Занятие 35. Строфа и её виды
Стихи часто объединяются в сочетания, которые повторяются в стихотворении некоторое количество раз. Сочетание стихов, представляющих ритмико — синтаксическое целое и объединенное общей рифмой называется СТРОФАМИ, т. е. строфа — это группа стихов с определённым расположением рифм. Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: стоп, размеров, рифмовки, количества стихов и др.
Очень трудно уйти от былого,
Как когда-то мы были близки,
А сегодня увиделись снова —
И в глазах ни любви, ни тоски.
Г. Ужегов
ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — ДИСТИХ, в силлабической — ВИРШИ.
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
— Что с тобой? — спросили дома,
Напугавшись пуще грома,
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
ТРЁХСТИШИЯ (терцет) — простая строфа из трёх стихов.
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
ШЕСТИСТИШИЕ — секстина. Строфа из шести стихов.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
СЕМИСТИШИЕ — сентима. Сложная строфа из семи стихов.
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов
ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) — восьмистишная строка, в которой первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй — с четвёртым и шестым, седьмой — с восьмым. Октава основана на тройном повторении (рефрене).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя печальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
ДЕВЯТИСТИШИЕ — нона. Сложная рифма, состоящая из девяти стихов.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
ДЕСЯТИСТИШИЕ — децима. Часто встречается в произведениях М. Ломоносова, Державина. В настоящее время почти не применяется. Схема АБАБВВГДДГ. Разновидностью десятистишия является ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА, которой пишутся торжественные оды, поздравления.
ОНЕГИНСКАЯ РИФМА — форма строфы, в которой написан роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Строфа состоит из 14 строк
Четыре с перекрёстной рифмой, две пары со смежными рифмами, четыре с кольцевой и заключительные две строки снова смежная рифма. Начинает строфу всегда строка с женским окончанием, заканчивает — с мужским.
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
БАЛЛАДНАЯ строфа — строфа, в которой чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
СОНЕТ. Определённое количество стихов и расположение рифм характерно не только для строф, но и для некоторых видов стихов. Наиболее распространенным является СОНЕТ. Мировую известность получили сонеты Шекспира, Данте, Петрарки. Сонет — стихотворение состоящее из четырнадцати стихов, делящихся обычно на четыре строфы: два четверостишия и два трёхстишия. В четверостишиях применяется или кольцевая или перекрёстная рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Чередование рифмы в трёхстишиях различно.
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
ТЕРЦИНЫ — трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т.д.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Всё наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слёзы вдохновенья
При виде их рождались на глазах.
А.С.Пушкин
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
ТРИОЛЕТ — встречается и в наше время. При этом виде рифмовки стихи А и В повторяются как рефрены.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
РОНДО — стихотворение, содержащее 15 строк с рифмовкой ААВВА, АВВС, ААВВАС (С- не рифмующийся рефрен, повторение строки).
Рондо, как стиль стихосложения, было популярно во французской поэзии 18-19 вв.
Из других (сейчас почти не применяющихся) видов строф стоит упомянуть следующие:
СИЦИЛИАНА — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
САПФИРИЧЕСКАЯ СТРОФА. Была изобретена в Древней Греции в 6-7 вв. до новой эры.
КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
АСТРОФИЗМЫ — стихотворение, в котором нет деления на строфы, что даёт поэту больше композиционной свободы. Применяется и в настоящее время в детских стихах, баснях и в стихах, насыщенных разговорной речью.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Источник
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы»)
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
- дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
- амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
- анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
- Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
- Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
- Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
- Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
- Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Источник