Отличительные признаки проекта
Попробуем выявить основные признаки проекта, его структуру, значение. Отдельное внимание уделим особенностям проектной деятельности в образовательных учреждениях.
Актуальность
Начнем с того, что любая новая идея, на основе которой будет составляться проект, должна быть актуальной не только для конкретного человека. Именно востребованность идеи будет определять значимость проекта, его практическое использование.
В настоящее время проектной деятельности уделяется особое внимание не только на ступени профессионального и высшего образования, но и в среднеобразовательных школах. От того, насколько актуально то направление, которое выбирается для работы, зависит конечный результат всего проекта.
Постановка цели
Как определить цели и задачи проекта? Данный вопрос является наиболее важным. Прежде чем приступать к разработке проекта, в какой бы сфере деятельности он ни выполнялся, необходимо сформулировать цели и задачи проекта.
Если идет речь о школьном проекте, то в качестве наставника для рабочей группы или индивидуальной работы выступает учитель. Именно он должен помочь своим воспитанникам сформулировать конкретную цель проекта, определить задачи, которые будут решаться по мере работы.
Алгоритм работы
Отличительные признаки проекта состоят в том, что необходимо продумать механизм действий, наметить предварительный план работы. Успешность выполнения проекта напрямую связана с правильным выбором алгоритма действий. Исследования, которые проводились на территории разных стран, показали, что все современные лидеры в политике, экономике, имеют именно проектное мышление.
В настоящее время перед учебными заведениями всех ступеней обучения поставлена задача формирования в молодом поколении проектного мышления. Наметив план действий, можно переходить к подбору методик.
Программа действий
Прежде всего для того, чтобы выявить характерные признаки проекта, необходимо внимательно изучить теоретические аспекты рассматриваемых вопросов. Данным этапом нельзя пренебрегать, иначе информация, рассматриваемая в работе, будет неактуальной.
Основные признаки проекта — это наличие специальной программы действий, в которой указывают предполагаемые (ожидаемые) результаты. Кроме того, среди его отличительных параметров необходимо упомянуть и наличие сметы расходов. Исследовательская работа не предполагает количественного указания затрат, а для проекта этот этап является важным и обязательным моментом деятельности.
Школьный проект
Несмотря на то что в общеобразовательных школах по новым федеральным стандартам проектная деятельность является обязательной для каждого ученика, еще нет четких представлений о том, каковы признаки проекта, что он должен включать в себя.
Этот термин приемлем в том случае, когда осуществляется работа, связанная с решением определенной проблемы. Проект направлен именно на поиск решения, на достижение того результата, который был поставлен изначально в работе. В него можно включать некоторые элементы рефератов, докладов, самостоятельной исследовательской деятельности, если этого требует цель проекта.
Обучение с помощью проектов
В настоящее время проектная технология применяется практически во всех школьных дисциплинах. Учитывая те задачи, которые ставит перед современной школой министерство образования РФ, разработка и продумывание собственного проекта позволяет ученикам саморазвиваться, к тому же позитивно отражается на профессиональном выборе. Отличительные признаки проекта:
- самостоятельность;
- востребованность;
- реалистичность.
В информационных технологиях проектная работа осуществляется не только на основе языков программирования, но и с использование разнообразных прикладных программ: электронных таблиц, презентаций, баз данных.
Профессиональное самовоспитание подрастающего поколения предполагает применение проектной методики.
Значение проектов
Зная отличительные признаки проекта, школьные педагоги стараются создавать для своих воспитанников такие ситуации, когда необходимо использовать логическое мышление для решения поставленных задач. Это способствует развитию личности детей, развивает их самостоятельную деятельность, проявлению творческих способностей. Проект подразумевает сразу несколько видов деятельности:
Пример проекта
Предлагаем вашему вниманию вариант проекта, который можно выполнить с детьми. Например, можно разработать, просчитать, а затем осуществить благоустройство пришкольной территории:
- Итак, основной целью подобной работы будет благоустройство пришкольного участка.
- В качестве задач можно выделить выбор посадочного материала, подбор декоративных элементов.
- Для того чтобы рассчитать расходы, составляется смета расходов. В нее включают затраты на приобретение семян, краски, материала для клумб, удобрений, земли. Учитывая, что участниками будут школьники, статью, касающуюся оплаты работ по благоустройству, можно не включать.
- Кроме того, можно сделать эскизы, указав на них первоначальный вариант территории и планируемый результат после завершения работ, касающихся ее благоустройства.
Любая проектная деятельность, какой бы отрасли знаний она ни касалась, где бы ни проводилась, позволяет формировать самостоятельность, развивать логическое мышление, получать новые знания и навыки.
Источник
Отличительные особенности проектной деятельности
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 08.12.2019 2019-12-08
Статья просмотрена: 2278 раз
Библиографическое описание:
Шубина, Е. А. Отличительные особенности проектной деятельности / Е. А. Шубина, А. Н. Бредихина, К. А. Аникеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64797/ (дата обращения: 18.11.2021).
Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление.
Во всем мире методы проектного управления показали свою востребованность и эффективность. Роль проектов в мире повышается, расширяется область применения проектных методов управления/
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, управление проектом.
Традиционно под проектной деятельностью на предприятии понимается деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, реализуемых предприятием [1, с. 29].
В соответствии с п.3 «Термины и определения» ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» проект — это «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [2]. Отличительной особенностью проектной деятельности от функциональной деятельности является то, что получаемый результат носит уникальный характер, а деятельность по достижению такого результата осуществляется на предприятии впервые. После достижения заданного результата проект завершается и, соответственно, завершается проектная деятельность, связанная с данным проектом.
Функциональная деятельность осуществляется на предприятии постоянно различными функциональными подразделениями (конструкторским отделом, планово-экономическим отделом, бухгалтерией, технологическим отделом и т. п.).
Для определения отличий продуктового и инвестиционного проекта обратимся к определению инвестиций в соответствии Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [3].
Инвестиционный проект можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предусматривающий вложение инвестиций и как документ, обосновывающий экономическую целесообразность, объем и сроки осуществления капитальных вложений, а также содержащий описание практических действий по осуществлению инвестиций.
Отличительной сущностной характеристикой инвестиционного проекта является наличие инвестиций и необходимость получения результата в виде полезного эффекта от этих инвестиций (получение прибыли, совершенствование технологии, повышение экологической безопасности, улучшение условий труда и т. п.).
Под продуктовым проектом, как правило, понимается проект создания и вывода на рынок конкретного нового изделия, а также действия по изготовлению конкретного заказа на предприятиях с единичным и мелкосерийным типом производства. Проекты, направленные на снижение себестоимости изделия, повышение его качества, снижение длительности цикла изготовления к продуктовым не относятся.
Функции управления проектами, их отличие от функций по реализации проекта.
В соответствии с п.3 «Термины и определения» ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» управление проектом— это «планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта» [2]. Таким образом, функции управления проектом включают планирование, организацию и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, используемых при реализации проекта. Например, проект строительства школы предполагает
– осуществление функций по реализации проекта: работы по возведению здания школы, закупке материалов и т. п.;
– осуществление функций по управлению проектом: планирование закупок и строительных работ, расчет затрат на строительство, управление персоналом, мониторинг результатов и т. п.
В соответствии с п. 5 ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» в составе действий по управлению проектом выделяют:
– управление содержанием проекта;
– управление сроками проекта;
– управление затратами в проекте;
– управление рисками проекта;
– управление персоналом проекта;
– управление заинтересованными сторонами проекта;
– управление поставками проекта;
– управление качеством в проекте;
– управление обменом информацией в проекте;
– управление интеграцией проекта [2].
Все объекты управления проектной деятельностью имеют общие признаки: достижение цели имеет приоритет над выполнением функций, цель взаимоувязана с задачами, мероприятиями, ресурсами и показателями.
Управленческие проекты приобретают особую актуальность, позволяя, например, в рамках стратегии организации сделать акцент на уникальных мероприятиях, предполагающих создание новых систем и организационных технологий. При этом стратегия развития организации является реалистичной, если содержит проекты, конкретизирующих стратегические задачи.
Таким образом, проектному управлению рекомендуется отводить особое место в составе системе стратегического управления организацией.
Необходимость ивозможные формы организации управления проектом.
Для выполнения функций управления проектом на предприятиях формируют специальную организационную структуру. Для управления портфелем проектов предприятия часто создают специализированное подразделение — проектный офис. В ряде случаев принимается решение о вынесении функций проектного офиса на аутсорсинг.
Отдельно для каждого проекта формируются временные органы управления проектом. В соответствии с п.4 ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» для каждого проекта рекомендуется формировать команду проекта, а также руководителя проекта, заказчика и куратора проекта.
Руководитель проекта осуществляет непосредственное управление проектом. Для ведения документооборота, мониторинга хода реализации проекта отдельно выделяется должность администратора проекта. Целесообразность выделения работника, выполняющего функции администратора проекта отражена и в Постановлении Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Заказчик проекта — физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта. Куратор проекта — лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта. Команда проекта — совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.
Для управления крупными проектами может формироваться специализированное подразделение (проектный офис или дирекция по управлению проектом), включающая руководителя проекта, администратора проекта и функциональных специалистов, специализирующихся на осуществлении отдельных действий по управлению проектом. Сотрудники данного подразделения входят в состав команды проекта.
В организации может эффективно сочетаться функциональная и проектная деятельность. Если первая подчинена выполнению текущих целей и задач, то проектная, возникает при появлении новых сложных задач и организации крупных мероприятий, на решение которых отводится ограниченное количество времени и финансовых ресурсов.
Если текущая деятельность укладывается в существующую организационную структуру, регламентирована нормативными актами и поддерживается информационными системами, то проектный подход формализован и тем более автоматизирован гораздо слабее.
Источник
Отличительные признаки проекта
1. Ограниченность – проект ограничен во времени и в пространстве. Проект должен имеетьустановленные сроки реализации и жесткую «привязку» к местности – территория реализации проекта должна быть обозначена с самого начала, будь то двор многоквартирного дома, селение, район города или весь город, несколько районов республики или несколько субъектов Федерации. Масштабные проекты могут охватывать территорию всей страны, партнерские проекты нередко объединяют несколько стран, на территории которых организации-партнеры действуют в общих интересах.
2. Сформулированность – цели, задачи и методы достижения цели проекта не просто ясны его авторам и исполнителям, но «материализованы» – четко сформулированы и описаны. Из описания так же должно быть ясно, каких результатов и в какие сроки нужно ожидать, сколько и каких ресурсов необходимо для реализации проекта, кто несет ответственность за выполнение работ и т.д.
3. Этапность – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа в соответствии с установленным планом-графиком реализации проекта.
4.Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
5.Последовательность и связность– в основе проектного подхода лежит логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.
6.Инновационность– проектный подход предполагает использование инновацией в решении выбранной проблемы, однако вовсе не требует новых изобретений. Инновационность может заключаться в использовании известного метода/технологии применительно к иным целевым группам. Здесь необходимо отметить, что любой опыт и любой метод должен быть адаптирован к местным условиям с учетом особенностей социально-экономического развития, национально-культурных традиций и т.д.
7. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются плодом кропотливого труда разработчиков по осмыслению проблемы, причинно-следственных связей, анализу и обобщению чужого опыта в попытках эту проблему решить и оценки собственных возможностей воздействия на ситуацию.
8. Эффективность – наличие критериев, по которым можно судить, насколько успешно выбранный метод/технология позволяет решать поставленные задачи, обеспечивает получение планируемых результатов и насколько полученные результаты влияют на достижение цели (содействуют решению проблемы).
9. Профессиональные компетенции исполнителей – подтверждение знаний и профессионального опыта участников проекта, владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
10. Жизнеспособность/Устойчивость– определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
12 шагов разработки проекта:
ШАГ 1. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ 2. Изучение ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ 3. Определение наиболее актуальных социальных проблем. Определение конкретной проблемы, на решение которой направлены вашиусилия.
ШАГ 4. Изучение общественного мнения по выбранной проблеме.
ШАГ 5. Определение целей и задач проекта.
ШАГ 6. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ 7. Выбор методов/технологий решения поставленных задач.
ШАГ 8. Составление плана-графика реализации проекта.
ШАГ 9. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ 10. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ 11. Определение потенциальных партнеров, заинтересованных в реализации проекта/способных принять участие в реализации проекта
Источник