Что такое способ проведения таможенного контроля

Что такое способ проведения таможенного контроля

ТК ЕАЭС Статья 310. Проведение таможенного контроля

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 310 ТК ЕАЭС

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.

3. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях — в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

4. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

6. От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, — таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

7. Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля, указанных в абзаце пятом статьи 311 настоящего Кодекса, проводится с момента регистрации таможенной декларации.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в период их нахождения в таких реестрах, а если это предусмотрено законодательством государства-члена, — также после их исключения из таких реестров в течение срока, предусмотренного таким законодательством.

8. В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

9. При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.

10. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.

11. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

12. Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

13. Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом.

Читайте также:  Как посолить капусту быстрым способом без уксуса

Источник

Какие бывают формы таможенного контроля

Таможенный контроль является основной мерой надзора за перемещением товаров через границу ЕАЭС.

Что такое таможенный контроль и зачем он нужен

Таможенный контроль – это перечень действий, которые проводят таможенные органы для обеспечения законности проводимого оформления.

Основными целями таможенного контроля являются:

  • соблюдение участниками ВЭД таможенного законодательства;
  • защита потребительского рынка, физических и юридических лиц;
  • защита экономики и государственных интересов в сфере международной торговли;
  • выявление нарушений на таможне;
  • взимание с участников ВЭД налогов и платежей;
  • содействие добросовестным участниками ВЭД и зарубежным партнерам.

При проведении проверок ведомство руководствуется принципом выборочности, которая основывается на системе управления рисками. Таможенный контроль ограничивается достаточными мерами, не прибегая к нецелесообразным методам.

Меры таможенного контроля

Все виды таможенного контроля указаны в статье 322 Таможенного кодекса ЕАЭС, всего их семь: получение объяснений, проверка таможенных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

При выборе формы и методов таможенного контроля соответствующие органы используют систему управления рисками. Она основана на принципе эффективного использования ресурсов таможни.

Получение объяснений

Подразумевает предоставление таможне сведений о перемещении груза через границу. Получение объяснений происходит в письменном виде по специальной форме.

Необходимую информацию в таможню обязаны предоставить: владельцы груза, перевозчики, таможенные представители, декларанты или иные лица, которым известны обстоятельства перевозки товаров.

Проверка таможенных документов и сведений

Форма таможенного контроля при которой проверяется: подлинность документов, предоставленных на таможню, достоверность указанной информации, правильность заполнения и оформления.

Во время таможенного контроля органами могут быть запрошены дополнительные документы для того, чтобы проверить интересующую их информацию.

Таможенный осмотр

Это визуальный осмотр товаров, багажа и транспорта без их непосредственного вскрытия и прочих мер нарушения целостности внешней упаковки груза или емкостей. При таможенном осмотре в обязательном порядке сохраняются все пломбы и печати.

Таможенный досмотр

Если при таможенном осмотре производится только внешняя оценка состояния груза или транспорта, то при досмотре производится вскрытие упаковки и грузовых помещений. Главная цель таможенного досмотра – выявление прямых нарушений правил перемещения товаров через границу.

Данная форма таможенного контроля является наиболее распространенной и эффективной.

Личный таможенный досмотр

Применяется в отношении физических лиц, если контролирующие органы предполагают нарушение таможенного законодательства в отношении конкретного человека.

Личный таможенный досмотр затрагивает базовое право человека на неприкосновенность, а поэтому строго регламентирован.

Таможенный осмотр помещений и территорий

Проводится контролирующими органами для того, чтобы убедиться в наличии товаров, находящихся под таможенным контролем. Осмотр помещений и территорий проходит в местах ТК, таких как:

  • склад временного хранения;
  • таможенный склад;
  • магазин беспошлинной торговли.

Таможенная проверка

Подразумевает проведение проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД на предмет выявления нарушений. Существует два вида таможенных проверок: камеральная и выездная.

Камеральная таможенная проверка проводится без выезда таможенных сотрудников на место работы проверяемой компании или лица. Акт о назначении проверки также не составляется.

Выездная проверка проводится по месту нахождения или осуществления детальности юридического лица, либо индивидуального предпринимателя.

Источник

Формы таможенного контроля: виды, порядок и методы — документальное и фактическое контролирование

Организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на внешнеэкономической деятельности и уже имеющие определенный опыт работы в данной сфере, хорошо знают, что проверка на таможне осуществляется различными способами. Перечень контрольных мероприятий императивно закреплен в рамках 110 ст. 16 главы ТК ТС и насчитывает двенадцать пунктов, охватывающих основные методики и принципы, и раскрывающих в полной мере совокупность действий, выполняемых уполномоченными сотрудниками. Рассмотрим подробнее распространенные формы таможенного контроля, с которыми может столкнуться каждый бизнесмен, планирующий импорт или экспорт товаров.

Запрос на объяснения от участников ВЭД

Первый и наиболее простой вариант ориентирован на получение должностными субъектами информации, представляющей значимость с точки зрения выполнения поставленной задачи. Сведения запрашиваются у перевозчиков и декларантов, а также других лиц, осведомленных о нюансах, представляющих особый интерес для ведомственной службы. Материальная фиксация предусматривает использование стандартного шаблона, определенной Комиссией. В случае необходимости дополнительного вызова, целью которого выступает уточнение спорных моментов в представленных объяснениях, уполномоченный орган также может направить в адрес проверяемого официальное уведомление.

Проверка подлинности и достоверности

Особенности применения форм таможенного контроля предусматривают обязательное установление должностными лицами соответствия полученных сведений или документации их действительности и стандартам. В перечень задач каждого сотрудника, взаимодействующего с заявителями, входят:

  • Уточнение информации о получателях и перевозчиках, товарах и декларантах.
  • Оценка корректности заполнения граф декларации с точки зрения инструкции.
  • Сверка реквизитов и сроков действия предъявленных документов.

Для этой методики характерными являются широкий спектр возможностей применения, наличие регламента, определяющего порядок реализации отдельных операций, а также право на мотивированный запрос дополнительных материалов — но без увеличения сроков выпуска, установленных законодательными нормами.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Читайте также:  Бойлер косвенного нагрева способы подключения

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Осмотр товаров и транспорта

Для оценки состояния транспортируемых объектов таможенный контроль проводится в форме внешнего визуального обследования, реализуемого в отношении автотранспорта, грузовых емкостей и даже багажа физических лиц. Приоритетной задачей в данном случае выступает оценка состояния пломб и печатей, а также иных идентификационных маркеров, размещаемых на упаковке и подтверждающих целостность груза. Для этого способа характерными признаками выступают:

  1. Сохранение неприкосновенного состояния упаковки и контрольных индикаторов.
  2. Отсутствие необходимости в обязательном участии декларанта.
  3. Возможность применения без формальных оснований.
  4. Наличие требований к заполнению акта или протокола — в ситуациях, когда полученные результаты планируется использовать в других мероприятиях.

Перечисленные формы, виды, меры и порядки проведения таможенного контроля — это законные нормы, и их применение, как правило, не является основанием для возникновения правовых споров. В первую очередь — ввиду отсутствия прямого вмешательства в состояние транспортируемых грузов. А вот следующий способ обычно вызывает у экспортеров больше недовольства — даже в тех ситуациях, когда основания для его реализации очевидны.

Досмотр товаров и транспорта на таможне

Несмотря на схожесть используемых формулировок, конкретно в этом случае речь идет о процедурах, сопряженных со вскрытием товарной упаковки, емкостей, контейнеров и грузовых помещений, внутри которых возможно нахождение продукции, не соответствующей заявленным идентификаторам и документам. Это одна из главных форм тамож контроля, юридическая регламентация которой проработана весьма тщательно — как в рамках отечественной законодательной базы, так и в положениях Таможенного союза.

В перечень основных принципов, обязательных к соблюдению во время организации и реализации досмотра, входят:

  • Исключение вероятности неправомерного нанесения вреда субъектам, осуществляющим перевозку товаров или транспортных средств через границу.
  • Обязательная фиксация полученных по итогу результатов с использованием акта, соответствующего стандартному шаблону.
  • Наличие у ответственных уполномоченных сотрудников оснований, позволяющих говорить о необходимости назначения дополнительной проверки подобного рода.

В соответствии с общепринятой классификацией, для разделения существующих форм досмотра используются следующие критерии:

  • Специфика объекта, подлежащего исследованию — товарная и транспортная процедуры.
  • Заявленный повод — основная, повторная, или идентификационная операция.
  • Углубленность обследования — частичное, с пересчетом, со вскрытием упаковки и т.п.

Большинство нормативных положений, регламентирующих рассматриваемый способ, относятся к структуре национальной законодательной системы, и определяют права и обязанности всех задействованных участников. Так, должностные лица, реализующие задачу по проведению досмотра, обязаны:

  • Своевременно уведомить о месте и сроках проведения проверки установленного субъекта, выступающего в качестве декларанта, либо обладающего полномочиями в отношении транспортируемого груза.
  • Предоставить лицам, в том числе представляющим интересы собственника, второй экземпляр составленного по итогам мероприятия акта — как в личном порядке, так и с помощью почтовой службы.
  • Если декларирующий участник ВЭД отсутствует во время процедуры — привлекать как минимум двух независимых понятых, способных подтвердить выполнение каждого действия, отраженного в протоколе.

В перечень прав, предоставляемых законодателем должностным представителям, входят:

  • Организация и проведение досмотра на таможне вне зависимости от местонахождения лиц, ответственных за декларирование или имеющих полномочия по сопровождению товарной продукции, в ситуациях, определенных положениями п. 5 статьи 116 ТК ТС.
  • Требование от граждан, имеющих указанный статус, участия в процессе, в том числе — оказания активного содействия, упрощающего реализацию намеченных действий.

В свою очередь, правом участников ВЭД является:

  • Ознакомление с информацией о сроках и месте проведения проверки.
  • Проявление инициативы личного присутствия.
  • Получение копии акта, составленного в соответствии со стандартной формой (решение №260 от 2010 года), и подписанного ответственным лицом.

К числу обязанностей относится персональное участие, а также помощь сотрудникам ведомственных служб, оказываемая на основании заявленного требования.

Личный таможенный досмотр

Исключительный способ, применяемый в отношении физических лиц в ситуациях, когда у работников таможни есть основания подозревать, что субъекты, пересекающие территориальные границы, умышленно скрывают товары, транспортируемые с нарушением действующих законодательных норм. С правовой точки зрения это одна из самых тщательно регулируемых процедур, поскольку она фактически затрагивает основополагающее конституционное право человека на неприкосновенность личности.

К числу факторов, выступающих поводами для применения данного вида контроля в таможенных органах, относят:

  • Информацию о скрываемых объектах.
  • Сведения, подтверждающие факт передачи предметов с основной территории на транзитную, или же в обратном направлении.
  • Оперативные сводки, уведомляющие о планируемых нелегальных перевозках, связанных с транспортировкой изъятых из свободного оборота товаров.
Читайте также:  Решение матрицы треугольным способом

Право принятия окончательного решения остается за руководителем органа (в случае отсутствия — за его непосредственным заместителем), и осуществляется в письменной форме: через составление отдельного акта, либо путем наложения резолюции на входящий рапорт.

Способы реализации таможенного контроля: осмотр помещений и территорий

Еще одна методика, преследующая своей целью подтверждение фактического наличия товарной продукции, подлежащей обязательному учету. Проводится на местах промежуточного хранения, складских помещениях, в магазинах формата duty-free. Также проверяются и другие локации, где товары могут быть под надзором лиц, ответственных за временное сопровождение в рамках выполнения основных процедур, связанных с декларированием.

К числу правил, регламентирующих проведение планового или специального осмотра, относятся следующие положения:

  1. Разрешена проверка помещений, закрепленных за субъектами, оказывающими услуги в сфере таможенного дела, включая зоны хранения товаров, подлежащих контролю.
  2. Исключаются действия, так или иначе связанные со вторжением на территорию жилой частной собственности.
  3. Целесообразность определяется руководителем ведомственного подразделения, или его заместителем — за исключением случаев, когда речь идет о выездных мероприятиях, где аналогичная задача возлагается на главу комиссии.
  4. Письменное оформление вынесенного решения предусматривает составление соответствующего предписания, в формате, установленном регламентом Федеральной таможенной службы РФ.
  5. Результаты, полученные по итогам осуществления проверочных действий, фиксируются с помощью акта, стандартный порядок заполнения которого утвержден ЕЭК.

Исходя из положений, закрепленных в рамках приказа ФТС №578, вступившего в силу в 2011 году, при проведении осмотра помещений и территорий ответственные лица вправе:

  • Пересекать границы участка проведения операции, в том числе пресекая возможное сопротивление, а также используя средства для вскрытия заблокированных объектов — но только в присутствии двух привлеченных понятых.
  • Предъявлять требования к гражданам, имеющим определенные полномочия на товар, либо их официальным представителям, о предоставлении продукции для осмотра.
  • Задействовать в плановых мероприятиях экспертов и специалистов, обладающих квалификацией, необходимой для решения конкретных задач.

В перечень обязанностей уполномоченных сотрудников входят:

  • Соблюдение сроков, отведенных на проведение осмотра — один день в стандартном режиме, и не более трех — при определении особых оснований.
  • Внесение в официальный акт сведений, полученных в ходе реализации процедуры, а также пояснений, представленных участвующими лицами.
  • Бережное обращение с продукцией и помещением, исключающее нанесение неправомерного вреда.
  • Обеспечение конфиденциальности в отношении информации, являющейся государственной или иной тайной, охраняемой законодательными нормами.

Кроме того, представители контролирующего ведомства обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, так или иначе связанных с декларируемыми и подлежащими учету товарами, а также собственников или арендаторов помещений, понятых, и других участников.

Таможенная проверка

И еще один способ контроля, подразумевающий ведомственную оценку соответствия действий, выполняемых определенным кругом участников ВЭД, требованиям, установленным законодательными положениями. В этом случае ключевым показателем выступает сопоставление документально зафиксированной информации, представленной декларантами или собственниками, а также данных, полученных ответственным органом из иных источников, с бухгалтерской отчетностью, сведениями о счетах и других актуальных данных, полученных в соответствии с единым регламентом, действующим для членов ТС.

Характеристика форм таможенного контроля позволяет выделить документальные и фактические проверочные мероприятия, классифицируемые исходя из различных критериев. Так, в частности, выделяют камеральные и выездные проверки.

Исходя из положений, закрепленных в рамках 131 статьи ТК, первый тип контрольных действий предусматривает комплексное изучение и анализ данных, указанных заявителем в декларациях, а также иных документов, в том числе переданных уполномоченными службами других стран, характеризующих деятельность участника ВЭД. Подобные операции не имеют ограничений по периодичности, и выполняются по месту нахождения ответственного органа, без вынесения предписаний или нанесения визитов лицам, в отношении которых проводится камеральная проверка.

Выездная деятельность, осуществляемая таможенниками, предусматривает посещение объекта, на территории которого предприниматель официально зарегистрирован, либо ведет фактическую деятельность. Носит как плановый, так и внеплановый характер — отличием выступают специальные основания, перечень которых закреплен в рамках п. 7 статьи 132 ТК ТС. В качестве формального повода рассматривается вынесенное решение, предписание или акт, форма которого зависит от законодательной специфики государства.

Как и в случае с камеральными, внеплановые выездные проверки не предусматривают ограничений по периодичности, тогда как плановые могут проводиться в отношении одного и того же участника ВЭД не чаще, чем один раз в год. В ситуациях, когда речь идет об уполномоченных экономических операторах, срок увеличивается до трех лет.

Кроме того, законодательство:

  • Устанавливает критерии отбора.
  • Определяет права и обязанности сторон.
  • Регламентирует доступ на объект.

Положения кодекса определяют, что максимальная продолжительность выездов должна ограничиваться двумя месяцами — без учета периода, прошедшего с момента получения субъектом официального запроса, содержащего требование о предоставлении документации, и заканчивающегося датой ее фактического получения. При необходимости допускается продление изначально отведенного срока, но не более, чем на тридцать дней — при наличии соответствующего решения проверяющего органа. Завершающим моментом определяется число, день и месяц составления акта, в котором фиксируются результаты проведенной процедуры.

Таким образом, мы кратко рассмотрели понятие, формы и методы таможенного контроля. Практика показывает, что большинство проверочных мероприятий носят рутинный характер — грамотно организованное товародвижение позволяет исключить претензии со стороны ведомственных структур. Одной из эффективных опций является внедрение мобильной автоматизации Mobile SMARTS, предлагаемой компанией «Клеверенс» — готовые решения способствуют повышению продуктивности и точности, и помогают сократить издержки, связанные с учетом товаров.

Источник

Оцените статью
Разные способы