Что является способом существования материи время

Движение как способ существования материи, пространство и время как формы бытия материи

Так как общество выступает видом материального бытия, то атрибут движения присущ и ему. Движение социальной материи – это развитие общежития во времени, необратимость достигнутого обществом состояния.

Для философии движение – это внутреннее изменение состояния каждого вида материи и всего мира в целом, но который конкретно для каждой формы бытия.

3) Время. Чистого времени нет. Оно обременено материей. Время – это атрибут материи, скорость ее изменения. Каждая форма материи пропитана временем, вне материального бытия никакого времени нет.

Мир оказался многомерным не только по уровням материи, но и по ритмике времени.

Материя, время и движение неразрывны – постулат.

4) Пространство. В XV веке пространство имеет трехмерную протяженность: длина, ширина, высота. Чистого пространства не существует. Пространство сшито с материей. Пространство – это бытие разных форм и уровней материи друг возле друга.

5) Связи и взаимосвязи как всеобщие свойства бытия. Все в мире связано и взаимосвязано. Тезис: «Мир был, есть и будет». Взаимосвязь – это такой вид связи явлений, из которого одно обуславливает другое или одно не может существовать без другого. Связь – это как всеобщее свойство материи выражается в категории отражения.

2. Движение – это один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение – это любое бесконечное изменение, которое существует в бесконечно многообразных формах.

В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в уз­ком смысле, как пространственное перемещение объекта, но при этом объ­ект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механиче­ское движение является одной из форм движения, а кроме него существуют физические (оптические, электрические и др.), химические, биологические, социальные изменения. В метафизическом материализме абсолютизирова­лись некоторые специально-научные концепции, главным образом механи­ка. Преимущественное развитие механики в XVII — XVIII вв. порождали преувеличенные надежды на возможность объяснения всех явлении природы с позиций механики. Эти надежды оказались неоправданными, а тем самым выявилась неправильность понимания движения только в смысле механиче­ских процессов.

В противоположность механической концепции, в которой движение про­тивопоставлялось покою, (объект может двигаться или покоиться), а тем са­мым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существо­вания материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.

Если в метафизическом материализме движение понималось в основном как «вынужденное», как результат внешнего воздействия, то в диалектиче­ском материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешними воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов.

Понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения многообразия видов движения к какому-нибудь одному, как это было в ме­тафизическом, механическом материализме. Утверждение, что движение — атрибут материи, не означает, что существует какое-то движение «в чистом виде»; движение как атрибут материи — то универсальное, что присуще всем конкретным видам движения.

Движение противоречиво, прежде всего, как единство относительного и абсолютного. Движение относительно в том смысле, что изменение мес­та или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотворимо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося.

Источник

Движение, пространство и время как способы существования материи

Материя обладает неотъемлемыми свойствами — атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.

Всякое изменение вообще — есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение — есть способ существования материальных систем.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Читайте также:  Способы использования произведения с согласия автора

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение — это способ существования материи, то пространство и время — это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякогобытия.

Пространство — это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время — это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.

С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном уровне — человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция — рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.

С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время.

Социальное пространство — то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Читайте также:  Под конкурсом понимается способ определения поставщика при котором победителем признается участник

Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы — символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме — в ритме машин. Времени стало не хватать — его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.

Источник

Пространство и время как формы бытия материи

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуаль­ное пространство и время являются формами отражения мате­риальной действительности и вместе с тем формами дальней­шего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» дли­тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в кон­цепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера про­текающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны од­нозначно с материалистическим или идеалистическим толко­ванием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действитель­ны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного под­хода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

время — форма бытия материи, которая выражает длительность

существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их раз­вития;

пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

перевернула прежние взгляды на время и пространство как веч­ные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштей­ном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объ­екты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Читайте также:  Способы производства труб волочение

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной ре­альности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловле­на единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его суще­ствования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных» для человека, тем быстрее «идет время» для него.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Еди­ницей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением кален­дарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их сме­ны, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно со­провождаться становлением качественно специфичных форм про­странства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между простран­ством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение ми­ра, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики харак­теризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила мате­риальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что мо­гут существовать миры с другими пространственно-временными пара­метрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалак­тики существовало десятимерное пространство — время. Четыре из­мерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроско­пическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, раз­меры которого меньше 10

33 см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

К их всеобщим свойствам относятся: 1. объективность и независимость от сознания человека, 2. их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, 3. единство непрерывного и прерывного в их структуре, 4. количественная и каче­ственная бесконечность, 5. вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическимисвойствами.

Первые выражают их протяжен­ность, они связаны с измерением и характеризуют их количе­ственный аспект. Метрическими свойствами пространства яв­ляются — гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свой­ства выражают пространственную и временную упорядочен­ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически кон­кретизируются, преломляются на различных уровнях органи­зации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологичес­кие пространство и время. Считается, что существует множе­ство биологических пространств (например, ареалы распрост­ранения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени на­ходят свое выражение во временных ритмах, которые представ­ляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических рит­мах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

С возникновением общества возникают социальные про­странство и время. Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начи­ная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Со­циальное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античнос­ти или средневековья.

Социальное время — это форма общественного бытия, ко­торая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события те­кут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жиз­недеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти че­ловечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (дли­тельность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

Источник

Оцените статью
Разные способы