Методические материалы на тему «Поморфемное письмо как метод обучения грамотному письму»
Логинова Наталия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа город Шарья
РФ, Костромская область, г. Шарья
Поморфемное письмо как метод повышения грамотности учащихся.
Орфография… В её полезности для практической жизни тяжело усомниться. Именно благодаря орфографии мы имеем возможность адекватно воспринимать письменную речь других людей и быть понятыми сами, если беремся излагать мысли на бумаге. Поэтому знание орфографии необходимо каждому, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.
Научить грамотно мыслить и грамотно писать одновременно – одна из самых сложных задач на уроках русского языка.
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
Именно на морфологическом принципе русской орфографии основывается методика поморфемного письма, широко используемая в учебно-методических комплексах под редакцией С.И. Львовой и М. М. Разумовской .
Обучающая сила этого приема заключается в том, что он заставляет ученика определять морфемную структуру слова не после записи (как это происходит при морфемном разборе), а в процессе написания слова. Школьники одновременно выполняют орфографический и морфемно-словообразовательный анализ слова, в результате чего появляется запись, которая наглядно демонстрирует суть основного орфографического принципа — единообразное написание значимых частей слова: без-опас-н-ость-ю, меценат-ск-ими, о-богат-и-тель-н-ого, пере-во-оруж-а- вшь-ся, рас-стил-а-ющ-ие-ся, скор-о-пал-и-тельн-ый и т.п.
Методические эксперименты показывают, что целенаправленное и систематическое обучение приему поморфемной записи слов, поморфемного проговаривания и поморфемного комментирования (вместо распространенного послогового комментирования написания сложных с орфографической точки зрения слов) дает положительные результаты даже в классах с очень слабой языковой подготовкой, поскольку такая работа способствует речевому развитию ребенка на основе активного подключения морфемного канала восприятия слова и активизации природного языкового чутья.
Как научить детей поморфемному письму?
Впервые понятие «поморфемное письмо» вводится при изучении темы «Морфемика», которая следует после темы «Фонетика и орфоэфия». Учащиеся уже на вводном уроке составляют цепочку однокоренных слов, деля слово на части: морфем-а, морфем-ик-а, морфем-н-ый, по-морфем-н-ый, усваивая эти научные понятия. А потом самостоятельно делают вывод, что поморфемное письмо – это деление слова на морфемы по ходу его написания.
В результате поморфемного письма в слове выделяются не просто буквы или сочетания букв, а морфемы, обладающие языковыми значениями. Возьмем слово пере-вяж-ет (кофту). Проводим исследовательскую работу с учащимися (парная, групповая) и приходим к выводу, что пере – придает слову значение «заново», окончание ет – указывает на 3 лицо, ед. число, корень вяж – (вяжущий, вязаный, связанный) имеет общее значение «плести руками, крючком, спицами». Обычно учащиеся с удовольствием выполняют такую работу. При затруднении пользуются словариком значения морфем.
После выполнения такой работы со словом ребята еще с большим интересом подходят к теме «Морфемная модель слова», изучая которую они узнают, что за каждой моделью скрыто большое количество слов, что все они имеют сходство в значении к общим грамматическим признакам.
Снова проводим исследовательскую работу. Каждой группе соответствует определенная морфемная модель, например,
I группа — оват-ую, II группа – ист-к-ой , III группа – инк-а.
Учащиеся должны прочитать по модели зашифрованные слова, определить часть речи, записать поморфемно и определить грамматическую форму.
Первая модель рассказывает, что за ней скрываются имена прилагательные со значением «немного, чуть- чуть» (его придает суффикс) – кисл-оват-ую, горьк-оват-ую.
Все эти прилагательные употребляются в форме единственного числа, ж. рода, Вин. пад.
Можно предложить выполнить такое упражнение:
Используя прием поморфемного письма, спишите слова, распределяя их на группы:
1) ат-ый 2) оват-ый 3) чат-ый
Репчатый, носатый, волосатый, сероватый, зубчатый, туговатый, узорчатый, крылатый, слабоватый
Выполнив упражнения, надо сделать вывод.
К теме «Орфография» переходим после изучения «Морфемики».
При изучении правописания корней тоже можно использовать этот прием. Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, выполним упражнение:
У-плат-и-ть – отдать плат-у
о-гран-енн-ый – имеющий грань
объ-един-и-ть-ся – стать един-ым
о-богащ-а-ть-ся – сделаться богат-ым
Корни с чередованием тоже можно легче запомнить, если записывать слова поморфемно.
Пред-лаг-а-ть при-кас-а-ть-ся пред-лож-ени-е вы-бир-а-ем
Прием поморфемного письма эффективен и при изучении правописания безударных личных, и окончаний глаголов. Ребятам трудно порой запомнить, какую гласную нужно вставить в окончании глагола I или II спряжения. Можно дать задание не только вставить букву, но и отделить окончания, чтобы сосредоточить внимание именно на этой морфеме. Например,
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов. Действуйте по схеме: начальная форма глагола – спряжение – выбор безударного окончания – запись слова.
Школьники (шаг-а-ть – I спр.) шага-ют
зрители (у-вид-е-ть – II спр.) увид-ят
рассвет (при-ближ-а-ть-ся – I спр.) приближа-ет-ся
(смотр-е-ть – II спр.) смотр-ишь вперед
они (бор-о-ть-ся – I спр.) бор-ют-ся
Вывод: I спр. – е – ед. число; у, ю – мн. число, II спр. — и – ед. число, а, я – мн. число
По поморфемной записи хорошо заметна разница в структуре глаголов 2 лица мн.числа и глаголов повелительного наклонения.
При изучении тся и ться в глаголах поморфемная запись может быть использована для того, чтобы научить учащимся отличать глаголы в инфинитие от глаголов 3 лица.
Любишь (что делать?) кат-а-ть-ся, люби и саночки возить. Кто горд-ит-ся, тот никуда не год-ит-ся.
В результате такой работы ребята приходят к выводу, что в инфинитиве окончание ть а в глаголах 3 лица ет, ит, ут, ат, ят.
При изучении приставок и суффиксов и их написания тоже можно использовать этот прием, потому что, отделяя приставку или суффикс ребята вспоминают правило правильного написания и запоминают что такая приставка и суффикс в русском языке существуют.
Можно приставку отделять, можно всё слово записать поморфемно. Выполним упражнение
Подберите к данным словам однокоренные с приставками на з и с. Пары слов запишите поморфемно. Образец:
лун-н-ый – без-лун-ный (без-лунный)
шум-н-ый – бес – шум-н-ый (бес-шумный)
лунный, шумный, перспективный, болезненный, пахать, крикнуть, висеть, бунтовать, соединить, держаться, сушить, гнать, ломать, писать, графить, топтать.
Приемом поморфемного письма запишите существительные, объясняя выбор суффикса:
Словарик, огуречик, погрузчик, ключик, нефтяник, подбородочек, цветочек, ельничек, ветерочек, рукавчик, дружочек, лимончик
Спишите прилагательные, вставляя суффикс
к или ек, распределяя по столбикам.
Запишите поморфемно.
Турецкий, пиратский, киргизский, рязанский, низкий, шведский, ткацкий, скользкий, пермяцкий, сельский, богатырский, мерзкий, рыбацкий, канадский
По программе Львовой С.И. причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, чтобы найти их в тексте, необходимо запомнить суффиксы при помощи, которых они образуются. Нужно обратить внимание учащихся, что у деепричастия может быть не один суффикс. При помощи поморфемной записи ребятам легче запомнить, что у деепричастия нет окончания, что это неизменяемое слово. Предлагается выполнить следующее упражнение:
Приемом поморфемного письма запишите слова, распределяя их по группам:
1) глаголы
2) деепричастия с суффиксами а, я
3) деепричастия с суффиксами в, вши, иш
Пересказать, пересказав, заметить, причесался, закричав, пробудившись, берут, улыбаясь, волновался, волнуясь, набрав, признавшись, прикоснувшись, сбегая, засохнув.
Данное упражнение помогает учащимся научиться отличать деепричастие от глагола и быстро запомнить суффиксы при помощи которых образовано деепричастие, потому что, выделяя суффиксы на письме, ребята обращают на них особое внимание.
А вот уже работа с текстом. Нужно списать его вставляя пропущенные буквы, а деепричастие записать поморфемно.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, а деепричастия запишите поморфемно.
Большой жук, ц..пляясь за колокольчик, сгибая р..стение и св..ливаясь, но упрямо т..лкаясь лапками. «Стр..хни этого пассажира», — пос..ветовала Ассоль цв..тку. Жук не уд..ржался и с треском полетел в сторону. А она, в..лнуясь и тр..пеща, пошла дальше к склону х..лма и скрылась в его зар..слях. (По А. Грину)
Выполняя данное упражнение, учащиеся учатся находить деепричастие в тексте, заодно повторяя их морфемный состав. При образовании деепричастия несовершенного и совершенного вида поморфемное письмо также поможет быстрее усвоить тему. Суффиксы причастий тоже легче запомнить, используя этот прием. Запишите причатие приемом поморфемного письма распределяя их на группы
Озаряемый, рассыпавшийся, невидимый, встретившийся, усиливающийся, трепещущий, мчащийся, освещенные, посеянная, проверяемый, возвращаемая, переделанный, растаявший, лечащий, перекрытый, услышанный, скачущий, убранный, борющийся, рассматриваемый
При образовании действительных и страдательных причастий тоже всегда использую этот прием, так как он дает возможность отработать навык определения необходимого суффикса.
При повторении темы «Деепричастия и причастия» работаем с текстом, уже находя в нем причастия и деепричастия, записывая их поморфемно. Можно выписывать причастия и деепричастия в таблицу, но обязательно записывая поморфемно.
Не обойтись без поморфемного письма, изучая тему «Словообразование самостоятельных частей речи».
Составление словообразовательных цепочек – это занятие не только увлекательное, но и очень полезное, так как выяснение последовательности образования слова помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.
Расположите однокоренные слова в том порядке, в каком они образованы друг от друга: образец: туп-ой – туп-и-ть – за-туп-и-ть – за-туп-и-ть-ся.
Земляника – земляничка – земля – земляной.
Вредительство – вред – вредитель.
На протяжении всей темы составляя словообразующие пары, цепочки, гнезда, устанавливая последовательность или восстанавливая цепочку, однокоренные слова записываем поморфемно. Например:
Игр-а-ть – про-игр-а-ть – про-игр-ыш
Задание: привести примеры слов, которые соответствуют данным морфемным
моделям и записать их в тетрадь. Побеждает тот, кто назовёт слово последним.
Исправить ошибки в поморфемной записи : Поп-рыг-а-ть, за-сме-ять-ся, говор-ун, пере-улок, с-беж-ал-а
Упражнение «Четвёртый лишний»
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
Задание: распределить слова в соответствии с морфемной моделью:
-истый -оватая -щик
Заливистый. голубоватая, гонщик, чистый, игристый, барабанщик, беловатая.
Несомненно, изучение орфографии не может происходить в отрыве от овладения другими разделами лингвистики: фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Понимание ведущих принципов орфографии, умение быстро ориентироваться в составе слова, знание морфологических особенностей разных частей речи – важные предпосылки к безошибочному применению на практике многих орфографических правил.
Источник
Конспект урока русского языка в 5 классе «Морфемная модель слова. Поморфемное письмо»
Выбранный для просмотра документ Рабочая карта к уроку русского языка в 5а.doc
Рабочая карта к уроку русского языка в 5 «а» классе.
Фамилия и имя учащегося ________________________________
Дата урока _____________________________________________
Тема урока _____________________________________________
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ______________
В словосочетании одно слово является _______________, а другое ____________.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
Не являются словосочетанием ________________и ______________________.
Укажи количество словосочетаний
Звёзды гаснут, корабль для полёта, красивые созвездия, знания помогли, у города, уверенность в успехе. (зачеркни ненужные)
Запиши новые понятия
Найдите глагольное словосочетание
Подарок друга , дальние страны, опытный космонавт, записывать наблюдения (подчеркни нужное)
Найдите именное словосочетание
Яркий свет, смотреть на планету, радоваться победе (подчеркни нужное)
Выпиши из упр.231 словосочетания по схеме прилаг+сущ˟
Выпиши из упр. 231 по одному глагольному словосоч. с завис. сл. им. сущ. и наречием
1 задание «Словосочетание в составе предложения» ______
2 задание «Главное слово в словосочетании» ______
3 задание «Отличие словосочетаний от других слов» _______
Выбери утверждение, которое тебе близко
Материал урока был понятен, затруднений не возникло.
Материал урока был понятен, но возникли некоторые вопросы.
Ничего не было понятно, нужна консультация по данной теме.
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта к уроку русского языка в 5.doc
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 «А» классе.
Тема: «Морфемная модель. Поморфемное письмо»
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя, инструктаж к рабочей карте
Подготовка к работе, знакомство с рабочей картой.
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель: повторение изученного материала, необходимого для
« открытия нового знания»
Выявление уровеня знаний.
Определение типичных недостатков.
Учитель предлагает схемы слов для морфемного анализа.
Учитель осуществляет контроль выполнения задания
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки: выполнение задания «Дополни предложение»,
учащиеся определяют морфемный состав слова, значение суффиксов, приводят примеры к предложенным схемам.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3. Постановка учебной задачи
Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.
Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
Проводят исследование по вопросам:
Почему слова распределены в группы? Что объединяет слова каждой группы?
Формулируют задачи урока: понимать, что зашифровано в морфемной модели, подбирать к ним слова с учётом этого значения
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации по группам.
Определяют алгоритм действий для понимания морфемной модели, изучают статью учебника, знакомятся со структурой текста рассуждения, пересказывают текст по частям.
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Устанавливает осознанность ситуации
Делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления
Решают типовые задания с проговариванием
Игра «Составь фоторобот», запись слов приёмом поморфемного письма, работа в тетрадях на печатной основе.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные— умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: контроль знаний
Организует деятельность по применению новых знаний: самостоятельная работа с цифровым образовательным модулем
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: закрепление и коррекция способов действия.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят количество выполненных заданий с предлагаемыми утверждениями, дают оценку уроку.
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
Источник