Физиология сенсорных систем
Здесь даны основные разделы общей физиологии сенсорных систем и нейрофизиологической сущности восприятия.
«Сенс» — переводится как «чувство», «ощущение».
Сенсорные системы – это воспринимающие системы организма (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, болевая, тактильная, вестибулярный аппарат, проприоцептивная, интероцептивная).
Сенсорные системы — это специализированные подсистемы нервной системы, обеспечивающие ей восприятие и ввод информации за счёт формирования субъективных ощущений на основе объективных раздражений. Сенсорные системы включают в себя периферические сенсорные рецепторы вместе со вспомогательными структурам (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и сенсорные нервные центры (низшие и высшие). Низшие нервные центры трансформируют (перерабатывают) входящее сенсорное возбуждение в выходящее, а высшие нервные центры наряду с этой функцией образуют экранные структуры, формирующие нервную модель раздражения — сенсорный образ. © Сазонов В.Ф., 2012-2016. © kineziolog.bodhu.ru, 2012-2016. © kineziolog.su, 2016.
Можно сказать, что сенсорные системы — это «информационные входы» организма для восприятия им характеристик окружающей среды, а также характеристик внутренней среды самого организма. В физиологии принято делать ударение на букву «о», тогда как в технике — на букву «е». Поэтому технические воспринимающие системы — сЕнсорные, а физиологические — сенсОрные.
Итак, сенсорные системы — это информационные входы в нервную систему.
Виды сенсорных систем
1. Слуховая. Адекватный раздражитель — звук.
2. Зрительная . Адекватный раздражитель — свет.
3. Вестибулярная . Адекватный раздражитель — гравитация, ускорение.
4. Вкусовая. Адекватный раздражитель — вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).
5. Обонятельная . Адекватный раздражитель — запах.
6. Кинестетическая = о сязательная (тактильная) + температурная (тепловая и холодовая). Адекватный раздражитель — давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).
7. Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморас положение частей тела в пространстве, ощущение своего тела ). Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.
8. Мышечная (проприоцептивная). Обеспечивае ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель — мышечное сокращение и растяжение сужожилий.
9. Болевая. Адекватный раздражитель — повреждение клеток, тканей или медиаторы боли.
1) Ноцицептивная (болевая).
2) Антиноцицептивная (обезболивающая) .
10. Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т.п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза, и при этом она не обязательно порождает каккие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.
Восприятие — это перевод характеристик внешнего раздражения во внутренние нервные коды, доступные для обработки и анализа нервной системой ( кодирование ) , и построение нервной модели раздражителя (сенсорного образа).
Восприятие позволяет строить внутренний образ, отражающий существенные характеристики внешнего раздражителя. Внутренний сенсорный образ раздражителя — это нервная модель, состоящая из системы нервных клеток. Важно понять, что эта нервная модель не может полностью соответствовать реальному раздражителю и всегда будет отличаться от него хотя бы в некоторых деталях.
К примеру, кубики на картинке справа образуют модель, близкую к реальности, но не способную в реальности существовать.
А пример слуховой иллюзии, т.е. проявление в сознании нервной модели стимула вместо его реального восприятия, дан в стихотворном виде тут: Шелест листвы.
Анализаторы и сенсорные системы
И.П. Павлов создал учение об анализаторах. Это упрощённое представление о восприятии. Он делил анализатор на 3 звена.
Периферическая часть (отдаленная) – это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.
Проводниковый отдел – это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.
Центральный отдел – это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.
Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.
Понятие сенсорная система шире, чем анализатор. Она включает в себя дополнительные приспособления, системы настройки и системы саморегуляции. Сенсорная система предусматривает обратную связь между мозговыми анализирующими структурами и воспринимающим рецептивным аппаратом. Для сенсорных систем характерен процесс адаптации к раздражению.
Адаптация – это процесс приспособления сенсорной системы и ее отдельных элементов к действию раздражителя.
1. Сенсорная система активна , а не пассивна в передаче возбуждения.
2. В состав сенсорной системы входят вспомогательные структуры , обеспечивающие оптимальную настройку и работу рецепторов.
3. В состав сенсорной системы входят вспомогательные низшие нервные центры , которые не просто передают сенсорное возбуждение дальше, а меняют его характеристики и разделяют на несколько потоков, посылая их по разным направлениям.
4. Сенсорная система имеет обратные связи между последующими и предшествующими структурами, передающими сенсорное возбуждение.
5. Обработка и переработка сенсорного возбуждения происходит не только в коре головного мозга, но и в нижележащих структурах.
6. Сенсорная система активно подстраивается под восприятие раздражителя и приспосабливается к нему, т. е. происходит её адаптация .
7. Сенсорная система сложнее, чем анализатор.
Вывод:
Сенсорная система = анализатор + низший нервный центр (или несколько центров) + система регуляции.
Отделы сенсорной системы:
1. Рецепторы. Возможны также вспомогательные структуры (например глазное яблоко, ухо и т.п.).
2. Афферентные (чувствительные) нервные пути (афферентные нейроны).
3. Низшие нервные центры.
4. Высший нервный центр в коре больших полушарий головного мозга.
1. Принцип многоэтажности.
В каждой сенсорной системе существует несколько передаточных промежуточных инстанций на пути от рецепторов к коре больших полушарий головного мозга. В этих промежуточных низших нервных центрах происходит частичная переработка возбуждения (информации). Уже на уровне низших нервных центров формируются безусловные рефлексы, т. е. ответные реакции на раздражение, они не требуют участия коры головного мозга и осуществляются очень быстро.
Например: Мошка летит прямо в глаз — глаз моргнул в ответ, и мошка в него не попала. Для ответной реакции в виде моргания не требуется создавать полноценный образ мошки, достаточно простой детекции того, что объект быстро приближается к глазу.
Одна из вершин многоэтажного устройства сенсорной системы — это слуховая сенсорная система. В ней можно насчитать 6 этажей. Существуют также дополнительные обходные пути к высшим корковым структурам, которые минуют несколько низших этажей. Таким способом кора получает предварительный сигнал для повышения её готовности до основного потока сенсорного возбуждения.
2. Принцип многоканальности.
Возбуждение передается от рецепторов в кору всегда по нескольким параллельным путям. Потоки возбуждения частично дублируются, и частично разделяются. По ним передается информация о различных свойствах раздражителя.
Пример параллельных путей зрительной системы:
1-й путь: сетчатка — таламус — зрительная кора.
2-й путь: сетчатка — четверохолмие (верхние холмы) среднего мозга (ядра глазодвигательных нервов).
3-й путь: сетчатка — таламус — подушка таламуса — теменная ассоциативная кора.
При повреждении разных путей и результаты получаются различные.
Например : если разрушить наружное коленчатое тело таламуса (НКТ) в зрительном пути 1, то наступает полная слепота; если разрушить верхнее двухолмие среднего мозга в пути 2, то нарушается восприятие движения предметов в поле зрения; если разрушить подушку таламуса в пути 3, то пропадает узнавание предметов и зрительное запоминание.
Во всех сенсорных системах обязательно существуют три пути (канала) передачи возбуждения:
1) специфический путь: он ведет в первичную сенсорную проекционную зону коры,
2) неспецифический путь: он обеспечивает общую активность и тонус коркового отдела анализатора,
3) ассоциативный путь: он определяет биологическую значимость раздражителя и управляет вниманием.
В эволюционном процессе усиливается многоэтажность и многоканальность в структуре сенсорных путей.
Иллюстрация принципа многоканальности: Пути сенсорного возбуждения
3. Принцип конвергенции.
Конвергенция — это схождение нервных путей в виде воронки. За счёт конвергенции нейрон верхнего уровня получает возбуждение от нескольких нейронов нижележащего уровня.
Например: в сетчатке глаза существует большая конвергенция. Фоторецепторов несколько десятков млн., а ганглиозных клеток — не более одного млн. Т.е. нервных волокон, передающих возбуждение от сетчатки во много раз меньше, чем фоторецепторов.
4. Принцип дивергенции.
Дивергенция — это расхождение потока возбуждения на несколько потоков от низшего этажа к высшему (напоминает расходящуюся воронку).
5. Принцип обратной связи.
Обратная связь обычно означает влияние управляемого элемента на управляющий. Для этого существуют соответствующие пути возбуждения от низших и высших центров обратно к рецепторам. Как можно управляемому элементу оказать воздействие на управляющий им элемент? Кликните на картинку с гвоздиком — и увидите наглядный пример.
1. Преобразование силы раздражения в частотный код импульсов – универсальный принцип действия любого сенсорного рецептора.
Причём во всех сенсорных рецепторах преобразование начинается с вызванного стимулом изменения свойств клеточной мембраны. Под действием стимула (раздражителя) в мембране клеточного рецептора должны открыться (а в фоторецепторах, наоборот, закрыться) стимул-управляемые ионные каналы. Через них начинается поток ионов и развивается состояние деполярицации мембраны. Смотри: Рецепция и трансдукция
2. Топическое соответствие — поток возбуждения (информационный поток) во всех передаточных структурах соответствует значимым характеристикам раздражителя. Это означает, что важные признаки раздражителя будут закодированы в виде потока нервных импульсов и нервной системой будет построен внутренний сенсорный образ, похожий на раздражитель — нервная модель стимула. «Топическое» — означает «пространственное».
3. Детекция — это выделение качественных признаков. Нейроны-детекторы реагируют на определенные признаки объекта и не реагируют на все остальное. Нейроны-детекторы отмечают контрастные переходы. Детекторы придают сложному сигналу осмысленность и уникальность. В разных сигналах они выделяют одинаковые параметры. К примеру, только детекция поможет вам отделить контуры маскирующейся камбалы от окружающего её фона.
4. Искажение информации об исходном объекте на каждом уровне передачи возбуждения.
5. Специфичность рецепторов и органов чувств. Их чувствительность максимальна к определенному типу раздражителя с определенной интенсивностью.
6. Закон специфичности сенсорных энергий: ощущение определяется не стимулом, а раздражаемым сенсорным органом. Ещё точнее можно сказать так: ощущение определяется не раздражителем, а тем сенсорным образом, который строится в высших нервных центрах в ответ на действие раздражителя. Например, источник болевого раздражения может находиться в одном месте тела, а ощущение боли может проецироваться на совсем другой участок. Или же: один и тот же раздражитель может вызывать очень разные ощущения в зависимости от адаптации к нему нервной системы и/или органа чувств.
7. Обратная связь между последующими и предшествующими структурами. Последующие структуры могут менять состояние предшествующих и менять таким способом характеристики приходящего к ним потока возбужджения.
Адекватный раздражитель – это раздражитель, дающий максимальную ответную реакцию, при минимальной силе раздражения.
Адекватность раздражителя — относительное понятие. Так, например, существует белок туаматин, который имеет молекулярную массу 22 тысячи, состоит из 207 остатков аминокислот и в 8 тысяч раз слаще сахарозы. А ведь именно водный раствор сахарозы принят эталоном сладкого вкуса.
Специфичность сенсорных систем предопределяется их структурой. Структура ограничивает их реакции на один раздражитель и способствует восприятию других.
Подробности по сенсорным системам для докладов и рефератов можно посмотреть тут:
Реброва Н.П. Физиология сенсорных систем: Учебно-методическое пособие. СПб.,Стратегия будущего, 2007. Читать
Источник
Консультация «Сенсорное развитие детей»
Кузьмичева Варвара
Консультация «Сенсорное развитие детей»
«Сенсорное развитие детей 2 – 3 лет»
Сенсорное развитие (лат. Sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах,явлениях и предметах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Сенсорика — в переводе с латинского «sensus» — восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств. Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем)с помощью органов чувств: зрения (глаза, слуха (уши, вкуса (язык, обоняния (нос, осязания (кожа, то есть, формируем с помощью органов чувств свою собственную картину окружающего нас мира. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.
Сенсорное восприятие — это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Данное определение звучит сложно, а на самом деле все просто. Сначала происходит ощущение (изучение) предмета. Затем восприятие этого предмета органами чувств. После восприятия мы анализируем полученную информацию и сопоставляем ее с тем, что уже видели, слышали, ощущали. И в завершение этого действия составляем представление о предмете. Чем больше информации, тем полнее наше представление о данном предмете.
Что такое сенсорика и сенсорное восприятие мы уже разобрались.
Как сенсорное восприятие может влиять на развитие детей?
И зачем его необходимо развивать?
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка.А так же способствует:
развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а также предметно-познавательной сферы деятельности;
расширению словарного запаса ребенка;
усвоению сенсорных эталонов;
освоению навыков учебной деятельности;
Поэтому, успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того насколько хорошо малыш слышит, видит, осязает окружающее.
С рождения ребенок познает мир. Любимые игрушки, интересные окружающие предметы, новые звуки и мелодии, разнообразие вкусов. Чаще всего усвоение этих знаний происходит без контроля и руководства взрослых, так сказать «стихийно». И новые познания малыша оказываются поверхностными. На этом этапе развития приходит на помощь сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
готовит к реальной жизни;
развивает наблюдательность;
развивает внимание;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия,характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
Сенсорное воспитание детей.
Ранней дошкольный период (от 1 года до 3 лет).В этот период у ребенка происходит накапливание представлений:
о вкусовых качеств продуктов (сладкое, кислое, соленое);
о форме, цвете, величине предметов;
о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий).
В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений.Необходимо знакомить ребенка:
со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый — гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный);
со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.);
с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).
Параллельно с таким знакомством у ребенка начинает развиваться познавательная деятельность. Малыш учиться различать цвета, определять форму и размер предмета. Данный опыт приходит благодаря зрительному, слуховому, осязательному и двигательному обследованию. Ребенок учится сравнивать предметы. «Этот кубик больше, а этот меньше», «Этот кубик желтый, а этот зеленый» и т. д.
Развитие познавательной деятельности тесно связано с развитием речи ребенка. Малыш понимает значение слов, связывает их с определенными предметами или действиями. В следствии чего, начинает использовать в речи слова необходимые для дальнейшего развития его познавательной сферы. «Дай мяч», «Синий кубик», «Большой шар» и т. д.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия).
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.Для этого малышу нужны разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости. Ребенку будет интересно поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Увлекательной будет игра с цветными мочалкам для посуды!Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Заинтересуют малыша игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Фольгой можно обвернуть геометрические фигуры, сделанные из картона или кубики.
Занимательными будут игры с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.Играйте с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; пересыпайте крупу из одной емкости в другую; смешивайте различные крупы, а затем разделяйте. Играйте с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Необходимо обращать внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника, горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне. Можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки. Развивая чувствительность рук малыша, помните и о развитие чувствительности ножек. Это сделать тоже очень просто. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.Научите ребенка обращать внимание на мелочи: чувствовать каждую крупинку, улавливать новые вкусы, звуки и ароматы. Просто чувствовать, как можно больше. И тогда Вы будете самыми счастливыми в этом мире, где так много всего интересного.
«Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару».Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?» Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
«Собери матрешку». Играющему закрывают глаза. Перед ним разобранная матрешка, нужно её собирать.
«Золушка». Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). Следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри». У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.
1. Любимый объект наблюдения малыша – это человеческое лицо. В периоды бодрствования старайтесь установить с крохой зрительный контакт, построить «рожицы» на расстоянии 20-30 см от его личика. Поиграйте с ребенком в «подражалки», копируя его мимику и выражение лица.
2. Доказано, что детское зрение больше привлекают не яркие предметы и игрушки, а контрастные черно-белые. Можно подвесить в кроватку различные изображения в виде клеток, полосок, а также человеческие лица. Можно изготовить какие-нибудь игрушки самостоятельно, например, сшить кубики, вырезать и раскрасить фигурки из картона, а для мам, которые не умеют рукодельничать,отлично подойдет любая кофточка с черно-белым рисунком: она тоже вызовет у малыша интерес.
3. Помогите малышу освоить навык слежения. Для этого необходимо взять любой яркий предмет и медленно провести его перед глазами ребенка вправо и влево. Когда этот навык будет освоен, можно передвигать предмет по кругу или сверху вниз.
4. Дети очень любят смотреть на себя в зеркале. Доставьте своему ребенку такое удовольствие. Малыш гарантированно получить новые впечатления и, скорее всего, будет улыбаться своему отражению.
5. Ярких игрушек в окружении не должно быть слишком много, достаточно 2-3 предметов, иначе большое разнообразие может быстро утомить малыша.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например, этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
«Вкусное путешествие». Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный продукт, опишите с ним вкусовые ощущения. Затем нарисуйте с ним этот продукт (яблоко, лимон, мандарин и др.).
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?»В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие — это постепенное усвоение сенсорной культуры,.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с РАС в домашних условиях» Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с РАС в домашних условиях» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях». Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному.
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г. Готовность ребенка к обучению в школе.
Презентация Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.
Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Раннее детство — это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и.
Источник