Что является способом устранения экологического вреда
Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 78
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Источник
Направления работы Минприроды России
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде является одним из условий улучшения качества окружающей среды, комфортной и безопасной среды для жизни, что закреплено национальными целями согласно Указам Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Правовые основы в области ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ОНВОС), в том числе в части их выявления, оценки и учета, а также организации работ по ликвидации ОНВОС, установлены статьями 80.1 и 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80.2 Закона № 7-ФЗ ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС).
Порядок ведения ГРОНВОС регламентирован Правилами ведения ГРОНВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445.
Согласно положениям статей 80.1 и 80.2 выявление и оценку, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834, осуществление организации работ по выявлению, оценке и ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит Минприроды России (далее – Постановление № 1834).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (далее — Программа).
В рамках реализации национальных целей установленных Президентом Российской Федерации, Программой предусматривается ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, ликвидация наиболее опасных ОНВОС.
В рамках подпрограммы 1 «Регулирование качества окружающей среды» Программы предусмотрена реализация мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на приоритетных территориях Российской Федерации.
Государственная поддержка ликвидации ОНВОС осуществляется в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта (приложение № 6 к Программе).
В соответствии с Постановлением № 1834 Минприроды России в рамках федерального проекта «Чистая страна» осуществляет работы по ликвидации полигона токсичных промышленных отходов «Красный бор» в Тосненском районе г. Санкт-Петербурга, а также работы по устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции.
Также, Минприроды России, в целях предупреждения угрозы загрязнения озера Байкал отходами, образовавшимися в процессе деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (далее – ОАО «БЦБК»), в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал», входящего в состав национального проекта «Экология», осуществляет работы по выявлению и оценке ОНВОС на земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность ОАО «БЦБК», и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на указанных земельных участках (Постановление № 1834).
Кроме того, ликвидация объектов накопленного экологического вреда предусмотрена в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» по направлению «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга».
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Оздоровление Волги», входящего в состав национального проекта «Экология» (приложение № 23 к Программе), реализация природоохранных мероприятий в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» возможна при условии расположения объекта накопленного вреда окружающей среде на расстоянии не более 1,5 километров до реки Волги, либо нахождение объекта накопленного вреда окружающей среде в водоохранной зоне реки Волги, либо в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на реке Волге, либо в водоохранных зонах (в акватории реки Волги), используемых для рекреационных целей, а также являющихся местами массового отдыха граждан.
Источник
Способы устранения экологического вреда
В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда, можно выделить три основных способа устранения эковреда:
1. Профилактика экологического вреда, т.е. принятие мер, упреждающих его возникновение. Подобно тому как пожар намного легче предотвратить, чем его тушить, проведение профилактических мероприятий по упреждению эковреда является первостепенной и главной задачей государственных органов, осуществляющих экологическую функцию.
Профилактика эковреда включает в себя множество мероприятий, которые должны осуществляться системно и комплексно.
2. Пресечение нанесения экологического вреда. В частности, органы экологического контроля вправе совершать три группы действий:
а) ограничивать экологически опасную деятельность тех или иных предприятий. Например, даже при соблюдении ПДВ в атмосферу предприятию могут быть даны ограничения выбросов не допустимого предела, если состояние окружающей среды стало критическим;
б) приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, если это необходимо для обеспечения экологического благополучии в данной местности. Например, если загазованность на центральных улицах населенного пункта становится опасной для проживающих на них лиц, то экологические службы и ГИБДД вправе запретить движение транспорта по некоторым улицам поселений;
в) прекращать виды деятельности, опасные для окружающей среды и населения. Так, деятельность устройств, связанная с ионизирущим излучением, может быть прекращена и запрещена, если это опасно для окружающих.
3. Восстановление нарушенных природных и иных объектов, которым причинен эковред. Например, на землях ряда субъектов РФ, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., проводятся мероприятия по реабилитации территорий.
Восстановление природных объектов осуществляется и через взыскание стоимости причиненного эковреда с виновных в этом лиц; в денежной компенсации морального вреда, нанесенного экологическими правонарушениями потерпевшим; в проведении мероприятий по восстановлению их здоровья и т.д.
Таким образом, независимо от многочисленных видов и разновидностей эковреда, устранение его сводится к трем основным способам – к его профилактике (предотвращению), его пресечению и восстановлению последствий, нанесенных экологическим правонарушением.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Оценка экологического вреда
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:40, реферат
Краткое описание
У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы не связанные с рыночной ситуацией. Согласно ст.247 п.2 УК РФ — деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью, либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия ли в зоне чрезвычайной экологической ситуации,- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Вложенные файлы: 1 файл
оценка вреда.doc
Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина.
Особенностью этого вида экологического вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным, санитарно-эпидемиологическим законодательством.
— имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют неорганический характер, например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка.
Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера, например, задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями.
В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда.
Каждая их этих форм вреда возмещается по правилам, регулируемым природоресурсовым, санитарным и общегражданским законодательством.[2]
3 ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И УЩЕРБА
Экологический ущерб и его последствия могут проявляться в самых различных видах и областях: ухудшение здоровья человека из-за потребления загрязненной воды и загрязненного воздуха (социальный ущерб), снижение урожайности в сельском хозяйстве на загрязненных выбросами промышленности землях, уменьшение сроков службы оборудования из-за коррозии металлов. Обычно при измерении ущерба природе сначала выявляются изменения/ухудшения в натуральных показателях, а затем дается их экономическая оценка.
В теоретическом плане довольно хорошо изучен такой вид ущерба, как экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Вместе с затратами на предотвращение загрязнения он составляет экологические издержки производства. Имеются и практические подходы к расчетам ущерба (авторы К.Г.Гофман, О.Ф.Балацкий и др.), связывающая натуральные показатели объемов выбросов, их опасность, региональные особенности с экономическими показателями. Однако эта методика вызывает ряд критических замечаний как практического, так и теоретического характера, так что к ее использованию надо относиться осторожно.
Одна из важнейших задач экономических мероприятий, связанных с той или иной степенью экологического воздействия, состоит в минимизации экологического ущерба. Имеется ряд экономических подходов, позволяющих оценить экологичес кое воздействие. Наиболее разработаны подходы по двум направлениям.
- Использование имеющихся (рыночных) цен для оценки воздействия на товары и услуги. В рамках этого общего подхода возможно применение следующих методов:
- изменение продуктивности, производительности (уменьшение урожайности в сельском хозяйстве, сокращение уловов рыбы, уменьшение прироста биомассы и деградации лесов);
- ухудшение качества жизни (или «метод потери дохода») (рост заболеваемости, смертности, ухудшение условий рекреации и пр.);
- альтернативная стоимость;
- сокращение сроков службы имущества (зданий, оборудований и пр.).
- Оценка, основанная на использовании величины непосредственных затрат, расходов.
Рассмотрим более подробно первое направление оценки экологического воздействия, связанное с использованием имеющихся (рыночных) цен.
По всем перечисленным в рамках этого направления методам возможно получение натуральных показателей, отражающих ухудшение экологической ситуации и экологический ущерб, которые могут быть оценены в стоимостной форме. Важное достоинство перечисленных подходов – возможность использования рыночной цены для оценки воздействия на товары и услуги.
Здесь обычно применяются методы анализа затрат и выгод с учетом экологических последствий воздействия проектов. Воздействия могут оказываться как на природные системы (сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство), так и на искусственно созданные (антропогенные) системы (здания, сооружения, производства в производственном и бытовом секторах). В результате изменения качества природных ресурсов и состояния окружающей среды происходит изменение производительности, продуктивности природных и антропогенных систем, возможно изменение производственных затрат в этих системах. Эти изменения влияют на объемы производства, на колебания цен и т.д. В результате возможные физические изменения на основе рыночных цен могут быть оценены в стоимостной форме.
Метод с использованием изменение продуктивности является прямым продолжением традиционного анализа эффективности « затраты-выгоды». Физические изменения производства оцениваются с применением рыночных цен на используемую и производимую продукцию. Метод оценки изменения продуктивности используется в основном в двух случаях: когда оценивается абсолютная величина воздействия и когда воздействие оценивается в «приростной» форме. Первый случай наиболее чистый и простой. Здесь сопоставляются два варианта: имеется экологическое воздействие или его нет, первый вариант и требует оценки. Например, загрязнение воздуха в результате работы предприятия приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных угодий. Здесь требуется оценка изменении продуктивности земли, что возможно при сопоставлении урожайности аналогичных по качеству почвы участков вблизи завода и в чистом районе.
Более сложный случай – оценка изменения продуктивности при уже имеющемся экологическом воздействии. Часто оценивается не абсолютная величина экологических изменений, а только ее часть, непосредственно связанная с воздействием, оказываемым реализуемым проектом/программой, понесенными затратами. Здесь оценка изменения воздействия носит «приростный» характер. Например, стоки предприятия приводят к загрязнению реки и уменьшению в ней количества рыбы. В этом случае увеличение мощности предприятия и возможное увеличение загрязненных стоков может еще более уменьшить численность рыб. И при оценки дополнительного экологического воздействия оценивается только разница между уже уменьшившимся количеством рыбы после увеличения мощности завода.
Оценка экологического воздействия, учитывающая изменение качества жизни, во многом базируется на расчете потери дохода. По своей идеологии подход, основанный на оценке потери дохода, подобен подходу к оценке изменения производительности. В качестве объекта экологического воздействия выступают люди, состояние их здоровья. Их производительность может изменяться в результате изменении состояния окружающей среды (загрязнение воды и воздуха, шумовое воздействие) и соответственно состояния и х здоровья. И здесь возможна стоимостная оценка ряда показателей:
- потеря доходов (заработной платы) в результате заболеваемости;
- затраты на медицинское обслуживание, лекарства и пр.;
получение выгод благодаря предотвращению негативных экологических воздействий. [1]
Источник