Формы государственного устройства. Форма гос устройства -способ взаимосвязи территориальных образований государства
Форма гос устройства —способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.
Унитарное государство –это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Конфедерация– это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Унитарное | Федерация | Конфедерация | |
Сущность формы гос. устройства | Единое, неделимое, составляющее одно целое гос. устройство | Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство | Объединение абсолютно независимых субъектов |
Конститутивные решения | Принимаются высшими органами власти | Принимаются высшими союзными органами, в сфере совместного ведения, с участием субъектов федерации | Принимаются высшими органами власти государств-участников |
Территория | Единая граница единиц устанавливается и изменяется центром | Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются с согласия субъектов в установленном конституцией порядке | Отсутствие единой территории |
Полит. самостоятельность | Административно-территориальные единицы не наделены полит самостоятельностью | Субъекты обладают определенной полит. самостоятельностью | Государства участники сохраняют полную полит. самостоятельность |
Конституция | Единая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств-участников |
Гражданство | Единое | Союзное и субъектов | Государств-участников |
Правовая и судебная системы | Единые | Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой системы |
Право расторжения договора | ___ | Лишены возможности выйти из федерации | Может быть расторгнут |
Дания, Испания, Швеция, Великобритания | Австралия, Бразилия, Мексика, США, Россия | СНГ, ЕС |
Субъекты федерации.
4. Автономные округа
5. Города федерального значения
Право в системе социальных норм
Право — система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и охраняемых государством, опирающихся на идеи человеческой справедливости, выражающие волю граждан и выступающие гос регулятором общественных отношений.
Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы: носят общий характер, должны исполняться всеми, носят волевой характер, обеспечиваются сознательным поведением.
Социальные нормы.
1. По сферам действия:
· Религиозные(правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни)
· Корпоративные(правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах)
2. По механизму регулирования:
· Обычаи (одобренные обществом образцы массовых действий)
· Мораль(правила поведения, в которых выражаются представления о хорошем и плохом)
· Традиции(ценности, образцы поведения, унаследованные от предшественников)
· Политические нормы ( правила поведения, регулирующие полит деятельность, отношения между гражданином игосударством)
· Нормы права(формально-определенные, общеобязательные нормы поведения, установленные и санкционированные государством)
Писанные/неписанные
Функция социальных норм.
1. Ориентирующая – обусловливает предстоящий поступок человека
2. Программная– позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные
3. Прогностическая – ставит в известность о предполагаемых последствиях действий человека и возможной ответственности
Система права
Право — система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и охраняемых государством, опирающихся на идеи человеческой справедливости, выражающие волю граждан и выступающие гос регулятором общественных отношений.
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Основные структурные элементы системы права:
б) институты права,
в) отрасли права.
г) подотрасль права
Нормы права — исходный компонент, те «кирпичики», из которых и складывается в конечном счете все «здание» системы права, является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права
Институт права— это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право — институты гражданского права).
Отрасль права — это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).
Основаниями для деления права на отрасли считаются:
- предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений. (Те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации.Каждая отрасль права «контролирует» свой участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой);
- метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
- способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня.
Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида (подотрасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).
Источник права
Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Самым первым источником права следует считать правовой обычай.
Источники права:
· нормативный правовой акт;
1. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.
2. Правовой обычай — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.
3. Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.
4. Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур или путём референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
· ЗАКОН — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека и гражданина.
· Подзаконный правовой акт – акт, который принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. (В качестве примера можно привести отсылки к подзаконным нормативным актам в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ:
— ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» устанавливает, что форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам).
Источник
Основы конституционного строя Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
- Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
- Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
- Федеративное устройство (статьи 65-79).
- Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
- Федеральное собрание (статьи 94-109).
- Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
- Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
- Местное самоуправление (статьи 130-133).
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
- Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
- Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
- Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
- Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
- Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
- соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
- уважение прав и свобод других лиц;
- обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
- обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
- сохранение исторического и культурного наследия государства;
- защита Отечества;
- уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
- сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
Источник