Что такое таргетирование инфляции перечислите преимущества такого способа регулирования

Вопросы по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов Параграф 8

Как финансовая политика государства влияет на благосостояние населения, цены в магазинах, сбережения, пенсии и другие выплаты государства по социальным обязательствам? Почему важно понимать, как работает финансовый механизм государства?

Вопросы и задания к документу

1. Как автор обосновывает необходимость низкой инфляции? Какие комплексные усилия позволят снизить зависимость экономики от нефте-газового сектора?

2. А. Л. Кудрин говорит о том, что курс рубля является основным каналом влияния доходов от экспорта углеводородов на российскую экономику. Перечислите факторы, также влияющие на курс рубля и инфляцию соответственно. Обоснуйте своё мнение.

Ключевая процентная ставка ЦБ (иначе – ставка рефинансирования). От этого показателя зависит общая доходность вложений в экономику страны, поскольку именно ключевая ставка регулятора определяет проценты по депозитам и облигациям. Однако, если ставка слишком высокая, это может вызвать замедление экономического роста и деловой активности из-за подорожания заемных средств. В то же время слишком низкая процентная ставка рискует спровоцировать отток капиталов, поскольку инвесторам будет невыгодно вкладывать деньги под невысокие проценты.

Инфляция. Высокая инфляция стимулирует рост цен, тем самым снижая покупательскую способность валюты. Кроме того, инфляционные риски отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность страны, что, соответственно, понижает расчеты в рублях. Стоит заметить, что повышение ключевой ставки также сказывается на росте инфляции.

Платежный баланс. Может быть положительным и отрицательным. Положительное сальдо платежного баланса означает, что поступление платежей из-за рубежа превысило объем выплат за границу. Такое положение дел приводит к укреплению курса национальной валюты. Отрицательное сальдо же характеризуется сокращением валютных резервов страны и, соответственно, ослабление рубля.

Уровень безработицы. Рост этого показателя приводит к снижению российской валюты, а снижение – к повышению курса рубля.

Валовый национальный продукт (ВНП). Общий макроэкономический показатель, который отражает состояние экономики, уровень промышленного производства, объем инвестиций и экспорта. Связь курса рубля и ВНП носит, скорее, не прямой, а опосредованный характер. Если ВНП растет, следовательно, увеличивается поступление инвестиций, а также экспорт, что означает спрос на отечественную валюту. Соответственно, эти факторы укрепляют положение рубля.

Индекс промышленного производства. Изменение объемов промышленного производства прямо пропорционально уровню валютного курса. Чем выше уровень промпроизводства, тем больше курс национальной валюты имеет тенденцию к росту.

1. С какой целью государство реализует финансовую политику? Перечислите типы политики, которые объединяет в себе финансовая политика.

Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Государство развивается при изменениях в системе управления финансами. Она включает следующие типы:

Классическая.
Регулирующая.
Планово-директивная.

2. В чём отличие классической финансовой политики от регулирующей?

Классическая политика является основным направлением. Она заключается в отсутствии вмешательства со стороны государства в экономику, обеспечении свободной конкуренции, применении механизмов рынка в качестве регулятора хозяйственной деятельности. В итоге государственные расходы и налоги ограничиваются, создаются оптимальные условия для сбалансированного бюджета.

Регулирующая политика отличается тем, что в данном случае государство вмешивается и регулирует циклическое развитие экономики. При сохранении традиционных задач ставится цель использования механизма финансов для регулирования экономической и социальной сферы, обеспечения полной занятости граждан.

3. Какие инструменты использует денежно-кредитная политика? Что такое таргетирование инфляции? Перечислите преимущества такого способа регулирования.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя.

Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором главной задачей центрального банка становится поддержание стабильно низких цен в экономике.

На практике это означает, что когда экономике угрожает высокая инфляция, центробанки, как правило, начинают повышать процентную ставку.

И наоборот, снижение инфляции — сигнал к смягчению денежно-кредитной политики, то есть снижению ставок.

Читайте также:  Спора мха способ образования вид клетки

4. Что такое ключевая ставка Банка России? На что она оказывает влияние?

Ключевая ставка — главный инструмент денежно-кредитной политики регулятора финансового сектора страны, Банка России (ЦБ РФ). От ключевой ставки зависит стоимость денег в банковской системе.

Ключевая ставка — инструмент политики Банка России, который позволяет влиять на инфляцию, или процесс обесценивания денег. Таким способом ЦБ осуществляет политику таргетирования инфляции, то есть удерживает ее в приемлемых для финансовой системы страны диапазонах.

5. Как вы понимаете, что такое плавающий валютный курс? В чём его преимущество перед фиксированным курсом?

Режим валютного курса зависит от того, насколько государство готово влиять на образование курса. Если государство вообще не вмешивается, курс называют свободно плавающим. Если в определенные моменты центральный банк страны включает механизмы влияния, курс называется управляемым плавающим, а если государство жестко устанавливает курс, он называется фиксированным.

Во-первых, режим плавающего валютного курса охраняет экономику страны от негативных внешних потрясений, таких как, например, резкое снижение цен на нефть, от которого зависит величина экспорта России, следовательно, и сальдо торгового баланса. Во-вторых, он позволяет снизить воздействие спекулятивных операций на рубль.

6. Какие существуют виды инфляции? Каковы причины её возникновения? Какое влияние оказывает инфляция на экономику и доходы населения?

В зависимости от критериев можно выделить несколько групп разновидностей инфляции.

Например, если в качестве критерия выбрать темп инфляции, то список будет таков:

умеренная. Уровень инфляции не более 10%, обычно 3-5% в год. Нормальный уровень для современной экономики;
галопирующая. Темп такого вида инфляции выражается двузначными числами процентов. Считается серьезной экономической проблемой;
высокая. Может составлять 200-300% и более. Характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
гиперинфляция. Может достигать более 1000% в год.
Если в качестве критериев выбрать форму проявления инфляции, то можно выделить такие разновидности, как:

Открытая. Проявляется в росте цен, который мы явно видим;
Подавленная. Проявляется в виде дефицита товаров, когда государство устанавливает цены на уровне ниже равновесных рыночных.

Можно выделить две явные причины инфляции:

увеличение совокупного спроса. В этом случае речь идет об инфляции спроса. Привести к росту совокупного спроса может либо увеличение любой составляющей совокупных расходов, либо увеличение предложения денег. Основная причина такого вида инфляции — увеличение денежной массы;
сокращение совокупного предложения. Является результатом издержек, что приводит к стагфляции, одновременному росту уровня цен и спаду производства.

7. В чём состоит бюджетная политика?

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

8. Укажите основные этапы бюджетного процесса.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:
разработка проекта бюджета
рассмотрение и утверждение бюджета
исполнение бюджета
подготовка, рассмотрение и утверждения отчета об исполнении бюджета

9. Что такое сбалансированность бюджета? Из каких источников финансируется дефицит бюджета?

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

10. Какие обязательства называются государственным долгом?

Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

1. Какие пути снижения инфляции вы видите? Аргументируйте свои предложения.

2. Раньше Центральный банк РФ регулировал курс национальной валюты. Как это отразилось на инфляции и росте российской экономики? Сравните данные с сайта www.cbr.ru и дайте аргументированный ответ.

3. Проанализируйте сайты Министерства финансов России www.minfin.ru и www.budget.gov.ru и укажите основные принципы построения бюджетной системы в нашей стране. Дайте характеристику каждому принципу.

4. Проанализируйте сайты Минфина России www.minfin.ru и www.budget.gov.ru и подготовьте презентацию о структуре доходов и расходов бюджета в разрезе уровней, источников доходов и статей расходов бюджетов. Укажите отдельно распределение расходов бюджета на выполнение конституционных гарантий.

5. Используя материалы изученных параграфов, подготовьте презентацию о рациональных подходах к формированию личных сбережений с учётом сложившихся рыночных процентных ставок, курса национальной валюты. Разработайте свой личный финансовый план.

Читайте также:  Тень сомнений способ переноса наименования

Источник

Таргетирование инфляции — этапы, основные инструменты

В этой статье мы поговорим на тему «таргетирования инфляции». Что это значит и как её проводят? В чём плюсы и минусы.

1. Общее понятие инфляции

Неконтролируемый рост цен всегда был большой проблемой для монетарных властей любой страны мира. Из-за высокой инфляции обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала, снижается инвестиционная привлекательность экономики.

Проведение оптимальной денежно-кредитной политики — неотъемлемая обязанность центрального банка любой страны в современном мире. Через инструменты денежно-кредитного регулирования центральный банк воздействует на текущее состояние экономики, формируя условия для дальнейшего экономического развития.

Правильно проводимая денежно-кредитная политика способствует:

  • Стабильному экономическому росту;
  • Снижению уровня безработицы;
  • Снижению инфляции;
  • Укреплению национальной валюты;

2. Что такое инфляционное таргетирование простыми словами

При этом ценовая стабильность не означает нулевую инфляцию, речь идёт о наличие предсказуемо низкого темпа роста цен, который колеблется в узком коридоре.

Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как «правила», так и «свободу действий».

Выбор количественного целевого ориентира инфляции основывается на нелинейной зависимости между темпами роста потребительских цен и производством, выявленной в ряде исследований.

Пороговое значение, после которого ускорение инфляции начинает оказывать негативное воздействие на рост экономики, для большинства развитых стран колеблется около 2%. Для развивающихся стран пороговое значение варьируется от 5% до 19% (в зависимости от выбора стран в период исследования).

3. История возникновения инфляционного таргетирования

Автором идеи считают шведского экономиста Кнута Викселля. Именно он в конце 1890-х годов озвучил мысль, что главной целью политики центральных банков должны быть стабильные цены. Для того времени эта концепция звучала довольно революционно. Было принято считать, что основная цель регуляторов — обеспечить стабильный курс национальной валюты с привязкой к цене золота.

На сегодняшний день, многие центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики.

Для обеспечения стабильности цен денежно-кредитной политике необходим номинальный якорь. Долгие годы таким якорем являлся золотой стандарт или привязка местной валюты к другой, более сильной валюте. Крах Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-х годах в сочетании с высокой инфляцией, привёл к тому, что центральные банки обратились к поиску новых якорей.

Нужно отметить, что в 1980-х годах монетаризм являлся главенствующей теорией, определяющей концепцию денежно-кредитной политики. Центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Теоретической основой этой концепции послужила количественная теория денег Милтона Фридмана.

Одним из первых последователей таргетирования инфляции в 1980-х годах стал Центральный банк ФРГ. Он косвенно таргетировал инфляцию, используя рост денежной массы в качестве количественного индикатора при калибровке своей политики.

А первой страной, официально объявившей таргетирование инфляции элементом денежно-кредитной политики, стала Новая Зеландия в 1989 году.

На сегодняшний день Центральные банки, осуществляющие таргетирование инфляции, весьма неоднородны и находятся в 11 развитых странах и в 25 странах с переходной экономикой. Россия перешла на режим инфляционного таргетирования в 2014 году.

Несмотря на относительную молодость метода, принципы его применения и используемый инструментарий заметно трансформируются.

4. Основной инструментарий ЦБ для инфляционного таргетирования

Центральные банки имеют возможность воздействовать на транснациональные потоки капитала и соответственно на обменный курс национальной валют в рамках таргетирования инфляции.

В настоящее время монетарные власти шести развитых стран (Австралия, Канада, Япония, Норвегия, Швеция, Великобритания) и четырёх развивающихся (Чили, Мексика, Польша и Россия) придерживаются инфляционного таргетирования а его традиционном понимании. Это предполагает удержание инфляции вблизи целевого уровня при свободно плавающем обменном курсе, то есть регулятор не участвует в курсообразовании.

Однако, это не исключает возможность проведения валютных интервенций монетарными властями при появлении рисков ценовой или финансовой стабильности.

Кроме того, защищая внутренний финансовый рынок, монетарные власти используют коридор процентных ставок, активно регулируя его ширину и расположение в нём ключевой процентной ставки.

Используя этот инструмент, регуляторы воздействуют на движение транснациональных потоков капитала, корректируя привлекательность своих депозитных или кредитных операций, усиливая или ослабляя эффект от изменения ключевой ставки. На практике это означает, что при росте инфляционных рисков, центральные банки, как правило, начинают повышение процентных ставок. А при снижении инфляции запускают процесс смягчения денежно-кредитной политики и понижение ключевой ставки. Нужно отметить, что именно такой путь таргетирования инфляции считал приоритетным автор идеи Кнут Векселль.

Читайте также:  Как привлечь туристов способы

Режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных элементов:

  • Стабильность цен, безусловно, признаётся главной целью денежно-кредитной политики;
  • Количественный таргет инфляции объявляется публично;
  • Денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции;
  • Прозрачность;
  • Механизмы подотчётности.

Горизонт таргета зависит от того, находится ли инфляция в интервале стабильности цен. В 19 странах, имеющих таргет в размере 3% или менее, горизонт таргета, как правило, среднесрочный.

Если центральный банк проводит антиинфляционную стратегию, таргеты инфляции часто устанавливают ежегодно.

Практически все страны, таргетирующие инфляцию, используют индекс потребительских цен (ИПЦ) в качестве операционного таргета.

Таргеты могут быть точечными или интервальными. На практике большинство центральных банков предпочитают использовать лучшие возможности обоих вариантов. Чаше используют таргет как точку в интервале отклонений или целевой интервал.

В большинстве случаев целевой инфляционный ориентир устанавливается выше желаемого значения. Причин у этого несколько:

  • Статистические данные о динамике потребительских цен могут завышать их фактический рост, так как рассчитываются по фиксированной корзине товаров;
  • Близкие к нулевым темпы роста цен повышают нейтральный уровень безработицы в экономике (естественный уровень, когда количеству ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест);
  • Низкая целевая инфляция повышает дефляционные риски.

5. Основные этапы инфляционного таргетирования

  1. Объявление инфляционной цели.
  2. Определение целевых ориентиров инфляции.
  3. Определение горизонта таргетирования. Сегодня оптимальным считается горизонт от 8 до 19 кварталов, тогда как в классическом варианте — 1 год. Определение горизонта зависит, в первую очередь, от уровня инфляции на момент определения таргета.
  4. Определение индекса, служащего операционным таргетом. Чаще всего это индекс потребительских цен (ИПЦ).
  5. Ширина диапазона. Органы монетарного регулирования должны принять оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно контролировать, или широкий диапазон, который может быть расценен как слабость монетарных властей.

Существующие режимы инфляционного таргетирования

  • Полное (полноценное) таргетирование инфляции. Имеет четкие целевые ориентиры инфляции, а другие монетарные цели характеризуются определенной гибкостью.
  • Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции. Инфляционные цели не всегда чётко определены, другие монетарные цели гибкие.
  • Экспериментальное (упрощённое) таргетирование инфляции. Нет чётких целевых ориентиров инфляции, другие монетарные цели очень гибкие.

6. Плюсы и минусы инфляционного таргетирования

  • Способствует росту доверия экономических субъектов к денежно-кредитной политике центрального банка;
  • Повышает гибкость денежно-кредитной политики;
  • Частично нивелирует последствия ошибок, связанных с применением других инструментов денежно-кредитного регулирования.

Благодаря низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется уверенность в макроэкономической стабильности, увеличивается горизонт планирования, растут объёмы кредитования, в экономике появляется больше длинных денег, стимулирующих долгосрочные инвестиции.

  • Сдерживает в краткосрочной перспективе экономический рост, ограничивая свободу действий центрального банка;
  • Влечёт высокую изменчивость валютного курса в том случае, если ВВП страны на 70 и более процентов состоит из продуктов внутреннего потребления, что более характерно для развивающихся стран.

Противники таргетирования инфляции в качестве основного, и, надо признать, весьма весомого аргумента, приводят экономические риски, связанные с ужесточением денежно-кредитной политики и повышением процентных ставок.

7. Альтернативные методы денежно-кредитной политики

В качестве альтернативы таргетирования инфляции, центральные банки могут использовать:

  • Валютное таргетирование — заключается в привязке курса национальной валюты к курсу валюты страны с низким уровнем инфляции.
  • Денежное таргетирование — установление и достижение целевых ориентиров денежных агрегатов.
  • Таргетирование номинального дохода — устанавливает ожидаемое значение прироста номинального ВВП.
  • Таргетирование кредита — установление целевого значения прироста совокупной массы кредитных ресурсов.

Инфляционное таргетирование и цены активов

Несмотря на то, что целью инфляционного таргетирования является обеспечение стабильности розничных цен, экономисты признают, что рост денежной массы и кредитов может приводить к повышенной волатильности активов. В связи с этим, центральные банки, стремящиеся стабилизировать инфляцию и объём производства на достаточно длительном временном интервале, должны учитывать в своих решениях возможные долгосрочные неблагоприятные последствия в виде искусственного раздувания цен на активы.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей

Источник

Оцените статью
Разные способы