Что такое цифровое изображение способы их получения

Понятие о цифровом изображении

В общем случае изображения могут быть представлены в раз­личных формах, в зависимости от способа их получения, принятой мо­дели и структуры данных.

Аналоговая форма изображения предполагает его получение каким-либо образом на физическом носителе — на бумаге, фотобумаге, фотопленке и др. и используется с незапамятных времен. Во многих случаях такая форма является основной, особенно там, где важна юри­дическая значимость изображения либо если оно необходимо для ис­пользования в нестационарных условиях.

Цифровая форма изображения возникла в связи с потребно­стью его представления в памяти электронных вычислительных ма­шин. В настоящее время она является одной из основных и связана не только с хранением, но и получением и обработкой изображения.

Векторная форма цифрового изображения находит применение в цифровой картографии; в фотограмметрии векторная форма цифрово­го изображения используется при создании цифрового оригинала. Элементы цифрового векторного изображения представляются в виде набора примитивов и их комбинаций — точек, векторов, граней, ребер и т. п., причем, положение точек задано в некоторой координатной системе, выбираемой пользователем в зависимости от характера ре­шаемых задач. Внутренние связи элементов изображения соответст­вуют определенной структуре, выбор которой зависит от используе­мого принципа формирования и описания его элементов, способа досту­па к ним, характера связи с окружающими и др.

л г*
.._
L
h

Растровая форма цифрового изображения предполагает представ­ление его в виде некоторой матрицы (рис. 14.1), соответствующей плоскости исходного изображения и состоящей из квадратных ячеек одинакового размера, являющихся наименьшими адресуемыми элементами. Каждый такой элемент, называемый пикселом (пикселем), соответст­вует определенному участку исходного изображе­ния и характеризуется набором оптических па­раметров — цветом, яркостью и т. п.

Рис. 14.1. Система координат растрового изображения

В фотограмметрии под цифровым изображе­нием понимают его растровую форму, получен­ную непосредственно в процессе съемки с по-

мощью цифровой камеры, либо путем сканирования соответствую­щего аналогового изображения (аэронегатива, реже — диапозитива).

Пиксел цифрового изображения является оптически однородным, и внутри его отдельные элементы изображения не выделяются. Экспе­риментально установлено, что для воспроизведения на цифровом снимке компактного объекта (§ 50) его размер должен быть не менее четырех пикселов.

Растровое изображение строится из составляющих его пикселов, размещаемых построчно слева направо и сверху вниз, а доступ к ка­кому-либо из них осуществляется по номеру соответствующего стол­бца (ix) и строки (£у). Эти величины и используются в качестве коор­динат пиксела в системе opixiy (рис. 14.1) с началом в левом верхнем углу изображения и осями, совмещенными с его внешними границами.

Растровые координаты пиксела ix и iy относятся к его центру, хотя с помощью математического аппарата (например, при переносе со смежного снимка) они могут быть найдены с точностью порядка 0,1 от его размера. В этих случаях для доступа к пикселу используется целая часть его растровых координат.

При фотограмметрической обработке цифрового изображения не­обходимо знать физические координаты избранной точки в линейной форме (в мм или мкм). Расчет таких координат выполняется по рас­тровым координатам и известному размеру пиксела.

Способы получения цифровых изображений

Цифровые изображения получают двумя способами, один из кото­рых предполагает сканирование полученных в процессе аэрофото­съемки аэронегативов, а второй — непосредственно в процессе съемки, с использованием цифровых съемочных систем (сенсоров). В обоих случаях цифровое изображение формируется с помощью фотодиодов, либо приборов с зарядовой связью (ПЗС) в форме ПЗС-матрицы или ПЗС-линейки с примерно одинаковыми техническими возможностями.

При использовании ПЗС-матрицы кадр изображения формируется по схеме, аналогичной фотокамере, в фокальной плоскости которой вместо фотопленки располагается ПЗС-матрица. Применение ПЗС-линейки предполагает сканирование местности или изображения параллельными маршрутами.

Сканирование фотоснимков выполняется с помощью оп­тико-электронных приборов — сканеров различных конструкций, из которых в топографо-геодезическом производстве применяются только фотограмметрические сканеры планшетного или барабанного типа.

Ч JaK. 344

Фотограмметрические сканеры характеризуются высоким гео­метрическим разрешением и высокой геометрической точностью, оп­ределяемой величиной ошибки сканирования и повторяемостью (из­менением ошибки в десяти сканированиях). С их помощью можно сканировать черно-белые (полутоновые) или цветные снимки. Тех­нические характеристики некоторых наиболее распространенных фо­тограмметрических сканеров приведены в табл. 14.1; наличие 24-х уровней квантования свидетельствует о возможности получения цвет­ного изображения (3 канала по 8 бит).

Читайте также:  Хоум кредит банк способы оплаты кредита

Таблица 14.1

Наименование Характеристика фотограмметрического сканера
характеристики ОАО «Пеленг», РБ «Дельта», Украина СКФ-П. Россия DSW500 LH System
Размер снимка, мм Размер пиксела, мкм Ошибка сканирования, мкм Число уровней квантования, бит 300×400 5 ±2 3×8 =24 (цв) 300×450 8-128 ±3 3×8 =24 (цв) 300×300 8 ±3 3×8 =24 (цв) 260×260 9 ±2 1×10 (ч/б)

Некоторые фотограмметрические сканеры (например, «Дельта» и др.) предусматривают возможность сканирования аэронегативов непо­средственно с аэрофильмов, как это и практикуется в фотограмметри­ческом производстве.

Затраты времени на сканирование характеризуются следующими данными для сканера «Дельта» (рис. 14.2): черно-белый снимок фор­мата 23×23 см с геометрическим разрешением 8 мкм сканируется за 12 минут, а с геометрическим разрешением 30 мкм — за 4 минуты. Для по­лучения цветного растрового изображения того же формата и с той же геометрической точностью требуется 30 и 9 минут соответственно.

Важнейшим этапом технологии формирования цифрового изо­бражения является эталонирование сканера, особенно в случае,

если он не является фотограммет­
рическим. Сущность эталонирова­
ния заключается в жанировании
контрольной сетки с занесенными
на нее горизонтальными и верти­
кальными штрихами, расстояния
между которыми известны с точно­
стью 1-2 мкм. На полученном изо­
бражении измеряют растровые ко­
ординаты ix, iy крестов КОИ­
ТУС. 14.2. Фотограмметрический сканер трольной сетки В системе Ор1Х
«Дельта» (Украина) (рис. 14:1), преобразуют их в ли-

псиную меру с учетом заданного геометрического разрешения и срав­нивают полученные значения с точными координатами, отсчитанными но контрольной сетке. По найденным разностям координат соот­ветствующих точек строят поле искаясений, характеризующее все виды 1хюметрических погрешностей, вносимых сканером в той или иной точке ноля сканирования.

В последующем полученные этим сканером изображения могут быть исправлены в соответствии с параметрами поля искажений. Как свидетельствуют публикации, таким способом искажения фотограм­метрического сканера можно уменьшить до 1 мкм.

Цифровые съемочные системы (сенсоры) появи­лись только на рубеже веков. К этому времени было достигнуто сопоставимое с фотоснимками геометрическое разрешение (5-6 мкм), появились средства хранения громадных объемов информации (порядка 1 I б и более на каждый снимок), создана аппаратура стабилизации съемоч­ной камеры в полете и высокоточного определения координат центров фотографирования.

В настоящее время успешно эксплуатируются несколько дифровых камер различных конструкций, в частности: ADS40 (фирма LH-System, Швейцария), DMC2001 (фирма Z/I Imaging (США, Германия), IIRSC (центр космических исследований Германии DLR) и др., обес­печивающие возможность получения изображений как в видимой час­ти спектра, так и в инфракрасном диапазоне. Имеются данные о Рос­сийских цифровых съемочных комплексах ЦТК-140 и ЦТК-70. Не­которые характеристики этих камер приведены в табл. 14.2.

Таблица 14.2

Наименование Характе ристика камеры
характеристики ADS40 DMC HRSC ЦТК-140 ЦТК-70
Фокусное расстояние, мм 62,5 47-И 75
Светочувствительный ПЗС-элемент линейка матрица линейка линейка линейка
Число элементов в строке (кадре) 12 000 7680×13824 12 172 22 000 10 200
Размер пиксела, мкм 6,5 6ч-7
Число спектральных каналов
Радиометрическое разрешение, бит 8-12 10/8

С точки зрения фотограмметрической обработки цифровых изо­бражений, получаемых с помощью цифровых съемочных систем на ПЗС-линейках, чрезвычайно важны два обстоятельства:

1. Геометрия снимков не соответствует центральной проекции, по­скольку каждая их строка формируется из собственного центра. Фото­грамметрическая обработка таких снимков выполняется на основе проективных или топологических преобразований, обеспечивающих определение пространственного положения, формы и размеров изо­браженных на них объектов.

2. Результатом съемки являются не кадровые снимки, а полосы изображений, так что стереоскопические наблюдения и измерения воз­можны только по полосе перекрытия со смежным маршрутом (рис. 14.3, а) или при условии отклонения направления обзора.

Читайте также:  Железобактерии это по способу питания

А) б)

Рис. 14.3. Сканирование местности с записью результатов на одну (а) и три (б) ПЗС-линейки

Отсутствие продольных перекрытий сканерных снимков сущест­венно снижает возможности их фотограмметрической обработки, поэто­му современные съемочные системы предусматривают либо одновре­менное применение нескольких ПЗС-линеек, каждая из которых форми­рует изображение по определенному направлению (рис. 14.3, б), либо съемку с отклонением направления обзора

Так, цифровая система ASD40 имеет в фокальной плоскости три ПЗС-линейки, одна из которых обеспечивает съемку полосы по на­правлению «вперед», вторая — полосы в направлении точки надира («вниз»), а третья — полосы «назад». Совместная обработка трех полос изображений позволяет получить продольные перекрытия и выпол­нить стереоскопические наблюдения.

Цифровая съемочная система HRSC (High Resolution Stereo Came­ra) с помощью девяти линеек ПЗС в фокальной плоскости объектива выполняет съемку одновременно девяти перекрывающихся полос, пять из которых используется для стереообработки, а остальные че­тыре обеспечивают получение изображения в том или ином оптиче­ском диапазоне.

Источник

Цифровые изображения и их виды

Цифровое изображение — массив данных, полученный путем дискретизации (аналого-цифрового преобразования) оригинала. Будучи закодированным с помощью особого алгоритма и записанным на носитель, этот массив данных становится файлом. В современном процессе полиграфического производства все иллюстрации и элементы оформления представлены цифровыми изображениями различных типов. Цифровые изображения по способу дискретизации оригинала подразделяются на растровые, векторные и смешанного типа. К растровым изображениям относятся двухмерные массивы данных (матрицы пикселей), каждый элемент которых представляет участок оригинала с усредненным цветовым показателем.

Растровые изображения получают двумя способами. Первый — сканирование оригинала — производится с помощью особого устройства — сканера — в котором каждый оптический элемент ПЗС-линейки (либо ПЗС-матрицы) считывает яркостные и цветовые характеристики оригинала. Эти характеристики преобразуются в двоичный код цвета и посылаются в ячейки двухмерного массива данных (матрицы пикселей). Второй способ получения растрового изображения — проецирование оригинала на ПЗС-матрицу через систему линз (объектив). Этот способ растрового аналого-цифрового преобразования характерен для цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Основные характеристики растрового изображения — размер и глубина цвета. Размер изображения в пикселях — это количество строк и столбцов матрицы, использующихся для хранения изображения. Разрешение цифрового изображения можно произвольно менять, изменяя физический размер картинки при печати, при этом размер матрицы пикселей будет оставаться неизменным.

Глубина цвета — это характеристика, определяющая качество воспроизведения цвета, количество оттенков, которые могут отображать элементы матрицы пикселей.

Каждый элемент массива данных (матрицы) представляет собой число в двоичной системе счисления. Его размерность определяется в битах. Глубина цвета — это количество бит на пиксель изображения. Изображение с глубиной цвета 16 бит/пиксель может воспроизводить 65.535 цветов, а 24 бит/пиксель позволяют получить уже 16.777.215 оттенков, что вполне достаточно для полиграфического производства.

В интернет-изданиях для оформления сайтов могут использоваться изображения, глубина цвета которых составляет 4, 2, даже 1 бит, и этого бывает достаточно для воспроизведения технической графики (черно-белых схем, диаграмм и т.д.).

При аналого-цифровом преобразовании всегда происходит потеря некоторого количества информации, поскольку дискретизация всегда производится путем усреднения и обобщения потока исходной аналоговой информации. Отсюда — основной недостаток растровых цифровых изображений — невозможность их масштабирования без потери качества.

В печатных СМИ растровые изображения используются повсеместно для решения многих оформительских задач. Но основная сфера их применения — это фотографические иллюстрации. В СМИ растровые изображения получают с помощью сканеров и цифровых фотоаппаратов.

Растровые изображения используются во всех случаях, когда необходимо воспроизвести аналоговый оригинал, будь то фотография, рисунок, сложный элемент оформления, который нерационально переводить в векторы. Еще шире распространены растровые изображения в электронных СМИ. На телевидении они используются для оформления эфира, создания заставок и титров. Эфирный видеопоток также состоит из последовательности кадров, каждый из которых сам по себе является матрицей пикселей. В сфере Интернет-СМИ растровое изображение в 90% случаев является единственно возможным с технической точки зрения способом воспроизведения оригинала.

Читайте также:  Способы соединения устройств компьютера

Вторым видом цифровых изображений являются векторные изображения. Наименьшими элементами векторного изображения являются вектор и кривая Безье. Вектор в компьютерной графике — это отрезок, соединяющий две точки с заданными координатами. Основным управляющим элементом кривой Безье является узел (node), также называемый контрольной точкой (CP, control point) либо контрольной вершиной (CV, control vertex). Степень кривизны линии определяются координатами узла и двух управляющих точек. Контур изображения в цифровом виде представляет собой массив данных, содержащий координаты контрольных и управляющих точек, а также характеристики кривой в целом — ее толщину, цвет, направление, а если кривая замкнута — то и цвет и тип заливки.

Примитивы представляют собой простые геометрические формы, которые в массиве данных кодируются целиком, без разделения на кривые Безье и вектора, условным кодом той или иной геометрической фигуры, а также кодами размера фигуры, ее координатами, кодами типа и цвета заливки фигуры, толщины и цвета контура и других характеристик.

Информация о тексте, составляющем часть изображения, как правило, бывает представлена в виде ASCII кодов символов, сопровождающихся цифровой информацией о визуальных характеристиках текстового блока — гарнитуре шрифта, начертанию, цвете контура и заливки, способе заливки, методе выравнивания текста в блоке и т.д.

Векторные изображения получают двумя способами — путем ручного трассирования оригинала и путем автоматического трассирования.

При ручном трассировании художник или дизайнер фактически «с нуля» создает изображение, как бы «обводя» имеющиеся контуры, при помощи графического редактора задавая вектора, кривые Безье и графические примитивы. Автоматическое трассирование оригинала производится с помощью программного обеспечения, которое с помощью интеллектуальных алгоритмов распознает контуры оригинала, представленного растровым изображением, и на основе полученной информации воссоздает линии, заливки и пр. таким образом, чтобы из них сложилось векторное изображение, максимально близкое к оригиналу.

Основное достоинство векторного изображения — это возможность масштабирования без потери качества. Еще одним плюсом векторных изображений является сравнительно небольшой размер файлов, их содержащих. Это делает удобной передачу векторных изображений по электронным каналам связи. Главный недостаток векторных изображений — это то, что они почти всегда воспроизводят оригинал в упрощенном виде. Некоторые детали оригинала бывает невозможно воспроизвести в векторном изображении.

В печатных СМИ векторные изображения, как правило, применяются для создания элементов оформления. Реже векторные изображения являются полноценными иллюстрациями. В электронных СМИ векторные изображения применяются редко. Особое распространение векторные изображения получили в рекламной продукции благодаря возможности качественного полиграфического воспроизведения четких линий, ярких цветов, ровных заливок и геометрически правильных контуров.

Цифровые изображения смешанного типа представляют собой массивы данных, содержащие информацию как в виде матрицы пикселей, так и в виде описания векторов, кривых Безье, примитивов и текстовых блоков. В основе вертикальной структуры векторно-растровых изображений лежит понятие слоя (layer). Слой — это область данных, содержащая информацию об отдельном элементе вертикальной структуры изображения.

Векторно-растровые изображения получают из исходных векторных и растровых элементов путем сведения с помощью графических редакторов. Также условно к изображениям смешанного типа следует отнести результаты работы программ компьютерной верстки, в которых в качестве основного векторного элемента выступают текстовые блоки. Изображения смешанного типа сочетают в себе достоинства и недостатки тех типов изображений, которые присутствуют в них в виде элементов (слоев). Также следует отметить, что современные графические редакторы позволяют создавать многостраничные изображения. Основным достоинством изображений смешанного типа является возможность свободного редактирования каждого слоя отдельно, а основным недостатком — большой объем массива данных и, соответственно, конечного файла.

Стандарты предпечатной подготовки макетов подразумевают использование векторных слоёв для текста и графических символов (логотипов, товарных знаков, лого-групп, линеек и т.д.), а растровых слоёв — для подложек и фотоизображений.

Источник

Оцените статью
Разные способы