- Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
- Что такое вербальное общение?
- Виды вербального общения
- Значение вербального общения
- Взаимодействие вербального и невербального общения
- Правила вербального общения
- Заключение
- Особенности вербальной коммуникации
- Понятие вербальной коммуникации
- Средства вербальной коммуникации
- Виды и характеристики средств вербальной коммуникации
- Устноречевая коммуникация
- Письменноречевая коммуникация
- Функции вербальной коммуникации
- Отличие вербальной и невербальной коммуникации
- Причины неэффективной вербальной коммуникации
- Примеры вербального общения
Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
Существует два основных канала коммуникации между людьми: вербальный и невербальный. Первый подразумевает передачу информации при помощи речи, второй – всеми остальными доступными способами. Мы уже обсуждали невербальное общение, сегодня же поговорим о вербальном. Мы выясним, что оно собой представляет, каким бывает и какое значение имеет для нас.
Что такое вербальное общение?
Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.
Вербальная коммуникация отличается от невербальной гораздо более высокой точностью и однозначностью, поскольку человек всегда может подобрать формулировки, исключающие возможность двоякого трактования. Все мысли, передаваемые вербальным путём, выражаются исключительно словами. Поэтому для такого способа общения необходимо, чтобы собеседники достаточно хорошо владели одним и тем же языком.
Виды вербального общения
Словами можно передавать не только «сухую» информацию, но и рассказывать о своих эмоциях, переживаниях, желаниях, намерениях и многих других вещах. Поэтому исследователи, стараясь дать более точный ответ на вопрос о том, что такое вербальное общение и какую роль оно играет в нашей жизни, выделили несколько его разновидностей:
- Познавательное. Передача новых знаний с образовательной целью.
- Коммуникационное. Обмен любой информацией, которую собеседники считают важной.
- Эмоциональное. Информирование о собственных эмоциях, желаниях, опасениях, страхах и прочих чувствах.
- Аккумулятивное. Накопление и хранение важной информации.
- Конструктивное. Чёткое и однозначное выражение своих мыслей.
- Контактоустанавливающее. Первичное установление связи между людьми, налаживание контакта.
- Этническое. Объединение народа посредством единого языка общения.
Как следует из перечисленных определений, каждый вид вербального общения выполняет определенную функцию, и довольно части эти функции совмещаются между собой.
Значение вербального общения
Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух. Но важно учитывать, что невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение.
Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение. При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания.
Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.
Взаимодействие вербального и невербального общения
Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.
Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов. И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов. Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.
Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.
В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно. Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно.
Даже в переписке, если мы хорошо знаем собеседника, мы часто без лишних слов понимаем друг друга. Смайлики или их отсутствие, точки и многоточия, специфические словечки и паузы между ответами порой могут сказать нам гораздо больше, чем то, что собеседник выразил словами.
Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.
Правила вербального общения
Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков. В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:
- Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
- Не стремиться навязать собственную точку зрения. Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
- В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
- Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства. Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
- Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
- Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
- При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.
Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.
Заключение
Вербальное общение – это основной канал обмена информацией. Оно позволяет передавать всё: знания и предположения, факты и домыслы, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Обмениваясь информацией, можно обойтись без невербальных каналов коммуникации, а вот без вербальных обойтись практически невозможно. И от того, насколько хорошо у человека развита способность к вербальному общению, часто зависит то, насколько он будет успешен в карьере и личной жизни.
Источник
Особенности вербальной коммуникации
Понятие вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация — процесс информационного взаимодействия индивидов посредством речи. Для человека такой способ общения является универсальным.
Простейшая схема вербальной коммуникации состоит из следующих элементов:
- Источник информации — как правило в его роли выступает создатель сообщения, то есть субъект, который говорит, пишет или кодирует сообщение другим образом.
- Канал — средство передачи сообщения, это может быть голос, текст, а также те средства распространения информации, которые используются людьми (интернет, телевидение, радио).
- Код — в случае речевого общения кодом является сама речь.
- Получатель информации — тот, кто слушает или читает сообщение, он выполняет один из основных этапов коммуникации — декодировку сообщения.
Итогами коммуникации могут быть:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- изменения в знаниях получателя;
- изменение установок получателя;
- изменения в поведении получателя.
Средства вербальной коммуникации
Базовой знаковой системой человека является язык.
Язык — грамматическая система, которая потенциально существует в сознании совокупности индивидов.
Специфика естественного человеческого языка:
- Каналом языковых сообщений является вокально-слуховой, то есть сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом (за исключением производного вида языка — письменной речи).
- Языковая деятельность биологически нерелевантна, то есть не имеет прямого биологического значения.
- Возможны разночтения одного и того же языкового символа в зависимости от контекста.
Языкова система реализуется через речь — письменное и устное говорение. В свою очередь речевое общение представляет собой средство передачи информации между индивидами, то есть коммуникации.
Виды и характеристики средств вербальной коммуникации
Вербальную коммуникацию можно разделить на два уровня: устноречевую и письменноречевую коммуникацию.
Устноречевая коммуникация
Она состоит из говорения и слушания.
Говорение — вид речевой коммуникации, который осуществляется посредством голосового аппарата человека.
Существует ряд предпосылок, из-за которых осуществляется процесс говорения:
- наличие цели сообщить свои мысли;
- наличие определенных знаний;
- отношение к объекту речи, понимание его настроения, взглядов;
- наличие средств выражения своих эмоций;
- наличие средств выражения своих мыслей.
Слушание — вид речевой коммуникации, который обусловлен принятием сообщения посредством слуховой деятельности, а также последующая обработка полученной информации.
Слушание может быть:
- критическим (критическое отношение к полученной информации);
- эмпатическим (уделяется большее внимание эмоциональной части сообщения);
- нерефлексивным (минимальное вмешательство в речь говорящего);
- рефлексивным, то есть активным (мгновенное отражение полученной информации, отклик на нее).
Письменноречевая коммуникация
Она разделяется на письмо и чтение.
Письмо — вид речевой коммуникации, который заключается в отражении в письменной форме необходимой информации.
Особенностями письма являются:
- отсутствие промежуточной связи между источником и получателем информации;
- невозможность для пишущего интонировать свою речь;
- возможность более качественного подбора речевых знаков из-за отсутствия временного лимита;
- отсутствие пауз и интонаций, что усложняет восприятие информации;
- невозможность мгновенного уточнения информации;
- возможность неоднократного восприятия информации.
Чтение — восприятие рукописных или напечатанных текстов, а также последующая обработка полученной информации.
Функции вербальной коммуникации
Функции, которые будет выполнять вербальная коммуникация в конкретном акте взаимодействия, зависят от целей, которые ставят перед собой участники общения.
Основные функции коммуникации:
- Познавательная — заключается в получении, обработке информации, а также применении полученных знаний.
- Убеждающая — ставит целью вызвать у получателя информации определенные мысли, идеи.
- Экспрессивная — благодаря ей субъект способен выражать свои эмоции, а также воздействовать на эмоции собеседника.
- Суггестивная — заключается в воздействии на объект и формировании определенного поведения у него, а также изменений в его установках и ценностях.
- Ритуальная — осуществляется для установления контакта между субъектами коммуникации.
Отличие вербальной и невербальной коммуникации
Основными различиями между вербальной и невербальной коммуникацией являются следующие:
- Вербальная коммуникация осознается индивидом и контролируется им, в отличие от невербальной, знаки которой проявляются автоматически и почти не поддаются контролю.
- Невербальная коммуникация может иметь большое количество вариантов интерпретации, она не всегда ясна и однозначна, а также реже регулируется правилами общения.
- Через вербальную коммуникацию передается смысл, суть информации, через невербальную — отношение к предмету общения, собеседнику.
Сущность успешной коммуникации стоит в сочетании вербальной и невербальной коммуникации, так как они дополняют друг друга.
Причины неэффективной вербальной коммуникации
Основной проблемой коммуникации является возникновение коммуникативных барьеров. Под барьерами понимается все те факторы, которые препятствуют эффективности коммуникации.
Выделяют основные группы барьеров:
- Барьеры, обусловленные факторами среды — все те факторы внешней окружающей среды, которые создают дискомфорт в общении. Это могут быть температурные условия, погода, отвлекающая обстановка.
- Технологические барьеры — происходят по причине проблем с передатчиком информации. Например, помехи телевизора, прерывающийся интернет, искажение картинки на экране телефона.
- «Человеческие» барьеры — факторы, связанные с участниками коммуникации. Это могут быть физиологические барьеры, например, если человек заикается, картавит, говорит тихо, быстро и так далее.
- Психологические барьеры — из-за особенностей характера, поведения участников коммуникации. Например, когда коммуникатор является интровертом, застенчивым, апатичным или нервничает, находится в нестабильном психологическом состоянии.
- Социальные факторы, возникающие из-за того, что субъекты коммуникации относятся к разным социальным группам. Например, начальник и подчиненный.
- Культурные барьеры — участники принадлежат к разным культурам. Это может выражаться как в лингвистике, то есть люди говорят на разных языках, так и в интерпретации, когда один и тот же коммуникативный символ участниками коммуникации воспринимается по-разному.
Примеры вербального общения
Вербальная коммуникация окружает человека постоянно. Некоторые акты общения более длительные и информационно насыщенные, некоторые — более краткие.
Например, при походе в супермаркет коммуникационный акт состоит в приветствии, сумме покупки, прощании. Даже в таком коротком общении, которое состоит из нескольких предложений, реализуется как минимум две функции коммуникации. Приветствие и прощание представляют собой фатическую функцию, а информация о сумме покупки, которую сообщает кассир, — познавательную.
Когда человек делится впечатлениями о прочитанной книге, через экспрессивную функцию он рассказывает о своих эмоциях, мыслях, которые возникали у него по ходу прочтения, через убеждающую функцию он будет рекомендовать своему собеседнику прочитать ее.
Предметы творчества и искусства также могут являться примером вербального общения. Например, песня. В таком случае источник сообщения — автор, канал передачи — голос исполнителя (может не совпадать с автором), а также то, через что воспроизводится песня, код — сам текст песни, а получатель — слушатель.
Источник