- Что такое совокупность общемировых элементов культуры производимых промышленным способом
- 36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
- Читайте также
- Модернизм и массовая поэзия
- МАССОЛИТ Советская и постсоветская массовая культура
- 36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
- ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура
- Культурная динамика и массовая культура сегодня[*]
- 9. Фольклор и массовая культура
- Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
- Современное общество, массовая культура и масс-медиа
- М. Г. Рыбакова. Массовая культура: характерные особенности, пути трансформации
- 1.1. Массовая литература как часть культуры
- 7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования
- МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Массовой культуройназывают совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом
Что такое совокупность общемировых элементов культуры производимых промышленным способом
Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин
Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук 5
Становление культурологии как науки 6
Междисциплинарные связи культурологии 8
Предмет и задачи культурологии 11
Структура культурологии как науки 15
Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли 22
Доклассический период развития культурологии 23
Классический период развития культурологии 27
Просветительские и идеалистические концепции культуры 35
Глава 3. Неклассический период развития культурологии 45
Культурологическая концепция эволюционизма. Г. Спенсер, Э. Тайлор 45
Теория локальных цивилизаций. Н.Я. Данилевский 48
Философия жизни о культуре. Ф. Ницше 56
Глава 4. Культурологические теории современности 63
Морфологическая концепция истории О. Шпенглера 63
Концепция цивилизаций А. Тойнби 67
Концепция циклического развития культуры П. Сорокина 73
Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда 81
Концепция коллективного бессознательного К. Юнга 84
Функциональная теория культуры Б. Малиновского 87
Игровая концепция культуры И. Хейзинги 90
Пассионарная теория культуры Л. Гумилева 94
Глава 5. Культура как предмет изучения 98
Понятие «культура» 98
Основные теории культурогенеза 102
Культура и цивилизация 106
Глава 6. Структура и функции культуры 114
Артефакт, культурная форма и культурная система 114
Материальная и духовная формы культуры 116
Мировая культура и национальная (этническая) культура 122
Массовая культура и элитарная культура 125
Контр культура и субкультуры 131
Функции культуры 134
Глава 7. Динамика культуры 145
Модели (формы) динамики культуры 146
Типы динамики культуры 157
Источники (механизмы) культурной динамики 160
Факторы культурной динамики 165
Модернизация традиционных культур 172
Глобализация культуры современного мира 175
Глава 8. Бытие культуры 179
Культура и природа 180
Культура и язык 185
Культурная идентичность личности 188
Глава 9. Типология культур 199
Историческая типология культур 200
Формационная типология культур 201
Цивилизационная типология культур 202
Линейная типология культур К. Ясперса 204
Современные концепции типологии культур 206
Глава 10. Культура первобытного общество 211
Периодизация и характерные черты первобытной культуры 211
Становление культуры первобытного общества 214
Духовная первобытная культура 217
Художественная культура первобытного общества 224
Глава 11. Культура древних цивилизаций Двуречья 231
Культура древних цивилизаций Месопотамии 232
Духовная культура Месопотамии 238
Искусство месопотамских цивилизаций 242
Глава 12. Культура цивилизации Древнего Египта 248
Истоки культуры Древнего Египта 248
Культура Древнего царства 250
Культура Среднего царства 254
Культура Нового царства 256
Религия и искусство Древнего Египта 260
Глава 13. Единство и многообразие индийской культуры 266
Культура хараппской цивилизации и культура ариев 267
Культура в эпоху Маурьев 274
Культура в эпоху Гуптов 281
Культура Индии в период Средневековья и Нового времени 286
Глава 14. Традиционная культура Китая 294
Основные этапы развития культуры Древнего Китая 295
Духовная культура и религия Китая 297
Искусство Древнего Китая 303
Китайская культура эпохи Средневековья 305
Глава 15. Древнееврейская культура 317
Истоки и начало древнееврейской культуры 317
История религии древних евреев 319
Памятники древнееврейской культуры 325
Глава 16. Античная культура Древней Греции 328
Периодизация культуры Древней Греции 328
Крито-микенская культура 330
Культура гомеровского периода 333
Культура периода архаики 335
Культура классического периода 341
Культура эпохи эллинизма 350
Глава 17. Античная культура Древнего Рима 356
Культура эпохи Республики 357
Культура эпохи Империи 363
Культура поздней Империи 369
Глава 18. Культура Византийской цивилизации 373
Эволюция византийской культуры 374
Ранний период византийской культуры 375
«Темное время» и «Македонское Возрождение» 380
«Палеологовский Ренессанс» 385
Глава 19. Культура цивилизаций доколумбовой Америки 391
Культура ольмекской цивилизации 391
Культура цивилизации майя 393
Культура цивилизации ацтеков 397
Культура цивилизации инков 400
Глава 20. Европейская культура Средних веков 405
Особенности культуры Средневековья 406
Три типа культуры Средневековья 412
Художественные стили Средневековья 422
Глава 21. Арабо-мусульманский тип культуры 429
Истоки и основы арабской культуры 430
Арабо-мусульманская культура Средних веков 434
Глава 22. Традиционная культура Японии 445
Духовно-религиозные основы культуры Японии 445
Художественная культура средневековой Японии 449
Глава 23. Культура эпохи Возрождения 457
Предпосылки и особенности культуры Возрождения 457
Культура Итальянского Возрождения: интеллект, гармония и мощь 464
Северное Возрождение 478
Глава 24. Европейская культура Нового времени 486
Характерные особенности эпохи 487
Культура и искусство XVII в. Классицизм и барокко 491
Культура и искусство XVIII в. Рококо и сентиментализм 502
Глава 25. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 507
Социально-исторические особенности эпохи 508
Критический реализм и принцип типического 513
Импрессионизм и постимпрессионизм 518
Символизм и декаденство: художественное сознание и творческий метод 522
История русской культуры 528
Глава 26. Русская культура эпохи Киевской Руси 529
Истоки и условия зарождения русской культуры 529
Древнерусская языческая культура 532
Культура Киевской Руси, Древнего Новгорода и Пскова 536
Типологические особенности древнерусской культуры 550
Глава 27. Средневековая культура Московской Руси 553
27.1. Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия 554
27.2 Начало культуры Московской Руси 558
Русская культура XVI в. 563
Обмирщение русской культуры XVII века. 570
Глава 28. Два лика русской культуры Нового времени 582
Культура эпохи Петровских реформ 583
Культура России 30—50-х годов XVIII в. 590
Формирование общенациональной русской культуры 596
Глава 29. «Золотой век» русской культуры 608
Русская культура первой половины XIX в.: развитие самобытности и самосознания 609
Русская культура второй половины XIX в.: гражданственность, нравственность и демократическая направленность 620
Глава 30. Культура Серебряного века: личность и ее духовный мир 631
Новые художественные течения в русской литературе 632
Изобразительное искусство Серебряного века 639
Глава 31. Мировая культура Новейшего времени (вместо заключения) 643
Основные особенности и тенденции современной мировой культуры 644
Современный модернизм 647
Модернизм в изобразительном искусстве 654
Постмодернизм и его особенности 663
Краткий словарь специальных терминов 669
Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам.
Исследования рынка труда однозначно показывают, что современному обществу не нужны специалисты, способные решать узкоутилитарные задачи только в пределах усвоенного за время обучения комплекса знаний и навыков. Сегодня недостаточно овладеть специальностью, записанной в дипломе, необходимо быть в курсе последних достижений в своей профессиональной области, уметь творчески применять их на своем рабочем месте. А это доступно только всесторонне образованному человеку, с высоким уровнем общей культуры, который может найти новые нетрадиционные решения стоящих перед ним проблем. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.
Источник
36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса урбанизированной жизни и расширение демократических институтов – более широкое вхождение простых людей в активную гражданскую жизнь.
Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности. Новые технические средства: полиграфия, кинематограф, граммофон, телевидение, современная сеть Интернет – значительно увеличили возможности распространения массовой культуры.
Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности, – о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т. д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также затронуто сферой влияния массовой культуры.
Массовая культура становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массового спроса), для чего активно используется реклама, на которую тратятся огромные средства.
Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые не требуют специальной подготовки аудитории. Массовая культура нацелена прежде всего не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон массовой культуры. Долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили о ее низкопробности, пошлости ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики. Негативную реакцию вызывает и ныне ориентация массовой культуры на потребление, а не на творчество.
Но массовая культура имеет также много положительных сторон. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей. Общий уровень современной массовой культуры все время возрастает, намечен подъем и общеморального ее уровня.
Массовая культура ныне – способ существования современной культуры. Массовая культура задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Модернизм и массовая поэзия
Модернизм и массовая поэзия Эта тема до сих пор почти не привлекала внимания исследователей. Кажется, лишь М. Л. Гаспаров бегло наметил ее общие контуры: «Модернизм никоим образом не исчерпывает русскую поэзию начала века. Стихи модернистов количественно составляли
МАССОЛИТ Советская и постсоветская массовая культура
МАССОЛИТ Советская и постсоветская массовая культура 1Как показывает практика и свидетельствуют опросы, Советский Союз образца семидесятых во многих отношениях был идеальной для России моделью общественного устройства. Речь не о том, что такое устройство хрупко и
36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства
ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура
ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение
Культурная динамика и массовая культура сегодня[*]
Культурная динамика и массовая культура сегодня[*] Общую рамку для понимания сдвигов в области культуры, и прежде всего массовой, я предлагаю видеть в нескольких взаимосвязанных процессах, особенно остро проявляющихся в последние полтора-два года. Эти процессы
9. Фольклор и массовая культура
9. Фольклор и массовая культура «Основные понятия: общность форм, уровни взаимодействия, использование приемов детского фольклора писателями.Общность функционирования фольклора и массовых форм культуры особенно четко проявилась в XX веке, когда многие фольклорные
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Явление «культурного империализма» подробно изучено и многократно заклеймлено. В этой связи общественных деятелей «Третьего мира» особенно беспокоит молодёжь. На региональной конференции по проблемам африканской
Современное общество, массовая культура и масс-медиа
Современное общество, массовая культура и масс-медиа Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным,
М. Г. Рыбакова. Массовая культура: характерные особенности, пути трансформации
М. Г. Рыбакова. Массовая культура: характерные особенности, пути трансформации Массовая культура в XX веке становится одной из прибыльных отраслей экономики; это отражено в соответствующих названиях: «индустрия развлечения», «коммерческая культура», «поп-культура»,
1.1. Массовая литература как часть культуры
1.1. Массовая литература как часть культуры Литература, которая всегда адресовалась представителям разных сословий, обречена была делиться на «высокую» и «низовую». «Высокая» создавалась для высших в культурном плане сословий – людей образованных, подготовленных к
7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования
7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.
Источник
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Массовой культуройназывают совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом
Массовой культуройназывают совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.
Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса урбанизированной жизни и расширение демократических институтов – более широкое вхождение простых людей в активную гражданскую жизнь.
Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности. Новые технические средства: полиграфия, кинематограф, граммофон, телевидение, современная сеть Интернет – значительно увеличили возможности распространения массовой культуры.
Через механизмы массовой культуры современный человек получает практически всю информацию, необходимую для жизнедеятельности, – о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми и т. д. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также затронуто сферой влияния массовой культуры.
Массовая культура становится средством стимуляции потребления (любой продукт становится ценным, если становится предметом массового спроса), для чего активно используется реклама, на которую тратятся огромные средства.
Произведения массовой культурыбазируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые не требуют специальной подготовки аудитории. Массовая культура нацелена прежде всего не на созерцательное, а на эмоциональное восприятие. Такая односторонность привела к ряду негативных сторон массовой культуры. Долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили о ее низкопробности, пошлости ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики. Негативную реакцию вызывает и ныне ориентация массовой культуры на потребление, а не на творчество.
Но массовая культура имеет также много положительных сторон. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей. Общий уровень современной массовой культуры все время возрастает, намечен подъем и общеморального ее уровня.
Массовая культура ныне – способ существования современной культуры. Массовая культура задает новые формы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования сознанием людей, их интересами и потребностями.
Источник