Что такое сопряженный способ

Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_metod_sopryahennyhvozhdeystviy.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.

учитель школы-интерната №30 ОАО «РЖД»

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.

В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально» и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.

Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.

Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.

В практике физического воспитания целостный и расчленено — конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис.5).

Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Основным средством воспитания скоростно-силовой подготовки являются физические упражнения. Ниже рассмотрены упражнения для развития взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту, да и другим спортсменам.

Упражнения, развивающие взрывную силу спортсменов

Толкание ногами медицинбола из сидячего и лежачего положений.

Источник

Что такое сопряженный способ

Данил Карякин запись закреплена
Dark Side Athletic — Темная Сторона Атлетизма

Итак, после того, как я разобрал линейную периодизацию, перейдем к ее основному конкуренту – сопряженному методу.

Захотел освежить память, поискав про это что в инете англоязычном, и все …

Вестсайд Барбелл, Луи Симмонс, присед на ящик, ленты, цепи, жим с пола, ко-ко-ко

Нет, Луи Симмонс выдающийся человек, и он и правда сторонник сопряженки, но он не ее основатель, чего никогда и не скрывал.

Сопряженный метод – это нечто большее, чем просто присед на ящик или ленты/цепи! Более того, это лишь переменные!

Сопряженный метод придумали примерно там и тогда, где и ударный метод – это Советский Союз 50х-60-х годов.

Начну с небольшого вступления. А какие были предпосылки к созданию этого метода?

Проблема традиционной (а на тот момент и единственной) системы тренинга заключалась в том, что атлет выходил на свой пик перфоманса очень долго, и очень редко, 2-3 раза в год. Остальное время, он, по сути, готовился к результату, но не выдавал его.

А что же делать представителям игровых видов спорта? Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей? Им нужно держать форму на протяжении долгого периода времени, сезона, а межсезонье относительно короткое.

Более того, даже представители легкой атлетики, тяжелой атлетики, и прочих дисциплин, где в целом можно подстроить тренировочный процесс и пик под дату соревнований, столкнулись с проблемой.

Она заключалась в том, что тренировка различных периодов становилась с ростом стажа все менее и менее эффективной. Во время силовых циклов сила росла, но она начинала пропадать на фазах мощности. То же самое с другими качествами. В итоге, те качества, которые должны были быть «фундаментом», и их развитие проходило в начале подготовке, к концу словно «исчезали», что ставило под большое сомнение такой тип тренировки вообще – какой толк с фундамента, который не протянет и полугода?

Решение было найдено в сопряженном методе тренировок.

Я не буду сейчас пересказывать шаблон Вестсайда, многие из вас с ним знакомы, а кто нет – легко сможет это сделать и без меня. Да и сопряженный метод выходит за рамки этого пауэрлифтерского шаблона.

ДВА отличительных признака сопряженного метода:

1) Тренировка физических качеств параллельно
2) Разнообразие тренировочной нагрузки

Итак, допустим, вы хотите прыгать выше. Или бегать быстрее. Вам нужна сила, мощность, алактатная работоспособность. Мощный старт с блоков, начальное ускорение, гладкий бег. Да что угодно!

Так вот, все, что вам нужно, вы тренируете ПАРАЛЛЕЛЬНО! Это не значит, что вы все делаете на одной тренировке, или даже в одной неделе!

Исследования показывают, что физическое качество, равно как и техническое мастерство, и даже гибкость, ухудшаются без соответствующих стимулов!

Вашему организму нет резона поддерживать, не то что увеличивать силу, если вы ее не проявляете!

Именно с этим столкнулись атлеты прошлого, когда на достаточно долгий период времени исключали силовые нагрузки, чтобы не «замедляться» — без стимула сила просто пропадала!

Поэтому, важно если и не тренировать все то, что вам нужно (что вам нужно, а не все подряд!) в течение 1-2 недель, то хотя бы иногда включать нагрузки этого плана!

Допустим, у вас фаза силовая. Вы тренируете силу 1-2 раза в неделю (верх/низ). Сила растет.

Затем, вы решаете сделать акцент на мощности. Пожалуйста! Но хотя бы раз в 3-4 недели делайте силовую тренировку! Это не разовьет силу (слишком малый/редкий стимул), но не даст ей упасть (если она упадет, то упадет и мощность и ваш будущий результат тоже накроется медным тазом).

Разные физические качества по-разному снижаются. Сила, например, за 3-4 недели без специфической нагрузки снижается на 10%. Выносливость – за 30 дней, а скорость – 3-5 дней. Технические аспекты без тренировок также уходят от вас!

То есть, можно сделать и линейную периодизацию, но короткую, по 2-6 недель, блоками. Она так и называется, блоковая периодизация.

Ну а касаемо сопряженного метода, вы ВСЕ качества тренируете в одном микроцикле (обычно 7-14 дней).

Это помогает вам сохранить как базовые качества (сила), так и специфические (мощность, скорость), и даже прибавлять в одних, и не теряя при этом в других! И на елочку сели, и попа целая!

Методы тренировок обычно включают:

1) Метод максимальный усилий (сила) – подъем тяжестей 90%+ на 1-3 раза

2) Метод динамических усилий (мощность) – подъем тяжестей 30-90% (зависит от рода упражнения и специфики) на 1-6 раз, максимальная динамика, также сюда можно отнести все виды прыжков, метаний, спринты и т.д.

3) Метод повторных усилий (гипертрофия) – тяжести 50-80% на 6-20 повторений

Это лишь три метода, могут быть применены ударный метод, контрастный метод, статические усилия и так далее! Вы ограничены лишь вашей фантазией и целесообразностью!

Разнообразие тренировочной нагрузки

Пример схемы, недельный цикл:

День 1
Приседания со штангой, 6х2 (90%)
День 2
Приседания со штангой, 4х8-10 (75%)
День 3
Приседания со штангой, 10х2 (70-75%)

Казалось бы, в недельном цикле у нас есть и сила (день 1), и гипертрофия (день 2), и мощность (день 3).

Однако этот «план» имеет несколько неточностей:

Для кого он составлен? Это пауэрлифтер? Почему приседания со штангой?

На самом деле, одинаковый по природе стимул, даже если он и варьируется по интенсивности и объему, вызывает схожие сдвиги.
Ваш организм проявляет адаптацию к стрессу.

Это, с одной стороны, хорошо – вы можете прогрессировать! С другой, адаптация имеет три фазы, и последняя ее фаза, это фаза стабилизации. То есть, со временем, каким бы сильным не был определенный стресс, организм дальше адаптироваться уже не будет, т.к. все процессы конечны!

И вот эта толерантность к нагрузке – причина всех тренировочных плато!

Можно ее отсрочивать, меняя объем и интенсивность, как в линейной периодизации. А можно просто менять сам стимул, т.е. упражнения, на аналогичные!

Мы словно запустим процесс адаптации заново, поскольку стимул уже другой! Но так как он аналогичен оригинальному упражнению, то будет перенос результата и на него!

Поэтому, даже если у вас есть соревновательные упражнения (приседания для пауэрлифтера) это СОВЕРШЕННО НЕ ОЗНАЧАЕТ, что вы должны выполнять вот только вот свои соревновательные приседания, и кроме них ничего!

Если у вас проблема в нижней точке приседаний, то она останется, если вы будете просто приседать. Если у вас слабая спина, приседания это не исправят (организм будет переносить нагрузку на более сильные группы), если у вас нет прогресса от одних приседаний, то он и не появится из ниоткуда! Более того, для различных целей и развиваемых качеств, лучше подходят различные упражнения или вариации одного и того же упражнения с необходимым акцентом.

У каждого стимула в определенный момент времени лимит отдачи конечен.

Луи Симмонс говорил, что какой бы хорошей не была книга, и сколько бы раз вы ее не прочли, вы не будете знать больше, чем в ней написано.
Но вот если вы прочтете еще 2-3-6 книг по этой же теме, вы станете намного развитее в этом вопросе, и уже ту, первую книгу читать вам будет проще и понятнее!

Сопряженный метод – это методика тренировок, подходящая для различных видов спорта, как игровых, так и скоростно-силовых периодичных.

Недостатки классических схем – короткое время максимума результатов, долгий выход на пик, а также де-тренированность физических качеств при отсутствии соответствующего стимула, тренировочное плато.

Сопряженный метод борется с ними двумя средствами:

1) Сопряженным тренингом (тренировками необходимых качеств параллельно в микроцикле)

2) Вариативностью упражнений (разнообразие стресса исключает плато)

Методом можно пользоваться на свое усмотрение, в зависимости от целей, периодов подготовки, прочих факторов.

Надеюсь, статья была полезна и интересна. До новых встреч!

Источник

Читайте также:  Способ нивелирования через реку
Оцените статью
Разные способы