- Учитель информатики
- Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
- § 9. Представление информации в форме таблиц
- Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
- Структура таблицы
- Табличный способ решения логических задач
- Самое главное
- Информатика
- Таблицы вокруг нас
- Таблицы, виды и особенности
- Преимущества табличной формы информации:
- Основные правила оформления таблиц
- Классификация
- Создание таблиц в редакторе Excel
- Создание таблиц в текстовом редакторе Word
- Таблицы для решения логических задач
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 9. Представление информации в форме таблиц
Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
Структура таблицы
Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3».
У Алексеевой по математике оценка за год — «5».
У Дроздова по музыке оценка за год — «5».
У Галкина по музыке оценка за год — «5».
У Прозоровой по литературе оценка за год — «5».
У Радугиной по математике оценка за год — «4».
У Алексеевой по музыке оценка за год — «5».
У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4».
У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5».
У Алексеевой по литературе оценка за год — «5».
У Дроздова по математике оценка за год — «5».
У Мухина по математике оценка за год — «3».
У Мухина по русскому языку оценка за год — «3».
У Прозоровой по математике оценка за год — «5».
У Прозоровой по русскому языку оценка за год — «5».
У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4».
У Галкина по русскому языку оценка за год — «4».
У Радугиной по музыке оценка за год — «4».
У Галкина по литературе оценка за год — «4».
У Радугиной по литературе оценка за год — «5».
У Дроздова по литературе оценка за год — «4».
У Галкина по математике оценка за год — «3».
У Прозоровой по музыке оценка за год — «5».
У Мухина по музыке оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
- Сколько учеников имеют только отличные оценки?
- Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз. Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки (рис. 26).
Рис. 26
На уроках окружающего мира вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков. Таблица — простая и удобная форма представления информации.
Табличный способ решения логических задач
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение. Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки столбцов — их имена. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежат одному человеку, и знак «минус» в противном случае.
То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и столбца «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и столбце «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и столбца «Алик». Таблица приобретёт вид:
Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках столбца «Юра»). Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и столбца «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:
Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.
Презентация «Табличный способ решения логических задач» размещена в электронном приложении к учебнику
Самое главное
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
Источник
Информатика
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Таблицы вокруг нас
Давайте вместе вспомним, какие таблицы мы используем каждый день. Это расписание уроков, распорядок дня, меню, график движения транспорта, календарь и не только.
Посмотрите на этот пример.
Можно заметить, что у этого черно-белого примера четко видна структура. Простые таблицы состоят из нескольких столбцов и строк с одноуровневыми заголовками.
Пример цветного оформления:
Это пример без видимых границ столбцов или строк. Но структура все равно видна.
Несмотря на различие, цветные или черно-белые варианты, с границами и без, они все обладают подобной структурой. Это перпендикулярное пересечение столбцов и строк с образование ячеек – минимального структурного элемента, в котором и находятся данные.
Что же находится в ячейках? В них расположена определенная информация об учебе, движении транспорта, меню или справочные данные.
Таблицы, виды и особенности
Итак, таблица – форма представления информации.
Структура таблицы – ее составляющие элементы. Вертикальные элементы таблицы называются столбцами, горизонтальные строки – строками. На пересечении строк и столбцов находится ячейки, где хранятся данные. Чаще всего первый столбец и первая строка содержат наименования/заголовки.
Такой способ подачи информации очень удобен, он позволяет собрать однотипные объекты, систематизировать, все это очень компактно, легко воспринимается визуально. Ячейки могут содержать любые данные, текст, числа, даты или изображения.
В такой структурированной форме хранится разнотипная справочная информация, различные плотности, растворимости, размеры, таблицы больших простых чисел, данные по строительству или здоровью человека. Справочники, энциклопедии, ведомости, сметы, прайсы, меню, договора и множество других документов – везде есть информация, которой удобно и просто пользоваться именно в таком структурированном виде.
Чтобы оценить удобство таблиц, сравнительно с текстом, напишем расписание уроков на 1 день по-разному.
Пример простой таблицы:
В этот день 4 урока. Первый урок – русский язык, второй – литературное чтение, третий – математика, и последний, четвертый урок – музыка.
Хотя оба варианта несут одну и ту же информацию, пользоваться первым вариантом гораздо удобнее, быстрее. Если бы расписание уроков было в дневниках сплошным текстом, то каждый раз приходилось бы тратить намного больше времени, чтобы узнать, какие уроки будут идти.
А если данных много, они сложные, то без табличной модели их очень трудно использовать:
Преимущества табличной формы информации:
- наглядность;
- компактность;
- обозримость.
Объекты, представленные таблично, имеют общие свойства, но не обязательно все, для систематизации достаточно одного общего параметра.
Основные правила оформления таблиц
Чтобы табличная форма хранения информации была компактна и удобна, следует соблюдать такие правила:
- Заголовок обязателен – он дает краткий посыл о содержимом.
- Вся информация максимально конкретная, с минимумом лишних слов, сокращений.
- Если есть единицы измерения, то их не указывают в каждой ячейке, а пишут в наименовании или заголовках.
- Оптимально, чтобы пустых ячеек не было. Если информация неизвестна, ставится «?». Невозможно получить – «Х», данные нужно брать из соседней ячейки «←↑→↓».
Классификация
Условно таблицы делят:
- по структуре (простые, сложные);
- по отношению объектов (О) и их свойств (С) на ОС, ООМ (много) и ОСО.
Примеры таблиц типа «Объект–свойства», «Объекты-объекты один»:
Примеры таблиц типа « «объекты-объекты-много» и «объекты-свойства-объекты»:
Таблицы типа ОС описывают свойства одного объекта или группы, но каждый отдельно, а не как класса. Различные свойств (дата рождения, физиологические параметры) связаны с конкретным учеником, каждый из которых является объектом одной группы.
В таблицах вида ОО идет описание свойств нескольких объектов (ученик-предмет).
Таблицы вида ООМ содержат данные, которые касаются нескольких разных объектов, которые связаны общими свойствами. Объектом являются и ученики и предметы, а их общими свойствами – оценки по семестрам и за год.
Тип ОСО содержит пары объектов и их свойства. В последнем примере описана сложная зависимость предмет/учитель-оценка-ученик.
В классическом представлении количество строк будет зависеть от объема объектов, а столбцов – от множества свойств.
Таблица «объект-свойство» универсальна, ее можно смотреть как прямо, первый столбец – объекты, так и боком, если свойств очень много. В описанных примерах только последнюю таблицу (ОСО) можно повернуть «набок».
Создание таблиц в редакторе Excel
Один из самых простых и быстрых способов создать таблицу – оформить в редакторе Exсel. Документ состоит из 3 страниц, представляющих собой сетку из 1026 ячеек, каждую из которых можно менять любым способом: делать уже/шире, выше/ниже, менять тип данных, вид границы, заливку и многое другое.
Изменение структуры таблиц делается очень просто:
- при помощи шаблонов;
- инструментов панели инструментов;
- с помощью мышки, растягивая строки/столбцы, правой клавишей выбирая форматирование ячеек.
Одним из главных преимуществ документов Экселя является возможность выполнять с данными в столбцах/строках любые манипуляции. В электронной таблице эксель можно реализовать любые правила оформления текста (цвет, размер, тип шрифта, цвет, толщина и тип границ, всевозможная заливка, текстура). Информацию можно сортировать, скрывать, отображать. Таблицу даже можно транспонировать, то есть повернуть из горизонтальной ориентации на вертикальную или наоборот.
Создание таблиц в текстовом редакторе Word
Так как сплошной текст трудно воспринимается, выглядит некрасиво, материал лучше сочетать с таблицами, рисунками, диаграммами. Поэтому, в текстовом редакторе Ворд есть специальные инструменты, позволяющие быстро сделать таблицу, а потом просто заполнить ее нужной информацией.
Чтобы из текста в Word сделать таблицу, нужно выполнить следующие шаги:
- Текс должен быть оформлен следующим образом: каждая строка текста заканчивается Enter. Это означает, что в таблице тоже будет переход на новую строку. Но можно выбрать и другой разделитель, просто описанный вариант наиболее часто используемый.
- Выделить нужный текст:
На панели инструментов «Вставка» выбрать «Таблица», а в ней вложенное меню «Преобразовать в таблицу»:
- Далее выбрать нужные параметры: количество столбцов/строк, характеристики размеров ячеек и тип разделителя:
Программа сама предложит структуру таблицы, исходя из выделенного фрагмента, но ее можно менять так, как нужно:
- Полученный блок привести к желаемому виду – скопировать информацию в ячейки, подогнать ее размеры, изменить шрифт, границы, заливку.
Также можно пойти по пути «с самого начала», выбирая любой удобный способ из пункта меню «Таблица» на панели инструментов «Вставка»:
- «Вставить таблицу», указав ее структуру (число строк/столбцов):
или самостоятельно выбрать размер, курсором наводя на нужно количество строк/столбцов:
- или «Нарисовать таблицу» – при помощи карандаша сначала нарисовать границу таблицы, потом разделить ее на строки и столбцы:
- или «Таблицу Exсel» – такой вариант подойдет, если нужно «подтянуть» готовую таблицу из другого документа или нужна интерактивная форма с возможностью считать формулы:
- или «Экспресс-таблицы» – это заготовки шаблонов различных типов с уже готовым форматированием (цвет и толщина линий, заливка, размер и тип символов):
Чтобы легко преобразовывать текст, следует четко понимать, что является объектами, а что свойствами.
Для закрепления материала создадим простую таблицу «Виды полезного отдыха по сезонам». Сделать это можно как при помощи Exсel, так и Word.
Делаем простую таблицу из 5 строк (4 объекта – время года, плюс строка заголовка) и 2 столбцов (1 – объекты, 2 – свойства). Если свойств много, можно каждое написать в отдельной ячейке или все вместе, перечнем, в одной.
Заголовками являются «Время года», «Полезный отдых». Объекты «Зима, «Весна», «Лето» и «Осень», а свойства – виды отдыха.
Если есть возможность, то данные в таблице лучше сортировать. Например, в примере времена года отсортированы по порядку.
Информацию в строках сортируют по возрастанию или уменьшению, по алфавиту, дате, другим критериям.
Таблицы для решения логических задач
Когда условие задачи содержит множество логических взаимосвязей, то легко запутаться и потерять важное звено для выстраивания конечной логической цепочки. Таблица помогает решать подобные головоломки быстро и наглядно.
Пример логической задачи
Самым быстрым и удобным является решение логических задач с помощью таблицы. Для данного примера удобно, чтобы каждая строка была определенным учеником, а столбец – номером класса. Вычеркивая неподходящие условия, мы получим на финише только те ячейки, которые соответствуют условию задачи.
Согласно данным по первому туру Саша не может быть 6-классником, Катя – 7-классницей, а Наташа 9-классницей. Ставим на пересечении имен и классов −. Исходя из того, что они играли парами, Саша также не ходит в 7, 9 классы, Катя – 6, 9, а Наташа – 6 и 7. Добавим −.
Переходим к описанию второго тура: Петя не может быть в 7 классе. Ставим в этой ячейке напротив Пети и «7» −.
В третьем и четвертом турах из-за болезни 9-классника Петя и Руслан не играли. Ставим в этой ячейке −.
Данные по 4-ому туру позволяют отметить, что Катя не 11-классница. Ставим на пересечении Катя/«11» −.
Так как победили Саша и Катя, и они не 10-классники. Ставим − в столбце со значением 10 напротив имен Кати и Саши.
А теперь, методом исключения, определим, кто в каком классе учится, ведь на соревнованиях было по 1 человеку от каждого класса. Сначала поставим + в тех строках, где пустыми остались по 1 ячейке, далее – в этом столбце, если представитель от этого класса уже найден.
Получилось, что Катя 8-классница, а Андрей из 9-классник, Саша – из 11 класса, Наташа из 10, Петя – из 6, а Руслан из 7.
Таким образом, таблицы позволяют компактно размещать большой блок однотипной информации, систематизировать данные, собрать справочные величины, константы, решать логическую задачу и многое другое.
Источник