- Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
- Что представляют собой санкции США?
- Виды санкций против России
- Кого могут затронуть санкции США?
- Что делать?
- Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
- Ограничения финансирования / Секторальные санкции
- Санкции США: обзор санкционных программ
- Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
- Санкции других стран: обзор санкционных программ
- Правило 50 %
- Что такое санкции это способы
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.
Источник
Санкции: режимы, программы, правило 50 %, способ соблюдения
Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
- Осуществлять деятельность с денежными средствами или другими экономическими ресурсами, которые принадлежат или контролируются лицами, включенными в список Европейского союза.
- Совершать сделки с денежными средствами для предоставления преимуществ напрямую или косвенно лицам, включенным в список Европейского союза.
- Предоставлять товары или услуги лицам, включенным в список OFAC.
- Действовать в экономических интересах лиц, включенных в список OFAC.
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
- Директива 1: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
- Директива 2: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
- Директива 3: Under Executive Order 13662 (September 12, 2014)
- Директива 4: Under Executive Order 13662 (October 31, 2017)
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
- Предоставлять банкам кредиты или траншеи дольше, чем 30/14 дней.
- Предоставлять нефтяным компаниям кредиты дольше, чем на 90/60 дней.
- Предоставлять кредиты оборонным компаниям дольше, чем на 30 дней.
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
- Предоставлять займы и кредиты дольше, чем на 30 дней.
- Покупать или продавать выпущенные ими новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, если они выданы после 1 августа 2014 года, или более 30 дней, если они выданы после 12 сентября 2014 года.
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Светлана Кирланова , эксперт в области законодательства 115-ФЗ по выявлению и анализу комплаенс-рисков, проект Контур.Призма
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Что такое санкции это способы
Экономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Различают как всеобъемлющие санкции, полностью блокирующие любые виды торговых и финансовых операций с целыми странами (эмбарго США в отношении Кубы), секторальные санкции (затрагивающие отдельные отрасли экономики и группы лиц), так и адресные санкции, ограничивающие подобные операции с отдельными лицами и/или компаниями. Санкции могут принимать различную форму — от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д.
Следует отметить, что в дискуссии о санкциях как правило не включают торговые барьеры и режим экспортного контроля. В первом случае речь идет о мерах тарифного и нетарифного регулирования, применяющихся для достижения исключительно экономических целей в виде защиты внутреннего рынка и поддержки национальных производителей (что, конечно, не отменяет возможности их применения в качестве ответных мер на нежелательное поведение другой стороны). В свою очередь, режим экспортного контроля призван регулировать распространение сырья, материалов, технологий, оборудования и услуг, которые могут привести к созданию оружия массового уничтожения или других систем вооружений. Эти ограничения действуют на постоянной основе вне зависимости от текущей конъюнктуры международных отношений, подкреплены международными договорами, соглашениями и режимами, а также могут включать тесное взаимодействие с профильными международными организациями (например, Договор о нераспространении ядерного оружия и деятельность МАГАТЭ).
Государства и международные организации вводят санкции в качестве ответа на действия отдельных лиц, организаций или государств, которые, по их мнению, представляют угрозу их интересам или международной безопасности. Поводом для введения санкций могут быть как боевые действия или вооруженная интервенция в дела суверенного государства, так и широкий набор нетрадиционных угроз международной безопасности: наркотрафик, киберпреступность, угроза распространения оружия массового уничтожения и нелегальная торговля оружием в целом, нарушение прав человека, и т.д.
Санкции рассматриваются как компромиссный вариант ответа на нежелательные действия того или иного государства. В отличие от дипломатических мер воздействия санкции обладают гораздо более выраженным эффектом воздействия на экономику страны-объекта санкций, и с гораздо большей вероятностью могут привести к изменению поведения государства на международной арене. В то же время, в отличие от военных мер, санкции представляют собой намного менее затратный вариант ответа на нежелательные действия другой стороны и одновременно несут в себе гораздо меньший риск дальнейшей эскалации конфликта. Это выражается, прежде всего, в возможности постепенного введения ограничительных мер и их отмены, тесной привязке ограничений к выполнению определенных требований, а также к большей вероятности минимизировать риски для гражданского населения страны, в отношении которой вводятся ограничения.
Правовые основы и механизм введения санкций
В соответствии с ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления. Если такие угрозы определены, в соответствии со статьей 41 Устава ООН, Совет Безопасности вправе ввести ограничительные меры в отношении агрессора (как государства, так и негосударственного актора — Аль-Каида, ИГ), не связанные с использованием вооруженных сил. Для введения ограничительных мер необходима поддержка большинства государств-членов Совета Безопасности, а также отсутствие вето со стороны постоянных членов СБ ООН.
С целью поддержки и реализации обязательных мер создаются специальные комитеты по санкциям, специальные группы и группы экспертов, которые следят за выполнением режима санкций и оценивают ход выполнения ограничительных мер. Однако, несмотря на обязательный характер выполнения санкций всеми государствами-членами ООН, организация не обладает собственными механизмами, обеспечивающими соблюдение санкций, и полагается в этом вопросе на национальные правительства.
Виды ограничительных мер
К подобным мерам относятся полное или частичное прерывание экономических отношений, запрет на любые виды сообщений и др. Наиболее распространенные меры воздействия на объект санкций со стороны ООН включают:
— заморозку активов;
— запрет на поставки вооружений и военной техники;
— запрет на перемещение.
Кроме того, существует возможность создания международных трибуналов (например, международные трибуналы по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.)) или фондов для выплаты компенсации пострадавшим от действия агрессора.
Правовые основы и механизм введения санкций
Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности. Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:
— Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.). Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г. США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.
— Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.). Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.
— Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения. Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США. Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.
— Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.
— Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.
Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:
— Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act, 1996 г.). Предусматривает помощь и компенсации жертвам террористических атак, ужесточение контроля за оружием массового уничтожения и сопутствующими материалами, ужесточение миграционной политики в отношении лиц, ищущих убежище, а также наказаний за подготовку и участие в террористических акциях. Закон допускает возможность признание деятельности какой-либо организации террористической, и как следствие — запрет на финансирование данной организации.
— Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.
— Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.
Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.
Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США. В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями. В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия. В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.
Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department). В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.
Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют:
— Запрет на въезд в США;
— Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения);
— Запрет на поставки вооружений и военной техники;
— Ограничение доступа на финансовый рынок США;
— Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц);
— Ограничение предоставления помощи развитию и др.
Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).
Ответственность за нарушение санкций
В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство. Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере 83 864 долл. США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций. Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:
— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);
— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).
В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.
Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям. Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл. за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).
Правовые основы и механизм введения санкций
Европейский союз активно использует механизм санкций (по официальной терминологии Союза — «ограничительных мер/restrictive measures») как для защиты собственных интересов, так и международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица.
В своей политике Европейский союз в большей степени акцентирует важность и приоритет мер дипломатического воздействия, рассматривая санкции как последний инструмент внешней политики для достижения собственных целей и интересов. Тем не менее ЕС активно использует ограничительные меры в силу ряда причин. Во-первых, в отличие от США, ЕС не располагает достаточными военными механизмами обеспечения собственных интересов, поскольку в военном отношении в гораздо большей степени, чем США, полагается на возможности НАТО. Во-вторых, в силу объема и привлекательности собственного внутреннего рынка ЕС, возможное ограничение торговли и экономической активности служит дополнительным стимулом к выполнению требований ЕС для страны, физического или юридического лица, в отношении которого вводятся санкции. В-третьих, ЕС представляет объединение 28 государств и обладает большими возможностями для согласования и лоббирования необходимых решений на других международных площадках (ООН, Группа двадцати и т.д.)
ЕС соблюдает все виды санкций, вводимые резолюциями Совета Безопасности ООН, а также координирует соблюдение санкций ООН со стороны стран-членов Союза. Кроме того, ЕС может по своему усмотрению расширять и дополнять действие санкций, введенных ООН, наравне с собственными ограничительными мерами. Основные цели использования санкций со стороны ЕС заключаются в следующем:
— Противодействие угрозам основным принципам внешней политики ЕС, в первую очередь — нарушению международного мира и безопасности;
— Противодействие распространению оружия массового уничтожения, в первую очередь — ядерного оружия;
— Борьба с нарушениями прав человека;
— Противодействие незаконной аннексии территорий и целенаправленной дестабилизации суверенного государства.
Введение ограничительных мер в Европейском союзе определяется положениями Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy). Данная возможность закреплена в статье 215 Договора о функционировании Европейского союза. Режим ограничительных мер ЕС обязателен к выполнению в рамках всей юрисдикции ЕС (на территории государств-членов Союза), а также всеми физическими и юридическими лицами — резидентами стран Союза, включая дочерние предприятия и филиалы в третьих странах.
К основным видам ограничительных мер ЕС относятся:
— Запрет на въезд в страны ЕС;
— Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;
— Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);
— Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора); ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.);
— Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);
— Транспортные ограничения и т.д.
Ограничительные меры принимаются единогласным решением Совета Европейского союза по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (HR)). Формированием предложений по конкретным ограничительным мерам на подготовительном этапе занимаются региональные рабочие группы Совета (в зависимости от региональной принадлежности объекта санкций), Рабочая группа советников по международным делам (Foreign Relations Counsellors Working Party (RELEX)), Комитет по политическим вопросам и безопасности (Political and Security Committee (PSC)), Комитет постоянных представителей (Committee of Permanent Representatives (COREPER II)). В случае если решение о введении ограничительных мер принято Советом ЕС, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет ЕС также обязан уведомить Европейский парламент о принятом решении. Также органы ЕС направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу о принятых в отношении него ограничительных мер. В свою очередь, физическое или юридическое лицо, ставшее объектом санкций ЕС может обратиться с официальным заявлением о пересмотре введенных ограничений.
Принятые ограничительные меры обязательны к исполнению на национальном уровне странами-членами ЕС. Меры, включающие запрет на въезд в страны ЕС, а также запрет на поставки вооружений и военной техники выполняются без дальнейших согласований, в то время как меры финансового и экономического характера (заморозка активов, ограничения финансовых операций и т.д.) требуют дополнительного регламента Совета ЕС, которое уточняет конкретные ограничительные меры и механизмы их применения. Данные регламенты принимаются Советом по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Европейской комиссии, после согласования Рабочей группой советников по международным делам (RELEX). Как правило данные регламенты Совета ЕС принимаются одновременно с решением Совета о введении ограничительных мер, для того, чтобы оба документа имели максимальный эффект.
ЕС осуществляет постоянный мониторинг ситуаций, в связи с которыми были введены ограничительные меры. Решения Совета ЕС о введении ограничительных мер действуют 12 месяцев. В зависимости от развития ситуации Совет ЕС может принять решение о пролонгации данных мер, их расширении, корректировке, приостановке или отмене. В случае принятия решения об отмене санкций, или отсутствия пролонгации, все ограничительные меры прекращают свое действие. В свою очередь, принятые Советом регламента не имеют ограничения по сроку действия. Таким образом, ограничительные меры ЕС представляют собой достаточно гибкий механизм ответа на нежелательные действия третьих стран, а также физических и юридических лиц, чьи действия угрожают интересам Союза и его государств-членов.
Ответственность за нарушение санкций
Будучи объединением 28 государств, ЕС полагается на национальные правительства как в вопросах соблюдения ограничительных мер, так и в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций. Как в случае с США, здесь возможны как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение. Поскольку ответственность определяется в соответствии с законами каждой из 28 стран-членов Союза, степень наказания может сильно варьироваться.
Источник