Что такое смежный способ рифмовки

Смежная, кольцевая, перекрестная рифмы

Смежная, перекрестная, кольцевая рифмы и их комбинации

Писать стихи хотя бы раз в жизни пробуют многие, желая настрочить оригинальное признание в любви или дифирамбы юбиляру, а то и просто вылить избыток эмоций на бумагу. В освоении искусства стихосложения начинающим поэтам, несомненно, пригодятся и некоторые теоретические познания в этой области.

Рифмовкой принято называть определенный порядок чередования рифмующихся строк, то есть строк с созвучными окончаниями, в строфе. По этому критерию обычно выделяют следующие рифмы:

Смежная (или парная) рифма предполагает, что смежные строки рифмуются последовательно одна за другой по парам: первая – со второй, третья – с четвертой. В виде простой формулы это можно выразить так: ААББ (одинаковые буквы означают строки с созвучными окончаниями). Такой подход к «ваянию виршей» является, пожалуй, наиболее распространенным среди людей, впервые берущихся за перо, вследствие технической простоты написания и высокой динамичности изложения текста. Особенно часто авторы используют этот вид рифмовки при создании литературных творений для детей. Самым известным примером, наверно, можно назвать стишок А. Барто про девочку Таню, которая «уронила в речку мячик». Бесчисленные детские скороговорки, считалки, загадки также изобилуют этим способом рифмовки. Впрочем, с его помощью и сама малышня с легкостью может поупражняться на поэтическом поприще.

В гости к нам пришла весна – (А)

Лес проснулся ото сна! (А)

Мы гулять пойдем по лужам! (Б)

До свиданья, злая стужа! (Б)

Перекрестная рифма подразумевает, что строки в строфе рифмуются через одну, «по очереди»: первая – с третьей, вторая – с четвертой. В виде простой формулы это выглядит следующим образом: АБАБ. Такая рифма наиболее популярна среди авторов. Зачастую она звучит более «изящно», чем смежная, достаточно универсальна при выборе ритма стихотворения, но вместе с тем не так уж технически сложна при ее создании. Строфы с таким видом рифмы гораздо проще заучить наизусть, так как две смежные несозвучные строки уже содержат своего рода «подсказки» к последующим двум рифмующимся с ними строчкам. Немало произведений, написанных с помощью этого подхода, отнесено к российской литературной классике и включено в школьную программу.

Застыло небо яркой синевою, (А)

Куда ни глянь – бескрайние луга. (Б)

Средь них река игривою волною, (А)

Петляя, лобызает берега. (Б)

Кольцевая (или опоясывающая) рифма относится к четверостишиям, где первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Буквенная формула в этом случае такова: АББА. Образно говоря, получается этакая «матрешка» – две смежные созвучные строки вклиниваются в пару других созвучных строк, разделяя их. Написание такой рифмы – технически не самый простой процесс, ввиду чего поэты не так часто прибегают к ней. В русском народном творчестве этот вариант рифмовки отсутствовал — его появление в отечественной поэзии прослеживается с восемнадцатого века. Кольцевая рифма придает дополнительную красочность стихотворению и довольно часто используется в катренах (четверостишиях) сонетов.

Моя судьба — переплетение путей, (А)

Где каждый путник преподнес урок. (Б)

Случайных нет тропинок и дорог, (Б)

Как и случайных нет на них людей. (А)

Как правило, большинство поэтов при написании одного произведения используют лишь один из вышеописанных способов рифмовки. Но таким творческим подходом ограничиваются не все. Поэтому часто принято выделять еще одну разновидность рифмы.

Сплетенная (или смешанная) рифма – это общее название сложной рифмы, при создании которой было использовано несколько комбинаций рифмовок или же более двух рифмующихся строк с одинаковым созвучием окончаний. Схематически это может выглядеть совершенно по-разному: так, формула написания английского сонета – АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ, персидских рубаи – ААБА и т. д.

Сплетенная рифма – это высший пилотаж поэтического искусства. Не случайно один из ее ярчайших образцов, именуемый «онегинской строфой», принадлежит перу А. С. Пушкина. В свое время он был применен им в романе «Евгений Онегин». «Онегинская строфа» — постоянна, она всегда включает четырнадцать строк, объединяющих в сложную комбинацию парную, перекрестную и кольцевую рифмы. Сейчас изобретение «солнца русской поэзии» является каноническим (неизменным) видом строфы, используемым отечественными и зарубежными авторами.

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.

Читайте также:  Соедините стрелками способ тепловой обработки кальмаров

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Сатурния

Сайт литературного объединения «Сатурния»

Системы рифмовки

Обычно литературоведы и авторы учебников по стихосложению не выделают системы рифмовки как отдельные виды рифмы и относят их к разновидностям рифмы, либо к строфике. Однако я считаю, что выделить отдельно их стоит, чтобы у начинающих поэтов не было каши в голове. Всё-таки они больше относятся к внешней форме рифмы, а не к внутренней. К тому же, именно системы рифмовки лежат в основе строфического построения стихов.

Графически системы рифмовки представляют в таком виде: аабб, абаб, абабвв и т.д. Символами букв обозначают рифмы. Это очень удобно, чтобы понять схему рифмовки отдельного стихотворения. Например, схему рифмовки «Осеннего романса» И. Анненского можно записать так: абаб:

А в сердце тоски не уйму… – б

Сегодня томительно душно, – а

Но солнце таится в дыму. – б

Самые распространенные схемы рифмовки (их три) имеют свои названия:

Смежная (её также называют последовательная или параллельная) – рифмовка, смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертным (аабб). Это наиболее очевидная система рифмовки, пользующаяся особой популярностью во все времена. Практически все рифмованные эпосы написаны с помощью смежной системы рифмовки. Такими же стихами написана знаменитая поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Пример из творчества Сергея Есенина:

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Кажется, что пользоваться смежными рифмами – проще простого, но это ощущение обманчиво. Короткая строка, которая чаще всего употребляется при смежной рифмовке, близость рифмующихся строк требует от поэта виртуозного владения техникой. Ему требуется не только максимально точно подобрать рифму (неточные рифмы, как правило, не звучат), но и сформулировать в малом пространстве строки свою мысль так, чтобы она не звучала искусственно.

Кольцевая (опоясывающая или охватная) – рифмовка первого стиха с четвёртым, второго – с третьим (абба):

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

В. Брюсов. Сонет к форме

Несколько более сложная система рифмовки, нежели смежная. Вторая и третья рифмующиеся строки немного затеняют рифму первой и четвёртой строки, «смазывают» её. Но такой системой рифмовки очень удобно пользоваться, например, при описании противоречивых чувств, поскольку вторая и третья строки как будто быстро проговариваются, имеют более выраженную динамику, нежели первая и четвёртая опоясывающей рифмы.

Читайте также:  Мошки дома народные способы

Перекрёстная – рифмовка первого стиха с третьим, второго – с четвёртым (абаб). Самая популярная и наиболее гибкая в ритмическом плане система рифмовки. Она несколько сложнее, чем стихи со смежной рифмовкой, но проще, чем с кольцевой. Примеров такой системы рифмовки великое множество. Один из них – хрестоматийное тютчевское четверостишие:

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

– Некоторые литературоведы выделяют ещё сплетённую (или смешанную) систему рифмовки. Это общее название всех остальных систем рифмовки (например, онегинская строфа) и их модификаций, а также сонетных и других твёрдых форм. Например, схема английского сонета такова: абаб вгвг деде жж, вариант французского сонета: абба абба ввг ддг, схема рубаи – ааба и т.д.

сонет заказан был, а с ним мороки:

четырнадцать в нём строк, считают доки

(из коих правда, три — уже в ряду).

А вдруг я рифмы точной не найду,

слагая во втором катрене строки!

И всё же, сколь катрены ни жестоки,

господь свидетель — с ними я в ладу!

А вот и первый подоспел терцет!

В терцете неуместна проволочка,

постойте, где же он? Простыл и след!

Второй терцет, двенадцатая строчка.

И раз тринадцать родилось на свет —

то всех теперь четырнадцать, и точка!

Лопе де Вега. Сонет о сонете

Схема рифмовки этого сонета такова: абба абба вгв гвг.

Источник

Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство. Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы. Стихотворение плохое». Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа. Для разного народа.

Виды рифм

Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.

1. По расположению ударения.

Мужская рифма

подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:

Зима весёлая пришла

И много снега принесла.

Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.

Женская рифма

как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):

Пусть счастье будет ярче света,

А радость станет жарче лета.

Дактилическая рифма

отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:

К малышу сегодня в садике

Приходили вновь солдатики.

    Наконец, самая сложная – это

гипердактилическая рифма

. Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):

Берёзу день расчёсывает,

Берёзу день причёсывает…

2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:

Я сегодня рано встала

И поэтому устала.

Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.

Мне сегодня вдруг не спится,

Я взяла тихонько спицы…

Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.

3. Частеречная принадлежность. Если говорить более простым языком, то рифмы по принадлежности к той или иной части речи.

Однородные рифмы

относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:

Посмотри же на меня,

Хороша ль сегодня я?

Разнородные рифмы

подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:

Читайте также:  Способ получения сложных по конфигурации тонкостенных отливок называют

Ты принёс мне сегодня цветы,

Перейдем же с тобою на «ты»!

Составные рифмы

задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:

Моя девица – гвоздика.

4. Лексические признаки.

Тавтологическая рифма

– это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:

Я тебя когда-то забыл,

Знаю я, что напрасно забыл…

Омонимическая рифма

подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:

Наш с тобою крепкий брак

Выявил сегодня брак.

Каламбурная рифма

не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:

Не дойти никак до сада.

Вот такая вот досада!

Паронимическая рифма

– это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:

«Скоро вышлет ответ адресат»,-

Уверял всё себя адресант.

5. По степени богатства. Фонетическому, разумеется.

Богатые рифмы

– это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:

Стал печальнее цветок.

Бедные рифмы

– это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:

Я выпил сегодня вино

И жить мне стало легко.

Согласить, на рифму похоже мало, однако она есть!

6. Степень новизны

Банальные рифмы

. Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.

Оригинальные рифмы

чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя. Наверное, все помнят слова известной песни Жеки про любовь, которая находится в душе на ПМЖ. Как-то так.

Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность.

Макароническая рифма

– сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:

Неважно сколько тебе лет,

Абсолютная рифма

– это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:

Пусть бушуют в доме грозы,

Пусть смакует сердце грёзы.

Графическая рифма

, на первый взгляд, – явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.

Открытая рифма

оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.

Внутренняя рифма

используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.

Начальная рифма

достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.

Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.

Виды рифмовки

Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. Итак,

Смежная рифмовка

– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

Я тебя сегодня полюбила,

Я про горе прошлое забыла,

Я поверила сегодня в яркий свет,

Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

Мне недалеко уйти пришлось:

Я забыла собственное сердце.

Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

Я обошла давно весь свет.

Тебя ли я в нём потеряла?

Себя ли я тогда искала?

Я не могу найти ответ.

Сплетённая рифмовка

– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.

Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!

Источник

Оцените статью
Разные способы