2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Источник
сложносуффиксальный способ словообразования
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое «сложносуффиксальный способ словообразования» в других словарях:
сложносуффиксальный способ словообразования — Комбинированный способ словообразования, при котором деривационное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательным формантом служит: 1) порядок объединяемых компонентов; 2) аффикс; 3) единое главное ударение:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
сложносуффиксальный способ словообразования — Комбинированный способ словообразования, при котором деривационное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательным формантом служит: 1) порядок объединяемых компонентов; 2) аффикс; 3) единое главное ударение:… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
префиксально-сложносуффиксальный способ словообразования — Один из комбинированных способов, при котором в качестве форманта выступает соединение: 1) приставки; 2) сложения; 3) суффикса; 4) ударения: пред ново год н(ий) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
префиксально-сложносуффиксальный способ словообразования — Один из комбинированных способов, при котором в качестве форманта выступает соединение: 1) приставки; 2) сложения; 3) суффикса; 4) ударения: пред ново год н(ий) … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
сложноаффиксальный способ словообразования — Словосложение, сопровождаемое суффиксацией. Железнодорожный, народнохозяйственный. Жизнерадостный, полезащитный. см. сложносуффиксальный способ словообразования … Словарь лингвистических терминов
сложносуффиксальный — способ словообразования образование сложного слова путем сложения основ и одновременной суффиксации (например, злая по лука /«плохая судьба, случай» / > злополучный) … Этимологический словарь Ситникова
Халилов, Маджид Шарипович — Халилов Маджид Шарипович … Википедия
Источник
Сложносуффиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного сложного слова одновременно являются единое, главное словесное ударение, закрепленный порядок следования частей и суффикс.
Данный способ действует в сфере существительных (орденоносец ←орден + носить + ец; мореплаватель, редколесье), прилагательных (разноцветный ←разный + цвет + н, победоносный).
Большое количество слов, относящихся к этому способу, имеет нулевой суффикс (пароход ←пар + ходить+ 0, самолет, листопад, сенокос, рыболов, двуногий, круглолицый, синеглазый и др.).
Необходимо отличать слова, образованные сложносуффиксальным способом, от слов, образованных другими способами. Так, слова вольнослушатель, водопроводчик, водопровод имеют в своем составе по два корня и одному суффиксу, но относятся к разным способам словообразования: вольнослушатель (т.е. слушатель, находящийся на вольном положении) — к чистому сложению, водопроводчик (т.е. специалист, ремонтирующий, проводящий водопровод) — к суффиксации, водопровод (т. е. система, по которой проводится вода) — к сложносуффиксальному способу.
Сложнопрефиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного сложного слова одновременно выступают единое, главное словесное ударение, закрепленный порядок следования частей и префикс.
В современном русском языке данный способ представлен единичными образованиями — глаголами оплодотворить, умиротворить.
Сложнопрефиксалъносуффиксальный способ
Показателем словообразовательного значения мотивированного сложного слова одновременно являются единое, главное словесное ударение, закрепленный порядок следования частей, префикс и суффикс.
В современном русском языке данный способ представлен небольшим количеством слов типа повседневный, повсеместный, потусторонний, сногсшибательный, вполголоса, втридорога.
Таким образом, в сфере синхронного словообразования в современном русском языке действует 7 аффиксальных, 4 безаффиксальных и 3 смешанных способа словообразования.
Источник