Дайте классификацию политических лидеров по способу легитимации их политического статуса

Политическое лидерство

Содержание:

↑ Лидерство

Легализация – это узаконение, разрешение деятельности какой-либо организации.
Легитимность – отношение к власти подчиненных, т.е. подтверждение законности государственной власти, признание обществом права управлять им.
Другими словами, если общество (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять и согласен подчиняться ей, то такая власть – легитимная. Так, после демократических выборов власть становиться легитимной, если же выборы были фальсифицированы, и власть была присвоена обманом или же в результате насиль- ственного свержения действующего правительства, то она нелегитимная.
Исходя из этого очевидно, что признание обществом власти – это легитимация, а разрешение властью деятельности общественных организаций – это легализация.
Лидер – это личность, обладающая ярко выраженными организаторскими способностями, и за которым общество признает право управления. Лидерство основывается на таких качествах как авторитет, престиж, харизма и власть, материальное и интеллектуальное превосходство.
Под авторитетом понимается оценка обществом личных качеств человека, а престиж – оценка обществом социального положения человека.

Классификации лидерства:

Лидерство может быть
1) формальным (официально признанным и юридически оформленным)
2) неформальным (авторитетная, харизматическая личность, имеющая большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности).

Политический лидер

Политический лидер – это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.
Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.

Как субъект он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших. Наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями.

Как объект политического процесса имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых –эффективность его деятельности. Испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Характерные черты:

  • Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.
  • Популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии.
  • Политическая воля, готовность брать на себя ответственность
  • Острый ум и политическая интуиция.
  • Организаторский талант и ораторские способности.
  1. Политическая деятельность затрагивает огромное количество людей, вследствие чего политический лидер практически не может воздейтсвовать на людей непосредственно. Воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.
  2. Всегда имеет помощников, аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров,которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.
  3. Деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер, так как он заинтересован, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, поэтому стремится расположить к себе разные социальные группы.

↑ Классификации политического лидерства.

Типы лидерства по стилю политического руководства

  • демократический
  • либеральный
  • авторитарный

Демократический ориентирован на взаимной вовлеченности всех в осуществление общей цели, соучастию и коллегиальное решение вопросов.
Либеральный характеризуется практически полной свободой подчиненных в своих действиях.
Авторитарный тип основывается на сильной личной власти, жестком контроле и системе наказаний

Типы политических лидеров в зависимости от политических целей:

  • консерваторы (стремятся сохранить существующий порядок)
  • революционеры (ставят целью коренные и резкие изменения в обществе)
  • реформаторы (выбирают путь посте- пенных преобразований, реформ).

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.

↑ Функции политического лидера

К основным функциям политического лидера относятся:

1) Согласование и объединение интересов различных слоев общества.
2) Выработка политического курса.
3) Принятие политических решений.
4) Управление обществом.
5) Поддержание общественного порядка
6) Обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности
7) Обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями
8) Инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения (возбуждение народного энтузиазма, создание определённых экономических стимулов)

Читайте также:  Способы целеуказания огня артиллерии

Источник

Лидерство по способу легитимации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Лидерство по способу легитимации

Лидерство – это способность индивида влиять на других людей либо на социальные группы с целю направления их деятельности на достижение неких целей.

Лидер может быть назначен (официальный лидер) или выбран самой группой (неформальный лидер). Стоит отметить, что неформальный лидер не имеет полномочий, он является равноправным членом группы, чье мнение по той или иной причине слушает команда.

Многоаспектность концепции политического лидерства привела к тому, что образовалась его разнообразная типология (классификация).

Известный социолог Макс Вебер сформировал типологию лидерства в зависимости от метода легитимации власти.

Легитимация — это процесс признания социальными субъектами важности социально-политической реальности в целом и ее отдельных проявлений и компонентов.

Легитимация власти — это обеспечение признания, утверждения установленного порядка политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, правового и психологически приемлемого.

По методу легитимации лидеры бывают:

  • традиционные лидеры (в традиционных обществах, неразвитых в социокультурном отношении): племенные лидеры, монархи. Важно, что их авторитет обычно основывается на каких-то определенных обычаях, нормах традициях;
  • рационально-правовые лидеры (демократически избранные, их власть основана на разуме);
  • харизматичные лидеры, которые наделены, по мнению общества, какими-то выдающимися, привлекательными качествами (их авторитет основан на вере и эмоциях).

Сама харизма обычно выражается в реальных возможностях того или иного лидера, а также тех качеств, которые имеют его последователи. В этом случае реальные индивидуальные качества и характеристики иногда могут играть второстепенную роль по сравнению с сформированным внешним видом (имиджем) или просто эмоциями толпы. Понятие культа личности связано с харизмой, которая представляет собой наиболее высокую оценку роли какого-то конкретного лидера в истории. Стоит отметить, что культ личности считается естественной предпосылкой и в то же время следствием тоталитарной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции лидера

Своеобразие функций конкретного лидера определяется характеристиками группы, которой он руководит; в демократических группах важное значение имеют совершенно другие функции, чем в авторитарных. Однако это не означает, что руководить группами с демократической структурой намного легче, чем с авторитарной. Ведь суть в том, что данные функции просто отличаются на качественном уровне.

Все функции лидера делятся на:

  • лидер как администратор;
  • лидер как планировщик;
  • лидер как политик;
  • лидер как эксперт;
  • лидер как представитель группы во внешней среде;
  • лидер как регулятор отношений внутри группы;
  • лидер как источник наград и наказаний;
  • лидер как пример;
  • лидер как символ группы.

Лидер как администратор, независимо от того, разрабатывает ли он сам важные и самые главные направления деловой политики или они ему прописаны сверху, в его обязанности неизменно входит функция мониторинга реализации. Более того, суть административной функции заключается не в том, чтобы выполнять работу самостоятельно, а в том, чтобы назначать ее другим членам группы.

Бывает такое, что человек, оказавшись в роли администратора, страдает от того, что не может переложить хотя бы часть ответственности и полномочий на других. Это происходит только из-за того, что ему кажется, что во всем обязательно нужно его личное участие и присутствие. В итоге это обычно лишает подчиненных чувства собственной ответственности и препятствует их участию в работе группы.

Лидер как планировщик часто берет на себя ответственность за разработку методов и средств, с помощью которых целая группа самостоятельно достигает своих целей, которые были поставлены. Данная функция может включать в себя и определение необходимых шагов, и формирование каких-то долгосрочных планов действий.

Лидер как политик ставит цели, связанные с поведением целой группы. Он определяет цели той или иной группы, а также способы их достижения. А это считается обязательной функцией абсолютно любого лидера.

Читайте также:  Юрисдикционные способы защиты семейных прав

Лидером в качестве эксперта часто является человек, к которому обращаются в качестве источника достоверной информации или квалифицированного специалиста.

Разумеется, при высоком уровне разделения имеющихся функций в каких-то больших группах руководители вынуждены использовать услуги различных депутатов, специалистов и консультантов. Отметим, что в этом случае выбор этих специалистов второго этапа однозначно характеризует способности руководителя.

Лидер в качестве представителя той или иной группы во внешней среде считается неким должностным лицом определенной группы. Такой лидер выступает во внешней среде, можно сказать, от имени всех участников той или иной группы. Именно поэтому всем членам группы не может быть безразлично, кто и как будет представлен; лидер в этом случае определяет абсолютно всех участников группы, их выдающийся коллективный разум, силу воли, различные стремления и многое другое.

Лидер в качестве регулятора имеющихся отношений внутри определенной группы обычно занимается регулированием личных и деловых отношений внутри конкретной группы. Стоит отметить, что это происходит через некую внутреннюю связь, которая может иметь различную форму. Существуют такие группы, в которых абсолютно вся информация всегда проходит через лидера; также бывают люди, которые очень близки к лидеру, которые закрывают сеть; есть тип группы, где лидером является «один из всех».

Лидер как источник наград и наказаний. Очень важным, даже главным обстоятельством, с точки зрения участника группы, считается имеющиеся система поощрений и различных штрафов. Такую систему лидер обычно использует для того, чтобы контролировать всю деятельность участников определенной группы.

Данная функция всегда основана на высоких требованиях к личным качествам конкретного лидера, а особенно в тех группах, в которых больше внимания уделяется не материальному, а именно моральному фактору. Понятно, что каждый лидер обязательно должен знать и понимать индивидуальную мотивацию каждого члена группы, чтобы измерить влияние мер стимулирования по отношению к каждому из членов группы. В дополнение к административному регулированию членов и применению формальных стимулов, лидеру можно использовать различные неформальные социальные санкции, которые, как правило, формируются в небольших группах.

Неформальные санкции — это методы, с помощью которых люди, которые знают друг друга, показывают свое уважение к тем, чьи действия и поведение соответствует всем их ожиданиям, и выражают недовольство по отношению к тем, кто не соответствует их ожиданиям.

Лидер в качестве примера. Интересно, что в определенных типах групп лидер имеет возможность стать определенной моделью поведения для остальной части группы, то есть предоставляет им визуальную индикацию того, кем именно они должны стать и что они всегда обязаны делать.

Лидер как символ группы. Лидеры, являясь неким ядром групп, всегда начинают выполнять символическую функцию. Ведь их имена присваиваются всему движению (и косвенно его участникам), в частном промышленном мире собственники фирм сами проводят такую символизацию, учитывая их бизнес как расширение их личности, религиозных движений и сект очень долго носит имена их основателей и т. д.

Источник

Политическое лидерство. Функции и типология политических лидеров

Содержание:

Политическое лидерство – систематическое воздействие влияющего лица на другие лица или организации, социальную группу или общество. Лидерство признается как специальный статус, позволяющий разрабатывать и принимать властные решения, зачастую статус принадлежит руководящим должностям. Также лидерство определяется как специфический метод поведения социальной группы, которая удовлетворяет потребности населения, обладая властными полномочиями. Лидер взаимодействует с обществом в целом, распространяя свою идеологию на массы.

Определяющие аспекты политического лидерства: черты характера влиятельного лица; инструментарий, направленный на реализацию полномочий; ситуации, сопровождающие политического лидера в ходе его деятельности.

Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру

Качества Характеристика
Природные качества – это те биологические характеристики, которые заложены с рождения (харизма, трудолюбие, решимость, чутьё, сила воли и т.д.).
Нравственные качества – личностные установки каждого индивида (честность, гуманизм, верность своей деятельности, благородство, неподкупность, забота об обществе и т.д.).
Профессиональные качества – достигнутые знания и умения в ходе систематического обучения в средних и высших учебных заведениях (отстаивание своего мнения, глубина познаний, ораторские способности, компромиссы, чувство такта, толерантность, компетентность и т.д. Компромисс имеет большое значение в профессиональных качествах, т.к. позволяет лидеру быть гибким и подстраиваться под ситуации, извлекая максимальную выгоду).
Читайте также:  Способ регуляции ключевого фермента распада гликогена

Инструменты власти, используемые политическим лидером – политические партии; судебная система; законодательные орган; СМИ; аппарат бюрократии.

Типология политических лидеров

  1. По целям и воздействия на общество:
    • консерваторы (стремление сохранить статус-кво социума);
    • реформаторы (главная цель – изменение властных структур, которое сопровождается широкими реформаторскими действиями);
    • революционеры (основная цель связана со стремлением радикально изменить общественную систему, порой с использованием восстаний и военных действий).

  2. От видов ресурса и авторитета:
    • традиционные (основывается на господствующих традициях и нормах. Подчинение происходит на основаниях веры религии, святости, передачи власти по наследству. Право стать лидером приобретается с момента рождения наследника. Традиционная система представлена управлением вождей, монархов, старшин и т.д.);
    • рационально-легальное (второе название системы – бюрократическая. Система построена на легальности избираемого лидера, рациональном мышлении политического деятеля, передача полномочий. Власть распределяется законодательством и правовыми нормами, которые признаются социумом);
    • харизматическое (власть лидера построена на харизматических качествах, которые признаются обществом, определяясь как исключительность черт характера).

  3. В зависимости от методов управления обществом:
    • демократический (строится на гуманизме, где имеют значения достоинства личности),
    • авторитарный (стиль методов управления, характеризующимися недемократическими характеристиками; авторитарные методы опираются на монополию власти, которой владеют деспоты, тираны, диктаторы).

  4. В зависимости от личностных качеств политического лидера в той или иной ситуации:
    • Лидер-«знаменосец» – индивид, имеющих собственные цели и видение объективной действительности; занимается разработкой программ и стратегий на политическую систему общества.
    • Лидер-«служитель» — лидер, имеющий группу приверженцев, взгляды которых он транслирует в общество.
    • Лидер-«торговец» — яркий политик, который презентабельно преподносит свои идеи обществу, убеждая их в правильности решения и желанию осуществления задуманного.
    • Лидер-«пожарный» — деятель, который решает острые проблемы, по мере возникновения. Решает трудности, вставшие перед его приверженцами и избирателями, стремясь разрешить проблемы и удовлетворить потребности.

  5. По способу утверждения лидерства:
    • формальное (деятель, занимающий руководящий пост, который был назначен на должность органами свыше, имеет протокол действий и полномочий),
    • неформальное (сложено в ходе взаимодействий с социальной группой).

  6. Психологическая концепция: разработана Фрейдом, согласно идее, акцент ставится на мотивации действий лидера.

Функции политический лидеров

  1. Аналитическая функция – связана с глубоким анализом происходящего в объективной реальности, внимание уделяется объективным и субъективным факторам.
  2. Разработка программы действий.
  3. Мобилизация государства для выполнения принятой программы действий.
  4. Новаторская функция – политический деятель занят разработкой нового плана и программы развития общества, составляя новые стратегии действий, совершая реорганизацию политической системы; направлено на улучшения качества жизни общества.
  5. Коммуникативная функция – предоставление необходимых потребностей и интересов населения в политических митингах и демонстрациях, в программах политических деятелей.
  6. Организаторская функция – объединение населения для воплощения принятых решений в жизнь государства, сплочение различных социальных групп и классов, объединения сторонников реформаторства.
  7. Координационная функция – заключается в координации интересов и действий субъектов политических изменений (институты политического назначения).
  8. Интегративная функция – стремление сохранить стабильную остановку в обществе, поддержание мира; сплочение социальных групп и политических сил государства.
  9. Институционалистская функция – разработка политическим лидером механизма реализации намеченных планов.
  10. Функция легитимности политического порядка – признание и обожествление населением политического лидера.
  11. Функция арбитража и патронажа – осуществлять защиту наслоения от бюрократии и беззаконности, быть воплощением справедливости и порядка.
  12. Функция поддержания консенсуса – осуществление мер по сплочённости населения, своевременное решение проблем.

Специфически особенности политического лидерства:

  • Взаимодействие признанного лидера и политических партий, социальными группами и СМИ;
  • Кооперативный тип лидерства;
  • Ограничение на деятельность лидера существующими нормами и законами.

Источник

Оцените статью
Разные способы