Что значит образованные бессуффиксным способом

Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный

Основные способы словообразования (бессуффиксный, суффиксальный, приставочный. )

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.

Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ← кому.

Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.

Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:

Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.

Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.

Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать (бессуффиксный).

Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:

переход ← ход (приставочный способ).

По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:

переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).

Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например:

Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:

меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).

Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой — глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий — тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).

Читайте также:  Способы выпрямления носовой перегородки

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета).

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.

Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.)

Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую

Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.)

Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)

Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов.

Переход из прилагательного в существительное.

Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).

Переход из причастия в существительное.

Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий.

Переход из причастия в прилагательное.

Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).

Переход из деепричастия в наречие.

(Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).

Переход из наречия в предлог.

(Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.

Переход из деепричастия в предлог.

(Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

Источник

Что значит образованные бессуффиксным способом

Итоговое сочинение | ЕГЭ 2022 запись закреплена

РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕОРИЯ В1.

Вспомним для начала способы словообразования.

БЕССУФФИКСАЛЬНЫЙ или БЕССУФФИКСНЫЙ. Таким способом образованы отглагольные существительные (переходить-переход) и имена существительные неотглагольного происхождения (далекий-даль).

СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Существительные с суффиксом ЕНИ образованы суффиксальным способом (углублЕНИе, расширЕНИе). Таким способом также образованы ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ, существительные на ОСТЬ и наречия на О.

ПРИСТАВОЧНЫЙ. Глаголы с приставками (пропить, пересесть). Отрицательные местоимения (никому, некогда). А также прилагательные, причастия, наречия с приставкой НЕ.

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Прилагательные со значением «отсутствие, нехватка чего-либо» (бесшумный, безжалостен) и «нахождение где-либо» (нательный, прибрежный). Имена существительные с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и оканчивающиеся на ЬЕ (побережье). Наречия, оканчивающиеся не на О с приставками (во-первых, по-особенному, снова).

ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ. (Новое лицо — лицо какое? — новое. Я люблю новое — я люблю что? — новое). Столовая ложка, столовая как комната.

Источник

объясните как определять бессуффиксный способ

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами. )

Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными. )

Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными. )

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется. )

Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного. )

Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола. )

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного. )

Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола. )

Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается) .

Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола. )

Читайте также:  Способы кислородной резки металлов

Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола. )

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой — глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса. )

Тих-ий — тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса. )

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа) .

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь) .

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет) .

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета) .

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент) .

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности) .

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит с

Источник

Конспект урока русского языка «Бессуффиксный способ словообразования »

Заместитель директора школы по УВР:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

« Бес суффиксный способ словообразования »

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова )

студентка 4 курса

Тема урока : Бессуффиксный способ словообразования .

Формировать умение находить слова, образованные бессуффиксным способом

1. Развивать умение находить все морфемы в слове, определять производную и производящую основы, развивать правописные умения.

2.Развивать речемыслительную деятельность, внимание.

3.Воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради.

— создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

— развитие чувства любви и уважения к родному языку .

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

— формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

-обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

формирование интереса к новому учебному материалу ;

— формирование умения определять способы образования слов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

включение учащихся в деятельность

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Здравствуйте, ребята. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

Подготовка класса к работе.

Настраиваются на работу

К: планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

— Какую основу называют производной?

— Какую основу называют производящей?

— Назовите непроизводные слова для каждой группы однокоренных слов упр. 175.

1) петь. 2) звук. 3) семья. 4) дно.

— Приведите примеры слов, образ-х прист.-суффикс. способом.

безрукавка – без + рукав + ка; безотцовщина – без + отц + овщина; взгорье – вз + гор + ье; взгорок – вз + гор + ок;

незнайка – не+ знай (знать) + ка; неумеха – не + уме (уметь) + ха; обмылок – об + мыл (мылить) + ок;

поскачка – по + скач (скакать) + ка;

попрыгун – по + приг (пригать) + ун .

Отвечают на вопросы.

Формулируют точные ответы.

Доказывают справедливость своего выбора.

Приводят примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. .

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Формулирование темы и учебной цели урока

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1.Организует работу по определению способов образования слов:

Зелёный – зелень, чёрный – чернь, ходить – ход

— Есть ли суффикс в словах?

2. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составл яют предложени я :

Сегодня на уроке я могу..

Л: ф ормирование познавательного интереса

К: у мение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других

Проблемное объяснение нового знания

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

3. Обращение к теоретическому материалу I I I § 22 на с. 145

Как определить производную и производящую основы?

— Какой суффикс называют нулевым?

— От каких частей речи образуют слова с нулевым суффиксом?

Читайте также:  Способы как поднять человеку настроение

— Как называют подобный способ?

И направо и налево.

( Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули. ( Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. ( Дети садятся .)

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Выписывают слова в тетрадь.

Выделяют способ образования.

Отвечают на вопросы.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

проговаривание и закрепление нового знания

4. Упр. 177 Комментированное письмо.

(Вывоз, вход, зажим, накипь, вывод, ход, договор, взмах, крик)

(Глубь, глубина; высь, высота; удаль, удалец; тишь, тишина, тихоня; сушь, сухарь; явь, явность; низ, низина; даль)

Запишите слова, выделите суффиксы.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащих ся;

6. Работа с текстом. Упр. 180.

— Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его.

— Найдите устаревшие слова, определите их значения.

— С какой целью они употреблены в тексте?

Чаять — ожидать, надеяться.

Нахлебник 1) тот, кто получает за плату питание

( помещение) в чужой семье; 2) тот, кто живёт на чужие средства.

Приживальщик — бедный человек, живущий из милости в богатом доме.

— С помощью каких средств связаны предложения первого абзаца?

— Спишите первый абзац, подчеркните эти средства.

— Выполните задания 2—5 к упражнению.

Определяют лексическое значение слов.

Определяют способ образования. Выделяют морфемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают над вопросами.

коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Р: у мение давать самооценку.

Л: а декватная самооценка

Итог урока (рефлексия деятельности)

самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Что нового открыли на уроке?

— Какие трудности возникли?

— Что удалось легче всего?

Учитель оценивает работу ребят на уроке, выставляет отметки.

Показывают геометрические фигуры:

Зелёный круг – мне всё понятно, я молодец.

Жёлтый квадрат – у меня не всё получилось, но я старался

Красный круг – мне надо быть внимательнее

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Инструктаж по выполнению д/з

Дифференцированное задание. Читать и знать § 22 (III).

1 вариант — упр. 179 (1,3,4)

2 вариант — упр. 179 (2).

Задают вопросы по выполнению.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме «Бессуффиксный способ словообразования » разработан по современным требованиям в виде технологической карты. Расписаны личностные, метапрепредметные, предметные результаты.Включены различные задания, физминутка, разработано дифференцированное домашнее задание,

Номер материала: ДБ-643357

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы