Технология механизированных сельскохозяйственных работ (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Установка плуга на заданную глубину вспашки для навесных и полунавесных плугов производится в одной и той же последовательности. Поэтому мы рассмотрим установку плуга на заданную глубину на конкретном примере для навесного и полунавесного плуга.
Навесной плуг ПЛН-3-35
Чтобы установить плуг на заданную глубину, под заднее левое колесо трактора подкладывают брусок с косым срезом, толщина которого на 1,5-2,0 см меньше заданной глубины пахоты. Затем въезжают на брусок, опускают плуг и подкладывают под опорное колесо плуга брусок такой же толщины. Верхней центральной тягой и правым раскосом навески трактора выравнивают раму плуга так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности, а носки лемехов опирались на нее. Для уменьшения длины раскоса рукоятку следует вращать против часовой стрелки. Каждое изменение длины раскоса должно сопровождаться регулировкой правого кронштейна ограничительных цепей.
Настройку навесного плуга на заданную глубину обработки для гусеничных тракторов производят аналогично колесным, за исключением того, что брус, равный по толщине глубине обработки, подкладывают под обе гусеницы.
Полунавесной плуг ПЛП-6-35
Настройку плуга ПЛП-6-35 производят так же, как и навесных плугов, за исключением следующих особенностей.
Чтобы обеспечить подъем плуга рычагом распределителя, нужно соединить маслопровод гидроцилиндра механизма заднего колеса с основным гидроцилиндром на тракторе и вынуть замыкающий палец из бруса догружателя. При поднятом плуге транспортный просвет должен составлять 300-350 мм. Изменение транспортного просвета регулируют изменением длины тяги, соединяющей подвеску плуга с механизмом заднего колеса.
Чтобы установить плуг на заданную глубину пахоты, задние корпус и колесо плуга ставят в одной плоскости. Под металлическое опорное колесо подкладывают брусок толщиной на 1,5-2,0 см меньше глубины вспашки. Изменением длины раскосов механизма навески трактора выравнивают раму в поперечном направлении, регулировочным винтом механизма заднего колеса устанавливают ее так, чтобы головка болта касалась упора.
Дополнительные регулировки плугов
Дисковый нож на плуге любой марки устанавливают так, чтобы лезвие ножа находилось на расстоянии 10-15 мм в сторону поля от левого обреза предплужника. Лезвие дискового ножа должно быть опущено вниз от нижней кромки среза лемеха предплужника на 20-22 мм.
Расстояние между носками лемехов предплужников и корпусов 280-300 мм. Положение предплужника по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из 5 глухих отверстий на стойке предплужника: для пахоты на глубину 22 см—на второе; 25 см—на третье; 27 см—на четвертое; 30 см—на нижнее. Такая установка обеспечивает подрезание предплужником задернелого слоя почвы на глубину 10-12 см.
Давление в шинах пневматических колес 0,3 МПа.
1.4 Организация отвальной вспашки
Организация отвальной вспашки включает в себя подготовку поля, выбор направления и способа движения агрегата, выбор ширины загона и поворотной полосы, разметку поля, работу пахотных агрегатов в процессе вспашки, разбивку, распашку поворотных полос и заделку развальных борозд.
Подготовка поля
Поле освобождают от препятствий и растительных остатков, мешающих движению агрегатов, размечают его. Выбирают направление пахоты. Пропашку свальных и контрольных полос ведут под руководством агрономической службы.
Направление пахоты
Направление пахоты следует выбирать в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательное направление – поперек предыдущей пахоты, поперек склонов (для борьбы с водной эрозией).
При выборе направления движения пахотного агрегата учитывают периодичность чередования направления пахоты для обеспечения лучшего состояния почвы. Однако во всех случаях чередуют пахоту всвал и вразвал с тем, чтобы предотвратить постепенный снос почвенного горизонта в одну сторону.
На полях, подверженных ветровой эрозии почв, вспашку ведут в направлении, перпендикулярном господствующим ветрам, чтобы уменьшить выдувание верхнего слоя почвы весной, летом и улучшить снегозадержание зимой.
Способы движения пахотных агрегатов
Способы движения пахотных агрегатов выбирают с учетом длины, ширины, конфигурации и рельефа поля, а также технической характеристики агрегатов.
Основной способ движения агрегатов — петлевой комбинированный. Он может быть челночным, если используются оборотные плуги. Этот способ в основном применяется на длинных гонах.
На полях с небольшой длиной гона, как правило, используют беспетлевой комбинированный способ движения. Для уменьшения количества развальных борозд, которые трудно поддаются заделке, как при петлевом, так и при беспетлевом способе, чередуют способы работы »всвал» и »вразвал», т. е. используют способ вспашки трех загонов. При этом резко сокращается количество развальных борозд.
Определение оптимальной ширины загонов
Для сокращения количества развальных полос ширина загонов должна быть оптимальной. Она зависит от длины гона и ширины захвата агрегата (таблица 1.4). При этом получается минимальное количество гребней.
Таблица 1.4 — Оптимальная ширина загонов в зависимости от
длины гона и состава агрегатов
Выбор ширины поворотной полосы
Выбор ширины поворотных полос определяется двумя условиями: возможностью поворота агрегата и необходимостью обработки их этим же агрегатом. Наименьшая ширина поворотной полосы, определяемая кинематикой агрегата, зависит от формы поворота (беспетлевой, открытая петля, закрытая петля, петля с задним ходом и т. д.) вычисляется по формулам:
(при петлевых поворотах); (1)
(при беспетлевых поворотах), (2)
где — радиус поворота, м;
— длина выезда агрегата, м;
— ширина поворотной полосы, м.
, (3)
где — кинематическая длина агрегата, м.
Ширина поворотной полосы должна быть кратна ширине захвата агрегата (для навесных плугов—15 м; для полунавесных: 5-6 корпусных—до 20 м; 8-9–корпусных—25 м). При этом всегда учитывают количество проходов агрегата по поворотной полосе при ее вспашке.
Борозды для отметки поворотных полос пропахивают обычно на глубину 8-12 см с отваливанием пластов на поворотную полосу, чтобы они смягчили удар лемехов о землю при опускании плугов и обеспечили заглубление корпусов.
Разбивка поля на загоны
Разбивка поля на загоны зависит от принятого способа вспашки. При вспашке поля загонным способом вначале отмеряется поворотная полоса с двух сторон, но может отмеряться и со всех четырех сторон поля. Это позволяет при окончании вспашки обрабатывать поворотные полосы круговым способом, без развальных борозд.
Чтобы сократить проходы агрегата по вешкам, при разбивке поля на загоны устанавливают первую вешку на расстоянии, равном половине принятой ширины загона. Граница поля—с учетом двойной ширины загона от первой вешки (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Разбивка поля на загоны: I – Ш – загоны; С – ширина загона; Е – ширина поворотной полосы
Чтобы обеспечить прямолинейную прокладку первых борозд в загоне, начало разметной полосы первого прохода отмечают короткими колышками (0,4-0,5 м), а на противоположном конце поля устанавливают хорошо видимую вешку. Если поле длинное и имеет повороты, то ставят промежуточные вешки. Тракторист должен видеть две вешки одновременно и вести трактор так, чтобы все видимые вешки находились в створе. При разбивке поля на загоны свальные гребни вспахивают одним из двух способов: отпашке за три прохода и вспашке вразвал за четыре прохода.
При отпашке за три прохода (рисунок 1.2) для первой борозды плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на всю глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать борозду, открытую при первом проходе, т. е. окончательно засыпают первую борозду и образуется свальный гребень.
При вспашке вразвал за четыре прохода (рисунок 1.3) развальную борозду прокладывают за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10-12 см.
Рисунок 1.2 — Отпашка свального гребня за три прохода при разбивке загонов
Рисунок 1.3 — Вспашка вразвал за четыре прохода
При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3-4 см последний корпус. Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.
Во время занятий обучающиеся самостоятельно настраивают плуг для разбивки загонок этими двумя способами.
Работа агрегата в поле
Во время первых проходов агрегата проверяют глубину хода, ширину захвата плуга и равномерность пахоты.
При вспашке петлевым комбинированным способом движения сначала пашут первый, а затем третий загоны всвал (рисунки 1.4, 1.5), после чего пашут вразвал. При этом делают первый круг по борозде, образованной последним проходом агрегата при пахоте всвал.
Четвертый загон оставляют непаханым, пашут следующий нечетный (пятый) загон всвал, после чего возвращаются к четвертому и пашут его вразвал.
Затем вновь оставляют непаханым очередной четный загон, пашут следующий нечетный и возвращаются к пропущенному четному. В таком порядке пашут все остальные загоны.
Рисунок 1.5 — Вспашка загонов с чередованием пахоты всвал и вразвал
Регулировку и перевод плуга на глубину вспашки проверяют на той же передаче, на которой будет проводиться вспашка, так как при повышении скорости движения агрегата глубина пахоты уменьшается.
Выбор агрегата зависит от количества корпусов и глубины вспашки. Данные по выбору рабочей передачи при работе трактора на вспашке приведены в таблицах 1.5–1.7.
Остальные регулировки плуга (устранение перекоса рамы плуга, регулировка положения предплужников, положение дискового ножа) проводят при первом проходе на загоне.
Таблица 1.5 – Режимы работы пахотного агрегата
Удельное сопротив-ление почвы, кПа
Ширина захвата плуга, см
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Источник
Плуги для гладкой вспашки
Гладкой вспашкой называется вспашка без свальных гребней и развальных борозд. Вспаханное поле имеет выровненную поверхность, что создает более благоприятные условия для роста растений и работы машин, выполняющих следующие за вспашкой технологические операции. Урожайность возделываемых растений повышается на 5. 10%, а производительность машин – на 10. 15%. На гладковспаханных участках снижаются потери при уборке урожая.
Для гладкой вспашки применяют оборотные, фронтальные, челночные, поворотные, клавишные и балансирные плуги.
Навесной оборотный плуг ПНО-4-30 предназначен для гладкой вспашки почв с удельным сопротивлением 9 Н/см 2 на глубину 22 см.
Плуг снабжен симметричной рамой 2 (рис. 1.9, а), поворачивающейся относительно продольной горизонтальной оси на 180° под воздействием механизма поворота. На раме установлены парами правооборачивающие 12, 15, 16 и левооборачивающие 1, 3, 5 корпуса, снабженные вертикальными ножами 11, углоснимами 10 и перьями 13. Пар корпусов может быть три или четыре.Корпус гидроцилиндра 7 закреплен шарнирно на кронштейне навески 6, а его шток кинематически связан со звеньями механизма поворота.
При подаче масла в верхнюю полость гидроцилиндра шток перемещается вниз и поворачивает раму плуга в положение, при котором правооборачивающие корпуса устанавливаются в нижнее (рабочее) положение, а левооборачивающие – в верхнее (нерабочее) положение. При подаче масла в нижнюю (штоковую) полость гидроцилиндра шток перемещается вверх и переводит в рабочее положение левооборачивающие корпуса. Глубину вспашки регулируютс помощью болтов, изменяя положение опорного колеса.
При челночном способе обработки поле пашут оборотным плугом без разбивки на загоны. В конце поля раму плуга поворачивают на угол 180°. При вспашке на склонах плуг движется поперек склона, а пласты отваливают вниз по склону. Ширина захвата плуга ПНО-4-30 составляет 120 см. Его агрегатируют с трактором МТЗ-80.Рабочая скорость агрегата достигает 9 км/ч.
Поворотный плуг ПНП-3-35 снабжен отвальными симметричными корпусами 25 (рис. 1.9, б), жестко закрепленными на поворотном брусе 26. Корпус состоит из стойки, лемеха, цилиндрического отвала, с двух сторон которого закреплены перья 24. Левая и правая сторона отвала имеют одинаковый профиль и служат для отрезания почвенного пласта ромбической формы. Ширина захвата корпуса 35 см. Поворотный брус 26 соединен с рамой 22 шарнирно и фиксируется в рабочем положении гидроцилиндром 27. Рама опирается на поперечный брус 21, имеющий левое и правое колеса 19 с механизмами 20 вертикального перемещения.
Гидроцилиндром 27 брус 26 поворачивают на шарнире 23 и устанавливают его в положение I или II. В первом случае корпуса оборачивают отрезанные пласты влево, во втором – вправо. При работе в левостороннем режиме оборота пласта левые колеса трактора и плуга движутся по дну борозды, а правые колеса – по необработанному полю. В правостороннем режиме положение колес изменяется на противоположное.
Вспашку проводят челночным способом. Глубину вспашки до 27 см регулируют вращением винта механизма 20. Ширина захвата плуга 105 см. Его агрегатируют с трактором МТЗ-80. Рабочая скорость агрегата до 9 км/ч.
Рис. 1.9. Плуги для гладкой вспашки: а – оборотный ПНО-4-30; б – поворотный ПНП-3-35; 1, 3, 5 – левооборачивающие корпуса, 2, 22 – рамы; 4 – накладка; 6, 28 – навески; 7, 27 – гидроцилиндры; 8 – кулак; 9 – болт; 10 – углосним; 11 – нож; 12, 15, 16 – правооборачиваюшие корпуса; 13, 24 – перья отвала; 14, 19 – опорные колеса; 17 – стойка; 18 – трактор; 20 – винтовой механизм; 21 – поперечный брус; 23 – шарнир; 25 – симметричный корпус; 26 – поворотный брус
Фронтальные плуги предназначены для гладкой вспашки связных задернелых почв с оборотом пласта на 180° и укладкой пластов в собственные борозды.
Рис. 1.10. Схема рабочего процесса фронтального плуга:
1 – рама; 2 – заплужник; 3, 4 – основные корпуса; 5, 6, 9 – дисковые ножи; 7 – колесо; 8 – навеска; А и Б – пласты
Плуг снабжен двумя основными, направленными встречно право- и левооборачивающими корпусами 3 и 4 (рис. 1.10), дополнительным корпусом (заплужником) 2, центральным 5 и боковыми 6 и 9 дисковыми ножами, смонтированными на раме 1. Основной корпус состоит из стойки, лемеха и винтового отвала, а дополнительный – из двух винтовых поверхностей, лемеха и стойки.
Плуг работает следующим образом. Крайние дисковые ножи 6 и 9 отрезают пласт шириной 1,05 м, а центральный нож 5 разрезает его на две равные части А и Б (схема I). Основные корпуса 3 и 4 подрезают пласты в горизонтальной плоскости и поворачивают их навстречу один другому (схема II). Заплужник 2 подрезает внутренние нижние ребра пластов и отделяет их от дна борозды. После поворота пластов на угол 90° (схема III)на них начинают воздействовать и рабочие поверхности заплужника. Рабочие поверхности основных корпусов и заплужника, действуя совместно на противоположные грани пластов, поворачивают их на угол 155. 160° (схема IV), после чего пласты опускаются в борозду под действием тяжести (схема V).
Специальные плуги
Кустарниково-болотные плуги предназначены для первичной вспашки на глубину 30…50 см вновь осваиваемых земель после их осушения и удаления древесно-кустарниковой растительности.
В этих условиях сопротивление почв вспашке из-за их твердости, задернелости и погребенных в почве древесных остатков в 1,5. 2 раза выше, чем старопахотных. Поэтому рама 3 (рис. 1.11) таких плугов имеет повышенную прочность, а корпус снабжен уширителем 7 полевой доски, сменным долотом и раскосами 6 крепления крыла отвала. Корпус снабжен полувинтовым отвалом с регулируемым пером.
В зависимости от условий работы перед корпусом плуга устанавливают дисковый, черенковый или плоский нож с опорной лыжей.
Дисковый нож применяют при пахоте торфяных и рыхлых почв.
Рис. 1.11. Кустарниково-болотные плуги: а – корпус плуга; б – плуг ПБН-75;
в – плуг ПКБ-75; 1 – корпус; 2 и 6 – раскосы; 3 – рама; 4 – отвал; 5 – перо;
7 – уширитель; 8 – кустоукладчик, 9, 11, 19 и 20 – колеса; 10 и 22 – ножи;
12 – тяга; 13 – щит; 14 – ось; 15 – гидроцилиндр; 16 – штурвал; 17 – автомат;
18 – прицепное устройство; 21 – лыжи
Черенковый нож 10 (рис. 1.11, б) крепят на плуге при вспашке почв, засоренных корнями выкорчеванного леса и камнями. Нож насажен на палец лемеха и закреплен натяжным прутком – раскосом 2.
Плоский нож 22 (рис. 1.11, в) устанавливают на плуге при вспашке заболоченных почв, покрытых густым кустарником высотой до 2 м. Нож разрезает на полную глубину пахоты пласт, корневища, древесину и ветки кустарника. Закрепленная перед ножом лыжа 21 прижимает кустарник к поверхности поля, способствуя лучшему его разрезанию. Положение лыжи можно регулировать по высоте в зависимости от глубины пахоты. Для наклона кустарника перед корпусом крепят кустоукладчик 8.
Навесной плуг ПБН-75 (рис. 1.11, б) предназначен для вспашки осушенных земель, заросших кустарником высотой до 2 м, без предварительного его удаления.
Основные сборочные единицы плуга – рама, корпус со сменными лемехами, комплект ножей (черенковый, дисковый, плоский) и опорное колесо с механизмом регулирования. Лемех с приваренным долотом используют с дисковым ножом, а лемех с приваренным пальцем – с черенковым или с плоским ножом.
Глубину вспашки регулируют перемещением по вертикали опорного колеса 9. Ширина захвата плуга 75 см, глубина пахоты до 35 см, рабочая скорость до 3,1 км/ч. Плуг навешивают на тракторы класса 30 кН.
Навесной плуг ПБН-100 используют для вспашки земли, заросшей кустарником высотой до 4 м, без предварительного его среза. Плуг снабжен корпусом шириной захвата 100 см, плоским и черенковым ножами. Глубина вспашки до 45 см, рабочая скорость до 3,0 км/ч. Плуг навешивают на тракторы Т-100 МГС и Т-130.
Прицепной плуг ПКБ-75 (рис. 1.11, в) служит для вспашки болотистых и суходольных земель, покрытых кустарником высотой до 2 м. Плуг снабжен корпусом шириной захвата 75 см, черенковым, дисковым и плоским ножами. Рама плуга опирается на три колеса – два передних 19 и 20 изаднее 11. Колеса имеют широкий обод, что снижает их давление на грунт и позволяет использовать плуг для вспашки переувлажненных участков. Во время работы передние колеса перемещаются по невспаханной почве, а заднее по дну борозды. Глубину пахоты регулируют штурвалом 16 винтового механизма, которым колеса плуга перемещают вниз или вверх и тем самым изменяют заглубление корпуса. К трактору плуг присоединяют прицепным устройством 18.
Поднимают плуг в транспортное положение или опускают в рабочее гидроцилиндром 15 или при помощи механического автомата 17, работающего от левого переднего колеса.
Ширина захвата плуга 75 см, глубина пахоты до 35 см, рабочая скорость до 4,5 км/ч. Агрегатируют его с тракторами типа ДТ-75Б.
Источник