Что значит сопряжено отраженные способы действия с предметом

Что значит сопряжено отраженные способы действия с предметом

Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания, требуют от педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия, многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку».

«Способ сопряженных действий» заключается в следующем: педагог, находясь за спиной ребенка, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они проговариваются.

Этот способ наиболее эффективно позволяет «соединять» слова с соответствующими им действиями и тем самым преодолевать характерный для детей с нарушением зрения разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями. Речевое объяснение часто требует больше времени, чем само действие, и задерживает его выполнение, но слова позволяют восполнить отсутствие или недостатки зрительного восприятия. Значения собственной предметно-практической деятельности учащихся позволяют детям научиться выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой и обувью, ремонту одежды, уходу за жилым помещением.

Таким образом, формированию практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод, так как навыки не могут быть сформированы без самих практических действий учащихся, без упражнений и закреплений определенных операций и последующего их превращения в умение. Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в бокал, если он не научился еще наливать холодную воду.

Многие предметы и орудия труда, используемые на занятии, могут быть детям не знакомы. Поэтому первым условием формирования трудового действия является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение техническими приемами работы с ними. Педагогу целесообразнее «демонстрировать» последовательность операций или руками незрячего ученика, или того, кто видит хуже остальных, или того, кому предметно-практическая деятельность дается труднее, чем остальным. Сначала педагог, проговаривая все производимые действия, выполняет их совместно с тем ребенком, который имеет остаточное или слабое зрение и легко овладевает программным материалом по СБО. Затем, проводится обучение одновременно уже двух учеников: учитель при этом берет самого «трудного» ребенка, а первый из обученных, становясь помощником учителя, — самого «легкого». Ребенку помощнику такое поручение позволяет поупражняться в сопряженных действиях со сверстником. Эти навыки имеют большое компенсаторное значение и очень будут полезны ему как в школьной, так и в будущей самостоятельной жизни. Любая форма педагогического воздействия требует дифференцированного подхода к учащимся и учета индивидуальных возможностей каждого из них. Поэтому важно так организовать занятия, чтобы у безынициативных детей пробудить интерес и стремление к познаниям в социальной и бытовой сферах жизни человека, а главное обрести веру в свой успех.

Источник

Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста

Татьяна Гицевич
Использование сопряжённой гимнастики как средство развитие речи у детей дошкольного возраста

Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.

Почему я выбрала именно это направление в своей работе?

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, к внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Несмотря на то, что дети к подготовительной группе осваивают много различных пальчиковых игр, уровень их мелкой моторики оказывается, недостаточно сформирован. Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения, по развитию графомоторных навыков. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия. Включение на занятиях с дошкольниками нетрадиционных форм проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств помогает ребёнку концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку. Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Перед каждым упражнением делаем с детьми разминку, состоящую из трех этапов

1. Самомассаж рук – начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.

Су – джок терапия –дети перекатывают мячик – ежик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую. Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца. К каждому упражнению используется небольшой стишок.

Читайте также:  Назовите способы искусственного очищения крови

2. Артикуляционная гимнастика – «голодный хомячок» — втянуть щеки.

«часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

3. После разминки можно начинать сопряженную гимнастику.

Воспитатель произносит текст, а дети показывают руками и языком.

Для начинающих гимнастика состоит из одного предложения,например :

Землянику мы нашли.

Язык – движение языка вверх, вниз.

Руки – ходьба указательным и средним пальцами.

Гимнастика из двух предложений.

«На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка».

Руки – соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Язык – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.

«Кошка глазки закрывает, кошка спинку выгибает».

Руки – соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

Язык – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

Тук – тук – тук, постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

Рот и язык — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Тук – тук – тук, наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Раздается чей – то стук.

Это дятел на сосне соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Рот и язык – напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д-д»

Тексты подбираются с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми. Попутно ребёнок запоминает небольшие стихи.

Для более длинных упражнений используются опорные картинки.

«Маша поехала на поезде к бабушке».

Язык – губы вытянуть трубочкой.

Руки – пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

«У бабушки большой красивый дом».

Язык – кончик языка напряжённо прижат к нёбу.

Руки – пальцы рук «домиком».

«Под окнами – клумба с цветами».

Язык – язык свободно лежит на нижней губе.

Руки – кисти рук прижаты

«По двору бродят пёстрые куры».

Язык – кончиком языка постучать в альвеолы.

Руки – подушечками указательных пальцев постучать по столу.

«Протяжно мычат коровы».

Язык – губы вытянуть трубочкой.

Руки – пальцы сжаты в кулак, выставляются вперёд только указательный палец и мизинец.

«На крыльце греется кошка».

Язык – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх.

Руки – упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

Работая с опорными картинками, можно усложнять поставленные задачи в сопряженной гимнастике, например, поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, какие действия рук и языка они выполняли.

Затем наоборот, педагог показывает действия рук и языка, а дети показывают данную картинку.

Денотативное подкрепление каждого действия позволяют ребенку последовательно и легко передать содержание упражнения.

Итог: Я считаю, что на основании сопряженной гимнастики :

— У детей улучшается координация артикуляционного аппарата.

— Улучшается общая координация движений.

— Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость.

Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения. Так же может использоваться воспитателями в качестве разминки, организационного момента. Поскольку гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Я считаю, что поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Используемая литература:

1. А. Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2019 г.

2. М. А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.

3. Г. Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб,2017г.

4. С. И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет.Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. ” Волгоград, Учитель 2012 г.

5. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2015 г.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Читайте также:  Самый простой способ вязать спицей

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Источник

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»

Юлия Исакова
Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Действия с предметами»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»

Педагоги-психологи: Исакова Ю. А., Смирнова А. С.

Цель: познакомить с особенностями развития предметных действий у детей раннего возраста.

1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.

Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.

Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.

На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1,5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.

На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

2. Обсуждение составляющих предметной деятельности.

Как вы думаете, какие действия с предметами оцениваются в рамках этого параметра? (Обсуждение).

3. Линии развития предметной деятельности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития,среди которых:

становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.

4. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога).

Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

Читайте также:  Способы не являющиеся законными при самозащите

— приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами,игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би); изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);

— приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);

— приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);

— приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);

— прием отсроченного речевого сопровождения;

— подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

5. Направления работы по формированию предметных действий.

Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование).

Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.

— создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;

— вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;

— формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;

— обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.

Игры: «Где кукла?», «Что в ладошке?», «Разноцветные краски».

Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».

Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.

— обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний,например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;

— формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.

Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика».Игровые задания: «помой посуду», «нарисуем дорожку».

Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах).

Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

— формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания); умений захватывать и удерживать предметы в руке;

— обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;

— развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.

Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает».Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».

Практическое задание: «Ой, летали птички».

Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.

— формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это?», «Что с этим можно делать?», знаний о назначении предметов;

— обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

— формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов,сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша);

— обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;

— формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание»);

— обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Игры: «Мишка заболел».Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.

Пятое направление – формирование соотносящих действий.

— обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.

Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы».Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.

Шестое направление – формирование орудийных действий.

— закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;

— закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.

Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить?».

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Источник

Оцените статью
Разные способы