- Оптимизация бизнес-процессов
- Что такое оптимизация бизнес-процессов
- Управление оптимизацией бизнес-процессов
- Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
- Оптимизация: что это, назначение и способы оптимизации
- Оптимизация — это максимум пользы при минимуме затрат
- Оптимизация бизнеса
- Оптимизация производства
- Оптимизация персонала
- Комментарии и отзывы (3)
- Оптимизация бизнес-процессов: методы, инструменты, пошаговое руководство с примерами
- Определение
- Для чего нужно оптимизировать
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов — это работа над усовершенствованием действий компании и поиск оптимальных решений для достижения ее целей. Так, с помощью оптимизации можно сократить время на выполнение операций, снизить себестоимость товаров и услуг, повысить качество продукции, достигнуть прозрачности операций и распределения ресурсов, усилить контроль за деятельностью организации, высвободить ресурсы для развития предприятия, улучшить работу систем управления и планирования.
Что такое оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация целесообразна в следующих обстоятельствах:
- в случаях слишком медленного принятия и реализации управленческих решений;
при неудовлетворительном качестве продукции;
при отсутствии четко обозначенных границ ответственности;
при слабой координации работы отделов;
при несоответствии уровня производительности численности штата.
Необходимость в оптимизации также возникает при снижении рентабельности бизнеса на фоне падения темпов роста экономики или спроса, и в случае поиска дополнительных источников для роста компании.
Управление оптимизацией бизнес-процессов
Управление оптимизацией бизнес-процессов осуществляется в соответствии с принципами:
- наличия платформы — описания процессов. Прежде чем преобразовывать те или иные процессы, требуется их описать и проанализировать. Описание бизнес-процессов составляется в виде текстов или графиков и включает всю последовательность действий работников в рамках процесса. Если отдельные виды деятельности не удается описать из-за из переменчивости, то их необходимо стабилизировать;
«чистки рыбы с хвоста». Правильные процедуры оптимизации всегда начинаются с изучения базовых элементов и отдельных операций в бизнес-процессах;
расчета вероятностей «проседания» каких-либо потоков и соотношения вреда и пользы по результатам изменений при оптимизации отдельного процесса. Данный принцип предусматривает гибкость процессов оптимизации, то есть сглаживание отрицательных результатов;
обеспечения информационной поддержки сотрудников и разъяснения преимущества внедряемых новшеств. Конечной целью оптимизации является не сокращение числа рабочих мест, а перераспределение функционала для повышения эффективности бизнеса.
Для оценки необходимости улучшения бизнес-процессов применяется ряд критериев, к которым относятся качество конечного продукта и промежуточных операций, целесообразность действий работников, компактность и скоординированность отдельных частей бизнес-модели и эффективность управления процессами.
Качество конечного продукта оценивается через отзывы (рекламации) клиентов, промежуточный результат — по удобству выполнения последующих операций, эффективность управления — по коэффициентам сложности процессов, потребления ресурсов, процессности (то есть отсутствия логически необоснованных, не связанных с другими этапами действий), контролируемости и регламентированности.
Оптимизация имеет «эволюционный» характер и применяется столько раз, сколько это необходимо для компании.
Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
К наиболее популярным методам оптимизации бизнес-процессов компании относятся:
- инжиниринг — комплекс внедрения инновационных технологий для моделирования организационной структуры деятельности компании и для формирования технико-технологической базы производственной деятельности. Кроме того, метод инжиниринга предусматривает введение усовершенствованных технологий менеджмента;
реинжиниринг — переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения высоких показателей. Реинжиниринг дает возможности существенного роста технологическим процессам и усовершенствования технических средств;
метод непрерывного совершенствования (Continuous Process Improvement-CPI). CPI-метод предусматривает планирование процессов с усовершенствованными этапами в ходе непрекращающихся производственных процессов. В соответствии с этим методом нововведения внедряются сначала в отдельные подразделения организации, а затем — во всей компании в целом;
Total Quality Management (TQM). Этот метод предполагает создание продуктов, отвечающих потребностям пользователей и рынков. При этом план разработки продукта составляется параллельно с существующими проектами или для замещения прежних товаров. Все мероприятия подразумевают усовершенствование производственных процессов в сжатые сроки. Одно из главных условий, необходимых для реализации Total Quality Management — составление документов системы качества. Также требования TQM включают клиентоориентированность, отведение ведущей роли топ-менеджерам, вовлеченность сотрудников в достижение целей, процессный подход, постоянное совершенствование работы, системный подход к управлению.
Способы оптимизации бизнес-процессов предприятия — это исключение всех ненужных шагов, изменение последовательности операций и их дробление или слияние, вынесение операций за границы процесса (передача на аутсорсинг), автоматизация.
Более подробно узнать о методиках, принципах и особенностях оптимизации бизнес-процессов можно узнать в рамках курсов по программе MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Источник
Оптимизация: что это, назначение и способы оптимизации
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы часто слышим выражения такого плана: «Нужно оптимизировать схему работы городского транспорта», «Необходимо оптимизировать затраты» и т.п.
Что же это такое – «оптимизация», для чего она нужна, и каковы способы оптимизации? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Оптимизация — это максимум пользы при минимуме затрат
Допустим, есть задача: оптимизировать поставки сезонных овощей в сеть супермаркетов. Что это значит? Это значит, что нужно сделать следующее:
- Найти надежных поставщиков, занимающихся скупкой излишков выращенных овощей у местного населения.
- Выйти на крупных фермеров местного и соседнего региона.
- Заключить договоры на поставки продукции.
- Наладить регулярную и оперативную доставку.
Данный алгоритм описывает меры, которые нужно предпринять, чтобы сезонные овощи всегда были на прилавках магазинов.
Вывод: оптимизация – это ряд действий, которые нужно выполнить для того, чтобы достичь максимально благоприятного результата при минимальных затратах.
В переводе с латинского слово «оптимизация» обозначает «наилучший». Оптимизировать (найти наилучший вариант функционирования из всех имеющихся) можно любой процесс, любое действие и любую цель. Оптимизация возможна в различных сферах деятельности человека.
Математика – точная наука, поэтому термин «оптимизация» в этой области имеет конкретную лаконичную формулировку:
Сайты, размещенные в интернете, также можно оптимизировать.
Это необходимо для того, чтобы контент, размещенный на этих интернет-ресурсах, «увидели» бы как можно больше поисковых систем и прочитало максимальное количество пользователей сети. Подробней о методах продвижения сайтов можно узнать, пройдя по этой ссылке: Что такое SEO-оптимизация.
Далее в статье мы немного подробней остановимся на процессах оптимизации в сфере экономики.
Оптимизация бизнеса
Предприниматель, открывая свой бизнес, делает это с целью получения материальной выгоды, т.е. прибыли. Он ставит перед собой 2 задачи: сначала выйти на окупаемость («выжить»), а затем – развить свое детище.
И если «выжить» еще как-то можно с помощью стартового капитала, упорства и работоспособности предпринимателя, то расширить бизнес невозможно без грамотного управления и выполнения комплекса специальных мер – то есть, без оптимизации бизнеса.
Рассмотрим схематичный алгоритм (что это?) оптимизации бизнес-процесса:
- анализ существующего положения дел (от структуры бизнеса до количественных показателей его эффективности);
- разработка мер оптимизации, например:
- смена поставщика сырья (товара),
- привлечение для постоянной или разовой работы высококвалифицированных специалистов,
- отказ от убыточных направлений бизнеса и т.д.;
- внедрение разработанных мер.
Умение взглянуть трезвым взглядом на свой бизнес и принять решение о его оптимизации – это один из талантов успешных бизнесменов.
Оптимизация производства
Главная цель любого производства – это получение дохода. Чем выше прибыль при минимизированных затратах, тем выше ликвидность (эффективность) кампании. Достичь этой цели возможно, проведя оптимизацию производства.
Это значит, что необходимо выполнить «настройку» производственного процесса таким образом, чтобы затраты на производство были минимально возможными (без потери качества), а прибыль – максимальной при имеющихся входных данных.
Рассмотрим методы, которые могут помочь провести оптимизацию:
- четкий учет затрат на всех этапах производственного процесса;
- минимизация себестоимости продукции (затрат на сырье, зарплату персонала, оплату коммунальных расходов, амортизацию средств производства);
- модернизация производства (в том числе – автоматизация и механизация этапов производственного процесса);
- переобучение кадров в соответствии с внедряемыми инновационными технологиями и проведенной модернизацией;
- уменьшение объема отходов;
- рационализация использования рабочего времени сотрудников;
- вариативность ценовой политики;
- расширение ассортимента производимой продукции (о том, что это такое, можно прочитать в другой статье нашего блога);
- оптимизация персонала (подробней об этом – в следующем подразделе статьи).
Важно: осуществление оптимизации производства возможно только с помощью комплексного подхода.
Так, модернизация средств производства не принесет должного эффекта без переобучения персонала и наличия рынка сбыта продукции. Это касается и других методов оптимизации.
Оптимизация персонала
Задачи какого-либо производственного или иного процесса решаются людьми, которые его обслуживают, т.е. персоналом.
Определение равновесного состояния, при котором выполнение поставленных задач обеспечивается определенным количеством сотрудников, называется оптимизацией персонала.
Задача кадровых работников или сотрудников высшего звена заключается в определении минимального количества работников определенной квалификации для обеспечения максимальной эффективности производственного (или иного рабочего) процесса.
При этом оптимизация может осуществляться несколькими методами:
- сокращением малоэффективных штатных должностей и (или) неэффективных сотрудников, не оказывающих положительного влияния на образование прибыли предприятия;
- повышением квалификации работников;
- совмещением функций в служебных обязанностях конкретных сотрудников.
Данные методы могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Выбор метода зависит от конкретной ситуации, сложившейся в кампании.
В этой статье затронуты лишь некоторые сферы, в которых оптимизация является важным аспектом для достижения нужного результата. Читайте наш блог, и вы будете знать больше других.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В процессе оптимизации важно сохранять баланс. Так как стремление снизить затраты любыми способами часто сказывается на качестве конечной услуги или товара. А это приведет к потере клиентов, и прибыль снизится, хотя задача была иная.
Что такое «оптимизация» — мы видим на примере отечественного образования. И на примере медицины также. Руководители рассудили рационально, например так: «Зачем в деревне школа, когда родители могут отвозить детей на своей машине в городскую школу»?
А что, верно. Ведь у каждого взрослого человека, проживающего в сельской местности, есть личный автотранспорт. А дороги сейчас в любую глушь идеальные, в отличие от советского периода. Вот это живой пример оптимизации.
Серега: есть такое дело. К сожалению, еще не все либералы из 90-х ушли на пенсию. Многие до сих пор «оптимизируют» и не выковыряешь. Есть и молодые выпускники ВШЭ, у которых мозги не в ту сторону повернули.
Сейчас власти начинают осознавать перекосы. Исправят быстро, я уверен. С дорогами то получается, а ведь никто не верил. Вот бы еще и с дураками так же быстро разобраться.
Источник
Оптимизация бизнес-процессов: методы, инструменты, пошаговое руководство с примерами
Любая коммерческая компания нацелена на прибыль. А ее объем всегда зависит от качества услуг, скорости их исполнения, размера клиентской базы, производительности. На любом этапе развития проекта может возникнуть вынужденная стагнация. И даже если остановки не совершилось, существуют переломные моменты, когда всю деятельность необходимо немного модернизировать, изменять некоторые аспекты. Тогда прибыль будет расти скачкообразно. Появятся новые горизонты и реальные возможности их освоения, возрастут ресурсы. Именно эту процедуру усовершенствования мы и разберем в данном обзоре. Взглянем, на оптимизацию бизнес-процессов компании – что это такое, какие существуют методики и правила, нюансы, для чего необходима эта операция, как ее исполнить с примерами и детальным руководством.
Определение
Начнем с азов. Любое одно действие или целый комплекс, совершаемых предприятием и является данным бизнес-процессом. Суть заключается в том, что он всегда направлен на решение конкретной задачи и достижение цели. Доставка оборудования, продажа товара на точке, поступление новинок, маркетинговые акции. Или более широкие пласты – изучение рынка, реализация продукции в определенной географической локации. В любом случае порядок действий можно оптимизировать, улучшать. Технология на предприятии зачастую несовершенная, всегда найдутся более рентабельные пути.
Для чего нужно оптимизировать
Стоит помнить, что модернизация – это очень затратное дело. Оно включает не только трату ресурсов, но и работу практически всех сотрудников предприятия. Таким образом, постоянно проводить улучшение – это неэкономично. Но в деятельности компании всегда есть те самые ключевые точки, когда это сделать жизненно необходимо. Ведь это простой и эффективный способ увеличить прибыль иногда более, чем на 100%.
Часто сотрудники считают, что оптимизация бизнес-процессов в организации – это фактически первый звоночек о сокращениях. И боятся такой инициативы, переживая за рабочие места. На самом деле, ситуация немного иная. Конечно, если в целях экономии какая-то должность просто не нужна, если количественный фактор необходимых работников превышен, то сокращение вполне возможно. Но так же и появление новых мест. Ведь улучшить саму процедуру производства, которая позволит увеличить объем продукции в два раза посредством найма всего пары новых сотрудников, реально.
Источник