Вы здесь
Традиции и стереотипы
Традиция (лат. Tradition) — в буквальном смысле означает «передавать». Традиция – это нечто ценное, важное, почитаемое всеми членами семьи и передающееся из поколения в поколение. Как жаль, что все реже и реже в последнее время можно услышать о семейных традициях. Как жаль.
Зато все чаще в историях жизни людей мы слышим о стереотипах, имеющих несколько другое значение. Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов (stereos) — твердый и (typos) — отпечаток. В физиологии и психологии стереотип это форма деятельности мозга, отражающаяся в сознании и поведении в виде фиксированного порядка условно-рефлекторных действий (Ольшанский Д.В.).
Насколько традиции и ценности той семьи, в которой мы вырастаем, имеет место быть и в той семье, которую мы создаем, взрослея? Отдаем ли мы себе отчет в действиях, когда, предлагая, навязываем своему избраннику в супруги тот стереотип взаимодействия, который был приемлем в нашей родительской семье?
Довольно часто, парень, воспитанный в семье, где руководила авторитарная мама, выбирает себе жену по складу характера, напоминающую мать, т.о. продолжает знакомый ему жизненный стереотип: женщина за все в ответе. И здорово будет, если его выбор действительно падет на молодую особу, выросшую на подобных ценностях. А если нет? Стереотип ломается! И начинается новый виток. Сложный во всех аспектах. Выдержит ли бунтарь?
Совсем иначе обстоит дело в тех семьях, где главенствующую роль имел мужчина. Вполне вероятно, что сын, воспитанный в подобной семье, повзрослев, и свою семью будет создавать по подобию. Например, в тех семьях, где основным добытчиком является отец, а мать следит за домашним хозяйством, выросший сын своей молодой жене будет запрещать работать. Он будет настаивать на ее домоседстве, при каждом случае приводя в пример свою маму. О доходах будет пытаться заботиться сам, как папа. Но это только один вариант сохранения традиций. Или стереотипа?
В некоторых семьях традицией является выбор профессии. Например, потомственные врачи, фермеры, ювелиры, портные.
Есть традиции, касающиеся воспитания детей. Например, в одной знакомой мне семье, было принято каждое лето проводить выходные дни на прогулочном катере в составе всей многочисленной семьи. Эту же традицию продолжает и следующее поколение. А еще в одной семье и по сей день на все праздники посылают друг другу поздравительные открытки.
У всех нас слуху традиция героев фильма «Иррония судьбы» о походе друзей 31 декабря в баню. История ведь из жизни!
А есть стереотипы. Если в семье кто-либо из родителей наказывал ребенка посредством бития, то скорее всего, и своих детей этот повзрослевший человек будет бить, даже не пытаясь попробовать другие методы убеждения.
Порой мы можем увидеть и давно забытый способ кормления маленького ребенка. Речь идет о той ситуации, когда родитель набирает из тарелки еду себе в рот, прожёвывает ее, выплевывает на ложку и это дает съесть своему малышу. Если такой прием в начале прошлого столетия можно объяснить, то в наш век, при наличии всевозможных измельчительных приборов и специальной еды для детей такое зрелище у многих вызывает и шок и массу вопросов. А ответ родителя прост: «Еще моя бабушка меня так в детстве кормила». Так что это: традиция или стереотип и насколько он оправдываем?
Осознаем ли мы все то, что происходит в жизни наших семей? Полезно ли все то, что мы приносим с собой из одного поколения в следующее? Вопрос сложный. И тут важно не запутаться – что очень важно не растерять, не забыть, сохранить и передать, а что пора бы и изменить.
В фильме «Обратная сторона луны» есть момент, когда бабушка в беседе со своей внучкой – невестой предлагает на обряд венчания одеть семейное свадебное платье. В этой семье существует традиция – все женщины рода венчаются в одном и том же платье, причем с радостью, считают за честь и воспринимают эту традицию как амулет на счастливый брак. А какие традиции есть в вашей семье?
Источник
Стереотипы поведения
Стереотипы поведения – это поведенческие штампы, упрощённые стандарты поведения, шаблонное, порой искажённое представление о ценностях, идеалах, моральных нормах, людях. В некоторой мере данный феномен является базисом существования социума, накопленный опыт поколений, способствующий ориентированию в бытие. Часто стереотипное поведение оправдано и необходимо, поскольку люди, существуя в социуме, должны адекватно себя вести, например, не вредить окружающим людям, уступать место в транспорте пожилым лицам, заботиться об отпрысках. Именно такое поведение одобряется обществом. Человек не выделяется из толпы таких же граждан, не создаёт неудобств системе. Помимо того стереотипное мышление способствует формированию автоматизма действий, делает возможным мгновенное корректное реагирование на типичную ситуацию в условиях недостатка времени или информации.
Как возникают
Стереотипами именуется привычное отношение индивида к определённому явлению, сформировавшееся из-за влияния социальных обстоятельств и предыдущего опыта.
Они относятся к мыслительным процессам и поведенческому паттерну человека. Рассматриваемое понятие подразумевает собой закреплённую мыслительную конструкцию, машинальное интеллектуальное реагирование на что-либо. Оценки и суждения порождаются именно стереотипами, которые обусловлены тем, что человек воспринимает.
Шаблоны поведения в большинстве случаев определяют человеческие суждения, оценивание происходящего и отношение к окружающей реальности. Именно благодаря таким стандартам человек знает, что нужно делать в той либо иной ситуации, кто прав, какие поступки причисляются к категории хороших, а какие к плохим. Однако знание ещё не означает, что так оно будет в реальности.
Стереотипы поведения личности считаются продуктом естественных психологических процессов, неизбежно приводящих к их выработке и сохранению.
Формирование стереотипов поведения основывается, прежде всего, на личном опыте индивидов и установленных определённым социумом нормах. Разные общности, такие как нация или профессиональная группа производят шаблоны, устойчивые трактовки определённых явлений, привычные объяснения вещей. Стереотипизация представляет собой значимый и необходимый механизм социального познания мироздания. Он способствует быстрой и до определённой степени достаточно надёжной классификации, упрощению понимания социального окружения субъекта. Стереотипизация позволяет делать людей и ситуации более понятными и предсказуемыми.
Установки и стереотипы поведения также выполняют некоторые когнитивные функции, например, функцию упрощения, схематизации, выработки и сохранения группового мировоззрения.
Таким образом, шаблонность поведенческого реагирования представляет собой стандартную поведенческую модель, возникающую в определённых обстоятельствах. Основывается такая модель на опыте, порождённом прошлыми схожими обстоятельствами или обстановкой. Стереотипы поведения также можно назвать привычками, возникающими в условиях, когда человек не пытается проанализировать ситуацию для принятия какого-либо решения, а действует автоматически, руководствуясь прошлом опытом. Это свидетельствует о тесной связи шаблонов с рефлексами. Можно даже заключить, что поведенческие стереотипы являются вариациями условного рефлекса.
Проще говоря, социальные установки и стереотипы поведения являются желанием всё классифицировать, категоризировать, схематизировать и обобщить собственный и сторонний опыт, а также представления. Важный элемент стереотипного поведения – это оценочная составляющая. Установки считаются более простой формой стереотипов. Чаще всего шаблоны, установки и предрассудки формирует человеческое окружение.
Таким образом, шаблонами называется то, что делает человеческую жизнь проще и более предсказуемой.
На стадии раннего созревания социальные установки и стандарты полезны, поскольку упрощают мыслительную деятельность – нужно меньше временного ресурса и энергии для раздумий над чем-либо.
Однако в дальнейшем они несут вред, так как превращают мышление индивидов в шаблонное, лишённое креативности. Это препятствует дальнейшему развитию человека и достижению им успешности.
Стереотипы поведения в общении
Человека на протяжении всего его существования окружают другие индивиды. Он постоянно пребывает в коммуникативном взаимодействии с социумом. Стандарты характеризуются устойчивостью, передаваясь от поколения к поколению. Поэтому часто они воспринимаются в качестве данности, реальности, биологического факта.
Стереотипы поведения в коммуникациях подразделяются на две группы: поверхностные шаблоны и глубинные.
Под поверхностными предрассудками подразумеваются представления о народе, что определяется международной или исторической ситуацией, а также внутриполитическими условиями. Такие шаблоны исчезают или изменяются в зависимости от происходящих событий, условий, влияющих на формирование мировоззрения у большинства граждан и стабильности социума.
Глубинные стандарты характеризуются устойчивостью, они неизменны в течение определённого временного интервала.
Социальные стереотипы поведения порой выступают в роли негативных факторов, препятствующих, адекватному, неискажённому взаимопониманию. При этом они препятствуют общению двояко. Поскольку смысл передающейся информации может быть искажён отправителем вследствие воздействия его стереотипа или получателем послания.
Таким образом, стереотипы представляют собой константное, зачастую упрощённое суждение относительно окружения или обстоятельств. Нередко он позволяет оценивать людей в соответствии с ассоциациями.
Причин возникновения стереотипов поведения во взаимодействии много. Но, как правило, результатом срабатывания защитной реакции, вырабатываемой мозгом для предохранения от переизбытка информации, объём которой постоянно увеличивается, становится сложившийся стереотип поведения в коммуникациях. При отсутствии такого механизма защиты, подсознание бы запуталось от бесконечного вытеснения оценочных представлений.
Стереотипы поведения людей являются составляющей частью общественной культуры. Они вырабатываются на основе:
– возраста, например, стереотипы поведения пожилых, выражаемые в отношении к ним и негативных суждениях (все пожилые лица одинокие, немощные, бедные, страдают слабоумием);
– гендера (все мужчины хотят от противоположного пола только интим, все блондинки дуры, красивые женщины легкомысленны, женщинам от мужчин нужны только деньги);
– расы (корейцы, китайцы, японцы между собой внешностью не отличаются);
– религии (все последователи ислама террористы);
– национальности (евреи все скупердяи).
Следует отметить, что шаблон всегда предоставляет информацию в максимально упрощённой и понятной форме, что нередко приводит к дезориентации людей, если информация расходится с действительностью.
Примеры
Случается так, что разнообразные предрассудки, социальные установки управляют коллективным восприятием и разумом отдельных индивидов. Они бывают локальными и глобальными, однако всегда представляют собой иллюзию, далеко не всегда являющуюся истиной.
При этом стереотипизация всё же является необходимым механизмом, без которого социуму было бы сложно существовать. Она помогает мозгу прослеживать важные закономерности. Важные стереотипы поведения примеры имеют такие: зимой холодно, огонь обжигает, дождь может намочить. Владея этой информацией, человеку нет необходимости, постоянно убеждаться на практике в своих гипотезах.
Однако существует множество стереотипов, препятствующих нормальному существованию человека, его развитию, успешности. Следования поведенческим стереотипам, навязанным извне, приводит к искажению реальности.
Среди примеров популярных шаблонов, навязанных социумом, можно выделить следующие:
– мужчины никогда не плачут;
– женщина добиться успешности самостоятельно без «блата» не может;
– женщина на корабле – быть беде;
– качество продукции обусловлено стоимостью, чем выше цена, тем качественнее товар;
– все дочери Евы мечтают о замужестве или о принце на белом коне;
– мужчины полигамны, а женщины по природе моногамны;
– все цыгане мошенники;
– мужчины должны зарабатывать больше, нежели их супруги;
– все мужья изменщики;
– место женщины на кухне;
– блондинка за рулём, словно макака с гранатой;
– все мужчины хотят сына;
– все белорусы любят картофель;
– послушные малыши – хорошие дети.
Стереотипы встречаются не только в обыденной сфере, но также и в профессиональной области, например, юрист, должен разбираться в любой области законодательства, врач – уметь лечить любые заболевания независимо от профиля деятельности, а психологи – читать мысли.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник
Стереотип
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный [1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Содержание
Западная традиция (У. Липпман)
Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [2] .
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным [3] , поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Половые стереотипы
Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.
Советская традиция
В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [4] .
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.
Источник