Что является целью аналитического способа чтения

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:

ЧТЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ — ЧТЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ. См. аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Чтение аналитическое — чтение и осмысление прочитанного, переработка полученной информации в фундаментальные знания … Исследовательская деятельность. Словарь

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что курсорное чтение. Учебный вид чтения по способу раскрытия содержания с учетом психологической установки на быстрое чтение. С. ч. строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом, умении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ — ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ. То же, что детальное чтение. Вид информативного чтения, требующий тщательного прочтения текста и его анализа с установкой на полное понимание и сохранение в долговременной памяти. См. также аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИСКУРСИВНОЕ ЧТЕНИЕ — ДИСКУРСИВНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что аналитическое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УЧЕБНОЕ ЧТЕНИЕ — (англ. guided reading). Вид учебной работы с текстом, чтение, задачей которого является выработка навыков и умений в чтении, а также в других видах речевой деятельности. Ср. реальное чтение. У. ч. формируются на базе следующих речевых действий и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Береговская — Береговская, Эда Моисеевна Э.М.Береговская Эда Моисеевна Береговская (род. 11 ноября 1929 г.) учёный романист, специалист в области французской стилистики и методики преподавания французского языка, автор нескольких школьных учебников… … Википедия

Источник

Как понять сложную книгу? Аналитическое чтение от Мортимера Адлера

Если вы любите читать, то наверняка вам попадались в руки книги, смысл которых тяжело пересказать. Проблема в том, что современная школа не учит, как нужно критически прочитать книгу, понять ее смысл и особенно – главный посыл автора.

После прочтения кажется, что проблем с чтением не было, но пересказать главные аргументы и идеи автора мы часто не можем. Поэтому эйфория от полученных знаний угасает и не придает уверенности.

В этой статье вы узнаете, какие есть уровни и принципы чтения и как их развивать. На основе описанных ниже стадий и правил появится возможность развить навыки эффективного чтения, что поможет структурировать мысли о каждой прочитанной книге.

Уровни чтения

Наша статья основывается на рекомендациях Мортимера Адлера – философа, популяризатора и прекрасного педагога ХХ столетия. Его советы, как укротить текст любой сложности, остаются актуальными уже больше чем полстолетия – его учебник «Как прочитать книгу» впервые вышел в 1940 г. и переиздается до сих пор.

Мортимер Адлер (1902-2001) — американский философ, педагог и популяризатор. Перу Адлера принадлежит несколько десятков книг, он был редактором нескольких книжных серий и университетских образовательных проектов.

Согласно Мортимеру Адлеру, существует 4 уровня чтения:

  1. Начальный уровень знакомит нас с текстом, словами и предложениями.
  2. Ознакомительный уровень помогает составить общее впечатление, картину о книге. Это помогает лучше понять идеи автора. На этом уровне читатель может пересказать смысл прочитанного, но не оценить его критически.
  3. Аналитический уровень дает все шансы понять логику автора. И только если мы поняли его аргументы, мы можем критиковать книгу. Этот уровень предусматривает умение задавать вопросы, видеть несоответствия в идеях автора, его промахи и сильные стороны.
  4. Синтопический уровень прокачивает наше понимание проблемы на уровне нескольких книг. Ведь часто бывает – проблема одна, а подходы разные. Потому только развитый навык активного чтения книг может нас научить быть критическим и беспристрастным читателем.

Вся правда в том, что в школе нас учат только первому уровню чтения. Поэтому мы иногда можем справиться с заданием пересказать текст, но редко это доходит до глубокого анализа идей автора, как и до сопоставления с другими книгами.

Читайте также:  Api способ передачи данных

На ознакомительном уровне читатель составляет общее представление о книге. Это дает некий скелет, который поможет лучше понять автора. Поскольку книга не может полностью описать предметную область, этот скелет должен обозначить последующее направление мыслей автора, объяснить, какие темы он решил затронуть. Часто бывает, что за деталями книги мы не видим общей картины, поэтому на ознакомительной стадии мы пытаемся увидеть «лес среди деревьев». Простое перелистывание книги, оценка ее заголовков и подзаголовков даёт нам этот необходимый скелет, логику и главные проблемные темы, которые будут обсуждаться.

На следующей стадии – аналитической – этот «скелет» будет инструментом для «наращивания мышц», то есть информации. Только осилив этот уровень, можно считать себя компетентным и в праве критиковать ход изложения книги. Аналитический уровень имеет три стадии:

Стадия 1. Общая картина

Особенности первой стадии аналитического чтения очень просты. Это самая общая информация, которую нужно знать о книге, когда нас спрашивают: «О чем книга?». Главная причина, почему нужно уметь делать краткое объяснение сути, – потому что это эффективно. Обычно никто не хочет слушать 20-минутный доклад о каждой книге. Нужно уметь заинтересовать собеседника кратким текстом. Чтобы научиться составлять общую картину о книге, важно следовать четырем правилам:

  1. Выяснить предметную область или области, к которым относится книга.
  2. Как можно короче описать, о чем эта книга: о личностном росте, о взаимоотношениях или об эффективных инвестициях.
  3. Несложно рассказать, о чем книга, сделав небольшое описание, основываясь на разделах самой книги (а разделы книжки часто и есть наш «скелет»).
  4. У каждой книги есть задание – одно или несколько. Если автор сам не обозначает свои цели, их нужно найти.

Стадия 2. Понять посыл и логику автора

После того как мы поняли общие черты книги, необходимо найти ее логику. Книга всегда состоит из мыслей автора, которые подтверждаются (или опровергаются) фактами. На этой стадии нужно учиться искать «почерк» автора, его голос, который находится в самых важных категориях, суждениях и аргументах.

Такой подход поможет интерпретировать книгу, понять главный вклад автора в ту или иную область знания. Это выделит его среди других писателей или исследователей. Обычно найти главные мысли автора можно при помощи:

  • ключевых слов;
  • главных суждений, которые составляют аргументы;
  • аргументов, которые автор использует, чтобы построить свои суждения.

Также, чтобы понять логику автора, нужно оценить, насколько хорошо он решил поставленные перед собой задачи.

Стадия 3. Профессиональная критика

Только после того как мы поняли, что это за книга и какой вклад автор пытался сделать, когда писал ее, можно приступить к критике. Это самое главное и сложное: как критиковать профессионально и продуктивно?

Чтобы оставаться беспристрастным и не переходить на личности, нужно не только адекватно оценивать вклад автора, но и уметь объяснять корректно, где его предложения и аргументы являются слабыми. Следуя следующим трем правилам, можно быть уверенным – за рамки этических норм вы не выйдите:

  1. Критиковать только когда полностью поняли предложения автора. Иначе нужно уточнить, переспросить. Или просто сказать, что что-то плохо объяснено.
  2. Если у вас возникли противоречия с какой-то позицией и если вы готовы критиковать, нужно быть готовым свои предложения подтверждать фактами и излагать логически.
  3. Если автор упустил важные моменты, плохо проинформирован или неправильно интерпретировал данные, недостаточно только сказать: «Вы не правы». Нужно объяснить, почему его точка зрения, по вашему мнению, ошибочна.

Лишь поняв книгу на аналитическом уровне, ее можно анализировать на следующем – синтопическом уровне, на котором происходит сравнение книг между собой. Именно объединяя все четыре стадии чтения, можно иметь независимый способ мышления.

К чему это все?

Если вы хотите быть активным читателем, без аналитических подходов здесь не обойтись. Быть умным и критическим читателем может каждый. Это навык. Такой же как петь, планировать распорядок дня или разговаривать на иностранном языке. Абсолютно все навыки можно в себе развивать.

Только не каждый хочет воспитывать в себе новые привычки. И хотя сперва кажется, что это сложно, это только кажется. На самом деле все стадии чтения и их правила – это подходы активного чтения, которые после длительного использования переходят на уровень автоматизма.

С этими правилами аналитического чтения сложная книга уже не будет казаться непосильной или запутанной. Нужно помнить: каждый автор хочет быть услышанным, и только от нас зависит, поймем ли мы его.

Источник

Смысловая компрессия текста как способ обучения аналитическому чтению

Курс “Теории и практики перевода с английского языка” является профильным предметом трудового и профессионального обучения учащихся 8–11 классов в Вятской гуманитарной гимназии и отвечает целям модернизации содержания образования. Одной из целей курса является обеспечение для учащихся возможности применять на практике умения и навыки, сформированные на уроках английского языка. Другой важной целью курса является формирование у учащихся умений и навыком самостоятельной работы с информацией, заложенной в тексте, и осуществлять смысловую компрессию этой информации в виде реферата (Summary Paragraph).

Читайте также:  Toxheal red glycolic peeling pad способ применения

В данной статье рассматривается опыт работы по обучению аналитическому чтению и основам академического письма, который был представлен мною в форме мастер-класса в рамках экспертно-аналитического семинара “Стратегия работы с информацией в современном языковом образовании”.

На своем мастер-классе я преследовал следующие цели и задачи:

  • ознакомить участников семинара со своей системой упражнений по формированию умения читать аналитически;
  • показать на практических заданиях, что аналитическое чтение должно носить целенаправленный характер;
  • провести тренинг с участниками мастер-класса по использованию технологии смысловой компрессии информации нехудожественного текста и создания собственного текста;
  • показать, что, занимаясь аналитическим чтением на уроках английского языка, мы также формируем у учащихся навыки письменной речи и обучаем лексике.

Чем аналитическое чтение отличается от простого чтения? Как сделать так, чтобы учащиеся читали аналитически?

Участникам мастер-класса была представлено следующее определение аналитического чтения:

Analytical reading involves breaking a text into its component parts [analysis] in order to understand its meaning and relate it to other texts [synthesis].

Аналитическое чтение заключается в том, что мы разделяем текст на составные компоненты, исследуя их, с целью создания в дальнейшем собственного текста. Следовательно, аналитическое чтение должно быть целенаправленным , т.е. мы анализируем информацию в тексте с целью выполнения какой-нибудь коммуникативной задачи. На данном мастер-классе целью чтения является написание сокращенного варианта исходного текста, т.е. осуществление смысловой компрессии в форме Summary Paragraph. Учащиеся должны не только продемонстрировать, что они хорошо поняли содержание текста, а извлечь из него нужную информацию и на основе извлеченной информации создать свой текст. Этот новый текст должен соответствовать заданным параметрам. Он должен включать в себя все основные идеи автора оригинала, отражать проблему оригинала, быть связным и примерно в три раза короче оригинала.

Система упражнений по аналитическому чтению.

Как уже было сказано выше, наша цель заключается не только в том, чтобы учащиеся поняли содержание прочитанного текста, но и анализировали информацию в тексте, чтобы выполнить поставленную учителем коммуникативную задачу. Для достижения этой сложной цели необходима целенаправленная работа по отработке технических приемов работы с текстом, т.е. система упражнений.

Как известно тексты состоят из абзацев, и каждый абзац содержит в себе одну главную мысль. На данном мастер-классе была представлена система упражнений, которые, как мне кажется, учат находить главную мысль абзаца. Эти упражнения позволяют отрабатывать некоторые технические приемы работы с текстом. В данной статье перечислю лишь типы этих упражнений, а более подробно они представлены в “ Приложении ” к мастер-классу в разделе “ Developing reading skills ”. Принимая во внимание тот факт, что текст иноязычный, и учащимся сложно правильно сформулировать ответ на английском языке, упражнения составлены по типу “multiple-choice questions”. Формат заданий можно легко изменить по усмотрению учителя, т.е. сделать его более сложным.

  • Discovering the main idea (определение главной идеи абзаца).
  • Developing the main idea (развитие главной идеи абзаца, добавь предложение или удали лишнее предложение из абзаца).
  • Drawing conclusions (вывод из прочитанного).
  • Inference or reading between the lines (чтение между строк).
  • Paragraphing (составление абзаца или улучшение структуры абзаца).
  • Concise writing (сокращение исходного предложения).
  • Sentence combining (составление сложного предложения из нескольких простых).
  • Sentence transformation (трансформация исходного предложения).

Технология смысловой компрессии.

Для анализа компонентов нехудожественного текста нам необходима технология работы с информацией. Эта технология должна учить умению отделять “главное” от “второстепенного”, “общее” от “частного”, “гипотезы” от “выводов” и т.д. Другими словами, эта технология должна учить видеть логику рассуждения автора исходного текста.

Что такое Summary Paragraph? Как его написать и за что нам поставят “пятерку”?

A summary is a concise statement of the most important information in a text. It should describe most of the main ideas. Details and repeated information should be omitted.

Смысловая компрессия текста лежит в основе всех видов академического письма: summary composition (изложение с элементами рассуждения), abstracts (тезисы или автореферат) и т.д.

Подробно суть технологии (Guidelines) и этапы работы на примере анализа английских текстов “Pets” и “Stress” изложены в “ Приложении ” в разделе “ Guidelines for summary writing ”. Здесь же я сообщаю по-русски лишь основные положения технологии:

  • Как правило, в каждом абзаце нехудожественного текста есть одно главное предложение. Это предложение может быть в начале абзаца (гипотеза) или в конце абзаца (вывод).
  • Иногда главная идея как бы “рассеяна” по всему абзацу. В этом случае, находите ключевые слова, а затем из них составляйте главное предложение.
  • Иногда главная идея абзаца “расписана” в нескольких предложениях. В этом случае надо постараться объединить эти предложения в одно.
  • Исключайте тривиальную информацию, которая никак не развивает основную идею абзаца.
  • Не включайте в свой текст пояснения автора и его примеры или статистику. Как известно, есть два способа объяснять свою мысль: сказать то же самое другими словами или приводить примеры.
  • Обращайте внимание на дискурсивные слова (“например”, “следовательно”, “однако” и т.д.) Эти слова позволяют предугадать логику рассуждения автора, а также отличить главное от второстепенного. Также эти слова позволяют понять, как абзацы в тексте логически связаны между собой.
  • В своем сокращенном варианте текста очень важно четко сформулировать первое предложение (thesis statement), поскольку в нем выражается проблема всего текста. Как говориться, нет проблемы – нет текста.
  • Ваш сокращенный вариант теста должен точно доносить идею автора людям, которые не читали оригинал. Используйте дискурсивные слова, чтобы ваш текст был связным.
  • Будьте объективны. Вы излагаете чужие идеи, поэтому не высказывайте своих субъективных замечаний и не делайте своих выводов, даже если вы не согласны с автором оригинала. В противном случае у вас получится сочинение-рассуждение.
  • Редактируя свой вариант, убедитесь, что все главные мысли автора вошли в ваш текст.
Читайте также:  Способ приготовления мясного подлива

Тексты для написания Summary Paragraph должны отбираться по принципу доступности . Нельзя брать очень научный текст, т.к. дети его могут просто не понять. Не стоит брать художественный текст, т.к. для анализа таких текстов используются совершенно другие технологии и преследуются другие цели. Лучше всего подходят проблемные или дискурсивные тексты. Кроме того, проблематика текста должна быть интересна учащимся, а содержание – политкорректные.

Для практической части мною был отобран текст “Why Do Students Drop Out of School?”. Хотя структуры подобных текстов, как правило, очень похожи, тем не менее, у каждого текста есть своя особенность. Особенностью данного текста является то, что, сокращая объем текста, одновременно сокращается и контекст. Это приводит к тому, что некоторые значимые слова в тексте утрачивают свою контекстуальную реализацию.

1. Участникам мастер-класса было предложено коммуникативное задание: “Прочитайте текст и напишите Summary Paragraph объёмом не более 80 слов”.

2. Вначале участникам мастер-класса было предложено бегло ознакомиться с содержанием текста и ответить для себя на вопросы типа:

  • Каков жанр этого текста?
  • На какого читателя рассчитан данный текст?
  • Каков уровень сложности этого текста? На какой класс текст рассчитан?
  • Какого отношение автора к излагаемой проблеме?

3. Далее участникам мастер-класса было предложено прочитать текст еще раз и сформулировать своими словами проблему, заложенную автором в тексте. С какой целью автор написал эту статью?

4. Затем участники мастер-класса читали текст абзац за абзацем и подчеркивали ключевые слова и предложения. Это самый важный этап работы, поскольку на нем необходимо анализировать информацию и отбирать информацию, нужную для выполнения коммуникативной задачи. Если участники мастер-класса затруднялись находить правильные ключевые слова, то они отвечали на вопросы “учителя” по содержанию абзаца. Вся “дискуссия” по содержанию текста и отбору информации содержится в “ Приложении ” в разделе “ Practice ”.

5. Следующим этапом работы было составление собственного текста из отобранной в ходе анализа информации. Они должны были сформулировать Thesis Statement и несколько предложений, развивающих главную мысль текста (Supporting Sentences). Для составления своего текста участники должны были использовать свои дискурсивные маркеры или слова, предложенные “учителем”.

6. В итоге получился такой вариант текста:

There are many reasons for students leaving high school in the USA . For two thirds of the dropouts motivation is the problem. For a third of them getting a job was more important than finishing school. According to the USA Census bureau, high school dropouts are more likely to be unemployed or live in poverty . However, many pupils do not understand the implications of dropping out of school. That’s why, some schools offer evening classes at a later age.

Редактирование созданного текста.

Учащиеся с самого начала должны точно знать, за что им поставят “пятерку”. Хорошее Summary Paragraph должно быть:

  • Comprehensive (полным) : все основные идеи автора оригинала включены.
  • Accurate (точным) : информация оригинала не искажена.
  • Neutral (объективным) : отсутствуют субъективные суждения и комментарии.
  • Independent (самостоятельным) : проблема, изложенная в оригинале, понятна читателям сокращенного варианта.
  • Concise (кратким) : отсутствие повторов, тривиальной информации, лишних деталей.

Также надо иметь в виду, что учащиеся, увлекшись содержанием, забудут про английскую грамматику! Исходя из своего опыта работа, советую дать еще один алгоритм проверки текста, составленный по наиболее распространенным ошибкам учащихся:

  • порядок слов в английском предложении;
  • видовременные формы глаголов-сказуемых, особенно в сложных предложениях (Conditionals, Clauses of Time, etc);
  • употребление артиклей;
  • логические замены личных местоимений существительными и т.д.; (they → dropouts, they → high schools, etc)

Участникам мастер-класса было предложено оценить некоторые работы, выполненные учащимися 8-х и 9-х классов, и высказать свои замечания. Образцы работ и замечания к ним содержатся в “ Приложении ” в разделе “ Revising Students’ Summaries ”.

В ходе заключительного обсуждения совместной работы участники мастер-класса сделали следующие выводы:

  1. Чтобы чтение было аналитическим, недостаточно простой проверки понимания прочитанного. Целью чтения должно быть выполнение какого-нибудь практического задания, создание своего текста. Этим заданием необязательно должно быть Summary. Это может быть и изложение с элементами рассуждения, где учащиеся высказывают свои мнения по поводу точки зрения автора и делают собственные выводы.
  2. Этот вид языковой деятельности можно использовать не только на уроках ТПП, но и на уроках домашнего чтения на английском языке.
  3. Самообразование невозможно без умения анализировать полученную информацию. Навыки академического письма необходимы также для дальнейшей учебы в высшей школе.

Источник

Оцените статью
Разные способы