Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Основные способы образования слов в русском языке
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Способы словообразования.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.
Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.
Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.
Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.
Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.
Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.
При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются
имена существительные:
к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.
имена прилагательные:
к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;
местоимения:
к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;
глаголы:
к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;
наречия:
к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.
Суффиксальным способом образуются: имена существительные
багаж + суффикс -ник- получается багажник
камень + суффикс -щик- получается каменщик
гитара + суффикс -ист- получается гитарист
учить + суффикс -тель- получается учитель
честный + суффикс -ость- получается честность
строить + суффикс -ени- получается строение
стул + суффикс -ик- получается стулик
имена прилагательные
забота + суффикс -лив- получается заботливый
осень + суффикс -н- получается осенний
гусь + суффикс -ин- получается гусиный
белый + суффикс -еньк- получается беленький
наречия, оканчивающиеся на О:
к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;
к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.
Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.
Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.
Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.
Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:
От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.
Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.
Вспомним план словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано.
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной
1. Прибрежный – образовано от слова берег.
Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.
2. Речной – образовано от слова река.
Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.
Разбор тренировочных заданий
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Правильный ответ: Пришкольный
Выделите цветом слова с приставкой при-.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.
Источник
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Основные способы образования слов»
Кулагина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ивановская ООШ»
Урок русского языка 6 класс
Общее количество часов, отведенное на изучение темы -2
Место урока в системе уроков по теме -1
Тема урока: «Основные способы образования слов в русском языке»
Предмет : русский зык
Учебник :Учебник: (ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.
Тема урока: «Словообразование»
Тип урока: урок урока обретения новых знаний
Форма урока: урок-исследование
1.Познакомить учащихся с основными способами образования слов.
2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
3. Воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы).
Приемы: беседа, игра, работа по опорным схемам.
Форма работы:фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-знать что такое словообразование.
— уметь определять способы образования слов.
-уметь делать морфемный разбор.
-уметь делать словообразовательный разбор.
Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.
Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.
— Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
— Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)
— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)
— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
— Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
— Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
— Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
— С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме:«Морфемный разбор слова»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.
(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
— Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.
Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного переменный приставку, у глагола заводить – корень, у существительного летчик — суффикс.
— Какое слово у вас получилось? (Переводчик).
— Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы»? (Материал усвоен на достаточном уровне)
— Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
— Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)
— Каким способом образовались эти слова?
— Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
— Все способы словообразования вам знакомы? ( Нет! Мы не знакомы с способами словообразования ).
— Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать . ( к корню -чит- добавили приставку про- )
— В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании)
2.1. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
— Как можно образовать новое слово? ( При помощи приставки, суффикса и окончания ).
-Какова же проблема? (словообразование).
2.2 Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Уточнение и согласование темы урока.
3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы словообразования).
— Как сформулируем тему нашего урока? (Словообразование).
— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).
— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения и анализа? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
III. Реализация построения проекта.
1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организация фиксации нового способа действия в речи.
3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организация фиксации преодоления затруднения.
5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
— Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Снег – Снежный – Бесснежный
Свет – Светать – Рассветать
Снег падать — снегопад
— Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? ( При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).
-Еще какие наблюдения вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)
— Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)
— А если возьмем например слово рассвет? (бессуффиксный)
— Молодцы! Вы очень наблюдательны.
— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске «Словообразование».
(Сделаем справочную таблицу).
Лес + степь – лесостепь
Физ ическая культура – физкультура
Юн ый кор респондент – юнкор
Высшее учебное заведение – вуз [вус]
Переход слов одной части речи в другую
Столовая комната — столовя
— Т еперь мы можем объяснить способы образования слов.
-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразовании? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры : расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).
(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ )
— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).
IV. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 77 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Прибежать (приставочный способ).
2 вариант. Снежный (суффиксальный).
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
— Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
— Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.
Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.
Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 8 минут.
— 8 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;
Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;
Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;
Бессуффиксным способом: расход, поиск;
Сложением основ: самолет, Новгород;
Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;
Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.
— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить способы словообразования).
— Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
— Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
— Тогда работаем над следующим заданием: Постройте словообразовательную цепочку (нужно написать недостающие слова)
Греть — — обогревать — — обогревательный
На доске: Эталон «Словообразование».
Видеть – видимый – невидимый — невидимка
Греть – обогреть — обогревать – обогреватель — обогревательный
Свет – светать — рассветать
-Проведите самопроверку по эталону.
-Кто ошибся в составление цепочки Вода — — — водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).
— Об этом мы узнаем на следующем уроке.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
— Чему был посвящен урок? (Словообразованию).
— Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).
— Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить способы словообразования. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
Научился определять способы словообразования и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 68 из параграфа 31.
2 Кто научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно сможет определять способы словообразования, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 69.
3. Кто научился определять способы словообразования и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 3-4 слова по каждому способу словообразования и составьте с ними 5 предложений.
4. Задания для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Выполните Лингвистическую задачу:
— В каком ряду есть только формы слова?
1) Телефон, телефонный, телефоном;
2) Весенний, весеннему, весеннего;
3) Конь, коней, конница;
4) Плавать, поплавать, плыть;
В работе можно использовать этимологический словарь.
Источник