- Каким бывает способ формирования:
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «способ»
- Ассоциации к слову «формирование»
- Синонимы к слову «способ»
- Синонимы к слову «формирование»
- Предложения со словосочетанием «способ формирования»
- Значение слова «способ»
- Значение слова «формирование»
- Афоризмы русских писателей со словом «способ»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «способ»
- Значение слова «формирование»
- Предложения со словосочетанием «способ формирования»
- Значение слова «формирование»
- формирова́ние
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Формирование
- Полезное
- Смотреть что такое «Формирование» в других словарях:
- СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
- Читайте также
- 14. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
- Обзор научных результатов, подкрепляющих концепцию DIR
- Словарь научных терминов
- Дельфины в научных лабораториях
- 1.1. феномен игры в научных теориях и культуре
- Инструкция для читателя научных статей
- Инструкция для читателя научных статей
- Глава шестая Исследование развития научных понятий в детском возрасте Опыт построения рабочей гипотезы
- Метод формирования искусственных понятий
- УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
- Пять научных заключений по поводу исцеления
- Формирование понятий
- Определение понятия: классический подход
- Гуманитарный подход к конструированию определений педагогических понятий: описательные и апофатические определения
Каким бывает способ формирования:
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: планомерный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «способ»
Ассоциации к слову «формирование»
Синонимы к слову «способ»
Синонимы к слову «формирование»
Предложения со словосочетанием «способ формирования»
- Они признавали идею народного суверенитета, а выборы считали способом формирования властных институтов.
Значение слова «способ»
СПО́СОБ , -а, м. Образ действий, прием осуществления чего-л. Способ изготовления стекла. Решение задачи различными способами. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «формирование»
ФОРМИРОВА́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. формировать и формироваться. Формирование характера. Формирование кустов винограда. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «способ»
- Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «способ»
СПО́СОБ , -а, м. Образ действий, прием осуществления чего-л. Способ изготовления стекла. Решение задачи различными способами.
Значение слова «формирование»
ФОРМИРОВА́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. формировать и формироваться. Формирование характера. Формирование кустов винограда.
Предложения со словосочетанием «способ формирования»
Они признавали идею народного суверенитета, а выборы считали способом формирования властных институтов.
Наименее удачным, а потому и наименее рекомендуемым следует признать способ формирования групп, основанный на том, что дети сами решают, с кем будут работать.
Нам нужно ещё обсудить способ формирования представлений и восприятия с помощью индуктивных умозаключений.
Источник
Значение слова «формирование»
1. Действие по знач. глаг. формировать и формироваться. Формирование характера. Формирование кустов винограда. □ Главного врача, д-ра Давыдова, я видел редко: он был занят формированием госпиталя. Вересаев, На японской войне. Идет формирование новых казачьих частей. — Прямо на улице за столами писаря составляют списки. Серафимович, Железный поток.
2. Воинское соединение, часть. Из станицы выбрасывались свежие формирования: полки, батальоны. Первенцев, Кочубей.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФОРМИРОВА’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Действие по глаг. формировать и состояние по глаг. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж.-д.). Ф. взглядов. Ф. полков. Ф. организма. 2. Сформированная, вновь организованная воинская часть (воен.). В армию влиты свежие формирования. Прибытие формирований на фронт.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
формирова́ние
1. действие по значению гл. формировать; образование, установление, организация чего-либо ◆ Второй фактор, влияющий на формирование цены не в пользу покупателя, — таможенные тарифы и пошлины. Максим Милованов, «Рынок тщеславия», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Жители Львова, напуганные приходом казаков, Сейм, влиятельнейшие польские вельможи — все требуют от короля прекратить формирование странного войска. Эдвард Радзинский, «Лжедмитрий», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. канц. то же, что отряд, подразделение ◆ В нашем бараке сорок ребят записались в добровольческое формирование. Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подножка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Формирование
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое «Формирование» в других словарях:
формирование — См … Словарь синонимов
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… … Толковый словарь Ушакова
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… … Словарь иностранных слов русского языка
формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть … Большой Энциклопедический словарь
ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… … Википедия
формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping … Справочник технического переводчика
Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Источник
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ
Формирование понятий представляет собой активную деятельность, направленную на решение познавательных задач. Эта деятельность включает постановку и решение проблем, формулирование и проверку гипотез. В отличие от представлений и житейских понятий научные понятия отражают не непосредственные чувственные свойства предметов, а их общие и существенные объективные отношения. Значения научных понятий раскрываются только в их системе, через их отношения, которые отражают объективные связи вещей и явлений. Эти связи обнаруживаются не непосредственно восприятием, а в процессе деятельности. Следовательно, источник научного понятия – не сам чувственный опыт, а определенное действие, которое путем преобразования предметов обнаруживает в них новые отношения и свойства. В одних случаях они имеют значение для выполнения предметами определенных функций, а в других несущественны для этих функций.
Свойства, необходимые для реализации определенных функций, называют функциональными. Научные понятия выделяют и закрепляют функциональные свойства вещей и явлений. Образование новых понятий не обязательно связано с обнаружением новых вещей. Оно связано с выявлением свойств, существенных для выполнения теми же вещами какой-нибудь новой функции. Следовательно, новые понятия закрепляют обнаруженные функции вещей и явлений. Таким образом, научные понятия не просто «выводятся из опыта», а создаются в соответствии с поставленной задачей. При этом уже имеющиеся знания используются с новой точки зрения для выработки новых классификаций объектов, новых способов решения задач. О том, что такой путь образования понятий существует, свидетельствует история науки.
Исследования показывают, что такое образование понятий может осуществляться не сколькими путями.
1. Благодаря переходу на другую степень организации, когда ранее самостоятельные совокупности становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения или обобщения. Обратный процесс – расчленение или конкретизация.
2. В форме изменения принципа организации, когда координация заменяется их субординацией (подчинением) или обратно. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему – децентрированием.
3. Посредством перецентрирования, т. е. выдвижения в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно. Так, при переходе от понятия «конгруэнтные треугольники» к понятию «подобные треугольники» размер сторон становится второстепенным, а величины соответствующих углов – главным признаком объединения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
14. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
14. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные
Обзор научных результатов, подкрепляющих концепцию DIR
Обзор научных результатов, подкрепляющих концепцию DIR (Ниже в адаптированном виде представлен раздел из: Greenspan, S. I. Research Support for a Comprehensive Developmental Approach to Autistic Spectrum Disorders and Other Developmental and Learning Disorders: The Developmental, Individual Difference, Relationship-Based Model [доступно на веб-сайте www.icdl.com].)Как уже
Словарь научных терминов
Словарь научных терминов Беглость – один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возникающих в единицу времени.Вдохновение – состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.Воображение – способность фантазировать;
Дельфины в научных лабораториях
Дельфины в научных лабораториях Начиная с 60-х гг. прошлого века дельфины неоднократно выходили на передний край науки. Они оказались превосходными лабораторными животными, которые спокойно относятся к экспериментам и позволяют ставить на себе различные, порой очень
1.1. феномен игры в научных теориях и культуре
1.1. феномен игры в научных теориях и культуре В наше время мало кто из специалистов, работающих в тренинговом формате, не понимает значения игры, но лишь немногие умеют эффективно ее организовать и сделать союзником своей профессиональной деятельности. Этот парадокс
Инструкция для читателя научных статей
Инструкция для читателя научных статей Науку делают люди, то есть когда-то халтурят, выдают желаемое за действительное, обманывают и обманываются. И только наивный, не знающий очевидную для посвященного подноготную, принимает за чистую монету то, что читает в серьезном
Инструкция для читателя научных статей
Инструкция для читателя научных статей Во всех основных разделах современной научной работы – во введении, изложении экспериментальных результатов и так далее – встречаются традиционные, общеупотребительные выражения. Ниже мы раскрываем их тайный смысл (в
Глава шестая Исследование развития научных понятий в детском возрасте Опыт построения рабочей гипотезы
Глава шестая Исследование развития научных понятий в детском возрасте Опыт построения рабочей гипотезы IВопрос о развитии научных понятий в школьном возрасте есть прежде всего практический вопрос огромной, может быть, даже первостепенной важности с точки зрения задач,
Метод формирования искусственных понятий
Метод формирования искусственных понятий Перейдем к последнему разделу нашей темы и остановимся на некоторых специальных формах метода классификации. Эти формы обычно мало применяются на практике, но о них необходимо рассказать потому, что на их основе в дальнейшем
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ Условий формирования понятий несколько.1. Особенности личности и мотивации. Формирование понятий управляется определенной целью и возникает под влиянием соответствующих мотивов. Функции объектов, отображаемые понятиями, должны
Пять научных заключений по поводу исцеления
Пять научных заключений по поводу исцеления 1. Исцеление через намерение доступно обыкновенным людям, хотя одни могут иметь больше опыта или врожденных склонностей в этой области, чем другие. Существуют конкретные свидетельства того, что люди, способные исцелять силой
Формирование понятий
Формирование понятий Уровнем развития нейросети является число взаимосвязей нейронов. Если крысу вырастить в полной темноте, то число взаимосвязей между нейронами зрительной области коры уменьшается, а между нейронами слуховых и обонятельных зон коры –
Источник
Определение понятия: классический подход
Часто определение термина, понятия или категории рассматривается как один из видов теоретически значимых результатов научно-исследовательской деятельности. Необходимость дать определение используемому термину, понятию или категории (определить их) возникает в процессе исследования, как правило, в следующих случаях:
а) в научных источниках отсутствует определение рассматриваемого термина, понятия или категории;
б) напротив, существует множество различных вариантов определений, но ни один из них не может быть признан удовлетворительным в контексте собственного исследования;
в) требуется выделить (подчеркнуть) конкретный аспект в изучаемом предмете или рассмотреть этот предмет с определенных (обозначенных) позиций.
Определить понятие — значит раскрыть сущность обозначаемого им явления или предмета, уточнить, что собственно понимается, имеется в виду, когда используется данное слово или словосочетание.
Определение (дефиниция, от лат. definitio ) термина, понятия или категории должно включать, как минимум, две содержательные части:
1) место и роль определяемого (к какому роду относится);
2) его качественное своеобразие (видовые отличия);
Расширенное определение дополняется еще двумя частями:
3) способ существования или сущность (проявляется в функциях определяемого в структуре более широкой системы);
4) содержание определяемого (из чего оно складывается, состоит).
Как подробно следует определять используемые в исследовательской работе термины, понятия или категории? Очевидно, все их можно разделить на три группы:
Первая — ключевые категории, через которые определяется тема и методологический аппарат исследования. Этим категориям должно быть дано полное определение.
Вторая — вспомогательные понятия и категории, которые не являются ключевыми для данного исследования, но важны для понимания его специфики и полученных выводов. Их достаточно определить по первым двум пунктам.
Третья группа — термины и понятия, составляющие терминологический аппарат науки и методологического подхода, в рамках которых проводится исследование. Если их понимание не является специфичным для данного исследования или используемого методологического подхода, то достаточно, чтобы их определение было понятно из контекста.
В логике разработаны правила формулирования определений :
Пример порочного круга в определении приводит Е. В. Титова: в одном из словарей понятие «инициатива» определяется как «почин, деятельность, осуществляемая по внутреннему побуждению». В данном случае определяющее слово «почин» само нуждается в определении. Находим это слово в том же словаре: «Почин — инициатива, проявленная кем-либо в деятельности». Частным случаем порочного круга в определении понятий могут быть тавтологии. Например: «Коллективист — это человек коллективистской направленности» или «коллективистских убеждений».
Для того чтобы сформулировать определение какого-либо термина, необходимо выполнить следующие действия: 1) выделить понятие из круга других, иногда близких по содержательному наполнению, понятий; 2) выявить общие признаки, характерные для ряда явлений, которые можно обозначить данным понятием; 3) установить связь данного понятия с другими — как «по вертикали», так и «по горизонтали».
Например, Е. В. Бондаревская дает следующее определение категории «воспитание»: «Воспитание — это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности». Для того, чтобы сформулировать это определение, необходимо было «отделить» воспитание от таких явлений, как образование и обучение, выявить то, что характерно для воспитания в любых его проявлениях (связь с культурой), установить его связь с педагогическим процессом и такими явлениями, как становление личности и индивидуальности ребенка.
Е. В. Титова выделяет типичные ошибки определений , которые встречаются в исследованиях:
Отсюда правомерно выделить критерии грамотного определения : точность (по смыслу), однозначность (определять только одно понятие), полнота (но не перегруженность), адекватность (лексическое соответствие определяемому понятию), правильность (соответствие правилам) .
В гуманитарной педагогике и психологии все чаще применяются так называемые описательные определения , в которых специфика исследуемого феномена раскрывается через описание его содержательных характеристик. Необходимость использования описательных определений обусловлена пониманием педагогической реальности как множественной, а потому не поддающейся однозначным определениям, сформулированным в традиционной форме. Описывая те или иные стороны объекта (иногда в сравнении с другими — сходными либо принципиально отличными), показывая его специфику, исследователь тем самым выделяет его из круга других образовательных феноменов.
При конструировании описательных определений допускается использование символов и метафор, которые позволяют донести до научного сообщества, читателей и слушателей те смыслы, которыми наделяет исследователь то или иное явление. Гуманитарное мышление — это мышление не только логическое; оно обязательно предполагает ассоциативное, метафорического, аллегорическое, образное мышление, что находит отражение в специфике описательных определений. По мнению Л. М. Лузиной, «ассоциативность мышления, символизация языка педагогики, языка описания модели воспитания «смягчает» жесткость системы, определяет ее как вероятную, научную именно в гуманитарном (инонаучном) смысле. смысловая структура понятий-символов направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира».
Символ, метафора, аллегория всегда интерпретируются соответственно культурно-историческому пространству и времени и потому, в отличие от жесткого языка терминов, всегда направлены на понимание иной культуры, отраженной в тексте, понимаемом широко, как он трактуется в герменевтике. Символ более гибок и многозначен, нежели термин, предполагающий однозначную трактовку и выполняющий в числе прочих нормативную функцию, он включен в огромное число всевозможных текстов и тем самым способствует их глубокому пониманию.
Такие разновидности символического описания, как метафора и аллегория, являясь разновидностями нестрогой аналогии, которая лежит в основе моделирования в педагогике, могут рассматриваться как эвристические методы познания. Символ, метафора, аллегория позволяют установить связи между различными явлениями независимо от того, каким термином эти явления обозначаются. Этим и определяется их высокий потенциал в плане понимания тех явлений, которые связаны со становлением «человеческого в человеке». Способность мыслить символами, метафорами, образами чрезвычайно важна для исследователя, поскольку позволяет ему соотнести друг с другом разные образы педагогической действительности.
Никакое определение не может охватить всех сторон определяемого, оно лишь раскрывает наиболее существенные для данной ситуации стороны. Таким образом, формулируя определение, исследователь фактически строит модель определяемого феномена в исследуемом аспекте. Системный объект может быть описан лишь системой определений. Поэтому чаще всего в теоретических работах термины, понятия и категории не вводятся раз и навсегда формальными дефинициями, а раскрываются все глубже в ходе анализа.
Гуманитарный подход к конструированию определений педагогических понятий:
описательные и апофатические определения
Помимо традиционных определений-дефиниций, в рамках гуманитарно-целостного подхода появляются возможности для конструирования и использования определений, выстраиваемых на основе положений феноменологии и герменевтики. К ним относятся апофатические и описательные определения.
Апофатический подход к определению понятий берёт начало в богословской традиции Православной Церкви, которая утверждает два возможных пути постижения Бога – катафатический (положительный) и апофатический (отрицательный). Первый путь ведет к несовершенному знанию о Боге как высшей духовной реальности; второй приводит к полному незнанию и именно поэтому является путём совершенным. В этом проявляется один из многочисленных парадоксов православного миропонимания. Однако этот парадокс, распространённый на все феномены бытийного характера (например, на воспитание и на всё, что с ним связано), открывает перед исследователем широкие возможности в плане понимания основных педагогических категорий.
Апофатическое богословие изначально признаёт, что существует некая духовная реальность, которая сама по себе непознаваема, по отношению к которой неприменимы все методы познания, применимые в тварном мире (как материальном, так и духовном). Как отмечает В. Н. Лосский, «здесь речь идет не о познании, а о соединении. отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа Которого остается для нас непознаваемой». Соединение же предполагает не поиск положительных знаний о сущности феномена (составление понятий, логические заключения и пр.), а «опытное познание того, что превосходит всякое разумение»; при этом «решительно исключается всякое абстрактное и чисто рационалистическое богословствование», поскольку никакие понятия не в состоянии отразить всю полноту духовной реальности.
Ряд выводов апофатического богословия представляется важным для понимания педагогических феноменов и конструирования определений педагогических понятий. Во-первых, это вывод о том, что сущность («природа») явлений бытийного порядка, к которым относится, например, воспитание, принципиально непознаваема, если использовать термин «познание» в традиционной «естественнонаучной», когнитивной трактовке; более того, по утверждению св. Дионисия Ареопагита, высшая духовная реальность вообще «лишена сущности, ибо она существует прежде всякой сущности, прежде движения и прежде покоя». Здесь апофатическое богословие смыкается с феноменологическим подходом, отрицающим наличие сущности у человека и вещей окружающего мира.
Во-вторых, вывод о необходимости духовных усилий в процессе приближения к высшей духовной реальности. Здесь невозможна позиция отстраненного наблюдателя. По выражению В.Н. Лосского, «это – экзистенциальная позиция, при которой человек целиком захвачен… нужно меняться, становиться новым человеком». Этот вывод не противоречит гуманитарно-целостному подходу, не только признающему субъективность в понимании педагогических явлений, процессов, деятельности, но и утверждающему необходимость такой субъективности, субъект-субъектных отношений не только в практической педагогической деятельности, но и в педагогическом исследовании. Кроме того, данный вывод ориентирует исследователя на изучение различных форм бытия, различных форм духовного опыта, о чём говорит, например, Л. М. Лузина.
Апофатические определения позволяют составить чёткое представление о том, чем не является данный феномен, выявить те черты, которые ему не присущи . При их конструировании используются словесные формулы «…не есть…», «…не совпадает…», «…не следует отождествлять…» и т.п. В результате исследователь получает «портрет» изучаемого феномена, составленный «от противного», своего рода негатив, который, несмотря на свой отрицательный характер, обладает большими познавательными возможностями.
Можно выделить следующие функции апофатических определений :
Выразить, представить неисчерпаемость смыслов и значений, заключенных в педагогических феноменах, по словам Л. М. Лузиной, «посредством «связывания» общими понятиями, научными категориями и терминами с их плосконазывной однозначной интерпретацией реальных процессов воспитания не всегда продуктивно». В свете сказанного наиболее адекватными для исследования педагогических явлений, процессов, деятельности представляются описательные определения .
Описательные определения раскрывают существенные характеристики того или иного педагогического феномена – как содержательные (статические), так и процессуальные (динамические). При конструировании таких определений исследователь руководствуется не правилами формальной логики, а правилами установления смысловых соответствий, разработанными в герменевтике. Кроме того, описательные определения могут содержать символы, метафоры; иногда по форме они являются более наглядно-образными, нежели строго научными.
Описательные определения имеют ряд преимуществ :
Апофатический и описательный подходы к конструированию определений педагогических понятий не исключает других подходов. Это один из возможных путей постижения педагогических объектов, явлений, процессов, который может использоваться совместно с другими. Так, при исследовании феноменологических проявлений вполне эффективен системный подход, при взгляде на феномен в процессе его развития – синергетический и т.д. М. К. Мамардашвили отмечает, что одинаково высокий эффект может достигаться не только в результате работы со смысловыми связями, но и, например, через внесение структуры, что является необходимым условием применения системного подхода.
Источник