Что такое ритм рифма способы рифмовки

Что такое ритм рифма способы рифмовки

Рифма и ее разновидности

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Занятие 10. Ритм стиха

Ритм (греч. — «соразмерность», «стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов — их цикличность — является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

Читайте также:  Нематериальное стимулирование мотивация способы

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки — стихи (строки).
Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, «лесенкой». Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.

Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) — безударная гласная; ( | ) — ударная гласная.
Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма — это уже проза. Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, — соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, — повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, — упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, — чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. «Система, насквозь пронизанная ритмами», — так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.

Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных — на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате — в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, — приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.

Читайте также:  Способы измерения коэффициента мощности

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

Каждая строчка устроена одинаково.
В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный — слабый, сильный — слабый. А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы «тянутся» к сильным слогам: большинство сильных слогов — под ударением, большинство слабых — безударные. Это естественно: ведь «с нажимом» мы обычно произносим именно ударные слоги.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться — читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

4. «Длинные» строки. Уже при 8-10 — сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух — происходит сбой ритма.

5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с «женской» и «мужской» рифмой (напомню, что женская рифма — это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская — на последний).

6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного — двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как «тот», «тут», «значит», «сё», «уж» и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина «Буря мглою. » Про себя вы поёте:
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та
Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.

Читайте также:  Способы получения алканов метана

И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой — , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Источник

Лекция 10. Виды рифм

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Есть речи — значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕНОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)

Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

А стихотворение В.Брюсова «Городу» — на чередовании мужской и женской рифм.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, — ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические — минорного настроения. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

Источник

Оцените статью
Разные способы