- Что является изменением способа управления
- ТСЖ состоит из пяти домов. Один из домов планирует перейти в управление к управляющей организации. Каков порядок изменения способа управления многоквартирным домом?
- Особенности, нюансы и порядок выбора способа управления многоквартирным домом
- Какие есть способы управления многоквартирным домом по ЖК РФ?
- Обязательно ли выбирается?
- Когда и в какие сроки можно выбрать?
- Особенности по срокам в случае прекращения действия правления товарищества или кооператива
- Может ли МКД управляться без выбранного или реализованного метода?
- Порядок выбора первой формы организации руководства МКД или ее изменения
- Протокол собрания жильцов с решением вопроса
- Требования, которые нужно учитывать при определении вида руководства
Что является изменением способа управления
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ТСЖ состоит из пяти домов. Один из домов планирует перейти в управление к управляющей организации.
Каков порядок изменения способа управления многоквартирным домом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сначала необходимо проведение реорганизации ТСЖ путем его выделения, а в дальнейшем собственники выделенного ТСЖ смогут принять решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей компанией.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Поскольку ТСЖ может быть создано для управления сразу несколькими многоквартирными домами (ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ЖК РФ), является юридическим лицом (ч. 5 ст. 135 ЖК РФ, пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ) и ТСЖ управляет несколькими домами как единым целым комплексом, суды исходят из того, что для смены формы управления в одном из домов, входящих в ТСЖ, необходимо проведение реорганизации ТСЖ (смотрите вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 г. (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007), апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.03.2017 по делу N 33-1472/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.03.2016 по делу N 33-1059/2016).
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 140 ЖК РФ реорганизация ТСЖ может быть проведена в форме разделения или выделения ТСЖ.
Отметим, что анализ вышеприведенной судебной практики показывает, что избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ именно в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного ТСЖ, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами.
Реорганизация ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования ч. 1 ст. 136 ЖК РФ. Решение о выделении ТСЖ может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При этом для изменения способа управления многоквартирным домом жителям, которые решили выйти из состава ТСЖ, объединяющего несколько домов, не требуется согласия членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав данного ТСЖ (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 07.12.2017 по делу N 33-15405/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.03.2016 по делу N 33-1059/2016).
Порядок проведения реорганизации определяется положениями п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
Обращаем особое внимание на то, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). При этом передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (ст. 59 ГК РФ).
Таким образом, решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При этом в повестку такого общего собрания должны быть поставлены следующие вопросы: 1) о реорганизации ТСЖ в форме выделения; 2) о создании в результате выделения нового ТСЖ; 3) об утверждении порядка реорганизации ТСЖ в форме выделения; 4) об утверждении разделительного баланса и передаточного акта; 5) об утверждении устава создаваемого в результате выделения ТСЖ; 6) об избрании правления и председателя правления ТСЖ; 7) о приеме в члены ТСЖ (апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.03.2017 по делу N 33-1472/2017).
После проведения реорганизации и создания нового ТСЖ возможна либо его ликвидация с выбором способа управления управляющей компанией и заключением с ней договора управления многоквартирным домом, либо заключение такого договора с управляющей компанией непосредственно ТСЖ, поскольку это допускается нормами ст. 162 ЖК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Якунин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
7 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Особенности, нюансы и порядок выбора способа управления многоквартирным домом
На собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по содержанию здания в удовлетворительном состоянии. С этой целью организуется управление совместным имуществом. Оно призвано обеспечить качественные, комфортные и безопасные условия проживания всех жильцов. Контролировать состояние здания можно как самостоятельно, так и через ТСЖ (либо ЖК) или управляющую компанию.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !
Какие есть способы управления многоквартирным домом по ЖК РФ?
Рассмотрим, что относится к способам управления жилым многоквартирным домом (МКД). Методы управления МКД прописаны в Жилищном кодексе. У жильцов есть 3 варианта на выбор (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ):
- самостоятельный контроль (в том случае, если в доме не более 30 квартир);
- создание для поддержания дома в надлежащем состоянии ТСЖ, жилищный или иной потребительский кооператив;
- заключение договора о сотрудничестве с управляющей компанией.
Все три способа отличаются друг от друга принципами работы, механизмом разделения ответственности и прочими организационными и правовыми нюансами.
Например, если многоквартирным домом собственники управляют сами, то и договоры на обслуживание имущества приглашёнными подрядчиками заключаются непосредственно с каждым жильцом. За качество выполненных работ обслуживающие компании несут ответственность перед владельцами квартир.
Сюжет о способах управления многоквартирным домом:
Обязательно ли выбирается?
Выбор способа управления зданием входит в обязанность каждого собственника жилья в МКД (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Жильцам даётся 6 месяцев на принятие соответствующего решения. Если в течение отведённого срока собственники не определятся с формой управления имуществом, местные власти проведут открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).
Когда и в какие сроки можно выбрать?
Особенности по срокам в случае прекращения действия правления товарищества или кооператива
Если управление домом осуществлялось ТСЖ или одним из видов потребительских кооперативов (ЖК, ЖСК), при прекращении такого способа содержания имущества ТСЖ или кооператив возвращает все технические и иные документы, а также ключи от общих помещений собственникам квартир (выбранному ответственному лицу). Cделать это необходимо в течение трех рабочих дней с момента проведения собрания жильцов по вопросу изменения способа управления домом.
Жилищный кодекс разрешает изменить изначально выбранный способ на иной по желанию жильцов. Сделать это допускается в любое время (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ). При этом действует требование о выделенном сроке — 6 месяцев, в течение которого необходимо определиться с видом управления.
Может ли МКД управляться без выбранного или реализованного метода?
Владельцы квартир обязаны принять совместное решение о способе обслуживания дома и контроля за его состоянием. Органами власти отдаётся предпочтение управляющей компании как оптимальной форме содержания многоквартирного здания (конкурс на выбор УК автоматически объявляется после сдачи новостройки в эксплуатацию).
При этом у жильцов есть право выбора: провести конкурс для определения управляющей компании или предпочесть собственный вариант (кооператив, личное управление).
Нереализованным способ считается в том случае, когда было проведено собрание собственников, но в последствии не были заключены договоры по содержанию и ремонту имущества. Если речь идёт о ТСЖ или кооперативе, то нереализованной выбранная форма признаётся, если кооперативом не получено свидетельство о регистрации в ФНС.
Нереализованной может быть и работа управляющей компании. Такое возможно, если собственники не выбрали конкретную компанию или не заключили с ней договор.
Таким образом, максимальный срок пребывания МКД без выбранного способа управления — 6 месяцев. Далее органами власти будет проведён конкурс для назначения управляющей компании.
О том, что будет, если способ управления МКД не выбран или не реализован, мы писали тут.
Порядок выбора первой формы организации руководства МКД или ее изменения
Если речь идёт о новостройке, действует следующий алгоритм:
- Строительная компания сдаёт дом, получает разрешение на ввод в эксплуатацию и в течение 5 дней заключает договор с управляющей организацией (п. 14 ч. 5 ст. 161 ЖК РФ). Срок сотрудничества — не более 3 месяцев (п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ).
- Одновременно с этим местные власти открывают открытые торги по выбору управляющей организации. Это делается в течение 20 дней со дня ввода дома в эксплуатацию. На проведение кокнурса выделяется 40 дней с момента публикации уведомления (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ). После завершения отбора власти сообщают жильцам новостройки о результатах конкурса.
- Когда конкурс завершён, у жильцов есть 2 месяца, чтобы подписать договор о сотрудничестве с компанией, выигравшей конкурс. До момента его заключения контроль осуществляет организация, первоначально выбранная застройщиком.
Таким образом, официально у жильцов имеется 6 месяцев, чтобы определиться, как управлять домом (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ). При этом другие положения закона предполагают практически автоматическое проведение конкурса по выбору управляющей компании для новостройки.
- Жильцы принимают решение о проведении коллективного собрания.
- До всех жителей дома доносят сведения о планах — не позднее 10 дней до даты сбора (заказным письмом, лично).
- В уведомлении жильцам указывается: дата и место встречи, вопросы, планируемые к обсуждению.
- Оно считается состоявшимся, если оставлено более 50 % от общего числа голосов.
- Проведение мероприятия контролирует председатель.
- Он же или назначенный секретарь фиксирует протокол общего собрания.
- Если планируется заключать договор с управляющей компанией, то рекомендуется заранее составить список подходящих организаций (узнать об условиях сотрудничества, тарифах и пр.).
- Текст договора с компанией желательно составить к моменту проведения собрания и вынести его на обсуждение.
- Если голосование открытое, оно регистрируется в регистрационном листке (подсчитываются поднятые руки), либо решение оформляется в письменной форме каждым собственником.
- В письменном решении собственника должны быть указаны: личные данные, информация о праве собственности на жильё в доме, решение по поставленному вопросу.
Если собрание собирается для принятия решения о смене способа управления домом, используется также вышеуказанный алгоритм действий. Отдельно на повестку можно вынести обсуждение причин недовольства прежней формой.
На голосование выносятся 2 вопроса:
- прекращение действующей формы управления;
- выбор нового способа.
В итоговом протоколе фиксируется факт обсуждения и того, и другого вопроса с указанием результатов голосования.
Протокол собрания жильцов с решением вопроса
Принятое решение оформляется в протокол. Документ должен содержать:
- номер, дату, адрес многоквартирного дома, число участников собрания;
- главные темы, вынесенные на обсуждение;
- непосредственно решение по каждому вопросу из повестки с указанием числа голосов «за» и «против»;
- подписи председателя и секретаря собрания.
При внесении в протокол данных о выбранном способе управления, используется следующая формулировка:
«Был заслушан доклад о предусмотренных ЖК РФ способах управления многоквартирными домами и о преимуществах каждого из них.
На голосование выносится вопрос о выборе способа управления из двух вариантов:
Далее указываются данные о количестве проголосовавших «за» и «против».
Ниже обозначается, какое принято решение (например, «принято решение: избрать способ управления многоквартирным жилым домом — управляющей организацией»). Если решено использовать ТСЖ, то документ об итогах собрания должны подписать все собственники помещений в доме.
Требования, которые нужно учитывать при определении вида руководства
Выбор способа управления МКД зависит от совокупности факторов:
- количество квартир в доме;
- платёжеспособность и дисциплинированность жителей;
- какой выбор представлен на рынке управляющих организаций и пр.
Содержание дома в надлежащем состоянии — обязанность каждого жильца (ст. 39 ЖК РФ). Именно от их решений и действий зависит, как и насколько качественно будет содержаться дом, кем и каким образом будут оказываться коммунальные услуги.
За собственниками жилья остаётся решение — возложить на себя всю ответственность или передать её выбранной структуре — УК, ТСЖ, ЖК (какую из этих структур лучше выбрать?).
В зависимости от выбранного вида контроля за состоянием дома необходимо соблюдать конкретные требования, предусмотренные Жилищным кодексом:
- При непосредственном управлении домом его жильцами (п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ). Договор на обслуживание здания с подрядными организациями заключается напрямую с каждым жильцом. Речь идёт об услугах газо- и водоснабжения, вывозе мусора, отоплении и пр. Всю ответственность за качество выполненных работ исполнители несут перед владельцами квартир.
- При управлении через кооператив (ТСЖ, ЖК) (п. 2.2. ст. 161 ЖК РФ). Здесь ответственность за качество обслуживания несёт созданная структура. Кооператив может оказывать все коммунальные услуги по содержанию здания самостоятельно или заключать договоры с третьими лицами. Документ подписывается не с каждым жильцом, а с организацией. ТСЖ (ЖК) полностью контролирует работу подрядчиков и формирует тарифы по управлению домом.
- При выборе управляющей компании (п 2.3 ст. 161 ЖК РФ). Вся ответственность по содержанию дома и оказанию всех услуг ложится на УК. Компания заключает договор с поставщиками ЖКУ и следит за качеством их работы.
Контроль за состоянием дома — обязанность жильцов. Как они будут его осуществлять, зависит от их пожеланий. Можно управлять зданием самостоятельно либо передать полномочия ТСЖ, управляющей компании. Закон отводит собственникам 6 месяцев на принятие решения. Оно выносится на коллективном собрании и может быть изменено в любое время по желанию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Источник