- Понятие аккредитива и его виды
- Что собой представляет аккредитив?
- Основные особенности
- Преимущества и недостатки аккредитива
- Разновидности аккредитивов
- Формы расчетов по аккредитиву
- Как работает аккредитив
- Основные виды аккредитивов согласно UCP600
- Стороны-участники по документарному аккредитиву
- Принцип независимости (автономности) аккредитива, его документарный характер
- Основные этапы сделки, предусматривающей аккредитивную форму расчетов
- Перечень документов, требуемых для оплаты
- Дополнительные условия аккредитива
- Язык документов
- Срок для представления документов
Понятие аккредитива и его виды
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Аккредитив – счет в банковском учреждении, посредством которого осуществляются торговые операции. Повсеместно используется практически во всех развитых странах, распространяется и внутри российского рынка. Основное назначение аккредитива – обеспечение финансовой безопасности в рамках торговых взаимоотношений.
Что собой представляет аккредитив?
Деятельность любой крупной компании сопряжена с заключением сделок, разветвленными партнерскими отношениями. Данная сфера богата недобросовестными людьми, а потому возникает насущная необходимость в обеспечении защиты своего предприятия. В качестве защитной функции и выступают аккредитивы. Это надежный банковский инструмент для финансовой безопасности.
Аккредитив – это счет, открытый в банке, на котором резервируются деньги. Используется при проведении торговых операций. Средства на него поступают от отправителя. Получателю они выдаются только в том случае, если он выполнил все пункты договора по сделке.
Банк является гарантом. Его функция в рамках операции – выдача средств и ответственность за это. Деньги предоставляются только при выполненных условиях, определенных отправителем или обоими участниками сделки. Применяться данная форма взаиморасчетов может и между российскими партнерами, и при международных операциях.
Вопрос: Применяется ли для целей налога на прибыль ст. 269 НК РФ при учете в расходах комиссионного вознаграждения, уплаченного по аккредитиву (ст. 269 НК РФ)?
Посмотреть ответ
ВНИМАНИЕ! Аккредитив предполагает участие двух финансовых учреждений. Это банк-эмитент и банк-исполнитель.
Основные особенности
Аккредитив – сравнительно новая форма расчетов на российском рынке. Не все ею пользуются, что вызвано, зачастую, непониманием механизма подобных сделок. Объяснить его проще на примере поэтапной работы аккредитива:
- Заключение договора между партнерами. В документе должны быть оговорены условия, при которых деньги будут переведены от одного лица к другому.
- Одна из сторон сделки обращается в банковское учреждение и открывает счет. На нем резервируется сумма, прописанная в договоре. К примеру, если поставщику нужно заплатить 500 000 рублей, то вносимая на счет сумма будет аналогичной.
- Поставщик также обращается в банк-исполнитель. В учреждение относятся ценные бумаги.
- Банк-эмитент предоставляет банку-исполнителю сведения о том, что был открыт счет.
- Банк-исполнитель сообщает поставщику информацию об открытии счета.
- Поставщик выполняет все условия по договору, после чего предоставляет в банк-исполнитель документы, подтверждающие исполнение всех обязательств.
- Предоставленные бумаги проверяются на предмет соответствия поставленным условиям.
- Поставщик может получить средства по договору. Выдача их может проводиться любым из двух банков.
Вопрос: Как отразить в учете покупателя открытие покрытого (депонированного) аккредитива в целях оплаты приобретаемого товара и плату за открытие этого аккредитива?
Стоимость товара, установленная договором купли-продажи, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Иных затрат, связанных с приобретением товара, организация не несет. Аккредитив открыт за счет собственных средств организации на всю цену договора. Плата за открытие аккредитива (комиссия банка), безакцептно списываемая с расчетного счета организации в день открытия аккредитива, составила 1 000 руб. (НДС не предъявлен). Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
В рамках одной сделки можно выделить четырех участников: отправитель средств, получатель (поставщик), а также два банковских учреждения: исполнитель и эмитент.
Преимущества и недостатки аккредитива
Аккредитив является тем инструментом, который делает любую сделку безопасной. Но не всё так однозначно. Перед его использованием следует ознакомиться со всеми плюсами и минусами. К преимуществам инструмента относятся:
- гарант получения средств за оказанные услуги поставщиком;
- обеспечение соблюдения всех пунктов договора;
- если партнер не исполнит условия договора или сделка будет отменена, лицо может вернуть свои средства в полном объеме;
- ответственность за исполнение сделки несет банк, который является незаинтересованной стороной;
- возможность осуществлять безопасные сделки с новым партнером, уверенности в добросовестности которого нет;
- надежные операции с большими суммами средств, что особенно важно для физических лиц. Для выплаты не потребуется думать над тем, как перевозить такое количество наличных без риска для себя.
Услугу аккредитации предоставляют большинство банковских учреждений, а потому с поиском исполнителя никаких проблем не возникнет. Но рассматриваемый инструмент не лишен недостатков:
- необходимость в многоэтапном документальном оформлении сделки;
- оплата банковской комиссии;
- лица, ранее не пользовавшиеся услугой, могут потратить много времени на изучение ее механизма.
Перевод средств таким образом может быть длительным, так как требуется подготавливать документы. В исполнение сделки может вмешаться государство. Риск этого невелик, но он присутствует.
Разновидности аккредитивов
Счета по аккредитивам подразделяются на следующие виды:
- Отзывные. Преимущество получает отправитель. Он может аннулировать счет в любой момент на основании заявления. Поставщик не получает никаких гарантий.
- Безотзывной. Аннулировать счет нельзя. Поставщик получает гарантии того, что средства будут ему выданы после предоставления нужных документов.
- Подтвержденный. Незащищенной стороной оказывается банк, так как деньги должны быть отправлены поставщику в любом случае, даже если они отсутствуют на счете отправителя. Средства аккумулируются из банковского баланса. Такая аккредитация предполагает больший размер комиссии.
- Покрытый. Средства переводятся из одного банка в другой в течение установленного времени.
- Непокрытый. Средства единовременно списываются со счета, открытого отправителем.
- Резервный. Здесь, опять же, полностью защищен поставщик, а незащищенной стороной оказывается банк. Финансовое учреждение предоставляет поставщику обязательство касательно выдачи средств даже в случае, если покупатель не исполняет пункты договора.
- Револьверный. Актуален при торговых операциях, предполагающих фиксированный график. Счет пополняется до полной суммы после проведения взаиморасчетов.
- Циркулярный. Поставщик сможет получить средства во всех корреспондентах финансового учреждения.
- С красной оговоркой. Если присутствует соответствующая просьба отправителя, банк выдает деньги поставщику до того, как он представил документы о проведении доставки.
Наиболее популярным является безотзывной счет. Он позволяет защитить интересы всех участников сделки.
Формы расчетов по аккредитиву
Формы расчетов определяются законами РФ. Расчеты осуществляются на специальных бланках управленческой документации по следующим стандартам:
- заявка на аккредитив составляется по форме 0401063.
- требование по платежам – 0401061.
Расчеты должны фигурировать в бухгалтерской документации. Они отражаются на следующих балансовых и внебалансовых счетах:
- 9802 А («К исполнению);
- 2602 П («Расчеты по аккредитивам»);
- 9020 А («Гарантии участников»);
- 7100 А («Комиссионные расходы».
При обращении к банковским гарантиям нужно не только правильно открыть счет, но и разобраться, как его отразить в бухгалтерской и налоговой документации. Со сделок, выполненных по безналичному расчету, также взимаются налоги.
Источник
Как работает аккредитив
В настоящее время международные расчеты в форме аккредитивов регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, Публикация МТП № 600, Париж, 2007г. (UCP600) . При этом также применяются Унифицированные правила межбанковского рамбурсирования, Публикация МТП № 725 (URR725), Международная стандартная практика проверки документов по документарным аккредитивам, редакция 2007 г. для UCP600 (ISBP) и другими документами, выпускаемыми Банковской Комиссией МТП по вопросам аккредитивов.
Основные виды аккредитивов согласно UCP600
Безотзывный аккредитив — твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон.
Отзывный аккредитив — может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Практически не используется. По умолчанию аккредитив, подчиненный правилам UCP600 (в отличие от российских правил), является безотзывным.
Резервный аккредитив (stand-by) — как правило, имеет форму банковской гарантии, т.к. рассчитан на случай неисполнения контрагентами своих обязательств по внешнеторговому контракту. Тем не менее, если резервный аккредитив подчинен UCP600, на такой аккредитив распространяются все положения этих правил, как и на обычные документарные аккредитивы. Резервные аккредитивы могут быть также подчинены правилам Международной Практики для Резервных аккредитивов (ISP98).
Трансферабельный (переводной) аккредитив — аккредитив, по которому бенефициар может просить переводящий банк о том, чтобы аккредитивом могли пользоваться полностью или частично один или несколько других бенефициаров.
Подтвержденный аккредитив — аккредитив, подтвержденный другим банком по поручению или разрешению банка-эмитента. Банк, подтвердивший аккредитив, наряду с банком-эмитентом принимает на себя обязательства по подтвержденному им аккредитиву.
На практике применяются и другие виды аккредитивов, такие как компенсационные (бэк-ту-бэк), револьверные. Но правилами UCP600 они не регламентируются, и используются банками в соответствии с принятой международной практикой и межбанковскими соглашениями.
Стороны-участники по документарному аккредитиву
покупатель, импортер, поручающий своему банку открыть аккредитив
банк-эмитент (issuing bank)
банк, открывающий аккредитив по поручению и за счет приказодателя
поставщик (продавец, экспортер) — получатель аккредитива
авизующий банк (advising bank)
банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива
исполняющий банк (nominated bank)
банк, который уполномочен или которому разрешено банком-эмитентом производить платежи по аккредитиву в соответствии с условиями аккредитива и межбанковскими договоренностями от имени банка-эмитента
подтверждающий банк (confirming bank)
банк, который от своего имени добавляет к обязательству банка-эмитента по аккредитиву свое твердое обязательство производить платежи по аккредитиву в соответствии с его условиями и межбанковскими договоренностями
переводящий банк (transferring bank)
банк, который уполномочен банком-эмитентом производить перевод трансферабельного аккредитива по просьбе первого бенефициара; переводящий банк должен быть исполняющим банком
Принцип независимости (автономности) аккредитива, его документарный характер
Несмотря на то, что в основе аккредитива лежит внешнеэкономический контракт, регулирующий обязательства импортера и экспортера, аккредитив является отдельным от контракта обязательством, причем обязательством банка, а не приказодателя. Поэтому банки самостоятельно и независимо от сторон внешнеэкономического контракта несут ответственность по аккредитиву. Банкам не вменяется в обязанность проверять соответствие условий аккредитива условиям основного контракта, но они обязаны контролировать соответствие условий аккредитива международным унифицированным правилам, которым он подчинен. Обязанность проверять соответствие условий аккредитива условиям заключенного договора лежит на сторонах договора, и в большей степени на бенефициаре, как стороне, наиболее заинтересованной в оплате по аккредитиву. Тем не менее, банки всегда по просьбе клиентов могут проконтролировать и помочь максимально обеспечить соответствие договорных и аккредитивных условий. И еще важно заметить, что банки работают с документами, а не с товарами (работами, услугами), поэтому они не проверяют исполнение сторонами сделки, банки проверяют документы и контролируют исполнение сторонами условий аккредитива.
Основные этапы сделки, предусматривающей аккредитивную форму расчетов
Предварительная работа: банки рекомендуют клиентам еще до заключения внешнеэкономического контракта обратиться за консультациями и помощью в составлении договорных условий расчетов по аккредитиву, так как именно на этом этапе закладываются основы успешной сделки.
Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
Поручение импортера своему банку на открытие аккредитива; такое поручение дается в виде заявления на открытие аккредитива по форме, принятой в банке; теперь импортер — приказодатель.
Открытие аккредитива: сообщение банка импортера (банка-эмитента) авизующему банку (обычно это банк экспортера) об открытии аккредитива в пользу экспортера (бенефициара).
Авизование аккредитива: сообщение банка экспортера (авизующего банка) самому экспортеру (бенефициару) об условиях открытого в его пользу аккредитива.
Поставка экспортером (бенефициаром) товара (выполнение работ, оказание услуг) для импортера (приказодателя) и оформление документов в соответствии с условиями аккредитива.
Представление документов к оплате: передача экспортером-бенефициаром своему банку документов, предусмотренных условиями аккредитива, для проверки и последующего представления исполняющему, или подтверждающему банку, или банку-эмитенту. При представлении документов необходимо позаботиться о том, чтобы было очевидно, в связи с каким аккредитивом они представляются (для этого обычно указывается номер и дата аккредитива на сопроводительном письме, или на конверте, в котором доставляются документы, или в самих документах).
Проверка документов: банк проверяет соответствие документов условиям аккредитива согласно международным стандартам проверки документов с учетом требований, которые предъявляются к оформлению документов не только условиями аккредитива, но и международными правилами и обычаями. Проверка документов не может превышать семи банковских рабочих дней, в течение которых банк выявляет все возможные несоответствия документов (расхождения) и уведомляет бенефициара о результатах проверки.
В случае обнаружения расхождений в документах банк должен сообщить бенефициару обо всех таких расхождениях и предоставить документы в распоряжение представившего их лица. Таким образом, по просьбе бенефициара банк может вернуть документы бенефициару на доработку, или провести согласование с эмитентом по их оплате, или отправить документы банку эмитенту на основе инкассо или на основе «одобрения», при этом банк-эмитент может принять решение об отклонении или оплате таких документов самостоятельно или по согласованию с приказодателем аккредитива; отправление банком экспортера полученных им от экспортера документов в адрес исполняющего, или подтверждающего банка или банка-эмитента.
Оплата: принятие решения уполномоченным банком об оплате документов, платеж на соответствующие реквизиты.
Передача банком документов в распоряжение импортера-приказодателя.
При составлении условий аккредитива и внесении их в условия расчетов по контракту, необходимо предусмотреть следующее:
наименование и адрес приказодателя;
наименование, адрес и номер счета бенефициара;
поскольку аккредитив составляется обычно на английском языке, очень важно, чтобы название предприятия и его организационно-правовая форма точно соответствовали их зарегистрированным эквивалентам на иностранном языке, а если таковых нет, то принятой в контракте транслитерации;
наименование, адрес, идентификационные коды банка бенефициара;
тип документарного аккредитива (безотзывный, отзывный, трансферабельный (переводной), подтвержденный, резервный);
дата и место истечения срока действия аккредитива;
если не предусмотрен более короткий срок, то дата истечения срока аккредитива — это последняя дата для представления документов. Место истечения срока аккредитива — место, куда должны быть представлены документы;
где исполняется (место исполняющего банк, реквизиты исполняющего банка) и каким способом;
наименование, адрес, идентификационные коды авизующего банка;
наименование, адрес, идентификационные коды подтверждающего банка (если аккредитив подтвержденный);
разрешены или запрещены частичные отгрузки (частичные оплаты);
разрешена или запрещена перегрузка товара с одного транспортного средства на другое;
сумма (цифрами и прописью);
допуск отклонения от суммы (если есть);
валюта аккредитива (если необходима валютная оговорка, она должна быть ясно сформулирована);
место отгрузки (отправки), принятия к перевозке;
дата последней отгрузки (если необходимо ограничить срок поставки);
описание товара (наименование товара в международном стандарте, если есть, самые существенные его характеристики и параметры; описание товара не должно быть перегружено излишними подробностями), количество товара, его цена (или стоимость), реквизиты контракта, условия поставки (согласно «Incoterms»).
Перечень документов, требуемых для оплаты
При составлении перечня документов рекомендуется предусматривать, по возможности, представление документов, общепризнанных в международном деловом обороте и регламентированных унифицированными правилами (например, морской (океанский) коносамент, необращаемая морская накладная, чартерный коносамент, другие транспортные документы в зависимости от способа транспортировки, страховые документы, курьерские и почтовые квитанции, счета-фактуры). Касательно иных документов, стороны по контракту должны ясно обозначить наименование или содержание таких документов, кем они должны быть выданы или заверены, как оформлены. Также необходимо указать, должны представляться копии или оригиналы документов, а также их количество и способ представления. Важно, чтобы наименование товара в счете-фактуре точно соответствовало наименованию товара в аккредитиве, чтобы представленные документы не противоречили друг другу, и соответствовали всем условиям аккредитива. Решение платить или отказать в оплате банк принимает исключительно на основании результатов проверки представленных к оплате документов. С одной стороны, документы должны быть достаточными, чтобы подтвердить исполнение бенефициаром своих обязательств, с другой стороны, их не должно быть слишком много, т.к. в этом случае увеличивается время их проверки, а также вероятность ошибок и расхождений в документах. Банки не обязаны проверять дополнительные документы и не несут ответственности за содержание и передачу таких документов.
Дополнительные условия аккредитива
Если аккредитив переводной , то здесь указываются наименование, адрес, идентификационные коды переводящего банка .
Язык документов
По умолчанию документы должны быть оформлены на языке аккредитива, поэтому если какие-либо из представляемых документов будут оформляться на другом языке, это должно быть особо оговорено в аккредитиве.
По своему усмотрению стороны могут включить в аккредитив другие условия. Однако, необходимо помнить, что условия должны носить документарный и конкретный характер, т.е. «привязываться» к определенному документу, представление которого предусмотрено по аккредитиву, и определяться конкретными показателями (а не при помощи общих ссылок на контракт, его приложения, другие документы, которые не будут представляться к оплате по аккредитиву). В противном случае, банки должны игнорировать такие условия. Если по аккредитиву предусмотрено представление тратты, то также указываются детали тратты (на кого выписывается, срок оплаты, другие реквизиты).
Распределение банковских расходов между приказодателем (импортером) и бенефициаром (экспортером) в связи с аккредитивом. Однако надо помнить, что в любом случае ответственность за уплату комиссий и возмещение расходов лежит на инструктирующей стороне (заказчике услуг).
Также может быть указано, какие суммы покрывает аккредитив (напр., 100% стоимости товара, страховые расходы, фрахт, комиссии и т.д.). Если по сделке помимо аккредитива предусмотрены прямые платежи (предоплаты, окончательные расчеты и т.п.), это тоже желательно указать в тексте аккредитива.
Срок для представления документов
Если предусмотрено представление оригинала транспортного документа, то срок определяется относительно даты отгрузки, по умолчанию представление документов разрешено в течение 21 дня. Если не предусматривается представление оригинала транспортного документа, то может быть указан иной срок для представления документов, при этом формулировка определения срока должна быть ясной и трактоваться однозначно. В любом случае документы могут быть представлены только в пределах срока действия аккредитива.
Если имеют место нарушения условий аккредитива, то оплата по аккредитиву производится на усмотрение банка, который принял на себя твердые обязательства по аккредитиву, по согласованию с приказодателем аккредитива или без такового. На практике часто контрагенты между собой решают вопрос приемлемости документов с расхождениями, представленных к оплате по аккредитиву, и банки идут навстречу таким договоренностям. Но во избежание риска недостижения согласования, лишней траты времени, сил и средств, необходимо тщательно разработать и согласовать все условия аккредитива при помощи банковских профессионалов до момента выставления аккредитива.
Заполненное заявление направляется на согласование через Альфа-Бизнес Онлайн (АЛБО) или Альфа-Клиент Онлайн (АКОЛ) с прикреплением файла в Word в директории «Аккредитивы, гарантии, инкассо», или через клиентского менеджера по электронной почте.
Источник