Что такое способ группировки фактов хозяйственной деятельности

Электронная библиотека

В международной и российской практике ведения бухгалтерского учёта существуют классификации фактов хозяйственной деятельности. Основой классификации является экономическое и юридическое содержание отражаемого на счетах факта хозяйственной деятельности. Классификация фактов хозяйственной деятельности представлена в таблице 8.1).

Классификация фактов хозяйственной деятельности по отношению к контрагенту выделяет односторонние и дву­сторонние (многосторонние) операции. Двустороннее факты хозяйственной деятельности осуществляется под наблюде­нием контрагента между независимыми партнёрами. Чаще всего в практической деятель­ности это установление договорных обязательств и их исполнение с применением различ­ных форм расчётов. Односторонние факты хозяйственной деятельности возникают в деятельности организации в резуль­тате чрезвычайных обстоятельств и случайных явлений. В этих случаях организацией должны быть учтены убытки от стихийных бедствий, определены суммы материального ущерба в результате пожара, наводнения, засухи и т.д. и величина страхового возмещения.

Таблица 8.1 Классификация фактов хозяйственной деятельности

По отношению к контрагенту

По отношению к хозяйствующему субъекту (организации)

По уровню обобщённости

По времени совершения

По записи отражения на счетах

По форме изображения

По степени влияния на финансовое поло­жение

Фактически проведённые и признан­ные в от­чётном периоде

По законности правомерности отра­жения

По принадлежности к отчётному пе­риоду

Текущего отчётного периода

Отло­женные факты хозяйственной деятельности (доходы и расходы)

По отношению к валюте баланса

Изменения в активе баланса (1-й тип)

Изменения в пассиве баланса (2-й тип)

Изменения в активе и пассиве ба­ланса одновре­менно в сторону увели­чения (3-й тип)

Изменения в активе и пассиве ба­ланса одновре­менно в сторону уменьшения (4-й тип)

Классификация фактов хозяйственной деятельности на внешние и внутренние по отношению к организации обу­словлена внешней и внутренней средой. Внешние факты хозяйственной деятельности отражают информа­ционные связи, установленные организацией с другими контрагентами для осуществления текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. К этой группе можно отнести факты хозяйственной деятельности, отра­жающие учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, бюджетом по налогам и сборам и др. Внутренние факты хозяйственной деятельности характеризуют деловую актив­ность, протекающую во внутрен­ней среде организации. К ним относится: расчёт амортизационных отчислений, начислений за­работной платы персоналу, отпуск материальных ресурсов на производственные и управленческие нужды, формирование себестоимости продукции, то­варов, выполненных работ, оказанных услуг.

При выделении классификационного признака по уровню обобщённости следует выделять индивидуальные и обобщённые (группировочные) факты хозяйственной деятельности. Так, индивидуальные операции могут быть описаны показателем, характеризующим только один объект бухгал­терского учёта. Например, начисление амортизации по единице какого-либо оборудования, находящегося в цехах основного производ­ства. Группировка индивидуальных фактов хозяйственной деятельности по экономическому признаку позволяет представить информацию в обобщённом виде. Например, расчёты амортизации в разрезе структурных подразделений хозяйствующего субъекта позволяют опре­делить общую сумму начисленной амортизации в целом по предприятию и отразить её на счёте 02 (ежемесячно).

Длительность совершения фактов хозяйственной деятельности во времени оказывает влияние на порядок от­ражения их по учётным периодам. Данный классификационный признак является основанием выделе­ния разовых, длительных и абсолютных фактов хозяйственной деятельности. Так, разовые (моментальные) факты хозяйственной деятельности осуще­ствляются в течение одного учётного периода (месяц) или производственного цикла. В со­ставе таких фактов хозяйственной деятельности можно выделить вы­дачу заработной платы рабочим и служащим из кассы организации в определён­ные дни месяца; оприходование на склад материальных ресурсов при наличие всех подтверждающих документов; отнесение ежемесячных сумм начислен­ной амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов на счета производственных затрат и др.

Читайте также:  Специально юридический телеологический способ толкования

Факты хозяйственной деятельности, осуществляемые в течение нескольких учётных периодов, классифицируют как длительные.

К ним можно отнести операции по лизингу, текущей аренде, инвестиционной и финансовой деятельно­сти, финансовым вложениям и др. Абсолютные факты хозяйственной деятельности наступают вследствие истечения сроков исковой давности и списания дебиторской или кредиторской задолженности.

С позиций нормативно-правового регулирования факты хозяйственной деятельности классифицируют на правомерные и неправомерные. Факты хозяйственной деятельности, совершённые с со­блюдением правил бухучёта и норм соответст­вующего законодательства (трудового, финансового, гражданского, налогового и др.), следует считать правомерными. В против­ном случае факты хозяйственной деятельности будут неправо­мерными.

Классификация фактов хозяйственной деятельности по степени влияния на финансовое положение и принад­лежности к отчётному периоду дополняют друг друга. Перечень доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учёте при наличии соответствующих условий, определён ПБУ 9/9 и ПБУ 10/99. Для целей налогообложения необхо­димо руководствоваться ст. 249 и 250 НК РФ.

Содержанием ст. 249 и 250 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлено, что полученные налогопла­тельщиком доходы уменьшаются на сумму производственных расходов. Расхо­дами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком. При этом:

· под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;

· документально подтверждёнными расходами признаются затраты, подтвер­ждённые до­кументами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Этой же статьёй установлено, что расходами признаются особые расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной для получения дохода. Это означает, что если нет дохода, то и расходы не прини­маются для целей нало­гообложения.

Методы признания доходов и расходов в налоговом учёте определены содер­жанием ст. 272 и 273 НК РФ.

Говоря о классификации фактов хозяйственной деятельности, следует отме­тить, что существуют такие операции, которые отражаются в бухгалтерском учёте и финансовой от­чётности в особом порядке и называются условными.

Условный факт хозяйственной деятельности представляет собой хозяйствен­ную ситуа­цию, сложившуюся на отчётную дату, последствия которой могут возникнуть или не возникнуть только в будущем, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдёт или нет в будущем одно или несколько каких-либо событий (п. 3 ПБУ 8/01).

Примерный перечень условных фактов приведён в ПБУ 8/01, который включает:

· не завершённые на отчётную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком, и решения по которым мо­гут быть приняты лишь в последующие отчётные периоды;

· не разрешённые на отчётную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;

· выданные до отчётной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспе­чения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по кото­рым не наступили;

· учтенные (дисконтированные) до отчётной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчётной даты;

Читайте также:  Способ укладки короткой стрижки

· осуществлённые действия других организаций или лиц, в ре­зуль­тате которых организация должна получить компенсацию, величина которой явля­ется предметом судебного разбирательства;

· выданные организацией гарантийные обязательства в отношении продан­ных ею в отчётном периоде продукции, товаров, выполненных работ, ока­занных услуг;

· обязательства в отношении охраны окружающей среды;

· продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организа­ции, закры­тие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;

· другие аналогичные факты.

Этим же положением определены факты хозяйственной деятельности, которые нельзя классифицировать как условные:

· снижение или увеличение стоимости материально-производственных запа­сов и финан­совых вложений организации на отчётную дату;

· расходы организации, которые признаются в бухгалтерском учёте по получе­нии от поставщика платёжных документов (например, по оказывае­мым коммунальным ус­лугам, услугам телефонной связи и т.п.).

Решение о признании того или иного факта хозяйственной деятельности условным принимается бухгалтером организации в зависимости от степени уверенности в наступле­нии последствий, а также оценки вероятности их осуще­ствления.

Разграничение фактов хозяйственной деятельности по временным периодам (в части доходов и расходов) осуществляется в соответствии с принципом начис­ления и формиро­вания расходов по направлениям производимых выплат:

· расходы капитального характера;

· расходы будущих периодов;

Признание текущих расходов для целей бухгалтерского учёта осуществляется в том отчётном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты (предвари­тельной или последующей). Для признания расходов в целях налогообложения прибыли принимаются во внимание момент осуществления расходов, их состав и величина.

Расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, учитываются отдельно от текущих. К расходам капитального характера относят расходы (долгосрочные инвестиции), осуществляемые в форме капитального строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих организаций, приобретения основных средств, земельных участков, объектов природопользо­вания, создания нематериальных активов, формирования основного стада.

В состав расходов будущих периодов включаются расходы, понесённые организа­цией в данном отчётном периоде, но относящиеся к последующим (будущим) отчётным периодам. На открываемых субсчетах к данному счёту отражаются расходы, связанные со следующим:

· освоением производств новых видов продукции;

· подпиской на периодические издания (возможно отражение через счёт 60);

· арендной платой, перечисляемой в соответствии с договорами;

· приобретением проездных билетов и талонов;

· абонентской платой услуг телефонной связи, радиосвязи, интернет-связи;

· ремонтом арендованных нежилых помещений;

· платой процентов по кредиту и др.

Расходы будущих периодов включаются в состав расходов на производство продук­ции, выполненных работ, оказанных услуг как прямые расходы в течение установлен­ного для их списания срока и учитываются по определённой номенк­латуре статей. Ор­ганизация при принятии учётной политики устанавливает состав, сроки, порядок рас­пределения и списания расходов будущих периодов. Произведённые и документально оформленные расходы включаются в себестои­мость исходя из их содержания в соответ­ствии с действующими нормативными актами.

Отложенные расходы возникают в том случае, когда они признаются позже оп­лачен­ных счетов. Примером отложенных расходов являются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организа­ционные расходы, арендная плата и др. К данной категории в соответст­вии с ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» относят отложенные налоговые активы.

Читайте также:  Способы проверки доказательств являются

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева

Бухгалтерское дело в полиграфии

Учебное пособие

М.Д. Акатьева
Бухгалтерское дело в полиграфии
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Объ­ектом измерения в бухгалтерском учете выступают хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и ока­зывающие влияние на финансовое положение организации.

Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. орегаtio — действие) — это от­дельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в соста­ве и назначении источников этих средств», тем самым затрагивая имущественно-правовое положение предприятия.

Цикл текущих хозяйственных операций состоит из последовательно повторяемых стадий: снабжения (заготовления), производства и реализации продукции.

Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая категория бухгалтерского учета, являющаяся элемен­том хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или событие, приводящее к констатации имеющихся в наличии средств и источников организации или к изменению в их составе. Следовательно, факт хозяйственной деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений следует выделить понятия: состояние, действие, событие [9, с. 41].

Состояние — это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием при­знается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негатив­ных поступков материально-ответственных лиц, судебных исков и др.).

Совокупность фактов хозяйственной деятельности пред­ставляет собой объекты, характеризующие процессы деятельности и результаты деятельности. Группировка фактов хозяйственной дея­тельности предполагает их фиксацию, отражение информации в первичных документах и регистрацию в текущем учете.

Факты хозяйственной деятельности оказывают постоянное влияние на валюту баланса, что связано с изменением величины ста­тей как актива, так и пассива баланса. При этом существующие факты хозяйственной деятельности могут оказывать влияние одновременно и на статьи актива, и на статьи пассива баланса. При всем многообразии отражаемых фактов хозяйственной деятельности, осуществляемых в текущей, финансовой и инвестиционной дея­тельности, перечень изменений, происходящих под их влиянием, сводится к четырем типам. Достаточно подробно этот вопрос рас­сматривается при изучении курса «Теория бухгалтерского учета» [6].

В международной и российской практике ведения бухгалтерско­го учета существуют классификации фактов хозяйственной дея­тельности. Основой классификации является экономическое и юридическое содержание отражаемого на счетах факта хозяйствен­ной деятельности. Достаточно полной и объективной представляется следующая классификация фактов хозяйственной деятельности (табл. 3.1) [9, с. 41-42].

В практической деятельности бухгалтером применяются правила бухгалтерского учета, представляющие собой способы его ведения.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога­шения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствую­щие способы, методы и приемы.

Каждый факт хозяйственной деятельности бухгалтером организа­ции в обязательном порядке должен быть определен во времени, оце­нен и классифицирован в номенклатуре плана счетов и по видам.

Классификация фактов хозяйственной деятельности

Источник

Оцените статью
Разные способы