Нормотворчество. Юридическая техника
Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности — нормотворчества (правотворчества). Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.
Нормотворчество в правовой сфере — это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования — возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы. На завершающей стадии правообразования приобретает большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такого нормотворчества:
1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);
3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).
Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества являются: научность, демократизм, законность, интернационализм.
В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.
Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.
Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называютправотворческим процессом.Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.
1. Стадия законодательной (более широко — нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта.
Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5. Принятие нормативного акта.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.
Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.
Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.
При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную технику. Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику. Некоторые ее требования являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов. Например, требования культурности (общей и юридической) акта: целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.
Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности, темноты и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением. В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материализацию юридической техники. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений.
Кроме терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).
Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Лучше издать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п. В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и проч.) и структурой. При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п.
Среди технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует назвать:
а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями;
б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.
Различаются три приема изложения элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном — отсылка к другим нормам; при бланкетном — конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности).
В современных условиях очень важно не просто соблюдать правила юридической техники, но и выдерживать общий стиль законодательства. Загруженность его декларативными положениями, призывами, пожеланиями и т.п. девальвирует юридические средства воздействия на общественные отношения. Требования к нормотворческой деятельности содержатся, например, в Указе Президента России « О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ» * и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров — Правительства России ** (рис. 2).
* Российская газета. 1993. 21 янв.
** Российская газета. 1993. 11 февр.
Рис. 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Источник
1.2.3. Классификация нормотворчества. Виды и формы нормотворчества. Субъекты нормотворчества.
В литературе обычно выделяют следующие виды нормотворчества: законотворчество, подзаконное или
ведомственное нормотворчество, муниципальное правотворчество, правотворчество на уровне общественных объединений, судебное
правотворчество, договорное нормотворчество .
Критериями выделения видов нормотворчества служат: 1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами; 2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение); 3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты) и др.
В зависимости от вида субъектов нормотворчества можно выделить:
1) нормотворчество, осуществляемое носителем суверенитета;
2) нормотворчество, осуществляемое иными субъектами правотворчества, не являющиеся носителем суверенитета. [8]
К первому виду нормотворчества, относится нормотворчество, осуществляемое непосредственно народом (в республиках и конституционных монархиях); либо монархом (в абсолютных монархиях, где монарх, рассматривается как носитель суверенитета). Ко второму виду относятся все остальные виды нормотворчества.
В зависимости от вида власти можно выделить:
1) нормотворчество, осуществляемое органами
2) нормотворчество, осуществляемое органами
3) правотворчество, осуществляемое органами судебной
В зависимости от уровня действия правотворческих актов можно выделить:
1) нормотворчество, осуществляемое на международноправовом уровне;
2) нормотворчество, осуществляемое на
3) нормотворчество, осуществляемое на региональном
4) нормотворчество, осуществляемое на местном уровне (муниципальное правотворчество);
5) нормотворчество, осуществляемое на локальном уроне (уроне юридического лица).
В зависимости от вида правотворческого акта можно выделить:
1) конституционное нормотворчество;
3) подзаконное нормотворчество
4) прецедентное правотворчество;
5) договорное нормотворчество.
В зависимости от того, осуществляется ли принятие правового акта одним субъектом или несколькими можно выделить:
1) индивидуальное нормотворчество;
2) совместное нормотворчество, когда несколько субъектов правотворчества, участвуют в принятии правотворческого акта. Например, совместные постановления, содержащие нормы права. Особенно много таких постановлений принималось в советский период.
В зависимости от оснований принятия правотворческого решения можно выделить:
1) казуальное нормотворчество, когда возникает необходимость разрешения конкретного юридического дела или группы дел, и это требует принятия, изменения или отмены соответствующей нормы права.
Ярким примером может служить прецедентное нормотворчество;
2) абстрактное нормотворчество, когда принятие изменение или отмена соответствующей нормы права не вызвана необходимостью разрешения конкретного юридического дела.
Требуют пояснения некоторые указанные виды нормотворчества. И специфика каждого из них зависит от субъекта нормотворчества.
Так, непосредственное нормотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным нормотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.
Прямое нормотворчество граждан характеризуется рядом признаков:
а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.
На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Удельный вес правотворчества народа в любой стране всегда небольшой. Что касается России, то для нас референдум так и остался явлением редким, если не сказать экзотическим. Для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха и т.п.). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы. Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью:
1) неясное формулирование вопроса;
2) перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;
3) полиграфическое выделение в бюллетене нужного
4) помещение в бюллетень голосования примечаний, справок, направляющих мысль и волю граждан в нужное русло;
Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей следует все же возлагать на правотворчество государственных органов [9] .
Нормотворчество государственных органов занимает ведущее место в правотворчестве. Объем его велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет систематизировать правотворческий процесс.
По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:
1) законы. Их принимают парламенты — представительные органы народа. Существуют следующие виды законов:
— конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам);
Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты.
— физические силы парламентариев не беспредельны;
— ограничено и время их работы (рабочий день — восемь
— есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы;
— экономические — оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни. Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства. Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России), помимо парламентов, другие государственные органы;
2) указы. Их издает Президент РФ. Его правотворческая компетенция касается следующих вопросов:
— структура органов исполнительной власти;
— порядок вступления в гражданство;
— руководство Вооруженными Силами РФ;
3) постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам);
4) инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.
На уровне субъектов РФ распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне [10] .
Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек [11] .
Можно выделить, по крайней мере, четыре блока корпоративных норм: финансовые, административные, трудовые и гражданско-правовые. В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии, например нормативные положения касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны и др.
Корпоративные нормы обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников). Это означает, что они должны исполняться указанными лицами независимо от того, нравятся они им или нет, одобряют они их существование или не одобряют — одним словом, независимо от субъективного к ним отношения. Однако количество участников корпорации, не одобряющих корпоративные нормы, как правило, незначительно, поскольку большинство этих норм принимается с участием лиц, обязанных им затем подчиняться.
Корпоративные нормы находят письменное выражение. В организациях выделяется несколько уровней корпоративных актов в зависимости от их юридической силы, это нормативные акты:
— общих собраний акционеров, вкладчиков, персонала;
— корпоративных контролирующих органов (например, советов директоров);
— представительных органов (например, советов персонала);
— коллективных исполнительных органов (правлений);
— руководителей корпораций и др.
Чтобы предотвратить противоречия между ними, осуществляется четкое распределение компетенции между субъектами правотворческой деятельности той или иной корпорации.
Корпоративные нормы — это нормы коллективного волеизъявления. Даже когда нормативные решения принимаются не общими собраниями акционеров или собраниями (конференциями) персонала, а иными органами управления корпорации, они должны быть по своему содержанию согласованы (иногда утверждены соответствующими вышестоящими органами управления корпорации) или по крайней мере не должны противоречить решениям общих собраний, на которых урегулируются принципиальные вопросы жизни корпорации. Эти принципиальные решения задают тон всем остальным, принимаемым в корпорации.
Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением. Со стороны кого? Прежде всего, на нарушителя воздействует сама организация в лице ее органов управления, используя запреты, санкции, предусмотренные в корпоративных актах.
Договорное нормотворчество. Договор используется почти во всех отраслях права и считается универсальным юридическим документом. Перечислим отрасли права, где договор находит применение:
— конституционное (договор между субъектами РФ);
— финансовое (договор инвестиционного кредита);
— административное (договоры о делегировании полномочий государственными органами, о сотрудничестве между министерствами);
— гражданское (договор поставки);
— предпринимательское (договор о сотрудничестве);
— трудовое (трудовой договор, коллективный договор),
— жилищное (договор социального найма жилого помещения);
— семейное (брачный договор);
— земельное (договор сервитута);
— пенсионное (договор о выплате дополнительной пенсии);
— авторское (договор авторского заказа);
— патентное (лицензионный договор на использование изобретения);
— гражданско-процессуальное (мировое соглашение);
— арбитражно-процессуальное (мировое соглашение);
— международное (договор о сотрудничестве и
Вне зависимости от того, в какой форме осуществляется нормотворчество, юридическая сила принятого акта по большей частью обусловлена именно субъектом нормотворчества, и согласно нормам основного закона государства, народное нормотворчество является самым значимым, а акты, принятые народом, как правило, обладают высшей юридической силой.
Источник