Что такое способ сертификации

Каков порядок проведения сертификации продукции

Больше материалов по теме «Сертификация» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Сертификация – мероприятие, затратное для покупателя/производителя. Однако многие идут на получение бумаги о соответствии товара установленным требованиям добровольно для повышения конкурентоспособности своей продукции. Для ряда продуктов установлена обязательная сертификация.

Органы, занимающиеся выдачей сертификатов

Обязательная сертификация осуществляется исключительно аккредитованными компаниями. Аккредитация выдается специальным органом. Также фирма должна быть включена в Реестр органов, имеющих право на выдачу документа о соответствии. Если все эти условия соблюдены не будут, сертификат не признается подлинным. В центрах не только выдают документ о соответствии, но и регистрируют его. Производителю потребуется получить документы, нужные для изготовления продукции, ее реализации и оформления на таможне.

Документы, необходимые для получения сертификата

Порядок проведения процедуры является одинаковым вне зависимости от вида продукции. Если товар изготовлен российским производителем, в центр нужно направить эти документы:

  • Заявление о получении бумаги. На нем должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.
  • Бумаги о постановке на налоговый учет компании.
  • Устав.
  • Бумаги на изготовленный товар (ТУ или ГОСТ).
  • Паспорт к товару, инструкция по его использованию.
  • Соглашение об аренде производственного помещения или бумага, устанавливающая право собственности.

Если продукция иностранная, в дополнение к приведенным документам нужно направить в центр доверенность, если сертификат получает не сам иностранный производитель. Инструкция по использованию должна быть переведена на русский язык.

В зависимости от типа товара могут потребоваться дополнительные бумаги:

  • Сертификат структуры менеджмента качества.
  • Документ, свидетельствующий о соблюдении пожарной безопасности.
  • Свидетельство о государственной регистрации товара.
  • Копии прочих сертификатов.

Сертификаты нужны для установления соответствия продукции некоторым специфическим требованиям. Центр не может провести все экспертизы сразу, а потому нужно подтверждающие документы от других государственных органов.

Порядок осуществления сертификации

Рассмотрим порядок установления соответствия требованиям и выдачи сертификатов:

  1. Нужно направить соответствующую заявку в центр сертификации. В какой центр обратиться? Соответствующие сведения можно получить в органах Госстандарта.
  2. Центр рассматривает заявку, а затем выносит решение о возможности установления соответствия. Решение включает в себя информацию о предполагаемых материальных расходах, указание ряда лабораторий для проведения испытаний. Лаборатории должны иметь аккредитацию.
  3. Производитель имеет право выбрать лабораторию по проведению испытаний или центр по сертификации систем качества. Выбор органов осуществляется из перечня, предоставленного центром ранее.
  4. После того как орган выбран, оформляется соглашение об осуществлении сертификации.
  5. Лаборатория производит отбор нужных образцов, которые понадобятся для исследований.
  6. Структура по установлению соответствия требованиям системы качества или производства анализирует фактическое состояние субъекта. Составляется заключение, которое направляется в центр сертификации.
  7. В центр направляется протокол испытаний. Оформляется он на основании ранее проведенных испытаний. Копия протокола передается заявителю.
  8. Центр анализирует протокол исследований, заключение о фактическом состоянии субъекта. Исследуется вся информация, касающаяся установления соответствия товара требованиям.
  9. Выдается лицензия. Она дает право на пользование знака о соответствии. Этот знак можно использовать в маркировке продукции.
  10. Центр регистрирует сертификат, а затем выдает его и лицензию производителю.
  11. Знак о соответствии требованиям применяется в маркировке продукции. Такая маркировка для ряда товаров является обязательной.
Читайте также:  Разные способы приготовления картофеля

Рассматриваемое мероприятие проводится по определенной схеме. Она определяется в зависимости от объема партий продукции, страны, в которой изготовлен товар. Этапы различных схем изложены в статье 25 ФЗ от 27.12.2002 №184.

Затраты и сроки проведения

Заявитель может самостоятельно обратиться в аккредитованную лабораторию и получить результаты исследований. Можно обратиться в центр с этими результатами. В этом случае срок сертификации сокращается до недели. Стоимость процедуры будет составлять около 5 000 рублей. Если же понадобятся дополнительные исследования, стоимость и сроки мероприятия увеличатся.

Порядок добровольной сертификации

Для получения бесплатного сертификата можно обратиться в частную или государственную фирму. Однако компания должна быть обязательно аккредитована. Как правило, центры сертификации специализируются на отдельном виде товара.

В рамках добровольного установления соответствия нужно подать в центр заявку и перечень необходимых документов. Этот перечень включает в себя:

  • Контракт на поставку продукции.
  • Руководство по эксплуатации.
  • Каталог.
  • Различные сертификаты, которые были выданы ранее.
  • Протоколы исследований товара.
  • Иностранные сертификаты, выданные ранее.

Документы предоставляются не только на саму продукцию, но и на комплектующие. После того как заявка рассмотрена, производителю понадобится направить в центр образцы товара.

ВНИМАНИЕ! Сколько времени займет добровольная сертификация? Если будут проводиться сложные испытания, установление соответствия займет 1-3 недели.

Стоит ли обращаться к посредникам?

Руководитель может обратиться в консалтинговые центры, специализирующиеся в том числе на получении сертификатов. Это посредник, за услуги которого придется заплатить. Обращение в такие центры – вполне выгодное решение, так как этот специализированный орган организует взаимодействие с самыми разными структурами, такими как сертификационные центры, лаборатории, эксперты, государственные органы, дающие разрешение на ту или иную процедуру. Если предстоят сложные испытания, обращение в консалтинговый центр поможет сохранить и средства, и время.

Особенности проведения сертификации

Рассмотрим нюансы, актуальные при установлении соответствия требованиям:

  • Заявку в центр может направлять любое ЮЛ или ИП, которые готовы отправить свой товар на сертификацию и оплатить все сопутствующие расходы. Если установление соответствия производится по схемам 6, 9 и 10, в центр нужно отправить также заявку-декларацию.
  • К сертификации допускается только товар, который соответствует своему эксплуатационному назначению. На продукции должна быть вся нужная маркировка. Производитель должен также подготовить техническую документацию.
  • Испытания выполняют на образцах, соответствующих продукции и дающих представление о ней. Соответствовать товару должны и конструкция образца, и состав, и технология производства.
  • Число нужных образцов должно соответствовать положениям методических документов.
  • Протоколы испытаний следует хранить на протяжении всего срока действия сертификата.
Читайте также:  Способ применения таблеток ремантадин

Получение сертификата означает, что продукт производителя не несет угрозы окружающей среде, здоровью человека. Документ подтверждает соответствие товара требованиям, установленным законом.

Источник

Сертификация

Ряд товаров сертифицируется в обязательном порядке. Если сертификаты будут отсутствовать, реализация продукции будет не вполне законной. Рассмотрим понятие сертификата и его особенности.

Что представляет собой сертификация

Сертификат – это документ, который подтверждает соответствие продукции заданным требованиям. Получить его могут как производители, так и поставщики. Сертификация выполняется на основании соответствующего закона. Процедура также должна соответствовать закону «О защите прав покупателей». Сертификация некоторых видов товара регулируется отдельными нормативными актами.

Цели получения

Сертификация выполняется для достижения этих целей:

  • Защита покупателя от недобросовестности лица, предоставляющего продукт (поставщик, продавец, производитель).
  • Контроль над соблюдением безопасности товара. Продукт не должен нести вред для человека, окружающей среды.
  • Установление реальности показателей, заявленных производителем.
  • Помощь покупателю в выборе товара.
  • Увеличение конкурентоспособности товара.

Получение сертификата обязательно, если производитель собирается участвовать в международной торговле.

Принципы сертификации

Мероприятие по получению сертификата должно соответствовать этим требованиям:

  • Соответствие основным законам, а также нормативным актам, применимым к отдельным наименованиям продукции.
  • Получение объективных сведений о товаре.
  • Открытость сведений об итогах сертификации.
  • Отсутствие серьезных разногласий с международными законами.
  • Соблюдение коммерческой тайны.
  • Документ о соответствии не может выдаваться на товар, который не соответствует требованиям технических регламентов.
  • Схемы мероприятия по получению сертификата на определенные виды товара закрепляются в техническом регламенте.
  • Траты заявителя на проведение мероприятия сокращаются до минимума.
  • Уменьшаются также сроки получения сертификата.
  • Запрещено навязывать получение документа соответствия, если сертификация для определенного товара не является обязательной.
  • Права производителя или продавцы должны быть защищены. В частности, большое внимание уделяется защите конфиденциальной информации.

Лицо может самостоятельно выбирать структуру, которая будет проводить сертификацию.

Обязательное и добровольное получение сертификата

Сертификация, согласно законам страны, может быть обязательной и добровольной. Процедуры получения документа не отличаются по форме. Различается только мотивация в инициировании мероприятия.

Обязательная сертификация

Существуют обязательные требования, предъявляемые в отдельным видам продукции. Именно на соответствие этим требованиям проверяется товар. К примеру, в процессе сертификации подтверждается безопасность продукта для окружающей среды, здоровья человека. В рамках мероприятия проверяющие лица основывают свою деятельность на следующих нормативных актах:

  • Законы страны.
  • Российские и международные стандарты.
  • Санитарные нормы.
  • Строительные нормы.
  • Положения, касающиеся безопасности.
  • Постановления правительства.
  • Номенклатура и классификаторы.
  • Рекомендательные акты.
  • Справочные материалы.
  • Прочие нормативные акты.

Обязательное получение сертификата – это вид государственного контроля, направленный на обеспечение безопасности товара.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Правительством РФ. Рассмотрим некоторые виды этих товаров:

  • Предметы машиностроительной сферы.
  • Предметы электротехнической промышленности.
  • Продукция сельскохозяйственного производства.
  • Предметы легкой промышленности.
  • Пищевые товары.
  • Медицинское оборудование.
  • Сырье.
  • Продукция деревообработки.
  • Инструменты индивидуальной защиты.
  • Пиротехника.
  • Тара.
  • Ветеринарные медикаменты.
Читайте также:  Способы кодировки при алкоголизме

Сертифицируется не только продукция, но и услуги. Рассмотрим услуги, подлежащие обязательной сертификации:

  • Бытовые.
  • Торговые.
  • Туристические.
  • Услуги связи.
  • Услуги пассажирского транспорта.
  • Общественное питание.

Из этого перечня можно сделать вывод о том, что обязательной сертификации подлежит продукция с повышенным классом опасности. Документ должен быть получен на услуги, предполагающие массовое использование. К примеру, услуги общественного питания посредственного качества могут привести к риску для здоровья.

Сертификат, полученный в обязательном порядке, будет действовать на территории всей страны. Госстандарт РФ – это тот орган, который организует мероприятия по сертификации. В ряде случаев аналогичной деятельностью могут заниматься представители исполнительной власти.

Добровольная сертификация

Сертификация – это затратное мероприятие. Однако часто производители проводят его по добровольному желанию. Связано это со следующими позитивными последствиями получения документа:

  • Увеличение конкурентоспособности.
  • Получение дополнительных преимуществ на международном рынке.
  • Увеличение привлекательности товара для покупателя.
  • Возможность увеличения стоимости.

Человек, который видит наличие сертификата на продукцию, испытывает больше доверия и к самому продукту, и к производителю. Соответственно, повышаются продажи. К примеру, во многих специализированных изданиях специалисты убеждают покупателя, что очки нужно покупать только после запроса сертификата. Если документ отсутствует, покупать товар не рекомендуется. Особенно наличие документального подтверждения качества требуется для дорогостоящей продукции. Когда человек покупает что-то дорогостоящее, он особенно внимательно относится к документам на товар. Повышается лояльность не только потребителей, но и импортеров.

К СВЕДЕНИЮ! В России наиболее развита обязательная сертификация, а в европейских странах – добровольная. Связано это с тем, что на западе получение документа – один из наиболее эффективных способов завоевать место на рынке.

Принципы ответственного подхода к лицензированию

Лицензирование, по сути, обеспечивает безопасность для человека и окружающей среды. Поэтому ответственный подход к получению документа о соответствии – это ответственный подход к безопасности. Для реализации этого подхода следует внимательно относиться к выбору органа, осуществляющего лицензирование. К структуре должны предъявляться следующие требования:

  1. Наличие аккредитации.
  2. Орган должен быть внесен в официальный реестр.

Однако часто руководители, чтобы сэкономить, обращаются к организациям, не соответствующим этим требованиям. Там за небольшую плату можно получить документ на продукцию, даже не вполне соответствующую требованиям. По сути, это правонарушение. Важно помнить, что не все компании имеют полномочия на осуществление сертификации. То есть полученный документ действительным не будет.

Государство пытается пресечь деятельность этих компаний. Для этих целей требования к фирмам постоянно ужесточаются. В июле 2014 года появился ФЗ, который поставил новые строгие требования к компаниям. Обращение к таким структурам невыгодно и покупателям, и потребителям. Во-первых, фальшивые знаки соответствия подрывают доверие к лицензиям в целом. Это снижает продажи, в том числе самой компании. Во-вторых, фальшивость может быть выявлена, что приведет к скандалу.

Источник

Оцените статью
Разные способы