- Средства выражения темы и ремы предложения
- Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Средства выражения темы и ремы предложения
Г.Г. Почепцов и другие утверждают, что это весьма естественно, что «для целей грамматического описания наибольший интерес представляют языковые средства, с помощью которых сигнализируется тема-рематическая организация предложения. Средства эти многообразны: а) интонация, б) порядок слов, в) синтаксические конструкции, г) лексические средства» [10, с. 257].
Все это, однако, дополнительные средства, в том смысле, что эти средства специального подчеркивания, выделения, несущие печать логической и (нередко) эмоциональной эмфазы. Нормально же, для подавляющего большинства реализуемых предложений является распределение состава предложения между подлежащим и сказуемым и, соответственно, вынесение в позицию подлежащего того имени или именной группы, которой придается статус темы. То, что задаваемое нормами языка распределение может изменяться под влиянием ситуации или контекста, не придает последним статуса основного фактора. Ситуация и контекст — могучее средство нейтрализации любых системно-языковых оппозиций, в том числе не только грамматических, но они лежат вне системы языка. Они не могут быть центральными в грамматической основе и, соответственно, в грамматическом описании. Поподробнее остановимся на некоторых аспектах названных выше средств маркирования тема-рематического членения [10, с. 258].
а) Касательно ИНТОНАЦИИ М.Я. Блох утверждает, что «ее сфера проявления относительно ограничена, но только в условиях устной речи. Принимая во внимание истинный статус интонации в выделении темы и темы предложения, следует абстрагироваться от «газетного синтаксиса» (описание написанных текстов) и помнить, что именно это фонетическая речь, то есть отчетливо произнесенные выражения, которые образуют основу человеческого языка в целом. Как только фонетическая природа языка будет принята во внимание, интонация с акцентными системами представит себя не в качестве ограниченных, а как универсальных и бесспорных средств выражения темы и ремы во всех типах и вариантах языкового контекста. Эта универсальная рема-выделительная функция интонации описывается в научных трудах по логике, а также и в традиционной филологической литературе под термином «логическое ударение» [23, с. 241] .
Для акцентирования ремы В.В. Гуревич предлагает использовать ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Рема несет на себе логическое ударение и сообщает некоторую новую информацию (ради которой и произносится высказывание), тогда как тема содержит «старую», уже известную информацию. Так, в предложении John sent те a postcard (с фразовым ударением на последнем слове), если оно отвечает на вопрос Что он прислал?, ремой является прямое дополнение, темой — остальная часть предложения. Выделяя логическим ударением иные члены предложения, мы можем превратить в рему предложное дополнение, ср. John sent the postcard to me (ответ на вопрос: Кому?)или подлежащее, ср. John sent me the postcard (Кто?). В утвердительном предложении, как можно видеть, рему легче всего определить, если задать вопрос, на который отвечает это предложение. В частно-вопросительном предложении ремой является само вопросительное слово (Что? Где? Когда?), в обще-вопросительном — сказуемое [8, с. 128].
Интонационное выделение позволяет придать рематичность в иных условиях обычно тематичному подлежащему (‘Gerald was standing then in the doorway), выделить в качестве ремы один член из группы сказуемого (Gerald was ‘standing then in the doorway. Gerald was standing ‘then in the doorway. Gerald was standing then in the ‘doorway), переведя остальные на статус тематичных [10, с. 258].
б) М.Я. Блох утверждает, что «разница между актуальным членением предложений определяется разницей в порядке слов» [23, с. 239].
Сравним, The winner of the competition stood on the platform in the middle of the hall.-» On the platform in the middle of the hall stood the winner of the competition. Fred didn’t notice the flying balloon.-» The one who didn’t notice the flying balloon was Fred. Helen should be the first to receive the diploma.-» The first to receive the diploma should be Helen.
Во всех данных примерах, а именно в первоначальных предложениях и их трансформациях, рема (выраженная подлежащим или элементом предикативной группы) помещена в конец предложения, тогда как тема занимает начальную позицию предложения. Такое местоположение тема-рематической организации соответствует естественному развитию мысли от отправной точки сообщения к ее семантическому центру, по-простому говоря, от известной информации к неизвестной (новой). Тем не менее, в иных контекстуальных условиях используется обратный порядок местоположения темы и ремы [23, с. 239].
Например: It was unbelievable to all of them.->Utterly unbelievable it was to all of them. Now you are speaking magic words, Nancy.-> Magic words you are speaking now, Nancy. You look so well! ->How well you look!
В данных примерах представленный обратный порядок компонентов актуального членения, то есть местоположение ремы в начале предложения, связан непосредственно с выразительной речью [23, с. 240].
Ф.Р. Палмер говорит, что «для английского возможно помещать слово в начало предложения, если это необычная для него синтаксическая позиция» [26, с. 90].
Например: The man over there I do not like very much.
Указание того, о чем мы собираемся говорить (в данном случае первая часть предложения) трактуется как топикализация. Но это довольно редкое явление в английском языке. Здесь не ставятся слова или фразы вначале для такой цели. Более того, если это тема, то она маркируется, но только если слово (фраза) находится в необычной для него позиции [26, с. 90].
Инверсия это еще один из способов выражения темы и ремы английского предложения. ИНВЕРСИЯ — это такой порядок слов, при котором сказуемое или его часть стоит перед подлежащим [7, с. 227].
В некоторых случаях инверсия может восприниматься как нормальный порядок слов в конструкциях со специальной коммуникативной ценностью и лишенный какой-либо окраски. В остальных случаях, инверсия — это изменение порядка слов ради стилистического эффекта и ударения [14. с. 324].
Например: Here comes the lady of the house.
Only once did he meet his match in tennis.
в) Синтаксические конструкции включают построение с начальным here / there , построения типа It is . X that / who ...и т. п. С помощью первых достигается рематизация подлежащего: ‘ Now , Miss Foster , we have three models . There’s the Olympus ,the new de-lux. Then there’s the Diana— bigger and better than Dors?’ Вторые дают возможность рематизировать любой член предложения, кроме сказуемого: It was N who. It was N2 (that) N told me about [10, с. 258].
Например: It was in such moments that I faced the idea of suicide.
M.Я. Блох называет конструкции с there вводными. По его словам они предусматривают рематическую идентификацию подлежащего без эмоциональных коннотаций [23, с. 240].
Например: Tall birches surrounded the lake.-> There were tall birches surrounding the lake. A loud hoot came from the railroad.-> there came a loud hoot from the railroad.
Эмфатическое отличие ремы, выраженной различными частями предложения, достигается путем использования конструкций с it .
Например: Grandma gave them a moment’s deep consideration.-»It was a moment’s deep consideration that Grandma gave them. She had just escaped something simply awful.-»It was something simply awful that she had just escaped. At that moment Laura joined them.-» It was Laura who joined them at that moment [23, с. 240].
H.H. Раевская утверждает, что «фиксированные фразы it is . ( it was ), могут не только выделить рему, но и поставить ударение на любую часть предложения» [28, с. 204].
Предложения, представленные it is ( it was ), имеют определенные особенности их копирования и логически интересны. Можно с уверенностью сказать, что они омонимично совмещают грамматическое и лексическое значение, определяющееся речевым контекстом или ситуацией. Использование данных конструкций — это результат предшествующей языковой ситуации, но только синтаксический контекст может определить их функциональную и стилистическую ценность [28, с. 204].
г) Лексическими средствами выделения ремы служат частицы only , almost , at least и т. д., будучи используемыми в присущей им выделительной функции, являются вместе с тем сигналами рематичности:
Например: Just for a moment Crawford was at a loss.
М.Я. Блох называет их конструкциями с усилительными частицами, которые по обыкновению своему передают эмоциональную окраску всего высказывания [23, с. 241].
Например: Mr. Stores had a part in the general debate.-» Even Mr. Stores had a part in the general debate. Then he sat down in one of the armchairs.-» Only then did he sat down in one of the armchairs. We were impressed by what we heard and saw.-» We were so impressed by what we heard and saw.
Следует отметить, что помимо всего выше указанного, М.Я. Блох выделяет еще несколько синтаксических средств акцентирования ремы предложения: синтаксические структуры с контрастивными компонентами и конструкции с детерминантами.
Синтаксические структуры с контрастивными компонентами выполняют функцию выделения ремы предложения в случае, когда точность разграничения необходима. Такие структуры употребляются для объяснения внутреннего контраста свойственного актуальному делению посредством его функциональной природы. Это может быть показано на парах номинативно сходных примерах, но противоположных по структуре [23, с. 241].
Например: The costume is meant not for your cousin, but for you. — The costume, not the frock, is meant for you, my dear. The strain told not so much on my visitor as on myself. — The strain of the situation, not the relaxation of it, was what surprised me.
Детерминанты, среди которых и артикли, используются в качестве средств формирования определенных структур актуального членения. Они делят свои функции те, которые служат как идентификаторы темы, и те, которые служат идентификаторами ремы [23, с. 241].
Например: The man walked up and down the platform. — A man walked up and down the platform. The whole book was devoted to the description of a tiny island on the Pacific. — A whole book is needed to describe that tiny island on the Pacific. I’m sure Nora’s knitting needles will suit you. — I’m sure any knitting needles will suit you.
Что касается тематичности подлежащего, то она определяет распространенность его выражения элементами с признаками определенности: собственными именами, местоимениями, существительными с определенным артиклем и другими показателями определенности. Поскольку, однако, в позиции тематического подлежащего возможны имена с неопределенным артиклем и его функциональными эквивалентами и, наоборот, в позиции ремы свободно употребляются существительные с определенным артиклем и другими показателями контекстно-независимой определенности, в целом артикль и его функциональные эквиваленты нельзя рассматривать как важнейшие показатели тематичности / рематичности [10, с. 259].
В силу сказуемостного характера личный глагол обычно рематичен. Степень его рематичности, однако, неодинакова и зависит от его семантической «полноты» и наличия / отсутствия зависимых элементов, особенно именной природы. Общая закономерность такова: снижение лексичности глагола означает снижение его роли как рематического элемента и наоборот. Крайние позиции здесь представлены полнозначными глаголами ненаправленного действия The door opened , с одной стороны, и связочными глаголами, с другой. Возможны, однако, и тематические глаголы. Тематичность глагола может быть независимой от контекста, когда глагол является семантически мало информативным, Например: A long silence followed . Одна и та же предложенческая позиция в тексте может быть замещена таким предложением и безглагольным назывным предложением, сравним, A long silence . Тематичность глагола-сказуемого может быть контекстно-обусловленной, Например: в ответных репликах, в которых глагол-сказуемое лексически дублирует соответствующий элемент реплики-стимула: ‘ Do you want to make money , Lewis ?’ I wanteverything that people call success .’ [10, с. 259].
Логично подвести итоги на том, что средства выражения темы и ремы предложения разнообразны. Это и интонация, как универсальное и бесспорное средство выражения темы и ремы во всех типах и вариантах языкового контекста. Рема несет на себе логическое ударение и сообщает некоторую новую информацию, тогда как тема содержит «старую», уже известную. Синтаксические конструкции, лексические средства выделения, синтаксические структуры с контрастивными компонентами, детерминанты — все это средства выделения темы и ремы предложения, часто используемые в устной и письменной речи.
Источник
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов»
Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными.
Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста.
Вначале давайте повторим изученное о тексте.
1. Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Что называют темой текста? ( О чём? О ком?)
3. Какими способами может быть представлена тема текста?
а) заглавием.
б) начальными и конечными предложениями.
в) ключевыми словами.
4. Как синтаксически может быть оформлено начало текста?
а) начальное двусоставное предложение.
б) односоставное назывное предложение.
в) именительный представления (темы)
г) обращением.
5. Какую роль в выражении темы играет последнее предложение?
— усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод.
Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами.
Например: У сильного всегда бессильный виноват.
А ларчик просто открылся.
Слона — то я и не приметил.
6. Что такое проблема?
II.
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух.
— Какова тема текста? (чего?) Совести и чести.
— Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь.
Различия между совестью и честью.
— Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
— Переделайте начало текста и в именительный представления (стр.38)
Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
Обращения —
Человек! А ты сможешь быть честным?
Всегда ли ты поступаешь по совести?
— Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема?
Чести и совести.
1. проблема чести и совести.
2. чести человека.
3. чести и совести в литературе.
4.проявления чести и совести в повседневной жизни.
5.в экстренной обстановке.
6. чести и совести истинной и ложной
Как сформулировать проблему этого текста?
Как выражена авторская позиция?
— Что всегда есть в человеке?
— Что есть истинная и ложная честь.
— В обществе ложные представления о чести.
— Поддерживаете вы или нет авторскую позицию?
Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
За: 1. Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
2. Иногда точит червь сомнения – совесть.
3. Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
4. Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль.
— Личностная позиция:
а) на жизненном опыте.
б) на литературном материале (предпочтение).
На доске.
а)
I. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
II. Что значит быть честным в наше время?
III. Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
↑
2-3 аргумента.
б)
В каких художественных произведениях поднимается проблема чести и совести?
— Какой вывод можно сделать из статьи?
Почему эта проблема актуальна? (так как это публицистический стиль)
III. Текст «Культура и совесть» Д.С.Лихачева.
Разберём несколько другой взгляд на проблему совести. У нас свободное общество.
— Что важнее: совесть или свобода?
— Всегда ли вы выбираете совесть или свободу?
На эти вопросы рассуждает Д.С.Лихачёв в своей статье.
При чтении текста найдите ответы на вопросы, записанные на доске.
— Может ли человек, считающий себя свободным, делать всё, что ему угодно?
— В каком случае можно говорить о настоящей внутренней свободе человека?
— Какой поступок можно назвать свободным?
— Что такое совесть в понимании Д.С.Лихачёва?
а) ответить на эти вопросы – устно.
б) – проверка понимания прочитанного текста
— выявление позиции автора.
— выражение позиции автора.
— выражение позиции учащегося.
Проблема текста – совесть как основа полной независимости человека.
Точка зрения автора (авторская позиция).
Совесть – защитник внутренней свободы человека. Основа независимости человека, его внутренней цельности, сохранения его индивидуальности.
Позиция учащегося (личностная).
— свобода бескорыстна?
— истинно свободен тот, кого внешние обстоятельства жизни не порабощают?
Вывод по тексту.
— своё отношение к теме текста.
— удалось ли автору заставить вас размышлять над теми вопросами, которые волнуют его самого?
— Каково будет домашнее задание? (Написать сочинение по тексту Лихачева).
— Каков жанр домашнего сочинения?
— Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
— Как можно называть сочинение?
— Какие проблемы поднимем в сочинении?
Честь и совесть.
Свобода и совесть.
Истинная и ложная честь.
Совесть – основа свободы.
Учебник русского языка для 10 класса под редакцией Бабайцевой В.В.
Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном»
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»-издательство «Учитель»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
«Урок — практикум в 10 классе по русскому языку.
«ТЕМА: «Работа с текстом: определение темы, проблемы, авторской позиции, подбор аргументов» Повторение.
«Основные этапы работы над текстом: определение темы, идеи текста, авторской позиции, подбор аргументов для высказывания собственного мнения.
«Если тема и идея, проблема текста будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Кроме того, при написании сочинения-рассуждения вы обязательно должны аргументировать свою позицию, приведя убедительные доводы, основанные на читательском или жизненном опыте.
«Задачи урока – потренируемся в определении основных признаков текста. Вначале давайте повторим изученное о тексте.
- Что называют текстом? – сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Что называют темой текста? (О чём? О ком?)
- Какими способами может быть представлена тема текста? а) заглавием. б) начальными и конечными предложениями. в) ключевыми словами.
- Как синтаксически может быть оформлено начало текста? а) начальное двусоставное предложение. б) односоставное назывное предложение. в) именительный представления (темы) г) обращением.
- Какую роль в выражении темы играет последнее предложение? — усиливает основную мысль, иногда содержит итог, вывод. Часто начальное и последнее предложения становятся афоризмами. Например: У сильного всегда бессильный виноват. А ларчик просто открылся. Слона — то я и не приметил.
- Что такое проблема?
Откроем упражнение 106 страница 210(учебник для 10 класса Бабайцевой) – прочитать вслух. — Какова тема текста? (чего?) Совести и чести. — Как можно озаглавить текст? Например: Что есть совесть и честь. Различия между совестью и честью. — Как в тексте оформлено начало? – двусоставное предложение.
«- Переделайте начало текста и в именительный представления(стр.38 «)
«Письменно: Честь и совесть… Что это за понятия? Есть ли какие-нибудь различия между ними?
«Письменно: Обращения — Человек! А ты сможешь быть честным? Всегда ли ты поступаешь по совести?- Если тема текста – тема: «Совести и чести», — то как может быть сформулирована проблема Как сформулировать проблему этого текста? Как выражена авторская позиция?- Что всегда есть в человеке? — Что есть истинная и ложная честь. — В обществе ложные представления о чести. — Поддерживаете вы или нет авторскую позицию? Приведите 2 аргумента в поддержку и 2 против.
- «Даже у закоренелых преступников просыпается совесть, обращаются к Богу.
- «Иногда точит червь сомнения – совесть.
- «Строительство БАМа, который сейчас не нужен, но строили…
- «Экология и честь предприятия. Выгода и прибыль. — Личностная позиция: а) на жизненном опыте. б) на литературном материале (предпочтение).
«На доске. Не будет ли честный человек белой вороной в современном обществе?
«Что значит быть честным в наше время?
«Всегда ли надо поступать по совести? (Нужна ли совесть в наше время?)
Источник