- Что такое сатира вообще и в литературе в частности
- Определение сатиры — что это такое
- История зарождения сатиры
- Жанры сатиры
- Признаки сатирических произведений
- Примеры сатиры в литературе
- Краткое резюме
- Комментарии и отзывы (2)
- Значение слова «сатира»
- сати́ра I
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Сатирические приемы
- Сатирические приемы
- Что мы узнали?
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?
Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.
Определение сатиры — что это такое
Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.
Существует несколько значений термина:
- Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества.
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:
сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.
К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).
Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
- В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
- В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
- В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
- недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения));
- насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
- цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
- задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
- нельзя представить сатиру вне жизни общества;
- сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.
Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.
Примеры сатиры в литературе
Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:
- «Похвала глупости» Э.Роттердамского;
- «Гулливер» Дж.Свифта;
- «Кандид, или Оптимизм» Ф.Вольтера;
- «Тартюф» Ж. -Б.Мольера;
- «Колыбель для кошки» К.Воннегута;
- «99 франков» Ф.Бегбедера.
В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:
- «Недоросль», «Бригадир» Д.Фонвизина;
- повести из цикла «Миргород» Н.В.Гоголя;
- «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского;
- «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина;
- «Клоп» и «Баня» В.Маяковского,
- «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А.Булгакова;
- «Школа дураков» С.Соколова.
Список можно продолжать бесконечно.
Краткое резюме
Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Высмеивая пороки других важно не забывать о том, что автор сатирического высказывания или произведения часто сам отнюдь не безупречен.
Я не думаю, что сатира борется с какими-то человеческими пороками, она просто выводит их на свет, но гоголевские персонажи всё не вымирают, они будут жить до тех пор, пока живёт само человечество.
Источник
Значение слова «сатира»
1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. || Произведение искусства (чаще — литературы), в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности. Сатиры Ювенала. Сатиры Салтыкова-Щедрина. □ [С. Васильев] знает законы осмеяния и умело, талантливо ими пользуется. Его сатиры отличаются краткостью, стремительным развертыванием темы. Осетров, Поэзия вчера, сегодня, завтра.
2. Язвительная, злая насмешка, резкое обличение. Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов [исправнику Коцу], понемногу и осторожно начинал переходить к сатире. Короленко, В дурном обществе. || Смешное, искаженное подобие чего-л. [Государственные магнаты] своею необдуманностью — и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Гоголь, Тарас Бульба.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.
САТИ’РА, ы, ж. [латин. satira]. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая с. Горация. Гневная с. Ювенала. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. С. на взяточников.
Сатира — плеть, ударом обожжет.
Гончаров. Не любит узнавать никто себя в сатире. Крылов. Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Пушкин. 2. перен., только ед. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Грибоедов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сати́ра I
1. искусств. способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными
2. произведение искусства (чаще — литературы), в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности
3. язвительная, злая насмешка, резкое обличение
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова иммобилизация (существительное):
Источник
Сатирические приемы
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 127.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 127.
Сатира – это вид комического, мощный инструмент, направленный на высмеивание пороков общества и его недостатков. Сатирические приемы, которые использует автор, являются важной составляющей произведения. Так что такое сатирические приемы, какие художественные средства к ним относятся?
Сатирические приемы
Оружием сатиры являются гипербола, гротеск, аллегория, сарказм, эзопов язык, аллюзия, перифраз и многое другое. Рассмотрим самые известные сатирические приемы:
- Сарказм (от греческого sarkasmos – издевательство) – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка. Например, с сарказмом выражено чувство разочарования в жизни в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Благодарность”:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
- Гипербола (от греческого hyperbole – преувеличение) – литературный прием, преувеличение. Например, с помощью гиперболы часто создавал образы В, Маяковский. Например, “Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива”.
- Гротеск – такой художественный прием, в котором сочетается на контрасте фантастическое и реальное. Например, в произведениях Гоголя “Нос” и Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Аллегория (от греческого allos – иной и agoreuo – говорю) – один из тропов, воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе. Например, в баснях Крылова “Стрекоза” – аллегория легкомыслия.
- Аллюзия (от латинского allusio – намек) – одна из форм иносказания, использование какой-либо фразы в качестве намека на общеизвестный факт. У Маяковского “Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен” – фраза является намеком на высказывание Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “И дым отечества нам сладок и приятен”.
Умение определить основу аллюзии помогает глубже понять смысл и цель высказывания
- Эзопов язык – особый вид иносказания; язык намеков, маскирующий мысль и помогающий передавать ее, несмотря на запрещение
Эзопов язык – это своего рода словесная тайнопись
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам выучить, какие сатирические приемы существуют, и для чего они нужны в произведении. Здесь перечисляются такие средства сатиры, как гипербола, аллюзия, сарказм, гротеск.
Источник