Что такое способы развертывания учебного материала
При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.
При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.
Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.
В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются классы с определенным профилем учебных предметов (физико-математический, биологический, химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных и факультативных дисциплин для профильных классов.
Источник
Способы развертывания учебного материала
Предметная информационная образовательная среда:
Содержательная среда УМК | Информационные образовательные ресурсы |
На бумажном носителе | На электронном носителе |
Учебник «Физи-ческая культура» под ред. В. И. Ляха. Издательский центр «Просвеще-ние» 2010г. Методическое пособие | http://www.kes-basket.ru/ школьная баскетбольная лига http://www.amfr.ru/ Ассоциация мини-футбола России http://www.zavuch.info/metodichka/advanced-search-results/26965/ Физическая культура и здоровье человека. http://www.uchportal.ru Учительский портал http://pedsovet/load/98 Сообщество взаимопомощи учителей физической культуры. http://k-yroky.ru/load/153 К уроку физической культуры. http://itn.ru/communities.aspx?cat.com Сеть творческих учителей. Сообщество учителей физкультуры. http:// www.openclass.ru/sub Открытый класс физкультуры. http://bollplay.narod.ru Методика подготовки баскетболистов. http://www.openclass.ru/node/263859 Легкая атлетика. подготовка. http://diplstad.ru/21dokfphpid= 006// http://spo.1stptember/ru/articlefphpid=200600706. http://http://www.kes-basket.ru/ Школьная баскетбольная лига. http://k-yroky.ru/load/153 http://www. uchportal.ru · Министерство образования и науки Российской Федерации · Федеральное агентство по образованию Российской Федерации · Издательский дом «Первое сентября» · «Учительская газета» · Единое окно доступа к образовательным ресурсам · Учительский портал — всё для учителя! — на этом портале Вы сможете совершенно бесплатно скачать презентации, уроки, тесты, поурочное и тематическое планирование по физической культуре. · Архив учебных программ и презентаций · Профессиональное сообщество педагогов «Методисты». · Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». · Сайт «Я иду на урок физкультуры» — сайт создан на основе материалов газеты «Спорт в школе»Издательского дома «Первое сентября» · ФизкультУРА — сайт «ФизкультУРА» создан для любителей активного отдыха, здорового образа жизни и специалистов физической культуры и спорта. · Физкультура на 5 – сайт для учителей физической культуры с различными статьями, УМК, программами по физической культуре и многое другое |
Используемые технологии:
Таблица образовательных технологий или методик.
№ п/п | Современные образовательные технологии и\или методики | Цель использования технологий и/или методик | Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и/или методик |
1. | Дифференцируемый подход | Обеспечить каждому учащемуся успешность в обучении | 1.Выполнение упражнения поточно 2.Выполнение упражнения индивидуально в упрощенных условиях 3. Выполнение упражнения по частям 4.Выполнение упражнения в полной координации 5. Выполнение упражнения индивидуально с повышенной сложностью | Освоение технически сложных упражнений поэтапно 50%-на отлично 25%- на хорошо 25%- на удовлетворительно |
2. | Физкультурно- оздоровительные технологии | Реализовать принцип эффективного закаливания | 1.Проведение занятий в помещении 2. Проведение занятий на открытых площадках 3.Проведение занятий в зимнее время. 4. Проведение занятий в бассейне | Адаптация организма к неблагоприятным условиям 100% |
3. | Здоровьесберегающие технологии | Выработать потребность к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями |
| Привить потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями 100% учащихся |
4. | Медико- гигиенические технологии | Сформировать основы знаний по личной гигиене |
| Сформировать потребность в поддержании личной гигиены 50%- на отлично 25%- на хорошо 25%- на удовлетворительно |
5. | Информационные технологии Презентации по изучаемой теме | Для лучшего усвоения теоретических знаний по предмету | ознакомить учащихся с техникой выполнения двигательного действия в следующей последовательности : показ, рассказ, выполнение. | Сформировать целостное представление о двигательном действии. 50 %- на отлично, 50 % нам хорошо. |
Формы контроля:
1.Сдача контрольных нормативов(13ч.)-проводятся с целью выявления подготовленности учащихся по определенному разделу физической культуры.
2.Сдача тестов(9ч.)-показывают уровень развития у учащихся основных физических качеств
Основное содержание программы:
1. Знания о физической культуре:
¾ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и Олимпийского движения.
История зарождения Олимпийского движения в России.
Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
¾ Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация планирования самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движения, её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
¾ Физическая культура человека. Режим дня и её основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности:
¾ Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культуры.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
¾ Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка техники движений, способы выявлений и устранение ошибок в технике выполнения упражнений.
3. Физическое совершенствование:
¾ Физкультурно- оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы лечебной и корригирующей физической культуры.
¾ Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
1. Гимнастика с основами акробатики.(21 ч.)
Акробатические упражнения и комбинации.
Упражнения на низком бревне.
Лазание по канату и шесту.
Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
2. Легкая атлетика и кроссовая подготовка.(27 ч.)
Метание малого мяча.
Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
3. Лыжная подготовка (14 ч.)
Передвижение на лыжах.
Спуски, подъёмы, торможения.
Развитие выносливости, силы, координации движений.
4. Спортивные игры(43 ч.)
Игра по правилам.
Развитие быстроты, выносливости, координации движений.
Источник
Содержание образования и его социально-педагогические функции
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию в
о времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.
Учебные программы белорусской школы строятся по линейному принципу с элементами концентризма. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.
Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику
Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.
Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.
Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.
Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.
Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:
тексты как главный компонент:
2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:
1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);
2) собственно иллюстративный материал;
3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).
Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):
1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.
2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.
8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
Современные требования к учебнику. К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Методические требования – это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.
Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.
Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Гигиенические требования – это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.
Источник