Что такое точечный способ фотосъемки

Содержание
  1. Все о замере экспозиции в фотоаппарате
  2. Что такое экспозамер фотоаппарата
  3. Точечный и частичный экспозамер фотоаппарата
  4. Когда пользоваться точечным замером
  5. Матричный экспозамер фотоаппарата
  6. Когда пользоваться матричным экспозамером
  7. Центровзвешенный режим
  8. Когда пользоваться центровзвешенным экспозамером
  9. Какой экспозамер лучше для съемки
  10. Компенсации экспозиции – для лучшего результата
  11. Судебно-оперативная фотография
  12. Материал из CrimLib.info
  13. Содержание
  14. Виды судебно-оперативной фотографии
  15. Методы судебно-оперативной фотографии
  16. Панорамный метод
  17. Линейная панорама
  18. Круговая панорама
  19. Ярусная панорама
  20. Измерительная (метрическая) съёмка
  21. Фотосъемка с линейным масштабом
  22. Фотосъемка с глубинным масштабом
  23. Фотосъемка с квадратным масштабом
  24. Фотография с различных ракурсов
  25. Репродукционная съёмка
  26. Опознавательная съёмка
  27. Стереоскопическая съёмка
  28. Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)
  29. Приёмы судебно-оперативной фотографии
  30. Ориентирующая съёмка
  31. Обзорная съёмка
  32. Узловая съёмка
  33. Детальная фотосъемка

Все о замере экспозиции в фотоаппарате

Современным фотографам предоставляется много возможностей правильно проэкспонировать снимок. Фотоаппараты оборудованы разными видами экспозамеров. Каждый из них рассчитан на определенное освещение и задачи. Остается лишь разобраться, как пользоваться замером экспозиции в фотографии, какие плюсы и минусы у разных типов, как подобрать настройки под конкретную ситуацию.

Что такое экспозамер фотоаппарата

Экспозамером называется расчет экспозиции, которая необходима для создания снимка. Фотоаппараты измеряют яркость снимаемой сцены несколькими способами. Существует 3 типа экспозамера:

  • точечный или частичный экспозамер;
  • матричный экспозамер;
  • центровзвешенный экспозамер.

От правильного выбора настроек экспозиции фотоаппарата, зависит будет ли сцена корректно освещена, не будет ли часть кадра пересвечена или наоборот — провалена в темноту.

Точечный и частичный экспозамер фотоаппарата

Хотя это два разных вида определения экспозиции, принцип работы у них один. Они оценивают небольшую часть кадра. Чаще всего ближе к центру. Точечный тип анализирует 1-5 процентов снимка. Частичный – около 15 процентов. Некоторые модели фотоаппаратов дают возможность перемещать область экспозамера из центра в другие части фотографии.

Плюс точечного замера в точности экспонирования выбранных фрагментов. Он работает особенно хорошо, если на снимке запечатлены контрастные объекты. А также в ситуациях, когда выбранный фрагмент достаточно освещен, а фоновое изображение находится в тени или наоборот.

Минус этого типа в возможности потерять весь кадр, кроме выбранного объекта. Остальная часть может стать слишком светлой или наоборот темной.

Когда пользоваться точечным замером

Им редко пользуются любители. А профессионалы знают, что во многих ситуациях без него не обойтись. Например, снимая людей в контровом освещении, необходимо выбрать именно точечный экспозамер. В противном случае, человек будет лишь темным силуэтом на фоне яркого света. Также точечные измерения пригодятся при макросъемке (если объект занимает не всю площадь снимка) и съемке людей или предметов на значительном расстоянии.

Этот тип хорош при равномерном освещении снимка, при том, что сам объект темнее или ярче всех в кадре. Так точечный экспозамер отлично справится при съемке фотоаппаратом белого голубя на фоне черной стены или девушки в черном на светлом фоне.

Матричный экспозамер фотоаппарата

В отличие от точечного режима в матричном замер производится сразу в нескольких зонах кадра, которые определяет сам фотоаппарат. Техника выводит среднее значение по соотношению света и тени, а также яркости во всех выбранных фрагментах. Так определяется экспозиция для всего кадра.

Алгоритм, по которому работает матричный экспозамер очень сложный, индивидуален у разных производителей и держится ими в секрете. В зависимости от компании-производителя снимок разделяется на определенное количество зон. От нескольких десятков до тысячи.

Измеряя экспозицию, фотоаппарат анализирует не только освещение, но и точки фокусировки, цвет, дистанцию от объекта до фотокамеры.

Когда пользоваться матричным экспозамером

Этот тип наиболее популярен среди фотографов. Неважно любители это или профессионалы. Он особенно удобен при равномерном освещении снимаемой сцены.

Его плюс в универсальности. Не зная, какой режим лучше выбрать или не имея достаточно времени для анализа будущего кадра, лучше установить матричный экспозамер.

Центровзвешенный режим

Этот тип основан на анализе 60-80 процентов кадра. Зона замеры имеет форму круга и расположена в центре. Сейчас есть модели, в которых можно регулировать размер этой зоны. Края фотографии лишь незначительно влияют на экспонирование кадра.

Некоторое время назад центровзвешенный экспозамер был основным в большинстве фотоаппаратов. Сейчас он остался таковым в компактных фотокамерах, а в зеркалках в автоматическом режиме его заменил матричный.

Его плюс в хорошем экспонировании главных объектов. Ведь, как правило, они расположены ближе к центру, а не у самого края снимка.

Когда пользоваться центровзвешенным экспозамером

Он отлично подойдет для портретной съемки. Когда главные объект – человек, важнее правильно проэкспонировать его, чем окружающие предметы и фон. Центровзвешенный экспозамер более предсказуем, чем матричный. Благодаря ему фотоаппарат может исключить влияние задней части снимка на портрет модели. Он хорошо подойдет для съемки людей в яркий солнечный день. При использовании центровзвешенного замера пригодится функция предварительной фокусировки. Она позволяет заблокировать экспозамер на период, пока спусковая кнопка нажата наполовину. Так можно считать экспозицию, поставив объект в центр, а затем сместить кадр в нужное место и лишь потом полностью нажать на кнопку спуска затвора.

Читайте также:  Соединения состав которых зависит от способа получения называются

Какой экспозамер лучше для съемки

Этим вопросом задаются многие новички, решившие хорошо овладеть своим фотоаппаратом. Но однозначного ответа нет. Ведь все зависит от задачи и условий съемки. Проще всего пользоваться матричным или центровзвешенным режимами. В большинстве ситуаций они правильно экспонируют кадр. Они более универсальны. При этом слабоосвещенные объекты, плохо контрастирующие с фоном лучше снимать при матричном экспозамере. Контрастные – при центровзвешенном. А для более нестандартных снимков, таких как портрет при контровом свете, подойдет точечный замер.

Компенсации экспозиции – для лучшего результата

Так как все виды экспозамера учитывают только отраженный свет, могут возникать ошибки в экспонировании кадра. В таком случае необходимо использовать компенсацию экспозиции. Стандартный пример – зимний пейзаж в заснеженном лесу или кадры на фоне белого песка в солнечный день. Они, скорее всего, будут недоэкспонированы. Компенсация экспозиции на 1-2 шага исправит ситуацию, сделав снимки более качественными.

Определение экспозиции – сложный процесс. На первых порах вполне можно довериться базовым настройкам фотокамеры. Но любознательные фотолюбители, которые стремятся развиваться в сфере фотографии должны уметь обращаться с экспозамером, выбирать нужные типы, хорошо фотографировать не только в стандартных, но и в более сложных ситуациях. Фотоаппарат далеко не всегда может корректно определять экспозицию и вы должны уметь помогать ему в этом. С опытом это дойдет до автоматизма и безошибочно определить нужный режим будет совсем не сложно. Пробуйте и экспериментируйте!

Источник

Судебно-оперативная фотография

Материал из CrimLib.info

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии — совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии — совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок — панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться «внахлёст»;

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.

Круговая панорама

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

Читайте также:  Способы получения гражданства италии

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом — для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Фотосъемка с квадратным масштабом

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Репродукционная съёмка

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет — обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Читайте также:  Взаимодействие определение виды взаимодействия способы взаимодействия

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы — более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии — это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

Источник

Оцените статью
Разные способы