одного цеха можно организовать на основе технологического принципа, а другого – на основе предметного. Обычно работа всего завода организуется по предметному принципу (изготовление основных узлов, промежуточная сборка, линия окончательной сборки), но каждая производственная стадия реализуется по технологическому принципу или по предметному, например, в сборочном цехе. Аналогично организация работ на основе групповой технологии часто встречается на участках, которые сами являются элементами широко применяемой на данном заводе организации производства по предметному принципу.
Источник