Что такое вариативный способ

Что такое вариативный способ

Формы реализации образовательной программы

В ФГОС ДО прописано: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Какие же формы и методы теперь необходимо использовать воспитателю или специалисту детского сада?

Вот некоторые формы реализации образовательной программы в соответствии с видом детской деятельности.

Игровая деятельность: игры с правилами, дидактические игры, творческие игры (сюжетно-ролевые и театрализованные), подвижные игры, игровые упражнения, путешествия, пальчиковые игры.

Самообслуживание, элементарный труд: тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, дежурства, выполнение поручений, труд на групповом участке.

Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, физкультминутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе), пальчиковая, дыхательная гимнастики, выполнение игровых упражнений.

Коммуникативная деятельность: беседы и ситуации, ситуативные разговоры, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песен, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов (по картинкам, игрушкам, из личного опыта).

Изобразительная деятельность и конструирование: НОД и творческие мастерские, игра с конструкторами, изготовление подарков, оформление выставок и мероприятий, знакомство с произведениями известных художников, скульпторов.

Восприятие произведений художественной литературы: чтение, беседы, разучивание стихотворений, викторины, драматизации.

Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за природой, проведение опытов и экспериментов, культурно-смысловые контексты (Путешествие по карте, Путешествие по реке времени), ситуации, моделирование, просмотр (альбомов, книг, видео), встречи с интересными людьми, экскурсии, коллекционирование.

Проектная деятельность: создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.

Игровая ситуация — форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.

Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Читайте также:  Способ нагрева термической обработки стали

Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Формы работы с детьми делятся на 3 группы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Непосредственно организованная деятельность (НОД) – это элементарная структурообразующая единица учебного процесса, с реализацией определенной части образовательной программы. Это организационная форма.

По дидактичес­ким задачам НОД делятся на следующие группы:

  • НОД усво­ения новых знаний, умений;
  • НОД закрепления ранее при­обретенных знаний, умений;
  • НОД творческого примене­ния знаний и умений;
  • комплексные НОД;
  • комбинированные НОД;
  • контрольные НОД (проверочные).

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать проблемные ситуации, интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления). Методы и приемы, формы работы с детьми, должны способствовать развитию у детей инициативы, самостоятельности, обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации, осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Методы реализации образовательной программы

Методы — упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
  • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод — предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
  • репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
  • метод проблемного изложения — постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
  • исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Читайте также:  Способы защиты семейных прав внесудебные

Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность — интегративный метода проектов).

Средства реализации образовательной программы — это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

Источник

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
рабочая программа на тему

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_variativnyh_form_sposobov_metodov_i_sredstv_realizatsii_programmy.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности . Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов . Возможно так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.

Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумывается место и время их создания (организации). Иначе говоря, это «прямые» образовательные ситуации (например, ситуации которые раньше организовывались как занятия). Основная цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями.

Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации режимных моментов, свободного взаимодействия детей друг с другом. Для педагога цель в таких ситуациях – решение бытовой проблемы: одевание детей, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешение конфликтов между детьми. Такие ситуации, однако, могут и должны использоваться и для решения других образовательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других образовательных задач являются «косвенными» .

Взаимодействие педагога с детьми, детей друг с другом носит характер диалога и активного сотрудничества . Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми . Это могут быть:

  • свободная игра детей
  • ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими)

По видам детской активности:

Виды детской активности

Формы и средства реализации Программы

  • утренняя и бодрящая гимнастика
  • физкультминутки
  • динамические паузы
  • игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.)
  • игры и упражнения под музыку
  • подвижные дидактические игры
  • подвижные игры с правилами
  • игры с элементами спорта
  • соревнования (эстафеты)
  • досуги
  • сюжетные, игровые, тематические, комплексные, тренировочные, контрольно-диагностические («занятия») формы непосредственно образовательной деятельности .
  • дидактические игры
  • интеллектуально развивающие
  • дидактические с элементами движения
  • сюжетно-ролевые
  • подвижные
  • игры с элементами спорта
  • народные игры
  • музыкальные
  • хороводные
  • театрализованные
  • режиссерские
  • игры-драматизации
  • игра-фантазия
  • строительно-конструктивные
  • игры на развитие коммуникации и др.
  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • художественный труд
  • проектная деятельность
  • творческие задания
  • изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.)
  • создание макетов, коллекций и их оформление и др.
  • Моделирование ситуаций
  • беседы (диалоги)
  • рассказ с дальнейшим обсуждением
  • разучивание стихов, потешек и др.
  • чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • создание ситуаций (проблемных, морального выбора и др.)
  • ситуативный разговор
  • Тренинги
  • интервьюирование
  • рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок и др.)
  • сочинение и отгадывание загадок
  • проектная деятельность
  • коммуникативные игры
  • свободное общение по теме
  • игры с речевым сопровождением
  • игры (театрализованные, сюжетно-ролевые игры и др.)
  • инсценирование и драматизация и др.
  • правила компромиссного общения и взаимодействия
  • ручной труд
  • дежурство
  • поручение
  • задание
  • совместная трудовая деятельность и др.
  • игровое моделирование ситуаций
  • наблюдения с обсуждением
  • рассказ с дальнейшим обсуждением
  • экскурсии с дальнейшим обсуждением
  • рассматривание с дальнейшим обсуждением
  • решение проблемных ситуаций
  • экспериментирование
  • коллекционирование
  • моделирование
  • конструирование
  • проектная деятельность
  • игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.) и др.
  • информационно-компьютерные средства
  • логические рассуждения
  • актуализация опыта детей
  • выявление причинно-следственных связей
  • обследование предметов
  • слушание с дальнейшим обсуждением
  • исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах)
  • инсценирование и драматизация
  • музыкально-ритмические упражнения
  • экспериментирование со звуками
  • подвижные игры с музыкальным сопровождением
  • музыкально-дидактические игры
  • беседы и др.
  • досуги

Чтение художественной литературы

  • чтение с обсуждением
  • рассказ
  • беседа
  • ситуативный разговор
  • викторины по прочитанным произведениям
  • рассматривание иллюстраций и др.
  • инсценирование и драматизация
  • разучивание
  • чтение с последующими играми (театрализованная, игра-фантазия, сюжетно-ролевая, режиссерская и др.) и др.

Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.

2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.

Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми

Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

В МБДОУ д/с № 22 применяются следующие виды культурных практик:

  • Игровые (самостоятельная игра детей, совместная игра детей со взрослым, сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, двигательные, режиссерская игра и др.)
  • Исследовательские (наблюдение, моделирование, экспериментирование, проектная деятельность и др.)
  • Коммуникативные (ситуации общения и накопления опыта и др.)
  • Творческие мастерские (художественное конструирование, творческая продуктивная деятельность детей)
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Источник

Читайте также:  Грудной остеохондроз народные способы лечения
Оцените статью
Разные способы