Что такое способ финансирования предприятия

Источники финансирования

Источники финансирования (финансовые инструменты)

Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирова­ния:

  1. Финансирование из внутренних источников.
  2. Финансирование из привлеченных средств.
  3. Финансирование из заемных средств.
  4. Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.

Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.

Особенности внешних источников:

1. Привлеченные инвестиции:

  • инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;
  • инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
  • доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компа­нии.

2. Заемные инвестиции:

  • компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
  • заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
  • компания платит за полученный заем проценты;
  • компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников);
  • если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;
  • после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.

При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:

  • продажа доли финансовому инвестору;
  • продажа доли стратегическому инвестору;
  • венчурное финансирование;
  • публичное предложение ценных бумаг (IPO);
  • закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
  • выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
  • банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
  • коммерческий (товарный) кредит;
  • государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
  • облигационный заем;
  • проектное финансирование;
  • страхование экспортных операций;
  • лизинг;
  • франчайзинг;
  • факторинг;
  • форфейтинг;
  • гранты и благотворительные взносы;
  • соглашение об исследованиях и разработках;
  • государственное финансирование;
  • выпуск векселя;
  • взаимозачет;
  • бартер;
  • другие.

Ниже рассматриваются наиболее характерные для России финансовые инструменты.

Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору

Выделяются два типа долевых инвесторов.

Инвестор финансового типа:

  • стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
  • не стремится к приобретению контрольного пакета;
  • не стремится сменить менеджмент компании;
  • предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;
  • обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.

В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.

Инвестор стратегического типа:

  • стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
  • стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
  • активно участвует в управлении компанией;
  • в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
  • «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.

При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересоваными в получении полного контроля над бизнесом.

Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию».

Управление дебиторской задолженностью

Менеджеры, ответственные за сделки на условиях коммерческого кредита, обязаны тщательно контролировать итоги дебиторской задолженности. Грамотные менеджеры всегда ищут пути удовлетворения потребностей в кредите своих клиентов, при этом достигая собственные цели и выполняя обязанности по поддержанию притока денежных средств в компанию.
Большая компания может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать задолженность каждого клиента, поэтому система контроля дебиторской задолженности должна быть построена так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации и автоматически показать клиентов с критическим несоответствием.

Выделяют следующие основные методы контроля дебиторской задолженности:

  1. График «старения»
  2. Дни неоплаченных продаж
  3. Матрица остатков

Предоставление коммерческого кредита всегда связано с риском неплатежей. Хорошо, если оплаты производятся полностью и своевременно, но обычно бывает не так. Поэтому важно правильно организовать процедуру получения денег по счетам, подлежащим оплате, особенно в случае просрочки платежа.

Выделяют несколько подходов к инкассации долгов.

  1. Напоминание письмом. Подход применяется даже для непросроченных долгов для того, чтобы напомнить покупателю, что поставщик помнит о нем и контролирует оплату долга. Рекомендуется не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминают о сроках и сумме (доле) остатков, подлежащих оплате.
  2. Выяснение причин правонарушения. Если долг остается неоплаченным в срок, то полезно связаться или лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину правонарушения. Надо как можно скорее понять, невызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (например, качеством, ассортиментом), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента. После выяснения причины задержки оплаты следует принимать решение: ожидать ли погашения долга клиентом, применять к клиенту меры воздействия с целью добиться оплаты долга или признать долг безнадежным.
  3. Ситуация неоплаты в случае со скидкой. Иногда возникает ситуация, когда клиент, имеющий право на получение скидки, неожиданно не платит в льготный период.
    В таком случае необходимо требовать платежа на всю сумму счета. Однако если этот случай – скорее исключение, а клиент очень важен для компании, можно не обратить на это внимание и не портить отношений.
    Наиболее гибким путем решения проблемы будет разрешение клиенту сохранить скидку даже в случае несвое­временного платежа в льготном периоде, если клиент согласится на досрочную оплату следующего счета.
  4. Минимизация расходов по сбору задолженности и безнадежных долгов. При сборе просроченной задолженности необходимо иметь в виду, что процесс сбора средств может дорого обойтись продавцу как из-за прямых расходов, с ним связанных, так и из-за испорченных отношений с клиентами. Поэтому необходимо оценивать уровень затрат, связанных со сбором задолженности, не допускать чрезмерных расходов, не оправдывающих результата. В качестве цели желательно предотвратить необоснованное затягивание денежного цикла и свести к нулю уровень несобранных средств. В случае остатка несобранных средств, расходы на сбор которых оцениваются как высокие, следует списать безнадежные долги. На практике всегда присутствует доля такой задолженности от общей суммы дебиторского долга, и менеджерам необходимо стремиться к ее минимизации.
    • GDR – глобальные депозитарные расписки, ориентированы на обращение на глобальных финансовых рынках.

Проектное финансирование

Проектное финансирование – совокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Проектное финансирование – сравнительно молодой и перспективный комплексный финансовый инструмент, который отличается следующими особенностями.

Читайте также:  Недостаток трансдермального способа введения лекарственных средств

Объект вложения средств инвесторов – конкретный инвестиционный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств.
Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную так называемую проектную компанию.

  • Источник возврата вложенных средств – прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов).
  • В рамках комплекса финансирования могут использоваться многообразные источники и формы финансирования (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).
  • Отсутствие типичного для банков инструмента гарантий (это не исключает получение ряда гарантий на разных этапах проекта), основная гарантия – будущий поток денежных средств (cash flow).
  • При проектном финансировании для инвесторов могут использоваться следующие гарантии:

    • залоги всех денежных поступлений проектной компании в пользу кредиторов;
    • договор управления проектом для обеспечения надлежащей эксплуатации;
    • право кредитора на его вступление в наиболее существенные договоры и права по проекту;
    • гарантированные договоры по обеспечению сырьем;
    • гарантированные договоры по сбыту продукции;
    • договоры на техническую поддержку и профилактический ремонт;
    • пакет страховочных гарантий;
    • договор концессии/передачи;
    • возможные государственные инвестиционные льготы (льготное налогообложение, освобождение от импортных пошлин);
    • механизмы для исключения рисков конвертации и перевода валюты.

    Для обеспечения полного финансирования проекта могут использоваться следующие гарантии:

    • юридические гарантии;
    • резервные фонды;
    • залоги, депозиты на специальных счетах;
    • банковские гарантии и поручительства;
    • резервные кредиты поддержки;
    • контракты с фиксированной ценой;
    • банковские счета с особым режимом (в том числе аккредитивы);
    • обязательства учредителей (спонсоров) по дополнительным взносам в капитал проектной компании;
    • страхование кредитов от риска непогашения, проектных активов и грузов от риска потери, страхование прибыли, ответственности разработчиков проекта, строительных и других рисков;
    • хеджирование.

    Проектное финансирование – прогрессивный инструмент будущего. Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы.

    В схеме проектного финансирования принимают участие различные лица. Банк может выступать как организатор проекта, финансовый консультант и соинвестор.

    Источник

    Откуда бизнесу взять деньги

    Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов

    Андрей Фоменко

    Директор финансового департамента «Нескучных финансов»

    У предпринимателя есть несколько способов привлечь деньги на развитие бизнеса. Среди них — заключить сделку с инвестором, объявить сбор через краундфандинг, получить субсидии или кредит. Рассказываем о каждом способе.

    Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги

    Деньги — это главный актив бизнеса. Все просто: если их нет, бизнес не работает.

    Кажется, вот компания заработала, владелец получил деньги на счет — и все, больше никаких трат. Так не выйдет: если бизнес хочет развиваться, придется закупать, нанимать сотрудников, платить им зарплату.

    По большей части схема такая: вложил рубль — получил с него два.

    Магазин купил ящик фруктов за 500 ₽, продал за 650 ₽. Разница между тем, что вложил, и тем, что получил от клиентов, — заработок бизнеса. В этом примере — 150 ₽. В следующий раз магазин хочет купить уже два ящика, чтобы продать и заработать 300 ₽. Для того, чтобы закупить больше фруктов нужны деньги.

    В реальности бизнес всегда хочет тратить больше, чем зарабатывает — это нужно, чтобы масштабироваться и расти. Поэтому без привлечения инвестиций довольно сложно обойтись.

    Три группы источников финансирования

    Можно попробовать развиваться на собственные деньги. Это когда ты инвестируешь свою чистую прибыль в бизнес. Например, закрыл сделку на 500 000 ₽, понес расходы на 350 000 ₽, а 150 000 ₽ оставил в бизнесе. Но так получается не всегда. Расходов может оказаться больше, а 150 000 ₽ не хватит на то, чтобы обогнать конкурента. Поэтому компании ищут источники дополнительных денег.

    Обычно, когда компания привлекает заемные средства, это называется «финансовый рычаг». При правильном подходе он показывает, каким будет эффект от заемных средств.

    Источники финансирования можно поделить на группы:

    1. Условно-бесплатные деньги. Это когда берешь взаймы, но не платишь за использование денег. Взял 100 тысяч рублей — отдал 100 тысяч. А есть варианты, когда и отдавать не нужно.
    2. Инвестиции. За них предприниматель платит — например, передает долю в компании. Еще один человек становится совладельцем и получает право на прибыль.
    3. Кредит. За него предприниматель тоже платит — основной долг и вознаграждение банку. Это может быть фиксированная сумма или процент.

    Это условное деление. Скажем, друг может дать взаймы просто так, а может под процент, но меньший, чем в банке. Но в большинстве случаев такое деление совпадает с реальностью.

    Условно-бесплатные деньги

    Первая группа источников финансирования — условно-бесплатная помощь. Вот как можно взять деньги:

    1. Уговорить родителей или друзей вложиться в ваш бизнес.
    2. Получить деньги или помощь от государства. Это гранты, субсидии, оплата услуг.
    3. Попросить незнакомых людей скинуться. Это называется «краудфандинг»: люди сбрасываются на проект, который считают интересным. Просто так. По механике напоминает благотворительность, только люди помогают не хоспису, а бизнесу.

    Друзья и семья. Обычно у друзей и семьи занимают посильные суммы. Например, родители продали квартиру дедушки и готовы одолжить сыну треть ее стоимости. Так в качестве поддержки предприниматель получает 300 тысяч рублей.

    Сколько удастся занять — зависит от семьи и отношений. Одна семья спокойно расстается с миллионом, у другой и лишних ста тысяч нет.

    Ограничения ❌ Плюсы ✅
    Скорее всего, получится занять один раз, потому что свободных денег обычно не так много.

    Например, занял 300 тысяч рублей на запуск магазина. Через год понадобилось еще 200 тысяч рублей, а у семьи свободных денег уже нет.

    Семья или друг могут решить, что они не просто дали в долг, а стали партнерами. Поэтому начнут бесконечно советовать и просить отчитаться перед ними Обычно дают в долг без процентов, поэтому на них можно сэкономить.

    Можно договориться не возвращать

    Гранты и субсидии от государства. Во многих регионах России действуют программы развития предпринимательства. Благодаря им бизнес просто так получает деньги или услуги. Сколько можно получить и на каких условиях — зависит от региона и бизнеса

    Ограничения ❌ Плюсы ✅
    Деньги может получить определенный бизнес из определенной сферы. Например, открыть таким способом сигаретную лавку не получится, потому что сигареты вредят здоровью. Государство не выделяет деньги на «вредный» бизнес.

    Деньги можно потратить только на согласованную цель, а не на что хочешь. Например, фитнес-центр получил субсидию на закупку тренажеров, а сам оплатил аренду из этих денег. Аренда — нецелевое использование, субсидию придется вернуть.

    Суммы зависят от типа программы и от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до миллиона рублей на бизнес по франшизе. Но в другом городе такой программы может и не быть. О поддержке малого бизнеса.

    Чтобы получить государственную поддержку, нужно готовить большой комплект документов. Тратятся бюджетные деньги, поэтому государство хочет быть уверенным, что они пойдут на бизнес, а не на новый Майбах. Все это влияет на время получения денег: процесс может занять и месяц, и два.

    Документы собираются для заявки на участие, а потом — чтобы отчитаться за использование денег Не надо возвращать деньги. Но при условии, что они пошли на согласованную с государством цель

    Краудфандинг. Краудфандинг — общий термин для совместного финансирования проектов. Есть два основных варианта:

    1. Деньги нужно возвращать. В этом случае деньги привлекаются через кредитование. Например, компания получает деньги от физлиц под определенный процент. Об этом мы поговорим в разделе о кредитах.
    2. Деньги возвращать не нужно. Деньги привлекаются в обмен на сам продукт или нематериальное вознаграждение. Это называется ревордс-краудфандинг, от английского слова rewards — награды. Но чаще всего в СМИ и соцсетях пишут просто «краудфандинг». О нем мы говорим в этом разделе.

    Краудфандинг помогает привлечь деньги на новый продукт. Это может быть материальное — техника, печатная книга — или нематериальное: фильм, музыкальный альбом, игра.

    Известные зарубежные платформы для краудфандинга — Индигоугоу и Кикстартер, российские — Планета и Бумстартер.

    Отечественный фильм «28 панфиловцев» собрал 3 млн рублей через российскую площадку «Бумстартер». Описание проекта на платформе.

    Производитель умных часов Pebble собрал более 20 млн долларов на «Кикстартере». Первый миллион компания получила за 50 минут.

    Деньги вкладывают обычные люди, каждый — сколько считает нужным. За свою помощь они получают бонусы: скажем, доступ к вебинару, скидку, благодарственное письмо, право первыми купить товар. Это все равно что быть первым в очереди за новым Айфоном.

    Чтобы заинтересовать проектом, авторы максимально красочно рассказывают о нем. Для этого используют специальные платформы.

    Ограничения ❌ Плюсы ✅
    Обычно деньги получают инновационные бизнесы с инновационным продуктом или творческие проекты.

    Например, умные часы, которые делают всё, разве что дом не строят. А вот деньги на вторую шаурмячную не получить.

    Непредсказуемо. Нельзя заранее оценить, сколько денег удастся получить. Может, пользователям понравится идея и они вложат несколько миллионов, а может — ничего Можно собрать любую сумму. Вопрос в продвижении.

    Есть платформы, где не надо возвращать деньги, даже если проект не запустился

    Инвестиции

    Предприниматель может получить инвестиции: деньги, недвижимость, оборудование или любые другие ценные ресурсы для бизнеса.

    Возможные источники инвестиций:

    1. Коммерческие фонды. Например, фонды, которые вкладывают в : Run Capital и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
    2. Фонды с господдержкой. Например, Фонд развития промышленности при Минпромторге, он финансирует только промышленность.
    3. Частные инвесторы.

    В инвестициях полезно разделять понятия, которые кажутся близкими по смыслу. Давайте сначала разберемся с партнером и инвестором:

    1. Партнер — тот, кто участвует в бизнесе, как будто в компании два генеральных директора и они вместе развивают бизнес.
    2. Инвесторы вкладывают деньги и могут давать советы, но они не участвуют в ежедневной работе компании. Их можно сравнить с внешним консультантом.

    Если забыть о разнице, есть риск навредить себе, например лишиться сделки совсем или подписать контракт, но на невыгодных для себя условиях.

    Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта

    Если привлекает партнера. Тогда он предлагает брату — шеф-повару в крупном ресторане — вложить деньги и стать вторым управленцем: приходить в кафе каждый день, помогать с меню, нанимать официантов, закупать продукты. Брат становится партнером.

    Если привлекает инвестора. Предприниматель знакомится с опытным ресторатором, у которого своя сеть. Ему нравится бизнес, он готов вложить деньги и консультировать предпринимателя.

    Ресторатор будет приезжать раз в месяц, смотреть цифры бизнеса, общаться с ключевыми сотрудниками и говорить, что бы он улучшил на месте предпринимателя. Но настаивать не будет. Его цель — вложить и получить деньги с прибылью.

    Теперь разберемся с профессионалами и условно любителями. Профессионалы системно зарабатывают на инвестициях, чаще всего вкладывают сразу во много компаний. Один из них — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он вложил в более чем 400 компаний.

    Случайные инвесторы — это когда инвестиции не стали основным заработком. Допустим, предприниматель предложил другу вложить деньги в бизнес. Тот поверил в идею и дал миллион рублей из накоплений. При этом друг работает в штате банка и зарабатывает на своей профессии, а не инвестициях.

    Инвестиции подходят не всем бизнесам, могут быть юридические и бизнес-ограничения. Это большая тема, поэтому в этой статье мы разберем только основные моменты

    Юридически долю можно получить только в ООО, ИП на доли не делится. Поэтому инвесторы вкладывают в компании, а индивидуальные предприниматели могут получить только заемные деньги.

    За инвестиции надо платить. Предприниматель и инвестор договариваются, что тот передает ресурсы на определенных условиях. Чаще всего это деньги в обмен на долю в бизнесе, так что инвестор становится соучредителем. Например, инвестор вкладывает миллион рублей и получает долю в компании — 20%.

    Инвестору выгодно вкладываться в бизнес, потому что он получает право:

    1. Принимать решения и влиять на управление компанией. Например, закрыть одну из торговых точек, потому что она убыточная. Или требовать отчетов раз в неделю.
    2. Получать дивиденды. Это часть прибыли, которую получают все, у кого есть доля в компании. Обычно дивиденды выплачивают пропорционально доле.

    Приведем простой пример.

    У компании два учредителя: у одного доля в 60%, у другого — 40%. Всего выплачивается дивидендов на 100 тысяч рублей.

    Доля учредителей в дивидендах равна их доле в компании. Это значит, что учредитель с долей в 60% получает 60 тысяч, а второй — 40 тысяч.

    Размер выплаты инвестору зависит от прибыли: чем она выше, тем больше надо платить.

    Партнер вложил миллион в обмен на долю в компании 20%. Если у компании есть прибыль и она распределяет дивиденды, партнер получает часть этой прибыли.

    Если общая сумма дивидендов 100 тысяч — он получает 20 тысяч.

    Если дивиденды 10 млн — партнер получает 2 млн.

    Когда говорят об инвестициях, часто произносят термин «стартап». Есть инвесторы, которые вкладываются только в стартапы.

    Стартап — компания, которая только-только начала работу. Но это не любой бизнес. Чтобы называться стартапом, бизнес должен быть инновационным, поэтому обычно стартапы — это . Например, производители или разработчики:

    • умных весов;
    • фитнес-трекера;
    • приложения для ведения дел;
    • онлайн-сервиса по подбору одежды от стилистов.

    Шаурмячная, продуктовый магазин, оптовая база не считаются стартапами. Такие компании называются классическим, или традиционным, бизнесом. У большинства наших клиентов именно такой бизнес. Поэтому они не смогут получить деньги от инвесторов, которые поддерживают стартапы.

    Нет универсальных условий инвестирования, они зависят от инвестора и бизнеса. Предприниматель может договориться с частным инвестором, что тот не будет получать дивиденды в ближайшие два года, потому что деньги пойдут на развитие компании. А фонд может включить в договор требование, что, если прибыль падает до определенного уровня, он выходит из компании и забирает свои деньги.

    Условия фиксируются в документах, а что это за документы — тоже зависит от бизнеса и инвестора. Например, если салон красоты привлекает партнера, они подписывают партнерское соглашение и корпоративный договор. Суть одна: чем больше документов подготовить и чем точнее их составить, тем меньше риск получить проблемы.

    Ограничения ❌ Плюсы ✅
    За инвестиции нужно платить. В обмен на ресурсы предприниматель передает долю в компании, а вместе с ней — право на дивиденды и управление.

    Выплата инвестору зависит от размера прибыли. Чем прибыль выше, тем больше надо отдавать.

    С частным инвестором есть риск постоянно тратить время и силы на споры.

    Предприниматель уверен, что не надо закрывать точку, даже если она убыточная, а партнер считает иначе. И начинаются споры, хотя время можно было бы вложить во еще.

    Крупные компании могут выйти на публичную биржу. Но это сложный процесс, и он требует договоренностей с участниками финансового рынка Помощь в бизнесе. Можно получить не только деньги, но и знания и помощь в бизнесе.

    Деньги можно получать несколько раз. Инвестор может вложить деньги раз или вкладываться частями весь срок партнерства

    Кредитование

    Еще один источник финансирования — кредит. Его выдают не только банки, но и государство, платформы для P2B-кредитования и микрофинансовые организации. Для удобства будем называть их кредиторами.

    Процесс получения денег в целом одинаковый независимо от кредиторов:

    1. Компания подает заявку со сведениями о бизнесе, подтверждает их документами.
    2. Кредитор проверяет данные и называет условия.
    3. Если компании они подходят, кредитор и компания подписывают договор.
    4. Компания получает деньги.
    5. Через определенное время она их возвращает.

    Государственные кредиты. Есть федеральные и региональные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Их основной плюс — кредит можно взять под небольшой процент. Минус — получить деньги довольно сложно, потому что нужно собрать сотню документов.

    Для бизнеса работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ей принадлежит МСП Банк и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса.

    Задача МСП Банка — выдать кредит под низкий процент. МСП Банк работает с другими банками, своими партнерами и предоставляет деньги предпринимателям, в том числе через коммерческие банки. Поэтому клиенты коммерческих банков также получают кредиты и под меньший процент, чем если бы их выдавали сами коммерческие банки. Сайт банка

    Например, производитель детской одежды из Перми получил 3 млн рублей под 9,6% годовых. Коротко о бизнесе

    Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создаются при поддержке правительства и есть почти в каждом регионе. Их цель — помогать бизнесу с кредитами и лизингом.

    В рамках поддержки бизнеса в период пандемии появляются разные программы кредитования, их условия и срок действия — отдельная тема, и в этой статье мы не будем их касаться.

    Краудлендинг, или P2B-платформы. Есть такой инструмент привлечения денег — краудфандинг. В нем два сегмента: деньги можно получить просто так, в качестве благотворительности, а можно через инструмент кредитования. О благотворительности мы уже рассказали, теперь очередь за кредитованием.

    Для кредитования работают специальные платформы, у них похожие названия и механика работы. Разница в том, кто становится заемщиком, а кто дает деньги. Есть такие варианты:

    • P2B → кредитование компаний;
    • B2B → компании кредитуют другие компании;
    • P2P → кредитование физлиц. Мы рассказываем только о бизнесе, поэтому не касаемся этой темы.

    Наиболее популярная модель для бизнеса — P2B-платформы. С их помощью физические лица дают в долг бизнесу, а тот возвращает с процентами.

    Предприниматели собирают деньги на закупку оборудования или товара, ремонт помещения, открытие новой торговой точки и другие нужды бизнеса. Чтобы привлечь кредиторов, они публикуют на платформе информацию о себе и объявляют цель сбора денег.

    Платформы предварительно проверяют компании и выставляют на обозрение, потом физлица выбирают компании, которые считают надежными, и дают им деньги. Одна компания может получить деньги от десятков кредиторов.

    Каждая платформа устанавливает свои правила. Есть платформа, где минимальная сумма, которую может дать кредитор, — 10 тысяч рублей, а есть и платформа с порогом 100 тысяч. Одна может требовать срока работы бизнеса не менее трех месяцев, другая — не меньше года.

    Микрофинансовые организации — компании, которые выдают деньги под процент. Это их единственная услуга. Сокращенно такие организации называют МФО.

    В целом процесс напоминает выдачу кредита в банке: компания подает заявку, доказывает свою финансовую надежность и получает деньги, если все в порядке. Список документов для подачи заявки такой же, как в банке, не короче.

    Банк. У банков есть разные программы кредитования. Они могут отличаться механикой выдачи денег, например одной суммой или траншами, необходимостью обеспечения. Допустим, под залог недвижимости или под победу в гостендере.

    Ограничения ❌ Плюсы ✅
    Деньги в любом случае придется отдавать, даже если нет прибыли. Если не вернуть, кредитор подаст в суд.

    За использование есть плата — процент или фиксированная сумма. Условия зависят от кредиторов: может быть и 7, и 130% годовых.

    Чтобы получить деньги, нужно доказать финансовую надежность бизнеса. Поэтому компания сначала подает заявку, ее оценивают и только потом предлагают условия Заемщик остается главным человеком в бизнесе. Кредитор не влияет на управление компанией.

    Предсказуемая нагрузка на бизнес. Предприниматель точно знает, какую сумму и когда ему нужно возвращать, поэтому можно просчитать, сколько следует зарабатывать, чтобы хватало на возврат долга.

    Выплата не зависит от прибыли. Например, предприниматель взял миллион под 20% годовых, через год отдал миллион и 111 тысяч рублей. И неважно, какая у компании прибыль: она всегда платит сверху только 111 тысяч рублей

    Сравнение источников финансирования

    Способы финансирования отличаются условиями. Чтобы было проще ориентироваться, мы собрали таблицу. В ней основные критерии для сравнения.

    Критерий Условно-бесплатные Инвестиции Кредитование
    Есть ли ограничения для получения денег У семьи и друзей — нет.

    У государства — есть. Выдают деньги под определенный бизнес и на определенной стадии развития.

    Через краудфандинг — есть. Обычно деньги получают инновационные или творческие проекты Есть, они зависят от инвесторов. Например, много инвесторов только для новых Есть. Деньги получают компании, которые докажут, что смогут вернуть долг Насколько велика вероятность, что бизнес получит деньги У семьи и друзей — . Если деньги есть, то могут спокойно одолжить. Но такая возможность есть не у всех.

    Через краудфандинг — низкая. Есть риск не заинтересовать проектом.

    От государства — низкая. Нужно обосновать необходимость денег и важность проекта. А главное — попасть под критерии отбора Средняя.

    Нужно найти инвестора, который заинтересуется бизнесом, договориться об условиях.

    Источник

    Читайте также:  Способ решения магических квадратов
    Оцените статью
    Разные способы