Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы по обществознанию
Из работы coвpeмeннoгo отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектносты».
Вот мы,например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале — сознание, потом — деятельность. Кроме тoгo, мы не сомневаемся в том, что деятельность — это процесс и что ее можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» — глазами caмoгo человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчет продвижение человека к уже принятой цели. Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость. Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо. процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов». вместо тoгo чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности. И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития дeятельности.. .
Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь. Независимо от тoгo, окaзывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стpeмлением и эффектами осуществленных действий стиму лирует активность человека, движение eгo деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.
Вопросы и задания к документу
1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкpeтные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.
2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
1.объект — это то, кто совершает деятельность
субъект — то, на что направлена деятельность
допустим деятельность игра ребенок играет в мяч : объект — ребенок, субъект — мячик
2.Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость.. . Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо.. . процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов».. . вместо тoгo чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности.. . И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития дeятельности. . .
если деятельность движется, то объект меняет ориентированность на другое лицо, и сознание не помогает совершать деятельность
А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.
3. для того, чтобы совершить деятельность, человек должен подумать о том, что нужно сделать и как, т. е. сначала человек осознает, а потом делает
Источник
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 1. Что такое учебный проект
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Понятия и определения связанные с проектной деятельностью.
- Уровни и виды проектной деятельности.
- Этапы выполнения проекта.
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Благо – это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
3. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
У каждого, кому предлагают учиться проектной деятельности, резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? Зачем учиться проектированию, если я хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом? Кратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так: овладение способами проектной деятельности жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле. Какие именно способности? Прежде всего – это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.
Давайте познакомимся с основными понятиями, связанными с проектной деятельностью.
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Благо – это всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.
Творческий проект – является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
При выборе темы своего творческого проекта вам нужно заранее провести поиск в книгах, журналах и сети Интернет, можно посоветоваться с учителем, родителями, товарищами.
Далее, после изучения и освоения учебного материала на уроке «Технология», вы будете изготавливать своё проектное изделие, как во время практических работ, так и во внеурочное время. По окончании работы над проектом, необходимо будет провести испытание созданного изделия и только затем представить его на всеобщее обозрение и оценку.
Таким образом, реализацию учебной проектной деятельности можно разделить на три основных этапа: поисково-исследовательский (подготовительный), конструкторско-технологический (основной) и аналитический (заключительный)
Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных (накопление информации) по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости. Если изделие сложное, то можно изготавливать его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников. После этого нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы.
Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др.
Затем разработать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, рецептов опираясь на различные источники информации, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер (ПК). Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, нужно выбрать лучший.
Конструкторско-технологический этап начинается с выбора возможной конструкции изделия, разработки чертежей деталей и изделия в целом, и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки изделия) по проекту.
Технологический процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, от исходных данных до получения требуемого результата.
Следующий шаг – организация рабочего места, подготовка необходимых материалов, инструментов и оборудования. После этого переходят к непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы.
Заключительный этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Определять затраты вы будете пока в упрощённом виде, учитывая, в основном, стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно, цена такого же изделия в магазине будет значительно выше, чем получившаяся в ваших расчётах, потому что она включает не только затраты на изготовление, но и затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и др.
После этого, если необходимо, проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.
На заключительном этапе выполняют анализ того, что получилось, а что нет.
Заключительный этап завершается защитой (презентацией) проекта.
К защите нужно подготовить доклад об основных достоинствах проекта, пояснительную записку к проекту, а также представить готовое изделие.
Подготовку документации к защите проекта также целесообразно выполнять на ПК: набирать текст, вставлять рисунки и таблицы, выполнять расчёты затрат и др.
Рассмотрим уровни творчества по степени новизны создаваемого блага.
Первый уровень творчества, самый распространённый способ создания чего-то нового, – это восстановление первоначальных свойств того, что уже использовалось человеком. Например, после глажки внешний вид рубашки, блузки или брюк приобретает элемент новизны. Тем самым эта деятельность содержит хотя и маленькие, но элементы творчества.
Второй уровень творчества – это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным. Например, измените схему шнуровки ваших кроссовок, и они приобретут элемент новизны. Теперь творчество проявляется более заметно.
Третий уровень творчества предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества. Новым будет также и перегруппировка, перестановка элементов в обновляемом объекте. Здесь примером творчества может быть оригинальное украшение на одежде, которым воспользовался модельер (рис. 521049886). Перестановка оборудования или мебели в помещении (рис. 782696686). является заметным проявлением творчества на этом уровне.
Четвёртым уровнем творчества является приспособление (адаптация) различных элементов друг к другу. При этом может быть создан новый объект, обладающий новыми качествами. Например, установка двигателя на конной коляске позволила впоследствии построить автомобиль.
Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект. Так, например, гусиное перо было заменено стальным пером (рис. 1162811812).
Шестой уровень творчества – это внесение принципиальных изменений в свойства того предмета, который подвергается творческим изменениям. При этом его главные принципиальные характеристики сохраняются или улучшаются. Примером такого творчества является замена колёс на гусеницы в вездеходах (рис. 267100376). Гусеничные машины стали легче перемещаться по бездорожью.
Седьмой уровень творчества – это создание новых объектов на уже известных принципах работы (рис. 523715947). Ярким примером такого творчества является создание космических ракет под руководством С. П. Королёва — советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники.
Восьмой уровень творчества – это создание такого, чего раньше не существовало вообще. На этом уровне творчества предполагается создание совершенно нового рода объектов. Например, создание новых книг, картин и скульптур, кинофильмов, музыки, машин, приборов и т. п.
Поговорим о видах творческой деятельности.
Существует три вида творческой деятельности: исследование существующих явлений окружающего мира; решение задач, возникающих в разных областях деятельности; рационализация.
Виды творческой деятельности
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Впишите подходящий термин.
_______ это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
_________ является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Проект это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.
Пояснение: Основные понятия связанные с проектной деятельностью.
Задание 2. Расставьте правильный порядок действий на поисково-исследовательском этапе.
1. Подсчет затрат на изготовление
2. Анализ возможных вариантов изделия и выбор лучшего
3. Выбор темы проекта
4. Обоснование необходимости оказания услуги изготовления изделия
1. Выбор темы проекта
2. Обоснование необходимости оказания услуги изготовления изделия
3. Анализ возможных вариантов изделия и выбор лучшего
4. Подсчет затрат на изготовление
Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости.
Источник