Плиссировка ткани в домашних условиях: инструкция и советы
Юбки и платья плиссе придают женственность и романтизм образу как никакая другая одежда. Сделать плиссировку ткани для последующего пошива из нее нарядов можно самостоятельно. Процесс несложный, но требует аккуратности и затрат времени.
Для самостоятельного изготовления плиссировки в домашних условиях желательно выбирать ткани с содержанием синтетического волокна не менее 50%. Под действием высокой температуры и давления при заутюживании синтетика запекается по линии сгиба, поэтому складки хорошо держатся.
Натуральные полотна (лен, хлопок) хуже сохраняют заданную форму. При формировании плиссе их нужно обрабатывать пропитками, которые помогут закрепить складки. Такие изделия нельзя стирать, они подлежат только химчистке.
Плиссировка на шаблоне
Сначала необходимо изготовить шаблон, который затем можно использовать многократно для плиссировки ткани. Для этого потребуется:
- чертежный ватман – размер и количество листов зависят от вида деталей;
- ткань с клеевой основой;
- длинная линейка или металлический строительный метр;
- ножницы, карандаш, канцелярские зажимы;
- утюг с функцией генерации пара;
- любой тяжелый груз.
Изготовление шаблона и выполнение плиссировки проводится в следующей последовательности:
- Расчертить ватман в соответствии с планируемой шириной складок. Важно соблюдать точность разметки, чтобы плиссе получилось ровным и равномерным.
- Сложить лист гармошкой по намеченным линиям, укладывая складки в одном направлении.
- По мере формирования складок заутюживать их с паром и фиксировать края канцелярскими зажимами.
- Подготовить ткань с клеевой основой (можно взять любой материал и промазать его силиконовым клеем) такого же размера, как и бумажная «гармошка» в сложенном виде. Приклеить ткань на одну из сторон заготовки из ватмана. Шаблон тщательно проутюжить и просушить.
- Теперь можно выполнять на ткани плиссе. В полученный шаблон закладывать материал для юбки или декоративной детали, следить за ровностью складок.
- Шаблон с заготовкой накрыть льняной тканью и аккуратно прогладить с обильным количеством пара несколько раз, не допуская смещения.
- Поставить на шаблон тяжелые предметы и оставить выстаиваться 8-10 часов.
- По истечении времени извлечь плиссе.
Натуральные полотна нужно проглаживать через ткань, смоченную в закрепляющем растворе (в 3 литрах воды размешать 20 граммов мыльной стружки и 2 столовые ложки уксуса).
Как восстановить плиссировку?
Ухаживать за вещам с плиссировкой необходимо с особой осторожностью. Неправильная глажка или стирка может привести к повреждению складок.
Перед стиркой нужно прометать нелиняющими нитками плиссе вдоль подола и посередине, чтобы складки не деформировались. Поместить изделие в мешочек для стирки и использовать только деликатные режимы.
Вернуть прежний вид любимой одежде можно почти всегда, даже при сильном нарушении складок. Алгоритм восстановления плиссировки:
- Наметать нарушенные складки по всей длине или скрепить их булавками. Накрахмалить и оставить высыхать.
- Тем временем приготовить закрепляющий состав. Потребуется по 1 ст. л. сахара и желатина,100 мл густого мыльного раствора, 70 мл столового уксуса. Желатин замочить в холодной воде на 40-50 минут. После набухания добавить в него сахар и перемешать до растворения. Затем смесь развести мыльной водой и добавить уксус.
- Снять булавки – складки на юбке должны держаться за счет крахмала.
- Изделие положить на лист кальки, накрыть хлопчатобумажной тканью, пропитанной закрепляющим составом. Сверху положить еще один лист кальки, чтобы пропитка не прилипла к поверхности утюга.
- Прогладить до полного высыхания. Теперь складки будут зафиксированы.
Плиссировка оригинально и нарядно смотрится на детских и взрослых вещах. Технология получения складок на ткани поможет любительницам рукоделия значительно расширить свои творческие возможности.
Источник
Плиссировка
Плиссировка или плиссе (фр. plisse; от слова le pli — складка) — тип обработки ткани с образованием запрессованных складок, которые могут быть заложены на одну сторону, могут быть бантовыми, комбинированными, прямыми или расклешенными и пр. Складки плиссе могут быть различной ширины, могут идти по всей ширине одежды, например, юбки или платья, а также могут располагаться группами через определенные промежутки.
В промышленных условиях плиссировка ткани осуществляется методом термообработки, который подразделяется на сухой способ, при котором температура термообработки достигает 170—200°, и методом термообработки с запаром, при котором ткань наматывают рулоном на перфорированную трубу и пропускают через нее пар с температурой 130°. У данных методов есть ряд технологических особенностей, например, некоторые виды плиссировки получают при обработке паром с давлением 0,7—1,0 ати в течение 10 мин. Для разных видов тканей существуют отдельные нюансы обработки. Кроме того, для получения устойчивой плиссировки ткани могут обрабатываться специальными химическими препаратами.
Существуют и различные домашние методы плиссировки.
В русском языке принято разделять складки плиссе и гофре (фр. gaufré). Такое разделение можно было увидеть еще в журналах мод начала XX века. В советское время, когда все производство было регламентировано, существовали четкие технологические определения, каждая операция имела свое название, промышленные методы гофрирования и плиссировки всегда разделялись.
В русскоязычном варианте плиссе – это плосколежащие (как правило — от 0.5 см до 5 см) складки, а гофре — это ряд складок со сторонами одинаковой ширины, запрессованных на ребро, т. е. стоячих, общий вид которых напоминает гармошку. Гофрировка также бывает прямой или расклешенной с различными вариантами и группировками складок.
В современной мировой моде обычно употребляется термин плиссе (плиссированная юбка — англ. plisse skirt; фр. jupe plissee; нем. plissee rock; итал. gonna plissé; исп. falda plisada и т.д.). В англоязычном варианте плиссированная одежда, может обозначаться термином pleating (плиссировка) от англ. слова pleat — складка (pleating skirt – плиссированная юбка).
Кроме того, существуют англоязычные термины, характеризующие некоторые особенности вида плиссировки:
Складки картридж — cartridge pleating — так обозначают вид складок, напоминающих плиссировку, характерных для одежды XVI — XVIII веков, при которых, большое количество ткани присборивалось в области шва.
Складки аккордеон – accordion pleat, складки, которые в русском языке называются гофре.
Складки Фортуни или плиссировка Фортуни (Fortuny) — очень мелкие складки (плиссировка) на шелковой ткани, изобретенные в начале XX века испанским модельером Мариано Фортуни (Mariano Fortuny y Madrazo).
Техника плиссировки или гофрирования ткани известна со времен древних цивилизаций. Исторические артефакты свидетельствуют о том, что еще до нашей эры плиссировка украшала одежду древних египтян, финикийцев, греков, жителей Месопотамии, сапотеков – представителей одной из древнейших цивилизаций доколумбовой Мезоамерики, возникшей в I тысячелетии до н.э. на территории современного мексиканского штата Оахака (Oaxaca).
В начале XX века британский археолог, специалист по египтологии Флиндерс Питри (Flinders Petrie) в некрополе Тархан, расположенном недалеко от города Эль-Файюм, известного как самый древний город Египтa, нашёл остатки ткани. Когда артефакт был тщательно исследован, выяснилось, что находка Питри в прошлом была частью женского платья с плиссировкой. Радиоуглеродный анализ, проведенный Оксфордским университетом, подтвердил, что платье было сшито более пяти тысяч лет назад. Результаты исследований опубликованы в научном журнале Antiquity (Antiquity Journal) . Когда возраст наряда был установлен, исследователи смогли с уверенностью сказать, что это старейшее платье, известное на сегодняшний день.
Предположительно, такая плиссировка получалась после того, как ткань обрабатывалась желатином из рыбных хрящей, а затем высушивалась на специальной доске с желобами.
В эпоху Среднего Царства (возникло на исходе III тысячелетия до н. э., и закончилось около 1600 г. до н. э.) в Древнем Египте происходило развитие сельского хозяйства, ремёсел и торговли. Это было время роста городов, расширения торговых контактов с другими странами Древнего мира, из которых ввозились новые ткани, что способствовало появлению обновленных форм одежды. В этот период появляются плиссированные калазирисы и длинные схенти (калазирис и схенти – традиционные одежды Древнего Египта). В Египетском музее во Флоренции (Il Museo Egizio di Firenze) хранится уникальный экспонат – рифленая деревянная доска, при помощи которой, по мнению ученых-египтологов, древние египтяне создавали подобие плиссировки на мокрой, обработанной крахмалоподобным веществом ткани.
Существует гипотеза, что в Древней Греции, примерно, в IV веке до н.э. ткани из полотна плиссировались с помощью горячего металлического прута.
В городе Бирка (Birka) (древнейший город на территории современной Швеции, крупнейший торгово-ремесленный центр шведских викингов в 800—975 годах, основанный на острове Бьорко (Bjorko)) был найден один из наиболее информативных источников для изучения скандинавской одежды IX-X веков — могильник Бирка. Артефакты из этого могильника говорят о том, что викинги носили одежду с плиссировкой.
Остатки нижнего платья с плиссировкой, были обнаружены в Хедебю (нем. Haithabu, дат. Hedeby) — важнейшем торговом центре датских викингов (сейчас территория Германии).
Историки предполагают, что викинги пользовались приспособлениями, наподобие утюга. Для этого существовали специальные доски, которые обычно изготавливались из китовой лопатки, и стеклянные полусферы, выполнявшие роль гладилки. При помощи таких «утюгов» заглаживались мелкие складки. Существует гипотеза, что плиссировка создавалась другим методом – мокрую, уложенную складками ткань помещали между двух глиняных досок, отправляли в печь и держали их там некоторое время при низкой температуре. Затем глиняные доски разбивались, а ткань «запеченная» между ними становилась плиссированной. Также есть предположение, что перед закладкой в печь,такая ткань обрабатывалась квасцами.
На протяжении долгого времени плиссировка, которую в разных регионах, в разные периоды, делали различными методами, служила, в основном, в качестве отделки белья и деталей костюма.
В период средневековья большинство видов мелких складок похожих на плиссировку, делались методами разной прошивки и присборивания ткани, при помощи иглы и нити, хотя также встречалась и плиссировка.
С XV века для отдельных деталей костюма, особенно это касалось воротников, использовалась влажная, обработанная каким-либо крахмалообразным составом ткань, которая затем подвергалась обработке горячим металлическим стержнем.
В середине XIX века появились первые утюги и прессы для бытового использования, создающие эффект плиссировки ткани. К 1880-м годам было изобретено довольно большое количество подобных приспособлений. Промышленной плиссировки тканей еще не было. Услуги по плиссировке в этот период предлагали портные и владельцы прачечных.
В конце XIX века в Америке и Европе многие изобретатели патентовали свои изобретения и предлагали усовершенствованные варианты плиссировочных машин.
Одежда из плиссированных, гофрированных или плоёных тканей (в России в конце XIX начале XX веков гофрированную ткань часто называли плоёной от фр. ployer — изгиб, сгибать) вошла в моду в конце XIX века, особенно популярными плиссе и гофре стали в начале XX века.
Модные журналы конца XIX начала XX веков предлагали разнообразные модели плиссированной и гофрированной одежды.
В 1907 году Мариано Фортуни (Mariano Fortuny y Madrazo) — испанский дизайнер одежды, владелец собственного модельного дома, создал своё знаменитое плиссированное платье из шелка в греческом стиле, получившее название Дельфос (Delphos). В 1909 году Фортуни запатентовал способ плиссировки шелка. С тех пор очень мелкая и частая плиссировка шелковых тканей носит название «плиссировка Фортуни».
Мариано Фортуни создал целую серию плиссированных платьев в античном стиле. Для производства платьев Дельфос Фортуни придумал механическую плиссировочную машину с системой шкивов и роликов, способную создавать очень мелкую плиссировку с эффектом волнистости. Фортуни складывал ткань вручную и обрабатывал специальным составом, после чего прогонял ее сквозь горячие нагретые фарфоровые валики.
Первые плиссированные платья испанского дизайнера были восприняты неоднозначно. Подобные платья без корсета считались исключительно домашними. Публично их осмеливались надевать только балерины и актрисы. В 1919 году были зарегистрированы бренд и логотип компании Фортуни. В 1920 году в Париже был открыт первый магазин Мариано Фортуни и его плиссированные платья оценили многие поклонницы моды.
К середине XX века плиссировочные прессы и станки стали применяться в промышленных масштабах.
Из советской книги Я.И.Виталь «Плиссе и гофре» 1963 года:
«На крупных швейных фабриках Москвы и других городов нашей страны, имеются плиссировочные машины, которые представляют собой два рабочих валика шарнирно укрепленных в станине машины и расположенных один над другим. Внутри нижнего валика размещен нагревательный элемент, а верхний валик обтянут суровым полотном и снабжен специальным грузом, который создаёт давление между валиками. У линии касания валиков имеется платформа, по которой направляют плиссируемую ткань. Над платформой размещена пластина, укладывающая складки».
«На московской швейной фабрике № 33 по предложению главного механика П.С Хлебалина и спецмеханика В.С. Хлебалина, разработали и внедрили в производство плиссировочный станок с электроприводом, который позволяет плиссировать детали шириной до 96 см. Применение этого станка на фабриках заменит ручной труд. Плиссировка ткани может быть выполнена машинным способом, а гофрировку выполняют только ручным способом. Ткани, помещенные в специальные формы, запрессовываются горячим утюгом».
В 1980-е годы выдающийся японский дизайнер Иссеи Мияке (Issey Miyake) начал проводить свои первые эксперименты с плиссировкой ткани, благодаря которым появилась новая технология Pleats Please, запущенная в 1993 году. Обычно одежда кроилась из заранее заплиссированной ткани — Иссеи Мияке начал делать одежду из синтетических тканей по инновационной технологии, где технологические операции производились в обратном порядке — готовые (сшитые) вещи, изначально выкроенные, примерно на два размера больше, чем нужно, он укладывал между листами бумаги и пропускал через горячий пресс.
Одежда заплиссированная этим методом прекрасно сохраняет складки, вещи получаются не только красивыми, но и практичными – их не нужно гладить, можно подвергать машинной стирке, удобно брать с собой в путешествия.
Для плиссирования подходят многие виды ткани – хлопок и лен, вискоза, крепдешин, шелк, шифон, атлас, гипюр, тонкая шерсть и полушерсть, плотный жаккард, ряд синтетических тканей. Ткани с синтетическими волокнами идеальны для гофре, они отлично держат складки и не теряют форму после стирки.
Для плотных тканей более характерны крупные складки, а мелкие подходят для шелка, шифона, синтетики.
В настоящее время плиссировка тканей производится в промышленных условиях либо при помощи прессов, либо путем запаривания утюгом. Для изготовления плиссированных тканей задействованы такие технологии, которые позволяют получить складки на материале разнообразной декоративной формы. Суть их заключается в использовании специальных растворов и форм. Следует различать плиссировку ткани и обработку готовых изделий.
Как правило, натуральная плиссированная ткань подвергается лишь химической чистке, а вот синтетическая может стираться и вручную.
Войдя в моду в начале XX века, плиссировка стала её неотъемлемой частью. Плиссе и гофре — виды отделки, которые никогда не выйдут из моды, будут меняться лишь методы их производства.
Различные плиссированные вещи можно найти в каждом десятилетии.
Плиссированная юбка — это классическая модель, которая всегда будет являться актуальной.
Источник