Построение перспективы «методом архитекторов».
В основе «метода архитекторов» лежит построение перспективы заданного объекта по плану и фасаду с учётом положения точки зрения. В этом построении используют «способа канонического сечения» (план) и точки схода доминирующих направлений объекта (одна или две).
Положение вертикальных рёбер объекта определяют, проведя проектирующие лучи из точки стояния в точки вертикальных рёбер плана. Затем их переносят на картинув соответствующем масштабе. Высоты определяют с помощью перспективных масштабов высот, путём их приближения до совпадения с картиной, где ребро будет отображаться в натуральную величину перспективного масштаба.
Перспективное изображение зависит от положения картинной плоскости, точки зрения и высоты горизонта.
На плане картинную плоскость задают её основанием как проецирующую плоскость. Положение картинной плоскостина плане объекта выбирают так, чтобы перспектива верно отражала пропорции изображаемого объекта. Её лучше всего проводить через угол заданного объекта под углом 25 0 — 40 0
Точка зрения задаётся на чертеже объекта. В начале определяем положение главного луча зрения и отмечаем главную точку схода картины Р – место пересечения главного луча с картинной плоскостью. Как правило, главныйлуч зрения проходит через середину объекта. Для нахождения тоски Р из крайних точек объекта накартинную плоскостьопускают два перпендикуляра и расстояние между ними делит пополам и отмечает центральную точку схода Р. Из неё проводят центральный луч зрения под прямым углом к картинной плоскости.
Затем определяют расстояние от точкизрения до объекта. Необходимо чтобы объект полностью попадал в поле (конус) ясного зрения. Оптимальный угол зрения должен быть равен 28 0 — 30 0 . Для нахождения точки зрения S можно взять треугольник с одним из углов в 30 0 и, положив его вершину на главный луч зрения, двигать треугольник по лучу до тех пор, пока крайние грани ни совпадут с крайними точками объекта. Вершина отметит положение точки зренияS.
Положение точкиSможно найти графическим способом. На основании картинной плоскостипроизвольно отмечаем точкуР0 и восстанавливаем из нё перпендикуляр. Слева и справа от точкиР0на произвольно заданном одинаковом расстоянии на основании картинной плоскости откладываем точки А0 и В0. Три – четыре длинны отрезка А0В0 откладываем на перпендикуляре от точкиР0. Отмечаем точку S0. Соединяем точкуS0 с точкамиА0 и В0 . Из крайних точек объекта проводим прямые параллельные S0А0и S0В0. Их пересечение определяет точку зрения S.
Высоту горизонта принимают исходя из размеров объекта и назначения перспективы. Если горизонт высокий, то построение плана в перспективе упрощается.
На основании картины определяем точки f1 и f2.Для их нахождения из точки зренияпроводим две прямые параллельно доминирующим направляющим сторон плана объекта (горизонтальные и вертикальные). Эти прямые, пересекаясь с основаниемкартинной плоскости, отмечают искомые точкиf1 и f2.
Построение перспективы «методом архитекторов» (1).
Переходим к построению перспективы объекта с двумя точками схода. На плане из точки зренияSпроводим прямые ко всем видимым вершинам объекта и отмечаем их пересечение с основанием картины 10,20,30. Ребро 11 совпадает с картиной и остается без изменений (проектируется в натуральную величину). Справа от чертежа или на отдельном листе бумаги проводим основание картинной плоскости и отмечаем на ней точку схода Р. Задаём положение линии горизонта. На неё с основания картинной плоскости переносят, с помощью вертикальных линий, главную точку схода Р, точки схода F1иF2 и точки 10,20,30.… Из точки 11 проводим прямые в точки сходаF1иF2 , которые в пересечении с вертикалями, проведёнными из вершин объекта, дают перспективу рёбер 2,3,5.
Построение перспективы «методом архитекторов» (2).
Из точек 2 и 5проводим прямые линии в F2,из точки 3 в F1 и заканчиваем построение перспективы плана объекта.
Для построения высот объекта, в рассматриваемом примере, можно использовать ребро 1. На нём откладывают натуральные величины и из этих отметок проводят прямые в точку F1.Пересекая рёбра 2 и 5, они отмечают искомые высоты.. Используя точку схода F2,достраиваем перспективу объекта.
Источник
Способ архитекторов
Этот способ основан на свойстве горизонтально расположенных и параллельных между собой прямых сходиться в перспективе в одной общей точке, находящейся на линии горизонта.
1.5.1. Построение перспективы плоской фигуры.
Построение перспективы объекта обычно начинают с построения перспективы его основания. Поэтому сущность этого способа здесь рассматривается вначале на примере построения перспективы плоской фигуры. На рис. 1.8 изображены ортогональные проекции фигуры. Учитывая вышеприведенные рекомендации, на фронтальной проекции (фасаде) проводим линию горизонта, а на горизонтальной проекции (плане) определяем положения основания картинной плоскости, точки зрения S и главной точки картины P. Как видно из чертежа рассматриваемая фигура ограничена горизонтальными линиями двух направлений. Для определения их точек схода через точку S1 на плане проводятся прямые соответственно параллельные прямым каждого направления и отмечаются точки пересечения этих прямых со следом картинной плоскости (точки F1 1 и F1 2 ). После этого на чертеже проводятся две горизонтальные линии (основание картины О 1 – О 2 и линия горизонта h). На линии горизонта отмечается главная точка картины и в соответствии с ортогональным чертежом точки схода перспектив горизонтальных прямых.
|
Дальнейшее решение задачи сводится к построению перспектив вершин рассматриваемой плоской фигуры. Зная, что перспектива точки находится пересечением перспектив двух прямых, на рисунке перспективы точек построены путем построения перспектив сторон заданного многоугольника. Где точки N0 1 , N0 2 , N0 3 , N0 4 и N0 5 – начала прямых, которым принадлежат стороны фигуры.
|
При построении перспективы больших сложных объектов чаще всего используют лишь одну точку схода (ближайшую к главной точке картины), так как обе точки схода на чертеже, как правило, не помещаются. На рис. 1.9 построена перспектива той же фигуры с использованием одной точки схода. В данном случае перспективы прямых, которым принадлежат стороны АВ, СD и EL, построены по характерным точкам, а вершины А, В, С, D и L – при помощи проецирующих лучей, направленных из точки зрения в данные точки. Отметив точки пересечения горизонтальных проекций лучей со следом картинной плоскости (А0, В0, С0, D0, L0), перенесем их с плана на основание картины и проведем через полученные точки вертикальные прямые до пересечения с ранее построенными перспективами прямых N0 1 – F, 1 N0 2 — F 1 и N0 3 — F 1 .
В некоторых случаях для построения точек в перспективе выгодно использовать вспомогательные прямые, проходящие через точки в направлении, перпендикулярном к картинной плоскости. Точкой схода таких прямых является главная точка картины. Пример построения дан на рис. 1.10.
Источник
Метод архитекторов
Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана. Ниже рассматривается каждый из этих способов.
Способ с двумя точками схода(рис.6.1, 6.2). Способ основывается на том, что архитектурные сооружения и их элементы в основном представляют собой параллелепипеды, горизонтальные ребра которых имеют два преимущественных направления с двумя точками схода, расположенными на линии горизонта.
На рис.6.1 изображены два здания (два параллелепипеда, для которых построена угловая перспектива Точка зрения выбрана согласно требованиям пункта 5. Точка F 1 является точкой схода для горизонтальных прямых 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, а точка F 2 является точкой схода для прямых 1-4, 2-3, 5-8, 6-7. Построение перспективы начинается с построения перспективы основания параллелепипедов или плана, который является фактически вторичной перспективной проекцией верхних оснований этих параллелепипедов (рис.6.2)..
Для этого с горизонтальной проекции на основание перспективы переносятся точки пересечения проецирующих лучей с картинной плоскостью и основание главной точки (точки 60; 50; 20; 10; 40и P0 ). Перенос осуществляется с помощью засечек на ровной кромке полоски бумаги. Видимые вертикальные ребра параллелепипедов на перспективе будут совпадать с вертикальными прямыми, проведенными из этих точек. Точка 1(10), совмещенная с картинной плоскостью, является началом прямых 1-4 и 1-2, что позволяет соединить точку 10 с точками схода F 1 и F 2 . Вертикальные прямые, проведенные из точек 40 и 20, в пересечении с прямыми 10F 2 и 10F 1 дают положение точек 4 и 2. Прямые, проведенные из точек 4 и 2 в соответствующие точки схода, в пересечении дают точку 3. Вертикальная прямая из точки 50 в пересечении с продолжением прямой 2-3 дает точку 5. Прямая 5F 1 в пересечении с вертикальной прямой из точки 60 даст точку 6. Прямая 6F 2 в пересечении с прямой 4F 1 позволит получить точку 7. Таким образом построен перспективный план. Вертикальное ребро, проходящее через точку 1, находится в картинной плоскости и поэтому сохраняет свою натуральную величину, которая измеряется на фронтальной проекции и переносится на перспективу 11 / – 1 / . Для построения верхнего основания малого параллелепипеда проводятся построения, аналогичные вышеописанным. Для построения большого параллелепипеда прямая 61 / —71 / продлевается до основания картины. От полученной точки N67, являющейся началом прямой 61 / —71 / , откладывается натуральная величина высоты большого параллелепипеда, т.к. она вынесена в картинную плоскость. Точка N67 / соединяется с точкой схода F 2 , а вертикальные прямые из точек 61 / и 71 / отсекают на ней отрезок 6 / —7 / . Прямые, проведенные через точки 6 / и 7 / в точку схода F 1 , в пересечении с вертикальными прямыми из точек 51 / и 81 / дают точки 5 / и 8 / . Таким образом построены все вершины большого параллелепипеда. Последовательность построений может быть различной.
Перспектива, построенная с двумя точками схода, получается достаточно точной, а построения просты и не трудоемки. Недостатком этого способа является значительная удаленность одной из точек схода от перспективного изображения, что создает определенные трудности при построении. Способ с двумя точками схода используется на начальном этапе построения перспективы в виде предварительных эскизов.
Способ с одной точкой схода(рис.6.3, 6.4). При построении угловой перспективы одна из двух точек схода, оказывающаяся на значительном удалении, не используется. Вместо этого строятся начала всех прямых, сходящихся в более близкую точку схода F 2 N53 и N67 и на них вертикальными прямыми из точек 20, 40, 50 и 60 отсекаются точки 21 / , 41 / , 51 / и 61 / . На основании картины строится также положение одной из невидимых точек, например 30. Это позволяет построить точку 31 / , а следовательно, и весь отрезок 41 / -71 / . Вершины верхнего основания получаются в пересечении вертикалей из точек 10…80 с прямыми, идущими в точку схода F 2 из начала прямых верхнего основания. Начала этих прямых N67 / , N58 / , N23 / находятся над точками N67, N58, 10 на высоте, равной натуральной величине соответствующего параллелепипеда.
Способ построения перспективного изображения с одной точкой схода компактен. Однако точность построения изображения меньшая по сравнению с предыдущим способом. Способ с одной точкой схода чаще всего используется для построения реальных перспектив зданий и архитектурных комплексов.
Способ вертикальной стены и опущенного плана(рис.6.5, 6.6). При низко расположенной линии горизонта перспективный план получается очень сжатым, что затрудняет построение перспективного изображения. Чтобы избежать этого вводится дополнительная горизонтальная предметная плоскость, которая располагается значительно ниже или выше заданной и строится перспективный план на новой предметной плоскости с той же самой линией горизонта с одной точкой схода.
Такой план называется соответственно опущенным или поднятым планом. Можно также сказать, что строится план на исходной предметной плоскости, но с завышенной линией горизонта. Далее вводится дополнительная вертикальная плоскость, которая пересечет картину по вертикальной прямой c, а исходную и введенную предметную плоскости по горизонтальным прямым a и aоп соответственно с произвольной точкой схода F 3 . Положение этих прямых и точки схода F 3 зависит от угла наклона вертикальной плоскости к картинной ости. Если эту плоскость задать перпендикулярно картине, то точка F 3 совпадет с главной точкой картины, что не желательно, т.к. построения будут накладываться на основное изображение. С этой целью эта вертикальная плоскость выносится влево или вправо от изображения и располагается таким образом, чтобы точка схода F 3 также находилась за пределами будущего изображения. На вертикальной прямой c от основания картины откладываются высоты основных объемов сооружения и из полученных точек проводятся прямые в точку схода F 3 . Из вершин опущенного плана проводятся горизонтальные прямые до пересечения с прямой aоп. Из полученных точек проводятся вертикальные прямые до прямой aи до прямых соответствующего уровня по высоте. Из полученных точек проводят горизонтальные прямые, которые в пересечении с вертикальными прямыми из точек опущенного плана позволят получить перспективу основных объемов. Фактически перспектива строится через проекцию на введенную боковую вертикальную плоскость. Иногда способ так и называют: способ опущенного плана и боковой стены. Как уже говорилось выше, способ используется при низкой линии горизонта, что встречается значительно чаще, т.к. естественная точка зрения находится на уровне человеческого роста.
Источник