Что такое способы выражения сказуемого 5 класс

Урок 5 класс Способы выражения сказуемого
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок 5 класс Способы выражения сказуемого

Скачать:

Вложение Размер
urok_5_klass_sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.docx 20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Берёзы … золотистый наряд.

… перед дальним полётом птицы.

Осень — … больших перемен в природе.

— Внимательно прочитайте предложения. Как вы думаете, какие задания необходимо выполнить с этими предложениями?

— Запишем в тетрадь составленные предложения.

— Найдите и подчеркните в каждом пр-и грамматическую основу.

— Что такое гр. основа?

— Дайте определение подлежащему.

— Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?

(по смыслу и грамматически)

2. Формирование темы и цели урока.

— Ещё раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Что их объединяет? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Запишем тему урока с небольшой корректировкой.

— Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы, написанные на доске:

1) Расширить и углуби’ть знания о … ;

2) Учиться находить … в … .

3. Изучение нового материала.

— Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому 1 пр-я и скажите, что оно называет.

Берёзы (что сделали?) надели (наз. действие) Подпишем.

— Чем выражено? ( глаголом)

— Задайте вопрос к сказуемому 2 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

(наз. состояние подлежащего, выр. глаголом) Подпишем

— Задайте вопрос к сказуемому 3 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

(воздух каков? прозрачен и свеж; наз. признак, выр кр. прил-ми)

— Задайте вопрос к сказуемому 4 пр-я. Что оно называет и чем выражено?

(осень что такое? пора; наз предмет и выр. существительным)

— а теперь обобщите наши рассуждения о сказуемом по след. плану

  1. Что называют сказуемые?
  2. На какие вопросы они отвечают?
  3. Чем обычно выражается сказуемое?

4. Закрепление изученного материала.

Последние осенние цветы полны прощальной красоты.

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Грустит, увядая, золотая осень.

— Задание сформулируйте самостоятельно.

— Прочитайте предложения в последовательности схем.

— Сколько месяцев длится осень?

— Осенние месяцы очень контрастные. Они резко отличаются друг от друга. Прочитайте зарисовки к каждому осеннему месяцу и справку к ним.

— Сформулируйте задание к упражнению.

(Надо по содержанию зарисовки определить, о каком месяце в ней идёт речь, и добавить к ней первое предложение с названием и краткой характеристикой месяца)

Зачитываются вслух зарисовки с добавленными первыми предложениями.

— Что общего и в чём отличие каждой прочитанной части? Как это связано с темой нашего урока?

Общее – 1 пр-я (сказуемое выр им сущ)

1ч — все сказуемые выр глаголами.

2ч – имена прил-е

3ч – глаголы и прил-е.

— Запишите 2-ю часть, подчеркните гр основу, укажите, чем выражены.

— По каким признакам можно объединить три первые предложения этих текстов? (в них говорится об осени, пр-я состоят из двух слов)

Обратите внимание на знак.

— И ещё раз расскажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

— Сделайте вывод, в каком случае между подл и сказ ставится ——.

Правило повторяется 2-3 раза.

— Прочитайте новый материал в уч-ке с. 115

— Сравните его с нашими выводами.

  1. Самостоятельная работа Карточка 3

К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу с/с из правого столбика.

Земл..ника вкусная жи..кость

Кокосовое молоко тр..пическое пл..довое дер..во

Манго затих приготовился к тяжёлому предзимью

Лес самая вкусная л..сная ягода

— Что в результате должно получиться? (предложения)

— Какое предложение не соответствует остальным.

  1. Рефлексия содержания учебного материала.
  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Дерево с красными и зелеными яблоками.

Составьте текст по теме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Способы выражения сказуемого

Способы выражения сказуемого.

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения.

Способы выражения сказуемого

Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого».

Презентация с элементами анимации по теме » Способы выражения сказуемого»

Данная презентация поможет наглядно познакомить со способами выражения сказуемого; сформирует умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существитель.

Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст

Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Безличные предложения&quot.

Источник

Конспект урока в 5 классе. Главные члены предложения. Сказуемое. 2020 г.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Изучение материала о разных способах выражения сказуемого в предложениях.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_5_klasse._glavnye_chleny_predlozheniya._skazuemoe.docx 31.02 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. «Главные члены предложения. Сказуемое»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развить понятия о сказуемом, узнать о разных способах выражения сказуемого, формировать умение находить грамматическую основу предложения.

-развивать умение находить грамматическую основу;

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические навыки;

-развивать критическое и интеллектуальное мышление, внимание в работе;

-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-развивать умения формулировать свое мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения.

-воспитание интереса и уважения к родному языку, к слову;

-создание благоприятной атмосферы на уроке;

-воспитание умения взаимодействовать в работе.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Наш урок мы начнем со стихотворения.

«Лошадь, которая любила улыбаться». (Читаем вместе текст на экране).

Жила на свете лошадь,
Обычнейшая лошадь,
Не хуже и не плоше,
Чем все другие лошади,

Но вот что примечательно,
Что лошадь замечательно,
Ну просто удивительно
Любила улыбаться!

Идёт и улыбается,
Вздохнёт и улыбается,
Спит и улыбается –
Ну, как не удивляться! (Олег Бундур).

Давайте тоже улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

2. Актуализация знаний.

-Вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

Выполнение теста с ответами «да, нет».

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

2) Дополнение, определение – главные члены предложения.

3) Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.

4)Подлежащее стоит в именительном падеже.

5)Подлежащее часто обозначает действие.

6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

— Проверьте работы друг у друга. Давайте дадим правильные ответы, где был минус. Исправьте ответы.

-Давайте посмотрим на третью строфу стихотворения, с которого мы начали урок. Какая часть речи встречается здесь чаще? Какова её синтаксическая роль в предложении?

-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)

— Чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения).

II. Исследовательская работа.

Словарная работа, запись слов: профе сс ор, уч ё ный и сс ледователь. Слово «исследователь» разберите по составу.

-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы?

Ребята, на уроке станем на время исследователями. Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу. Напишите и выполните упражнение.

1. Упражнение на нахождение грамматической основы. Работа с орфограммами.

У лошади Каурки поз д ней осенью родился малы ш . Она теперь заботл и вая мама. Жеребенок ещё совсем маленький. Но он мил и послушен.

— Работаем парами, подчеркиваем главные члены предложения, указываем их части речи..

(Подсказка. Если трудно найти сказуемое, берем спасательный круг, на котором написаны слова «был, была». Эти слова помогут найти сказуемое. Учитель располагает на доске рисунок).

2. Работа с текстом учебника.

-Пользуясь информацией учебника, найдите и прочитайте подтверждение вашим действиям.

Этот текст открыл разгадку, почему лошадь улыбалась.

Вы тоже улыбались бы,
Конечно, улыбались бы,
Всё время улыбались бы,
Когда бы рядом с вами

Был радостный – прерадостный
И ласковый – преласковый
Ребёнок – жеребёнок,
Похожий так на вас!

3. Составление таблицы на основе сделанного упражнения. Способы выражения сказуемого. Проверим по учебнику.

Источник

Способы выражения сказуемого
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого«

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы выражения сказуемого

знакомство со способами выражения сказуемого; формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существительным, полным и кратким прилагательные; развитие логического мышления, воспитание внимательности, последовательности в работе.

— Сегодня нам предстоит продолжить работу над грамматической основой предложения. Поэтому давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения, из чего она состоит, какими частями речи могут быть выражены её члены.

2) Синтаксическая пятиминутка ( устная)

1. Старый мостик смыли поток дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает парк. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.

Задание. Назовите грамматическую основу предложения, способы её выражения. Вспомним, что нужно делать, если есть затруднения в поиске подлежащего . (Сначала надо найти сказуемое.)

  1. Сообщение темы, целей урока

(На всех этапах урока используются слайды)

— На прошлом уроке мы работали с подлежащим. Сегодня же нам предстоит узнать много нового о сказуемом. Запишите тему урока: «Сказуемое».

Мы познакомимся с новыми способам выражения сказуемого и научимся находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.

Посмотрите, с какими способами выражения сказуемого вы не знакомы?

В этой теме нам поможет разобраться алгоритм, при работе с которым нужно быть очень внимательным.

— Кто знает, что называется алгоритмом?

Запись в тетради. Алгоритм — обобщенная схема действия для решения той или иной задачи.

  1. Новый материал.
  • Начнём знакомство с алгоритмом «Как найти сказуемое в предложении?».

На доске предложения, на этих примерах мы и начнем отрабатывать алгоритм: подчеркиваем подлежащее и ищем сказуемое.

Далее идёт работа над алгоритмом по этапам. У каждого ученика карточка с предложениями, с которыми ему предстоит работать. Эти же примеры записаны на доске, с ними учитель выполняет те же действия, что и ученик на своих карточках.

1. Гроза постепенно удалялась. 3. Этот край очень плодороден. 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики нежно-зеленые. 5. В декабре все деревья в серебре.

1-й этап . Ищем в предложении подлежащее, глагол-сказуемое, надписываем над ним часть речи, подчеркиваем как член предложения.

Гроза постепенно удалялась .(гл.)

2-й этап . Смотрим на второе предложение: есть ли в нем глагол? Следующий шаг: смотрим п.2 алгоритма, ищем краткое прилагательное в предложении, надписываем часть речи, подчеркиваем сказуемое.

Этот край очень плодороден . ( кр. прил.)

3-й этап . Смотрим третье предложение, выделяем подлежащее, идем по алгоритму сначала, доходим до способа выражения сказуемого существительным в именительном падеже, надписываем, подчеркиваем.

Птицы — наши друзья . (сущ.)

4-й этап . Повторяем все действия со следующим предложением. Выясняем, что в нем сказуемое выражено полным прилагательным, делаем графические объяснения.

Первые листики нежно- зеленые . (прил.)

5-й этап . Работаем со следующим предложением, выделяем подлежащее, действуем по алгоритму.

В декабре все деревья в серебре.

Вывод . Сказуемого нет, оно «ушло» из-за ненадобности: без него все понятно, предложение стало неполным.

Учитель . Этот алгоритм помогает нам понять сказуемое, но с приобретением новых знаний о нем этот алгоритм вы должны будете усовершенствовать.

— Назовем цепочку частей речи, которые могут выступать в роли сказуемого.

Задание 1 . Объясните правописание безударной гласной в корне слова ( предварительно вспомним правило).

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса кругом только хвойные. В одном месте встретился бугорочек с ягодой. Вкусна черника!

Задание 2 . Выделите грамматическую основу предложений, надпишите способ выражение сказуемого, при поиске сказуемого используйте алгоритм.

— Какого способа выражения сказуемого нет в тексте? ( Существительного в именительном падеже.)

-Об этом способе выражения сказуемого мы будем говорить на следующем уроке.

Подведение итогов урока.

Возвращаемся ко второму слайду и рассказываем о выполнении поставленных задач.

Выполняем небольшой тест ( карточки на 2 варианта) с последующей взаимопроверкой. Ответы вывешиваются на доске. Оценивание работы товарища осуществляется очень просто: количество правильных ответов (в идеале их пять) соответствует оценке. Ребята, которые довольны своей оценкой сдают тетради учителю для выставления оценок в журнал. Каждый может сделать выводы о степени овладения темой, а учитель легко может составить программу своих действий на ближайшие уроки.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СКАЗУЕМОЕ»

  1. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
  1. Гранит- прочный камень.
  2. Спит черемуха в белой накидке.
  3. Я люблю свой родной край.
  4. Радостна, шумна и пахуча весна.
  1. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным ( каков? и т.п.).
  1. Небо высоко и прозрачно.
  2. Хороши глазастые ромашки.
  3. Вечером прошла гроза.
  4. Весела весна в лесу.

Разбор домашнего задания

  1. Знать содержание алгоритма ( карточки с ним раздаются).

Источник

Читайте также:  Способы решения внутренний конфликт
Оцените статью
Разные способы