Что такое способ гаусса для 5 класса

Метод Гаусса или почему дети не понимают математику

Карл Фридрих Гаусс, величайший математик долгое время колебался, выбирая между философией и математикой. Возможно, именно такой склад ума позволил ему столь заметно «наследить» в мировой науке. В частности, создав «Метод Гаусса» .

. Почти 4 года статьи этого сайта касались школьного образования, в основном, со стороны философии, принципов (не)понимания, внедряемых в сознание детей. Приходит время бОльшей конкретики, примеров и методов . Я верю, что именно такой подход к привычным, запутанным и важным областям жизни дает лучшие результаты.

. Мы, люди так устроены, что сколько ни говори об абстрактном мышлении, но понимание всегда происходит через примеры. Если примеры отсутствуют, то принципы уловить невозможно . Как невозможно оказаться на вершине горы иначе, как пройдя весь ее склон от подножия.

Тоже и со школой: пока живых историй недостаточно мы инстинктивно продолжаем считать ее местом, где детей учат понимать.

Например, обучая методу Гаусса .

Метод Гаусса в 5 классе школы

Оговорюсь сразу: метод Гаусса имеет гораздо более широкое применение, например, при решении систем линейных уравнений. То, о чем мы будем говорить, проходят в 5 классе. Это начала, уяснив которые, гораздо легче разобраться в более «продвинутых вариантах». В этой статье мы говорим о методе (способе) Гаусса при нахождении суммы ряда

Вот пример, который принес из школы мой младший сын, посещающий 5 класс московской гимназии.

Школьная демонстрация метода Гаусса

. Учитель математики с использованием интерактивной доски (современные методы обучения ) показал детям презентацию истории «создания метода» маленьким Гауссом.

. Школьный учитель выпорол маленького Карла (устаревший метод, нынче в школах не применяется) за то, что тот,

. Этим и ценна математика, развивающая способность видеть общее в частном — абстрактное мышление. Поэтому большинство родителей и работодателей инстинктивно считают математику важной дисциплиной .

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов».

Однако, последователи тех, кто порол розгами будущих гениев, превратили Метод в нечто противоположное. Как 35 лет назад говорил мой научный руководитель: «Занаучили вопрос». Или как сказал вчера о методе Гаусса мой младший сын: «Может не стоит из этого большую науку делать-то, а?»

Последствия творчества «ученых» видны по уровню нынешней школьной математики, уровню ее преподавания и понимания «Царицы наук» большинством.

Методы объяснения метода Гаусса в 5 классе школы

Учитель математики московской гимназии, объясняя метод Гаусса по-Виленкину, усложнил задание.

Что, если разность (шаг) арифметической прогрессии будет не единица, а другое число? Например, 20.

Задача, которую он дал пятиклассникам:

посчитать сумму ряда чисел:

Прежде, чем познакомиться с гимназическим методом, заглянем в Сеть: как это делают школьные учителя — репетиторы по математике.

Метод Гаусса: объяснение №1

Известный репетитор на своем канале YOUTUBE приводит следующие рассуждения:

«запишем числа от 1 до 100 следующим образом:

1, 2, 3, . 48, 49, 50

100, 99, 98 . 53, 52, 51

«Обратите внимание: сумма каждой пары чисел из верхнего и нижнего рядов одинакова и равняется 101 ! Посчитаем количество пар, оно составляет 50 и умножим сумму одной пары на количество пар! Вуаля: Ответ готов!».

«Если вы не смогли понять — не расстраивайтесь!», — три раза в процессе объяснения повторил учитель. «Этот метод вы будете проходить в 9 классе!»

Метод Гаусса: объяснение №2

Другой репетитор, менее известный (судя по числу просмотров) использует более научный подход, предлагая алгоритм решения из 5 пунктов, которые необходимо выполнить последовательно.

Для непосвященных: 5 это одно из чисел Фибоначчи, традиционно считающееся магическим. Метод из 5 шагов всегда более научен, чем метод, например, из 6 шагов. . И это вряд ли случайность, скорее всего, Автор — скрытый приверженец теории Фибоначчи

Дана арифметическая прогрессия: 4, 10, 16 . 244, 250, 256.

Алгоритм нахождения суммы чисел ряда методом Гаусса:

4, 10, 16 . 244, 250, 256

256, 250, 244 . 16, 10, 4

Шаг 2: посчитать суммы пар чисел, расположенных в вертикальных рядах: 260.

Шаг 3: посчитать, сколько таких пар в числовом ряду. Для этого вычесть из максимального числа числового ряда минимальное и разделить на величину шага: (256 — 4) / 6 = 42.

При этом нужно помнить о правиле «Плюс один» : к полученному частному необходимо прибавить единицу: иначе мы получим результат, меньший на единицу, чем истинное число пар: 42 + 1 = 43.

  • Шаг 4: умножить сумму одной пары чисел на количество пар: 260 х 43 = 11 180
  • Шаг5: поскольку мы посчитали сумму пар чисел, то полученную сумму следует разделить на два: 11 180 / 2 = 5590.

    Это и есть искомая сумма арифметической прогрессии от 4 до 256 с разницей 6 !

    Метод Гаусса: объяснение в 5 классе московской гимназии

    А вот как требовалось решить задачу нахождения суммы ряда:

    20+40+60+ . +460+480+500

    в 5 классе московской гимназии, учебник Виленкина (со слов моего сына).

    . Показав презентацию, учительница математики показала пару примеров по методу Гаусса и дала классу задачу по нахождению суммы чисел ряда с шагом 20.

    При этом требовалось следующее:

  • Шаг 1: обязательно записать в тетради все числа ряда от 20 до 500 (с шагом 20).
  • Шаг 2: записать последовательно слагаемые — пары чисел: первого с последним, второго с предпоследним и т.д. и посчитать их суммы.

    Шаг 3: посчитать «сумму сумм» и найти сумму всего ряда.

    Как видим, это более компактная и эффективная методика: число 3 — также член последовательности Фибоначчи

    Мои комментарии к школьной версии метода Гаусса

    Великий математик определенно выбрал бы философию, если бы предвидел, во что превратят его «метод» последователи немецкого учителя, выпоровшего Карла розгами. Он узрел бы и символизм, и диалектическую спираль и неумирающую глупость «учителей», пытающихся измерить алгеброй непонимания гармонию живой математической мысли .

    Между прочим: знаете ли вы. что наша система образования уходит корнями в немецкую школу 18 — 19 веков?

    Но Гаусс выбрал математику.

    В чем суть его метода?

    Почему репетитор так настойчиво советовал пятиклассникам «не бояться непонимания» метода, убеждая, что «такие» задачи они будут решать аж в 9 классе? Психологически безграмотное действие. Удачным приемом было отметить: «Видите? Вы уже в 5 классе можете решать задачи, которые будете проходить только через 4 года! Какие вы молодцы!».

    Для использования метода Гаусса достаточно уровня 3 класса, когда нормальные дети уже умеют складывать, умножать и делить 2 -3 значные числа. Проблемы возникают из-за неспособности взрослых учителей, «не въезжающих», как объяснить простейшие вещи нормальным человеческим языком, не то что математическим . Не способных заинтересовать математикой и напрочь отбивающих охоту даже у «способных».

    . Или, как прокомментировал мой сын: «делающих из этого большую науку».

    Метод Гаусса, мои объяснения

    Нашему ребенку мы с супругой объясняли этот «метод», кажется, еще до школы .

    Простота вместо усложнения или игра в вопросы — ответы

    «»Посмотри, вот числа от 1 до 100. Что ты видишь?»

    «Как можно их сложить?» Сын уловил, что такие вопросы не задаются «просто так» и нужно взглянуть на вопрос «как-то по-другому, иначе, чем он делает обычно»

    «Что легче: сложить, например, 5 и 6 или 5 и 95?» Наводящий вопрос . Но ведь любое обучение и сводится к «наведению» человека на «ответ» — любым приемлемым для него способом.

    На этом этапе уже могут возникнуть догадки о том, как «сэкономить» на вычислениях.

    Если ребенок обнаружил, что сложение пар чисел, дающих в сумме сотню, плевое занятие, то «арифметическая прогрессия с разницей 1» — довольно муторная и неинтересная для ребенка вещь — вдруг для него обрела жизнь. Из хаоса возник порядок, а это всегда вызывает энтузиазм: так мы устроены!

    Зачем заставлять тупо переписывать числа последовательности в тетрадь: чтобы даже у способных не возникло и единого шанса на понимание? Статистически, конечно, а ведь массовое образование заточено на «статистику» .

    Куда делся ноль?

    И все-таки складывать числа, дающие в сумме 100 для ума гораздо более приемлемо, чем дающие 101 .

    «Школьный метод Гаусса» требует именно этого: бездумно складывать равноотстоящие от центра прогрессии пары чисел, несмотря ни на что.

    А если посмотреть?

    Все-таки ноль — величайшее изобретение человечества, которому более 2 000 лет. А учителя математики продолжают его игнорировать.

    Как упразднить «правило плюс 1»?

    Если честно, то я о таком правиле впервые услышал от того ютубовского репетитора .

    Как я до сих пор поступаю, когда требуется определить количество членов какого-нибудь ряда?

    Смотрю на последовательность:

    а когда совсем устал, то на более простой ряд:

    и прикидываю: если вычесть из 5 единицу, то получится 4, но я совершенно ясно вижу 5 чисел! Следовательно, нужно прибавить единицу! Чувство числа, развитое в начальной школе, подсказывает: даже если членов ряда будет целый гугл (10 в сотой степени), закономерность останется той же.

    Чтобы через пару — тройку лет заполнить все пространство между лбом и затылком и перестать соображать? А зарабатывать на хлеб с маслом как? Ведь мы ровными шеренгами движемся в эпоху цифровой экономики!

    Еще о школьном методе Гаусса: «зачем науку-то из этого делать. «

    Я не зря разместил скриншот из тетрадки сына.

    «Что там было, на уроке?»

    «Ну, я сосчитал сразу, поднял руку, но она не спросила. Поэтому, пока остальные считали я стал делать ДЗ по русскому языку, чтобы не тратить время. Потом, когда остальные дописали (. ), она вызвала меня к доске. Я сказал ответ.»

    «Правильно, покажи, как ты решал», — сказала учительница. Я показал. Она сказала: «Неправильно, нужно считать так, как я показала!»

    «Хорошо, что двойку не поставила. И заставила написать в тетради «ход решения» по-ихнему. Зачем науку-то большую из этого делать. «

    Главное преступление учителя математики

    Вряд ли после того случая Карл Гаусс испытал высокое чувство уважения по отношению к школьному учителю математики. Но если бы он знал, как последователи того учителя извратят самую суть метода . он взревел бы от негодования и через Всемирную организацию интеллектуальной собственности ВОИС добился запрета на использование своего честного имени в школьных учебниках.

    В чем главная ошибка школьного подхода? Или, как я выразился — преступление школьных учителей математики против детей?

    Алгоритм непонимания

    Что делают школьные методисты, абсолютное большинство которых думать не умеет ни фига?

    Создают методики и алгоритмы (см. статью об этом). Это защитная реакция, предохраняющая учителей от критики («Все делается согласно . «), а детей — от понимания. И таким образом — от желания критиковать учителей! (Вторая производная чиновничьей «мудрости», научный подход к проблеме ). Человек не улавливая смысл скорее будет пенять на собственное непонимание, а не на тупость школьной системы.

    Что и происходит: родители пеняют на детей, а учителя . то же на детей, «не понимающих математику.

    Что сделал маленький Карл?

    Абсолютно нешаблонно подошел к шаблонной задаче. Это квинтэссенция Его подхода. Это главное, чему следует учить в школе: думать не учебниками, а головой. Конечно, есть и инструментальная составляющая, которую вполне можно использовать . в поисках более простых и эффективных методов счета.

    Метод Гаусса по-Виленкину

    В школе учат, что метод Гаусса состоит в том, чтобы

  • попарно находить суммы чисел, равноотстоящих от краев числового ряда, непременно начиная с краев!
  • находить число таких пар и т.д.

    что, если число элементов ряда окажется нечетным, как в задаче, которую задали сыну.

    «Подвох» состоит в том, что в этом случае следует обнаружить «лишнее» число ряда и прибавить его к сумме пар. В нашем примере это число 260.

    Как обнаружить? Переписывая все пары чисел в тетрадь! (Именно почему учительница заставила детей делать эту тупую работу, пытаясь научить «творчеству» методом Гаусса . И именно поэтому такой «метод» практически неприменим к большим рядам данных, И именно поэтому он не является методом Гаусса).

    Немного творчества в школьной рутине .

    Сын же поступил иначе.

    Сначала он отметил, что умножать легче число 500, а не 520

    (20 + 500, 40 + 480 . ).

  • Потом он прикинул: количество шагов оказалось нечетным: 500 / 20 = 25.
  • Тогда он в начало ряда добавил НОЛЬ (хотя можно было и отбросить последний член ряда, что также обеспечило бы четность) и сложил числа, дающие в сумме 500

    А практически делается еще легче, что и позволяет выкроить 2-3 минуты на ДЗ по русскому, пока остальные «считают». К тому же сохраняет количество шагов методики: 5, что не позволяет критиковать подход за антинаучность.

    Явно этот подход проще, быстрее и универсальнее, в стиле Метода. Но . учительница не то, что не похвалила, но и заставила переписать «правильным образом» (см. скриншот). То есть предприняла отчаянную попытку задушить творческий импульс и способность понимать математику на корню! Видимо, чтобы потом наняться репетитором . Не на того напала .

    Все, что я так долго и нудно описал можно объяснить нормальному ребенку максимум за полчаса. Вместе с примерами.

    Причем так, что он это никогда не забудет.

    И это будет шаг к пониманию . не только математики.

    Признайтесь: сколько раз в жизни вы складывали методом Гаусса? И я ни разу!

    Но инстинкт понимания, который развивается (или гасится) в процессе изучения математических методов в школе . О. Это поистине незаменимая вещь!

    Особенно в век всеобщей цифровизации, в который мы незаметно вошли под чутким руководством Партии и Правительства.

    Несколько слов в защиту учителей .

    Несправедливо и неправильно всю ответственность за такой стиль обучения сваливать исключительно на школьных учителей. Действует система.

    Некоторые учителя понимают абсурдность происходящего, но что делать? Закон об образовании, ФГОСы, методики, технологические карты уроков . Все должно делаться «в соответствии и на основании» и все должно быть задокументировано. Шаг в сторону — встал в очередь на увольнение. Не будем ханжами: зарплата московских учителей ну очень неплохая . Уволят — куда идти.

    Поэтому сайт этот не об образовании. Он об индивидуальном образовании, единственно возможном способе выбраться из толпы поколения Z .

    Источник

    Читайте также:  Модель трех вопросов способ
  • Оцените статью
    Разные способы