- Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам. консультация по музыке (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Средства развития музыкальных способностей
- Урок 5. Развитие музыкального слуха
- Что такое музыкальный слух
- Виды музыкального слуха
- Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио
- Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
- Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
- Абсолютный слух
- Слух абсолютный
- Functional Ear Trainer
- Как развивать музыкальный слух онлайн
- Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности
- Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
- Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
- Тест на усвоение материала урока
Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
консультация по музыке (4 класс) на тему
Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_muzyki.docx | 437.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные приёмы развития музыки.
Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.
Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») — прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.
Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» — из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.
Развитие музыкальной темы.
Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.
Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.
В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). К омпозитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.
Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.
Источник
Средства развития музыкальных способностей
екатерина максимова
Средства развития музыкальных способностей
Средства развития музыкальных способностей детей
Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально организованного обучения с помощью определенных средств.
Средства обучения – одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения.
Средства обучения – это и способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучаемых; инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать познавательную деятельность детей и управлять ею.
Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.
Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.
Средства формирования музыкальных способностей можно разделить на несколько видов.
1. Материальные средства обучения. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют воспитатель и дошкольник для детализированного обучения. К материальным средствам обучения относятся:
картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки,
музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, колокольчики, маракасы);
музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки);
театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок;
дидактический материал (раздаточный материал).
Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.
2. Технические средства обучения. К ним относятся средства массовой информации – радио, телевидение, кино – оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей. Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы образования. Поэтому использование технического средства в детском саду приобретает все большее значение.
Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств,как:
радио и телевидение;
технические устройства (аппаратура);
звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);
экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;
вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки;
дидактические средства обучения (носители информации): экранные, статические (слайды,звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;
экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.
3. Учебно – методическое обеспечение. Это официальные печатные издания, содержание которых полностью соответствует учебной программе.К ним относятся:
пакеты прикладных программ по различным образовательным областям;
учебные пособия, тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания);
тестовый материал, нотный материал, методические разработки (рекомендации).
4. Художественные средства. К художественным средствам мы можем отнести:
произведения искусства и иные достижения культуры (музыкального, изобразительного, кинематографического);
детскую литературу (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников);
произведения национальной культуры (народные песни, танцы, другими словами – фольклор).
5. Дидактические игры.Они обладают большим разнообразием:
игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки);
игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);
музыкально – дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха);
ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве);
игры спектакли (музыкально – драматические, ритмо – пластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).
Таким образом, средства обучения – это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимо использовать весь спектр средств в комплексе: материальные средства обучения (картины, музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, театрализованные игрушки, учебно – игровые пособия); технические средства обучения (радио и телевидение, технические устройства; художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры). Одним из важных и актуальных средств развития музыкальных способностей у детей являются дидактические игры (игры под инструментальную музыку, игры с пением, музыкально – дидактические игры, ритмические игры со словом, игры спектакли).
Цели и задачи развития музыкальных способностей детей с 1–2 лет Планирование работы на год: СентябрьЦели и задачи: — Развивать умение слушать музыку разного характера. — Побуждать детей к подпеванию и.
Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей Во все времена игра была ведущей формой развития, формирования, воспитания ребенка. Существует разнообразные игры: подвижные, малоподвижные,.
Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей» Консультация на тему: «Дидактические игры в ДОУ, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Мастер-класс «Использование сказкотерапии как средства развития творческих способностей» Мастер-класс Уважаемые взрослые, а вы мечтаете хоть иногда вернуться в детство. Как вы думаете, что объединяет детей, ставших взрослыми.
Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.
Конспект занятия для развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность. Задачи:.
Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников старшего возраста. 1 часть 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и музыкальная деятельность Известно, что творческое развитие, в частности.
Ритмика как средство для развития музыкальных способностей дошкольников Ритмика — как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Неоценимо влияние музыки на формирование всестороннего развития человека.
Условия развития музыкальных способностей в семье Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Родители, взяв.
Творческий проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей» Творческий проект: «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошк. возраста». Тип проекта: Творческий.
Источник
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Музыкальный слух, как вы убедились из материала предыдущего урока, нужен не только музыкантам, но и всем, кто работает с волшебным миром звуков: звукорежиссерам, саунд-продюсерам, саунд-дизайнерам, видеоинженерам, сводящим звук с видео.
Поэтому вопрос, как развить музыкальный слух, является актуальным для многих людей.
В уроке есть конкретные методики и упражнения, которые не требуют особого технического оснащения и которые можно применить уже сейчас.
Содержание:
Вы уже поняли, что без музыкального слуха нам никак нельзя, поэтому давайте приступать!
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.
В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.
А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.
Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.
Виды музыкального слуха
Итак, что же это за разновидности музыкального слуха, и по каким признакам их классифицируют? Давайте разбираться!
Основные разновидности музыкального слуха:
1 | Абсолютный – когда человек способен в точности определять на слух ноту и запоминать ее, не сравнивая ни с какой другой. |
2 | Интервальный гармонический – когда человек способен распознавать интервалы между звуками. |
3 | Аккордовый гармонический – когда выражена способность распознавать гармонические созвучия из 3-х и более звуков, т.е. аккорды. |
4 | Внутренний – когда человек может как бы «услышать» музыку внутри себя, без внешнего источника. Именно так сочинял свои бессмертные произведения Бетховен, когда потерял способность слышать физические волновые колебания воздуха. У людей с хорошо развитым внутренним слухом развито так называемое предслышание, т.е. мысленное представление будущего звука, ноты, ритма, музыкальной фразы. |
5 | Ладовый – тесно связан с гармоническим и подразумевает способность распознавать мажор и минор, прочие взаимоотношения между звуками (тяготение, разрешение и т.д.) Для этого нужно вспомнить урок 3, где речь шла о том, что мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом. |
6 | Звуковысотный – когда человек четко слышит разницу между нотами в полутон, а в идеале распознает четверть и одну восьмую тона. |
7 | Мелодический – когда человек правильно воспринимает движение и развитие мелодии, «идет» ли она вверх или вниз и насколько большими «скачками», либо «стоит» на одном месте. |
8 | Интонационный – сочетание звуковысотного и мелодического слуха, что позволяет чувствовать интонацию, экспрессию, выразительность музыкального произведения. |
9 | Ритмический или метроритмический – когда человек способен определять длительность и последовательность нот, понимает, какая из них слабая, а какая сильная, и адекватно воспринимает скорость движения мелодии. |
10 | Тембральный – когда человек различает тембральную окраску музыкального произведения в целом, и составляющих его голосов и музыкальных инструментов по отдельности. Если вы отличаете тембр арфы от тембра виолончели, тембральный слух у вас есть. |
11 | Динамический – когда человек в состоянии определить даже малейшие изменения силы звука и слышит, где звук нарастает (крещендо) или затихает (диминуэндо), а где движется волнообразно. |
12 | Фактурный – когда человек понимает «фактуру» музыкального произведения или манеру технической и художественной обработки, и слышит все группы музыкальных инструментов (струнные, клавишные, прочие) в мелодии. |
13 | Архитектонический – когда человек различает формы и закономерности строения музыкального произведения. |
14 | Полифонический – когда человек способен расслышать и запомнить движение двух и более мелодических линий внутри музыкального произведения со всеми нюансами, полифоническими приемами и способами их соединения. |
Полифонический слух считается наиболее ценным в плане практической полезности и наиболее сложным в плане развития. Классический пример, который приводят практически во всех материалах, посвященных полифоническому слуху, это пример поистине феноменального слуха Моцарта.
В возрасте 14 лет Моцарт вместе с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где, в числе прочего, прослушал произведение Грегорио Аллегри Miserere. Ноты для Miserere держались в строжайшем секрете, а за утечку информации виновным грозило бы отлучение от церкви. Моцарт запомнил на слух звучание и соединение всех мелодических линий, включавших множество инструментов и 9 голосов, а после по памяти переложил этот материал на ноты.
Однако начинающих музыкантов намного чаще интересует абсолютный слух – что это, как его развить, как много времени это займет. Скажем так, что абсолютный слух – это хорошо, однако доставляет массу неудобств в повседневной жизни. Обладатели такого слуха раздражаются при малейших малоприятных и негармоничных звуках, а учитывая, что таковых вокруг нас превеликое множество, вряд ли им стоит так уж завидовать.
Наиболее радикально настроенные музыканты утверждают, что и в музыке абсолютный слух способен сыграть с его обладателем злую шутку. Считается, что такие люди не в состоянии оценить все прелести аранжировок и современных обработок классики, и даже обычный кавер на популярную композицию в другой тональности их тоже раздражает, т.к. они уже привыкли слышать произведение только в оригинальной тональности и просто не могут «переключиться» ни на какую другую.
Есть еще один интересный взгляд на разновидности музыкального слуха. Так, некоторые исследователи считают, что, по большому счету, существует только 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный. С абсолютным слухом мы, в целом, разобрались, а к относительному предлагается отнести все остальные выше рассмотренные разновидности музыкального слуха [Н. Курапова, 2019].
Доля справедливости в таком подходе имеется. Практика показывает, что если изменить высоту, тембр или динамику музыкального произведения – сделать новую аранжировку, поднять или опустить тональность, ускорить или замедлить темп – восприятие даже давно знакомого произведения у многих людей заметно затрудняется. Вплоть до того, что не все могут его идентифицировать, как уже знакомое.
Таким образом, все разновидности музыкального слуха, которые можно условно объединить термином «относительный музыкальный слух», тесно взаимосвязаны. Поэтому для полноценного восприятия музыки работать нужно над всеми аспектами музыкального слуха: мелодическим, ритмическим, звуковысотным и т.д.
Так или иначе, работу над развитием музыкального слуха всегда ведут от простого к сложному. И сначала работают над развитием интервального слуха, т.е. способности слышать расстояние (интервал) между двумя звуками. Но давайте обо всем по порядку.
Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио
Если в двух словах, для желающих развить музыкальный слух уже есть универсальный рецепт, и это старое доброе сольфеджио. Большинство курсов сольфеджио начинается с изучения нотной грамоты, и это полностью логично. Чтобы попадать в ноты, желательно понимать, куда нужно целиться.
Если вы не уверены, что хорошо усвоили уроки 2 и 3, посмотрите серию обучающих видео по 3-6 минут на специализированном музыкальном канале «Сольфеджио». Возможно, живое объяснение вам подходит больше, чем написанный текст.
Урок 1. Музыкальный звукоряд, ноты:
Урок 2. Сольфеджио. Устойчивые и неустойчивые ступени:
Урок 3. Тон и полутон:
Урок 4. Минор и мажор. Тоника, тональность:
Если же вы вполне уверены в своих знаниях, можете взяться за более сложный материал. Например, сразу запоминать звучание интервалов на примере известных музыкальных композиций, а заодно расслышать разницу между диссонансными и консонансными интервалами.
Мы порекомендуем вам полезное видео, но сначала обратимся с большой личной просьбой к любителям рока не возмущаться, что лектор явно не дружит с рок-музыкой и не является фанатом квинт-аккордов. Во всем остальном он вполне толковый преподаватель:
Теперь, собственно, к упражнениям по развитию музыкального слуха.
Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.
Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.
Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.
Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:
1 | Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do. |
2 | Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке. |
3 | Сыграть и спеть do-re-do. |
4 | Сыграть и спеть do-mi-do. |
5 | Сыграть и спеть do-fa-do. |
6 | Сыграть и спеть do-sol-do. |
7 | Сыграть и спеть do-la-do. |
8 | Сыграть и спеть do-si-do. |
9 | Сыграть и спеть do-re-do-si-do. |
10 | Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do. |
11 | Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re. |
12 | Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь. |
Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.
А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:
Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.
Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:
В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.
Как развивать музыкальный слух с помощью специального софта
Помимо традиционных методов развития музыкального слуха, сегодня можно прибегнуть к помощи специальных программ. Расскажем о нескольких наиболее интересных и эффективных.
Абсолютный слух
Это, во-первых, приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма». Там представлены специальные упражнения на музыкальный слух, а перед ними – краткий экскурс в теорию на случай, если вы что-то забыли. Вот основные разделы приложения:
Результаты оцениваются по 10-балльной системе, их результаты можно сохранить и затем сравнивать с последующими результатами, которые вы будете показывать по мере работы над своим музыкальным слухом.
Слух абсолютный
«Слух абсолютный» – это не то же самое, что «Абсолютный слух». Это совершенно разные приложения, и «Слух абсолютный» позволяет выбрать даже музыкальный инструмент, под который вы хотели бы тренироваться:
Очень подходит и тем, кто уже определился со своим музыкальным будущим, и тем, кто хотел бы попробовать звучание разных инструментов, и только потом выбрать что-то по душе.
Functional Ear Trainer
Во-вторых, есть приложение Functional Ear Trainer, где вам предложат натренировать музыкальный слух по методу композитора, музыканта и программиста Алена Бенбассата (англ. Alain Benbassat). Он, будучи композитором и музыкантом, совершенно искренне не видит ничего страшного, если кому-то с трудом дается запоминание нот. Приложение позволяет просто угадывать и нажимать кнопку с тем звуком, который вы только что услышали. Вы можете почитать о методе, выбрать базовую тренировку или мелодический диктант:
Другими словами, тут предлагается сначала научиться слышать разницу между нотами, а уже потом запоминать их названия.
Как развивать музыкальный слух онлайн
Кроме того, музыкальный слух можно тренировать прямо онлайн, ничего не скачивая. Например, на Music Tests можно найти массу интересных тестов, разработанных американским врачом и профессиональным музыкантом Джейком Мэнделлом:
Тесты Джейка Мэнделла:
- Проверка музыкального слуха – прослушать 36 пар музыкальных отрывков и определить, они одинаковые (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка).
- Адаптивный тест высоты звука – прослушать два звука подряд и ответить, является второй звук выше или ниже.
- Тест на ритм – прослушать 2 ритмические фразы и ответить, одинаковые они или разные.
- AMVI – проверить ассоциативный музыкальный интеллект.
Как вы понимаете, такого рода тесты не просто проверяют, а еще и тренируют ваше музыкальное восприятие. Поэтому пройти их стоит, даже если вы заранее сомневаетесь в результатах.
Столь же интересен и полезен для развития музыкального слуха онлайн-тест «Какой инструмент играет?» Там предлагается прослушать несколько музыкальных отрывков, и для каждого выбрать 1 из 4-х вариантов ответа. В числе прочего, там прозвучат банджо, скрипка-пиццикато, оркестровый треугольник и ксилофон. Если вам кажется, что подобные задания – это катастрофа, то такой вариант ответа там тоже есть:
Изучив советы и рекомендации по развитию музыкального слуха, вы наверняка поняли, что возможностей для этого – целый океан, даже если у вас нет ни музыкально инструмента, ни времени долго сидеть за компьютером. И эти возможности – все те звуки и вся та музыка, что звучит вокруг нас.
Как развивать музыкальный слух с помощью музыкальной наблюдательности
Музыкальная и слуховая наблюдательность – абсолютно полноправный метод развития музыкального слуха. Прислуживаясь к звукам окружающей среды и слушая музыку осознанно, можно добиться заметных результатов. Пытайтесь угадать, на какой ноте гудит перфоратор или закипает чайник, сколько гитар сопровождает вокал вашего любимого исполнителя, сколько всего музыкальных инструментов принимает участие в музыкальном сопровождении.
Попытайтесь научиться различать на слух арфу и виолончель, 4-струнную и 5-струную бас-гитару, бэк-вокал и дабл-трекинг. Уточним, что дабл-трекинг – это когда вокал или партии инструментов дублируют 2 или более раз. И, само собой, учитесь различать на слух полифонические приемы, которые вы изучили в уроке №4. Даже если вы и не добьетесь от себя феноменального слуха, вы научитесь слышать намного больше, чем слышите сейчас.
Как развивать музыкальный слух игрой на музыкальном инструменте
Очень полезно закрепить свои наблюдения практически. Например, попытаться подобрать услышанную мелодию по памяти на музыкальном инструменте или имитаторе. Это, кстати, полезное для развития интервального слуха действо. Даже если вы не сориентируетесь, с какой ноты стартовала мелодия, вам достаточно вспомнить ходы мелодии вверх-вниз и понять разницу (интервал) между соседними звуками.
В целом, если работа над музыкальным слухом для вас актуальна, никогда не спешите сразу искать аккорды к понравившейся песне. Сначала попробуйте подобрать ее самостоятельно, хотя бы основную мелодическую линию. А потом сверьте свои догадки с предложенным подбором. Если ваш подбор не совпадет с найденным в Интернете, это не означает, что вы подобрали не верно. Возможно, кто-то выложил свой вариант в удобной для себя тональности.
Чтобы понять, насколько верно вы подобрали, смотрите не на аккорды как таковые, а на интервалы между тониками аккордов. Если это пока трудно, найдите понравившуюся песню на сайте mychords.net и «подвигайте» тональности вверх-вниз. Если вы подобрали мелодию верно, одна из тональностей покажет вам те аккорды, которые услышали вы. Сайт содержит массу песен, старых и новых, и имеет простую навигацию:
Когда вы зайдете на страничку с нужной композицией, вы сразу увидите окошко «Тональность» со стрелочками вправо (на повышение) и влево (на понижение):
Для примера рассмотрим песню с простыми аккордами. Допустим, композицию «Камень» группы «Ночные Снайперы», вышедшую в 2020 году. Так, нам предлагается сыграть ее на следующих аккордах:
Если же мы поднимем тональность на 2 полутона, увидим аккорды:
Таким образом, для транспонирования тональности нужно сдвинуть тонику каждого аккорда на нужное количество полутонов. Например, повысить на 2, как в представленном примере. Если вы перепроверите разработчиков сайта и прибавите по 2 полутона к каждому исходному аккорду, то увидите, как это работает:
- «Ре-минор» + 2 полутона = «Ми-минор».
- «Ми-мажор» + 2 полутона = «Фа-диез мажор».
- «Ля-минор» + 2 полутона = «Си-минор».
- «Фа-мажор» + 2 полутона = «Соль-мажор».
На клавиатуре фортепиано вы просто переносите аппликатуру аккорда вправо или влево на нужное количество клавиш, учитывая белые и черные. На гитаре при повышении тональности можно просто повесить каподастр: плюс 1 полутон – на первом ладу, плюс 2 полутона – на втором ладу и т.д.
Ввиду того, что ноты повторяются через каждые 12 полутонов (октаву), при понижении для наглядности можно использовать тот же принцип. Получается следующее:
- Минус 1 = плюс 11.
- Минус 2 = плюс 10.
- Минус 3 = плюс 9.
- Минус 4 = плюс 8.
- Минус 5 = плюс 7.
- Минус 6 = плюс 6.
Обратите внимание, что при повышении и при понижении на 6 полутонов мы приходим в одну и ту же ноту. Вы это легко услышите, даже если ваш музыкальный слух пока не совсем развит.
Далее вам останется лишь выбрать удобную аппликатуру аккорда на гитаре. Разумеется, что с каподастром на 10-11 ладу играть неудобно, поэтому такое движение по грифу рекомендовано исключительно для наглядного понимания принципа транспонирования тональностей. Если вы поймете и услышите, какой аккорд вам нужен в новой тональности, вы запросто подберете удобную аппликатуру в любой библиотеке аккордов.
Так, для уже упоминавшегося аккорда «фа-мажор» есть 23 варианта, как его можно взять на гитаре [MirGitar, 2020]. А для «соль-мажора» и вовсе предлагается 42 аппликатуры [MirGitar, 2020]. К слову, если вы просто поиграете их все, это тоже будет способствовать развитию вашего музыкального слуха. Если данный раздел урока вам не вполне понятен, вернитесь к нему еще раз после того как пройдете урок 6, посвященный игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре. А пока продолжим работу над музыкальным слухом.
Как развивать музыкальный слух у детей и вместе с детьми
Если у вас есть дети, вы можете развивать музыкальный слух вместе с ними в процессе игры. Предложите детям похлопать или поплясать в такт музыке или спеть детскую песенку. Поиграйте с ними в «Угадайку»: ребенок отворачивается и по звуку пытается угадать, что вы сейчас делаете. Например, трясете ключами, высыпаете гречку в кастрюлю, точите ножик и т.д.
Можно поиграть в «Зверинец»: попросить ребенка изобразить, как рычит тигр, лает собака или мяукает кошка. К слову, мяуканье – это одно из популярных упражнений для освоения вокальной техники «микст». Узнать больше о вокальных техниках и приемах вы можете из нашего специального урока «Пение» в рамках курса «Развитие голоса и речи».
И, конечно, самым ценным источником знаний остается книга. Можем порекомендовать вам книгу «Развитие музыкального слуха» [Г. Шатковский, 2010]. Рекомендации в этой книге касаются, в основном, работы с детьми, однако люди, изучающие теорию музыки «с нуля», тоже найдут там массу полезных советов. Еще из полезной методической литературы стоит обратить внимание на пособие «Музыкальный слух» [С. Оськина, Д. Парнес, 2005]. Изучив его полностью, можно выйти на достаточно высокий уровень знаний.
Имеется и специальная литература для более углубленных занятий с детьми. В частности, для целенаправленного развития звуковысотного слуха в дошкольном возрасте [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. А в книге «Развитие музыкального слуха учащихся детской музыкальной школы на занятиях сольфеджио» можно подобрать подходящие детям песенки для разучивания [К. Малинина, 2019]. К слову, по этой же книге дети смогут освоить основы сольфеджио в доступной для их восприятия форме. А теперь подытожим все способы, как можно развить музыкальный слух.
Способы развития музыкального слуха:
Сольфеджио. | Специальные упражнения. | Программы для развития музыкального слуха. | Онлайн-сервисы для развития музыкального слуха. | Музыкальная и слуховая наблюдательность. | Игры с детьми на развитие слуха. | Специальная литература. |
Как вы заметили, мы нигде не настаиваем, что занятия развитием музыкального слуха должны быть только с педагогом или только самостоятельными. Если есть возможность позаниматься с квалифицированным педагогом по музыке или пению, обязательно воспользуйтесь такой возможностью. Так вы получите более четкий контроль за попаданием в ноты и более персонализированные советы, над чем работать лично вам в первую очередь.
В то же время работа с педагогом не отменяет самостоятельных занятий. Практически каждый педагог рекомендует что-либо из перечисленных упражнений и сервисов для развития музыкального слуха. Большинство преподавателей советуют для самостоятельного чтения специальную литературу и, в частности, книгу «Развитие музыкального слуха» [Г. Шатковский, 2010].
Must have для всех музыкантов – это «Элементарная теория музыки» Варфоломея Вахромеева [В. Вахромеев, 1961]. Некоторые полагают, что начинающим проще и понятнее будет учебник «Элементарная теория музыки» Игоря Способина [И. Способин,1963]. Для практических тренировок обычно советуют «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» [В. Хвостенко, 1965].
Выбирайте любые из предложенных рекомендаций. Главное, продолжайте работать над собой и своим музыкальным слухом. Это очень поможет вам и в пении, и в освоении выбранного музыкального инструмента. И напомним, что следующий урок курса посвящен музыкальным инструментам. А пока закрепите полученные знания с помощью теста.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь давайте познакомимся с музыкальными инструментами.
Источник