— поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к ак-тивному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятель-но; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сооб-разительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициа-тиву;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудно-сти, доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляю-щих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завер-шать работу;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребе-нок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно про-сто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоя-тельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ре-бенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2-я младшая группа
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют много-численные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малы-шам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление
к положительным поступкам, способствует становлению положительной са-мооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в твор-честве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровиза-ции и т. п.).
Средняя группа
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями,
в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; ото-брать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» про-является в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «За-чем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные за-нятия в организованных в группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспита-тель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовле-творение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, кото-рые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональ-ной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра-достное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель спе-циально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт друже-ского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о живот-ных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы — помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направля-ет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятель-ности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение под-держать их познавательную активность и развить самостоятельность, органи-зация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспита-ния и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр — примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возмож-ность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Посте-пенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанав-ливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и ис-правлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, мо-дели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного ре-шения возникшей задачи.
Старшая и подготовительная группы
Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в са-моутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои зна-ния и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до кон-ца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к са-мостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта по-мощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопро-сы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их до-стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоя-тельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают слож-ности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, ма-нерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с прояв-лением кризиса семи лет.
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с б î льшим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомне-ние в их самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помога-ющие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замы-сел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача вос-питателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увле-кательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поста-вить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становят-ся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломан-ные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети ис-пытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если. », «Как это изменить, чтобы. », «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подоб-ные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными задания-ми, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуж-дать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интерес-ные и сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально обраща-ется к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошколь-ников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Источник
Способы и направления поддержки детской инициативы
Зульфия Муракаева
Способы и направления поддержки детской инициативы
С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста :самостоятельность, инициатива, творчество.
Значение слова инициатива по Ефремовой:
Инициатива — 1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.
2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.
Инициативы бывают ответственные и безответственные.
Безответственная инициатива — сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Ответственная инициатива — инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Остановимся подробнее на том, как рассматривается поддержка детской инициативы в Федеральном государственном образовательном стандарте. ФГОС ДО определяет несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление педагогического воздействия и взаимодействия,а именно:
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования (становится субъектом образования);
— содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;
— создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности:
— создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недирективная помощь детям.
Также указаны основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность.И так основные из них:
— коммуникативная и др.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Развитие — это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий.Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе.
Бесчетное количество примеров можно привести.Но все лишающие мужества примеры имеют одно общее свойство: Родители подчеркивают ошибку ребенка. Добрая воля и достигнутое не поощряются и даже не удостаиваются внимания.
Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
Вместе играть — это безопасная ситуация, где нужно только соблюдать правила. Развивает смелость желаний.
В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия,многих людей начинают мучить бесплодные переживания: «Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог. » и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности,как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативыребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат,в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативыи самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так,чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Таким образом для инициативной личности характерно:
-развитая эмоционально-волевая сфера;
-активность в различных видах деятельности;
-стремление к самореализации;
-творческий подход к деятельности;
-высокий уровень умственных способностей;
-общая познавательная активность.
Условия, способствующие развитию детской инициативы:
— Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядочности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности.
— Следующим условием развития инициативности поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего общения и обучения.
— Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. Названные условия характеризуют требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку представленную:
-доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе;
-постоянным одобрением и развитием инициативности;
— предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему;
— условиями для самоутверждения ребенка.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет — познавательная деятельность;
В 5-6 лет — в общение;
В 6-8 лет — образовательная деятельность.
Разнообразны способы поддержки детского инициирования:
— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе деятельности по интересам;
— выбор ребенком сотоварищей (сотворцов);
— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
-стремление ребенка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках схемах, постройках и т. д.)
Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности Цель, установка Возможные варианты Поддержка Осуществить мыслительные действия -Пробующие (проб и ошибок) -Частично-поисковые -Поисковые (догадался, проверил, нашел, подумал, включая типовые действия,рассуждения: «Я знаю; Так всегда бывает; Я вижу и др. -Направленность на решение проблемы (на поиск.) -Вариативные, комбинаторные действия (перебор случаев, согласно гипотезы) -практический (мысленный) ход от полученной информации к новому (очередному) поиску -опыты, эксперимент, элементы «умственного эксперимента» Педагогическая помощь и поддержка Риторические вопросы — А как же быть? Возможно ли иначе? — Помощь в формулировке высказывания. — Подвести к действию (как по-другому.) — Конкретные вопросы с целью сохранения интереса и активности. (Кроме указанных) — Назвать возможные пути решения проблемы? (преодоления неизвестности, трудности) — помощь в выборе рационального высказывания (прослушали…предложений, какое из них, по вашему мнению, самое верное). — Поддержка ребенка в случае угасания интереса («Ты высказал хорошую мысль», «Давай подумаем вместе», «Ведь многое уже узнали»). — Непосредственное включение взрослого в практическую опытную деятельность, составление схемы. Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей при освоении новой игры Ориентиро вка (общая) (Организация совместного поиска направлений развития игры Определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместного с ребенком,взятого из приложения к игре) Уточнение целей и правил игры (если в этом есть необходимость) Реализация хода игры Оценка результата (соотнесение задуманного с полученным) Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач Гипотезы, предложения, мнение, советы. Ассоциации, аналогии. Преобразование способов поиска, задач, результата. Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма». Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций. Догадка (инсайт, озарение): О чем надо догадаться? Что отгадать? Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг). Приемы мнемотехники. Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений): • ТРИЗ (РТВ): инверсия (наоборот, хорошо-плохо, наоборот (противоположности). • Элементы режиссерской, ролевой игры. • Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).
Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности
Поддержка
-Пробующие (проб и ошибок)
-Направленность на решение проблемы (на поиск.)
-Вариативные, комбинаторные действия (перебор
-Поисковые (догадался, проверил, нашел,
случаев, согласно гипотезы)
подумал, включая типовые действия,
-практический (мысленный) ход от полученной
рассуждения: «Я знаю; Так всегда
информации к новому (очередному) поиску
бывает; Я вижу и др.
-опыты, эксперимент, элементы «умственного
— А как же быть? Возможно ли иначе?
— Назвать возможные пути решения проблемы?
поддержка
— Помощь в формулировке высказывания.
(преодоления неизвестности, трудности)
— Подвести к действию (как по-другому.)
— помощь в выборе рационального высказывания
— Конкретные вопросы с целью
(прослушали…предложений, какое из них, по
сохранения интереса и активности.
вашему мнению, самое верное).
— Поддержка ребенка в случае угасания интереса
(«Ты высказал хорошую мысль», «Давай подумаем
вместе», «Ведь многое уже узнали»).
— Непосредственное включение взрослого в
практическую опытную деятельность, составление
Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей при освоении новой
содержания и хода
направлений развития
с ребенком,взятого из
приложения к игре)
Уточнение целей и правил
игры (если в этом есть
Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные.
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества Дошкольное образование — это важная часть системы российского образования. Именно в дошкольном учреждении ребенок впервые знакомится с музыкальным.
Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.
Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы» Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка».
Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» (На раннем возрасте) (Слайд 2) В Конституции.
О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.
Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Создание условий для поддержки детской инициативы. (средняя.
Статья «Создание условий для поддержки детской инициативы в игре» Создание условий для поддержки детской инициативы в игре. Хапова М. В. воспитатель МБДОУ д/с № 20 г. Арзамас Нижегородской области Основным.
Виды детской деятельности и способы ее поддержки 1. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.
Эссе «Значение поддержки детской инициативы» «Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру.
Источник