- Русский язык
- Страницы
- понедельник, 21 января 2013 г.
- Морфологические способы словообразования
- Что значит префиксальный способ образования
- Префиксальное словообразование
- Понятие префикса и его особенности в русском языке
- Готовые работы на аналогичную тему
- Общая характеристика префиксального словообразования
- Префиксальное словообразование разных частей речи
Русский язык
Добро пожаловать на блог, который поможет вам легко выучить самую полезную информацию по русскому языку, а также успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ
Страницы
понедельник, 21 января 2013 г.
Морфологические способы словообразования
Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса: окн-о — под-окон-ник, дорог-а — по-дорож-ник, берег — при-бреж-н-ый, боль — обез-бол-и-ть, пуст-ой — в-пуст-ую, мор-е — вз-мор‘й-э, красн-ый — до-красн-а.
На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловую мотивированность анализируемого слова, но и на использовать формальный критерий, который состоит в следующем. Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки (нет слов «снежник», «дорожник», «бесдник», «бережье» и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки ( антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый). Там, где возможно семантическая соотнесенность префиксально-суффиксальных слов с бесприставочными словами, возможно и понимание двоякой мотивации (словообразовательной соотнесенности, производности) и, значит, разных способов словообразования, ср.: до-школьное (образование) — школьное (образование), дошкольный (возраст) — (возраст) до школы.
- Безаффиксный // бессуфиксный способ // нулевая суффиксация
Безаффиксный способ словообразования — это такой способ производства слов, при котором производящая основа без прибавления каких-либо аффиксов становиться основой для нового слова . При этом часто происходит усечение производящей основы (отбрасывание одного или двух суффиксов), изменение конечного согласного основы, чередование, перенос ударения. Безаффиксным способ образуются, как правило существительные от глаголов и прилагательных, например: вывозить, вывезти — вывоз, взорвать — взрыв, перехватывать, перехватить — перехват, сбрасывать, сбросить — сброс, высокий — высь, былой — быль, гладкий — гладь, глубокий — глубь и др. Существительные, образованные безаффиксным способом, обычно обозначают концентрацию признака (сушь ← сухой) или действия (выплата ← выплатить).
- Сложение
Сложение — это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения в одно целое двух или более производящих основ или слов, в ряде случаев — частей слов. При сложении основ или слов образуются сложные слова, при сложении частей слов сложносокращенные слова: льноволокно, научно-технический, идейно-воспитательный, электросталеплавильный, электротепловентилятор, роман-газета, кресло-кровать, ООН, вуз.
Существуют следующие формально-структурные разновидности сложения:
- Сложение основ в чистом виде при помощи соединительных согласных о/е: энергосбережение, хлебозавод, русско-английский.
- Сложение основ в сочетании с суффиксацией: Черноморец (ср.: Черное море), редколесь[й-э] (ср.: редкий лес), шестигранник (ср.: шесть граней).
- Сложение основ без соединительных гласных по модели «определяемое — определяющее»: завод-автомат, школа-интернат, мать-героиня, кресло-кровать.
- Сложение частей основ (слов): сельмаг — сельский магазин, СМУ (строительно-монтажное управление), завуч (заведующий учебной частью), облоно (областной отдел народного образования).
- Сложение части основы слова с полным словом: физкультура, профсоюз, спортзал. Такого рода слова занимают промежуточное положение между собственно сложными словами и словами сложносокращенными, хотя многие следователи включают их в аббревиатуры.
- Постфиксальный
Постфиксальный способ словообразования — это образование нового слова путем прибавления к целому производящему слову постфикса. Здесь различают несколько разновидностей:
Чисто постфиксальный: погрузить — погрузиться.
Суффиксально-постфиксальный: ветвь — ветвиться.
Суффиксально-постфиксальный-префиксальный: луна — прилуниться.
Источник
Что значит префиксальный способ образования
Способ словообразования — единица классификации, объединяющая ряд типов.
В зависимости от того, какой словообразовательный элемент участвует при образовании нового слова, различаются следующие морфологические способы словообразования:
- префиксальный
- суффиксальный
- префиксально-суффиксальный
- постфиксальный
- префиксально-постфиксальный
- суффиксально-постфиксальный
- префиксально-суффиксально-постфиксальный
- способ сложения основ.
Префиксальный — такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется префикс (приставка).
Префикс характеризуется следующими отличительными признаками:
- определенный префикс не закрепляется за словами конкретной части речи. Так, префикс пре- может образовать прилагательное (премудрый, преумный)
и наречие (предолго), префикс сверх- образует прилагательное (сверхсложный) и существительное (сверхскорость) и т.д. - префиксы не выражают грамматических значений, несут лишь дополнительную лексическую семантику
- в процессе образования нового слова префикс присоединяется к мотивирующему слову в целом, поэтому с его помощью образуется новое слово той же части речи, что и мотивирующее.
Суффиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется суффикс.
Суффикс в отличие от префикса характеризуется следующими признаками:
- суффиксы классифицируются в зависимости от принадлежности к определенной части речи:
- суффиксы, образующие имена существительные (например, преподава-тель, баян-ист, диплом-ант, курс-ант, балкон чик, мудр¬ец, ключ-ик)
- имена прилагательные (березов-ый, зелен-оват-ый, мор-ск-ой, дерев-янн-ый. клюкв-енн-ый, кож-ан-ый, реч-н-ой и др.)
- глаголы (темн-е-ть, важн-ича-ть, кустарнич-а-ть и др.).
- Суффиксы, кроме словообразовательного значения, вместе с флексией являются носителями определенного грамматического значения. Так, слова с суффиксом -ник имеют флексию имен существительных мужского рода (охотнике, работнике, проводнике), а слова с суффиксом -ниц(а) — флексию имен существительных женского рода (работница, проводница).
- Суффикс может образовывать слова той же части речи, что и мотивирую¬щее, так и слова другой части речи.
- моряк (мотивирующее слово море и производное принадлежат к одной и той же части речи имени существительному)
- глупец (мотивирующее слово — имя прилагательное: глупый, а производное — имя существительное)
- зелене-ть (мотивирующее слово — имя прилага¬тельное: зеленый, а производное — глагол)
Префиксально-суффиксальный способ — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно выступают префикс и суффикс. Данный способ продуктивен для образования:
Постфиксальный — это такой способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного аффикса употребляется постфикс. Постфикс, как и префикс, присоединяется к мотивирующему слову в целом и образует ту часть речи, что и мотивирующее слово:
Префиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных аффиксов одновременно употребляются префикс и постфикс:
Суффиксально-постфиксальный — это такой способ, при котором в качестве словообразовательных элементов используются префикс, суффикс
и постфикс:
Источник
Префиксальное словообразование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Префиксальное словообразование – это образование нового слова посредством присоединения к основе (корню) производящего слова префикса.
Понятие префикса и его особенности в русском языке
Префикс представляет собой морфему, которая располагается перед корнем слова.
Термин «префикс» произошёл от латинского слова «praefixus», который переводится на русский язык как «прикреплённый впереди».
В отечественном языкознании более распространено другое название префикса – приставка.
Русский язык насчитывает около семи десятков префиксов. Их принято подразделять на три группы:
- префиксы, которые независимо от окружающей языковой ситуации пишутся всегда одинаково (в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, из- (изо-), к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-);
- префиксы, которые оканчиваются на буквы З и С, выбор между которыми зависит от первой буквы (звука) корня слова (без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-));
- префиксы пре- и при-, выбор между которыми зависит от лексического значения слова.
Если к корню (основе) слова, которое начинается с сочетания двух и более согласных, прибавляется префикс, который, в свою очередь, оканчивается на согласную, то к этому префиксу прибавляется гласная «о», включающаяся в его состав. Например, это случается с приставкой в- (Входить – Войти), от- (ОТдать — ОТОдвинуть) и т.д.
Как правило, префиксы происходят от предлогов, поэтому они несут то же значение, что и соответствующий предлог.
Готовые работы на аналогичную тему
Особое место в префиксном составе русского языка занимают иноязычные префиксы, которые явились результатом заимствований из других языков: а-, -анти, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, диз-, дис-, интер-, инфра-, контр-, пан-, пост-, прото-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-, экстра-.
Кроме того, префиксы могут быть образованы от наречных предлогов, например, вне-, меж-, после-, сверх-, около-, противо-.
Основная функция префиксов заключается в образовании новых слов. В формообразовании они используются достаточно редко, например, при образовании сравнительной степени наречия «добро» → «ПОдобрЕЕ».
Общая характеристика префиксального словообразования
Префиксальное словообразование представляет собой один из видов аффиксации – морфологического способа словообразования, то есть образования новых слов с помощью аффиксов (в данном случае, префиксов).
Благодаря словообразованию интенсивно пополняется лексический (словарный) запас языка. Префиксальный способ словообразования является одним из самых продуктивных способов, хотя кроме него также активно используются суффиксальный и постфиксальный способы.
Во многих случаях при выполнении людьми (не профессиональных лингвистов) словообразовательного анализа случается следующая ошибка – выявив в морфемном составе производного слова наличие префикса, они заключают неверный вывод об его префиксальном образовании. Например, «стройка» → «ПЕРЕстройка»; «лечение» → «ИЗлечение».
Однако на самом деле выявленный префикс присоединился к исследуемому слову на предыдущем этапе словообразования: «строить» → «ПЕРЕстроить» → «перестройКа»; «лечить» → «ИЗлечить» → «излечЕНИе».
Таким образом, наличие префикса ещё не говорит о префиксальном словообразовании, которое легко спутать с суффиксальным и смешанным способами словообразования. Для предотвращения данной ошибки необходимо держать в уме следующие закономерности префиксального словообразования:
- префиксальное словообразование относится к тому слову, в котором был выявлен префикс, однако ближайшей однокоренной лексемы с этим префиксом нет;
- префиксальное словообразование (в отличие от других аффиксаций, в первую очередь, суффиксального словообразования) не изменяет часть речи производящего слова.
Префиксальное словообразование разных частей речи
Префиксы используются для словообразования всех основных частей речи – существительного, глагола, прилагательного, местоимения, наречия.
На основе данных, полученных в результате лингвистических исследований, констатируют о наибольшей продуктивности префиксального способа в образовании глаголов, чьё число благодаря ему многократно возросло. Например, «быть» → «ПРИбыть»; «кликнуть» → «ВОСкликнуть»; «ждать» → «ПОДОждать»; «знать» → «Узнать».
Не меньшую значимость префиксальное словообразование имеет при образовании существительных. Например, «город» → «ПРИгород»; «дедушка» → «ПРАдедушка»; «общество» → «СОобщество».
Чтобы образовать существительное с противоположным значением, активно используется префикс не-: «счастье» → «НЕсчастье» (то есть горе); «удача» → «НЕудача» (то есть провал); «правда» → «НЕправда» (то есть ложь).
В образовании существительных, как правило, заимствованных из других языков, принимают участие и иноязычные префиксы: «континент» → «СУБконтинент»; «агент» → «КОНТРагент»; «звук» → «УЛЬТРАзвук».
Также при помощи префиксов образуют новые слова, относящиеся к имени прилагательному: «огромный» → «ПРЕогромный»; «удалый» → «РАЗудалый».
Некоторую сложность вызывает образование прилагательных при помощи префиксов при- и пре-. Приставка при- используется для выражения значения близости, приближения и т.п. (например, «школьный» → «ПРИшкольный»; «домовой» → «ПРИдомовой»). А приставка пре- участвует в выражении повышенной степени качества (например, «красный» → «ПРЕкрасный», «странный» → «ПРЕстранный»).
Префиксальное образование местоимений заключается в образовании их отрицательных (например, «какой» → «НИкакой»; «что» → «НИчто») и неопределённых (например, «что» → «КОЕ-что»; «сколько» → «НЕсколько») форм.
Этим же путём образуются отрицательные («как» → «НИкак»; «откуда» → «НИоткуда») и неопределённые («куда» → «КОЕ-куда»; «когда» → «КОЕ-когда») наречия.
Кроме того, новые наречия образуются от уже существующих наречий: «всегда» → «Навсегда»; «нельзя» → «ДОнельзя»; «ныне» → «ОТныне» и т.д.
Источник