Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика Ведущий способ группировки (ВСГ) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика процесса адаптации ребенка к школе |
Методика разработана А. П. Лобановым на основе экспериментов А. Кориата и Р. Мелкмана. Она предназначена для психодиагностики интеллекта и когнитивных способностей, психолого-педагогического консультирования, мониторинга эффективности качества образования, исследования индивидуального интеллекта. Стимульный материал содержит 27 категорий и позволяет смоделировать процессы группировки вербального материала одновременно ассоциативным и понятийным способом. При этом любая категория может быть частью одной из двух вербальных триад: триады видовых понятий (рыболовство — скотоводство — земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство — рыбак — гарпун), что взаимоисключает один из названных выше способов группировки и усиливает очевидность релевантного способа категоризации. Показатели методики репрезентативны по отношению к содержанию диагностируемых факторов, что свидетельствует о содержательной (внутренней, логической) валидности теста. Исследования показали, что методика обладает конструктной и факторной валидностью; диагностируемые факторы имеют иерархическую структуру и входят в один кластер со шкалами Д. Гекслера, корреляция с которыми варьирует от 0,25 до 0,46; факторные нагрузки конкретного и абстрактного интеллекта — 0,95. Экспериментально установлена зависимость между факторами вербального интеллекта и эффективностью обучения студентов, магистрантов и аспирантов (F (30,2580) = 1,0706 при p A); с равной представленностью способов группировки (П = A); с ассоциативным способом (A = n; П = 0); с преобладанием ассоциативного способа (A > с отсутствием полных группировок (П = A = 0). Выраженность групп испытуемых с понятийным способом группировки и абстрактным вербальным интеллектом соответственно доминирует, начиная с подросткового возраста. Образование оказывает влияние на развитие двух названных выше видов интеллекта. Источник Значение слова «ведущий»2. в знач. прил. Идущий впереди; головной. Ведущий самолет. □ Каждый из ведущих броненосцев больше всего осыпался неприятельскими снарядами. Новиков-Прибой, Цусима. | в знач. сущ. веду́щий, —его, м. За те немногие минуты, что они провели в воздухе, Петров сумел оценить уверенную и поистине мастерскую манеру полета своего ведущего. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. 3. в знач. прил. Главный, руководящий. Ведущая отрасль промышленности. Играть ведущую роль. || в знач. сущ. веду́щий, —его, м.; веду́щая, —ей, ж. Тот (та), кто ведет, сопровождает комментариями представление, спектакль, радио- или телепередачу. На манеже появился ведущий в своих крахмальных латах и черном фраке. Нагибин, Далеко от войны. 4. в знач. прил. Тех. Передающий движение другим частям механизма. Ведущее колесо. Ведущая ось. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Одно из шести амплуа тележурналиста; остальные пять: репортёр, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен. Ключевое значение в этой профессии имеет опыт (практика), а не теоретическая подготовка. Для телеведущих существенным параметром является внешность. Для ведущих радио-передач — дикция. ВЕДУ’ЩИЙ, ая, ее. 1. Прич. действ. наст. вр. от вести. Лица, ведущие работу по ликвидации неграмотности. 2. Идущий впереди, головной. В. самолет. Ведущие группы рабочих составляют основу производства. Стлн. 3. Руководящий (нов.). Играть ведущую роль в работе кружка. Ведущие профессии. Ведущая роль науки. 4. Приводимый в движение двигателем и передающий движение другим аналогичным частям механизма; противоп. ведо́мый (о колесе; тех.). Ведущее колесо. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека веду́щий (причастие)1. прич. наст. вр. от вести ◆ На другой день Икуо, как положено приезжим, гонял по музеям и магазинам, а на третий, последний день его парижского гостевания, решил отблагодарить меня, пригласив в японский ресторан на одной из неприметных улочек, ведущих от площади Пантеона к Сене. Дина Рубина, „Медная шкатулка“, сборник, 2015 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Найдя сайт, через который распространяют наркотики, уличить людей, ведущих этот бизнес, есть стандартная оперативная работа, которую, увы, ничем нельзя заменить. Александр Привалов, «О запрете неприятных слов», 2015 г. // «Эксперт» (цитата из НКРЯ) веду́щий (прилагательное)1. идущий (едущий, летящий и т. п.) впереди ◆ Тут-то и выяснилось, что маленькие ведущие колёсики, да ещё при пустом кузове, буксуют даже на ровном месте! Анатолий Карпенков, Юрий Нечетов, «Балтийские головастики», 2003 г. // «За рулём» (цитата из НКРЯ) 2. перен. наиболее важный, главный, основной ◆ Ведущий инженер. ◆ Ведущие разработчики отечественных СКЗИ в настоящее время предпринимают попытки по достижению совместимости. Владислав Кулаков, «Нотариусы электронной коммерции», 2004 г. // «Computerworld» (цитата из НКРЯ) ◆ А ведущий специалист в систематике семейства Дэвид Хант из Великобритании уже успел пересмотреть таксономический статус новинки. Д. В. Семёнов, «Сенсационный кактус», 2004 г. // «Первое сентября» (цитата из НКРЯ) 3. приводимый в движение двигателем, передающий движение другим частям механизма ◆ При нажиме педали в направлении движения велосипеда ведущий конус через цепь поворачивается относительно корпуса втулки до момента заклинивания с внутренней поверхностью корпуса и увлекает колесо вперёд. «Руководство по эксплуатации велосипеда», 1978 г. (цитата из НКРЯ) веду́щий (существительное)1. лётчик, пилот головного самолёта ◆ Ведущим боевого порядка назначен летчик Хачикянц ― советник из эскадрильи Белова. В. И. Аблазов, «Дневник», 1980 г. (цитата из НКРЯ) 2. лицо, возглавляющее, ведущее куда-либо какую-либо группу ◆ Ведущий пары F-4 был сбит, лётчик катапультировался. «Воздушные бои над Северным Вьетнамом», 2004 г. // «Воздушно-космическая оборона» (цитата из НКРЯ) 3. лицо, ведущее концерт, теле- или радиопередачу, сопровождая их комментариями ◆ Мы ещё в Тверской суд предоставили видеозапись сюжета из программы «Намедни», полученную из рук ведущего Леонида Парфёнова. Андрей Андреев, «Будущее принадлежит нам!», 2003 г. // «Завтра» (цитата из НКРЯ) ◆ На этом официальная часть, к удовольствию публики, закончилась, и в дальнейшем шоу развивалось в жанре «Песня-2003» с ведущими Жанной Агалаковой и «гардемарином» Сергеем Жигуновым, сбежавшим из мироновской «Партии жизни». Рустем Фаляхов, «То ли больных стало больше, то ли все выздоровели», 2003 г. // «Газета» (цитата из НКРЯ) Делаем Карту слов лучше вместе Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: длинношеий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Источник Мастер-класс «Определение ведущего способа восприятия» Выбранный для просмотра документ МАСТЕР-КЛАСС НА КАРТОЧКАХ.docx Давайте помечтаем… Представьте себе ваш «идеальный» отпуск. Кто нам хочет рассказать о нём? Кто еще? А теперь представьте свой «идеальный» день рождения. Расскажите, пожалуйста. Кто ещё? Обратите внимание: кто-то представил зрительные образы, кто-то звуки, кто-то ощущения, а кто-то сразу всё вместе! У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Знание ведущего канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. Если вы будете знать, к какому типу относятся ваши ученики и вообще дорогие вам люди, вам будет легче донести до них информацию и понять, что они хотят сказать вам. Сходство типов может способствовать возникновению крепкой дружбы и даже любви, несовпадение порождает недоразумения и даже конфликты. Почему я сегодня решила поговорить с вами именно на эту тему? Скажите, пожалуйста, сколько учеников в классах, где вы преподаёте? У меня 31. Много… И такие разные! Чтобы создать условия для достижения каждым нашим учеником максимально возможных для него результатов, мы реализуем дифференцированный подход к обучению. Учесть все индивидуальные особенности ребят просто невозможно, а вот индивидуально-типологические – вполне реально! Вопрос о том, какие же именно особенности учащихся следует нам учитывать прежде всего является, пожалуй, самым дискуссионным в теории дифференцированного обучения. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведётся с опорой на способ восприятия ребёнка. Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в 6 в. до н.э. они заметили разницу в восприятии своих учеников и описали свои наблюдения. В современной науке в зависимости от способа восприятия информации учащиеся условно разделены на следующие типы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Есть еще 4 тип. О нем поговорим чуть позже. Важно своевременно определить ведущий способ познания ребенка. Он оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но учитель и родители должны помочь ребёнку развить остальные способы познания, а главное, достичь определенного баланса между различными способами восприятия. Создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие зрительские, слушательские или деятельностные навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия. Наиболее точно определит ваш ведущий способ восприятия психолог, однако существует множество различных тестов для диагностики доминирующей перцептивной модальности, так сказать, «в домашних условиях», которые вы можете предложить ученикам, пройти сами или провести с близкими вам людьми. Но если у вас нет времени и возможности для ответа на несколько десятков вопросов, можно воспользоваться неформальным вариантом данной диагностики. Вы можете предложить вопрос об «идеальном отпуске» или «дне рождении», планах на выходные или самом приятном воспоминании. Проследите, в какую сторону он отвел глаза, прежде чем сформулировал ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические. — Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, значит, перед вами визуал. — Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям, перед вами – кинестетик. — Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз, то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал. Для наиболее точной диагностики задайте несколько подобных вопросов. Чтобы определиться окончательно, внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если при ответе на вопрос об «отпуске мечты», человек использует следующие эпитеты: — Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках, то, вероятнее всего, перед вами, как вы думаете? – визуал. — Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – … кинестетик. — Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – … аудиал. Я приведу вам обобщенные характеристики основных способов восприятия, которыми люди чаще всего используют в своей учебной, личной и профессиональной деятельности. запоминают картинками, при этом шум очень мешает. При разговоре таким людям нужно предоставить как можно больше визуального пространства, поэтому не стоит стоять с ними слишком близко. любят вдаваться в долгие объяснения, поэтому часто доминируют в разговоре. Такие люди гордятся своим умением ясно и внятно излагать мысли. Бывает такое, что аудиалы чрезмерно утомляют людей своей излишней разговорчивостью, тогда они становятся «отшельниками». Аудиалы много говорят с собой. Они обладают высокой чувствительностью к звукам и легко отвлекаются, поэтому аудиалы пытаются изолировать себя от резких и неприятных звуков. это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают. Кинестетики любят прикосновения. Чтобы побудить такого человека сделать что-либо, нужно его поощрить, например, одобрительно похлопав по спине. При общении с кинестетиком нужно располагаться на небольшом расстоянии от него, им нравится близость. Пришло время поговорить о четвертом типе. Дискреты, или дигаталы (немногочисленная группа, выделяется учёными последние 10 лет; её появление связывается с процессом эволюции человека). Дигитальный канал – это некий внутренний монолог, чаще всего на языке цифр. Информация воспринимается через факты и их логическое осмысление. Эта категория встречается редко. Дискрет ищет логику во всех проявлениях внешнего мира, строит цепочки, часто рисует схемы. Если хотите обратить на себя внимание дигитала, то начать разговор следует со слов «Давай предположим, что…», «Давай проанализируем…». К сожалению, от дигитала не стоит ждать красочных описаний, подробных рассказов или выражения чувств. Может даже сложиться впечатление, что человек абсолютно ничего не чувствует! Однако это не так. Дигиталы – невероятно ранимые люди. Существует мнение, что дигиталами не рождаются. Дигиталы – это травмированные кинестетики, которые научились скрывать свои чувства. Остановимся на том, как проявляется модальность в школьной жизни. Рассмотрим этап записи домашнего задания. Что нужно визуалу? (написать на доске) А кинестетику (открыть учебник на нужной странице и отметить заданные упражнения) Интресно понаблюдать за поведением детей на перемене. Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Если в классе людно, тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми, смотреть в окно или рассматривать информацию на стендах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Если от вас зависит место, на котором ребёнок сидит в классе на ваших уроках, следует выделить визуалу такое место, чтобы ему была видна большая часть класса. В противном случае он будет крутиться весь урок! При посадке детей на крайние ряды класса следует учитывать их ведущее ухо и ведущий глаз. Определить их очень просто. Закройте 1 глаз (Вы закрыли неведущий глаз). А вы посмотрите в воображаемый бинокль. (это вы сделали ведущим глазом). Определить ведущее ухо еще проще. Нужно что-то очень тихо сказать ребёнку. То ухо, которое он подставит, – ведущее. Хлопнуть в ладоши, встав позади ребёнка. Спросить, к какому уху ближе? (расстояние одинаковое) Интересно, что даже замечания ребёнку будут более эффективны, если будут сделаны «на его языке»: — визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; — аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»; — кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему, — дигиталу – надо обязательно объяснить, почему же так нельзя! Несомненно, канал восприятия влияет на выбор будущей профессии. Так, аудиалы часто становятся певцами и музыкантами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи. Большинство художников и дизайнеров – визуалы. Еще визуалы очень любят фотографировать. Кинестетики – это, прежде всего, спортсмены, танцоры. Самые талантливые массажисты – обязательно кинестетики. Среди дигитал особенно много шахматистов и программистов, юристов и бизнесменов, конечно, учёных, особенно математиков. Для разнообразия несколько примеров, не касающихся жизни. Как любимый человек узнает, что мы его любим? Аудиал – по тому, что ему скажут. Визуал – по тому, как на него смотрят. Кинестетик – по тому, как его касаются. Дискрет – по тому, что подсказывает логика. Помните, что если вы отправляете супруга или ребёнка-визуала в магазин, рассказывать им, что надо купить практически бесполезно. Тут на помощь придёт список покупок. Если подруга-кинестетик не заметила вашей новой причёски, не обижайтесь, новый парфюм она точно оценит. Источник |