- Реверс электродвигателя — полное описание функций реверсирования
- Функция реверсирования
- Основные методы реверсирования
- Схема реверсирования трехфазных электрических двигателей
- Что такое реверс и для чего он нужен?
- Основные схемы присоединения мотора
- Реверсивный и прямой пускатель
- Схема реверса на 220В
- Схема на 380В
- Кнопочный пост регулировки
- Основные способы реверсирования двигателя
- Противовключение
- Изменение направления
- Режим торможения
- Модели пускателей
- ПМЛ 2100
- ПМЛ 1100
- ПМЛ 1500
- Выводы
Реверс электродвигателя — полное описание функций реверсирования
Реверс – это изменение направления вращения электродвигателя. Выполнить реверс можно изменив полярность приходящего на пускатель, питающего напряжения. Это могут быть регуляторы, используемые для двигателей постоянного тока.
Реверс можно выполнить, используя перемену чередования фаз в сети переменного тока. Это действие выполняется в автоматическом режиме при замене полярности сигнала задания, или после поступления определенной команды на нужный логический вход.
Реверс можно осуществить при помощи информации, которая передается по полевой шине, эта возможность входит в определенный набор стандартных функциональных способностей и свойственна большинству современных регуляторов, используемых в цепях переменного тока.
Рис№1. Тезус U(магнитный пускатель) с реверсивным блоком
Функция реверсирования
Для изменения направления двигателя изменяется полярность напряжения приходящего на якорь двигателя.
Основные методы реверсирования
В настоящее время, уже достаточно редко, используется контакторный способ.
Существует статический способ, он заключается в изменении полярности на выходе преобразователя в обмотке якоря или при изменении направления прохождения тока возбуждения. Для этого способа свойственно наличие большой постоянной времени обмотки возбуждения, что не всегда удобно.
Рис. №2. Реверсирование двигателя с помощью магнитного пускателя.
При управляемом торможении механизмов, обладающих высоким моментом инерции нагрузки, необходимо вырабатываемую электрической машиной энергию, возвращать обратно в основную электрическую сеть.
Используя процесс торможения регулятор выступает в качестве инвертора, производимая энергия обладает отрицательным зарядом.. таким образом регулятор может осуществить две операции одна – реверс, другая – рекуперативное торможение. Регулятор оснащается двумя мостами, которые подключены встречно-параллельно.
Используемые мосты инвертируют напряжение и ток.
Рис.№3. Реверс асинхронного электродвигателя с прямым частотным преобразователем; а) скорость и составляющие вектора статорных токов АД, б) фазные напряжения электрической сети и ток нагрузки.
Реверс может осуществляться преобразователем частоты, используемым для асинхронных электрических двигателей.
Управление реверсированием выполняется с помощью векторного управления в замкнутой системе с использованием датчика обратной связи. С его помощью производится независимое управление составляющими тока Id и Iq, они служат для определения потока и вращающегося момента двигателя. Управление асинхронным двигателем аналогично проведению операций по управлению и регулированию двигателем постоянного тока.
Рис.№4. Функциональная схема регулятора скорости с векторным управлением и датчиком обратной связи.
Для осуществления функции реверса, на логическом входе регулятора предназначенного для выполнения этой команды появляется внешний сигнал. Он изменяет порядок коммутации силовых ключей инвертора и реверса двигателя. Реверс можно выполнять в нескольких вариантах.
- Вариант №1: осуществление действия с помощью противовключения, при стремительном изменении очередности переключения транзисторных ключей.
При изменении чередования фаз на двигателе, находящемся в работе, происходит изменение вращения поля. В результате этого появляется большое скольжение, что создает резко-нарастающее тока ПЧ (преобразователя частоты) до самого большого значения (внутреннее ограничение тока ПЧ). При большом скольжении малый тормозной момент и внутренний регулятор ПЧ уменьшат задание скорости. При достижении электродвигателем нулевой скорости, происходит осуществление реверса, который соответствует кривой разгона. Лишняя энергия, не затраченная на трение и на нагрузку, рассеивается в роторе.
- Вариант №2: изменение направления вращения электрического поля с управлением периода скорости замедления и без него.
Вращающий момент механизма прямо противоположен моменту двигателя и превышает его по модулю, то есть естественное замедление происходит быстрее во много раз, чем кривая замедления, которую установил регулятор. Значение скорости постепенно снижается и происходит смена направления вращения.
При вращающем моменте, когда естественное торможение меньше установленного регулятором, двигатель начинает работать в состоянии рекуперативного торможения и возвращает энергию преобразователю. Диодные мосты не дают энергии пройти в сеть, конденсаторы фильтра заряжаются, величина напряжения увеличивается и включается устройство безопасности, предохраняющее от выделения энергии.
Для того чтобы предотвратить перенапряжение, через тормозной ключ присоединяют тормозное сопротивление к конденсаторному блоку. Тормозной момент ограничивается емкостью в звене постоянного тока преобразователя, значение скорости падает и происходит смена вращения. Разные модификации резисторов на разные номиналы обеспечивают соответствие мощности двигателя и рассеиваемой энергии. В подавляющем большинстве случаев тормозной ключ в моделях расположен в самом регуляторе.
Наличие тормозного резистора свойственно для регуляторов, предназначенных для обеспечения управляемого торможения, этот метод относится к самым экономически выгодным. С его помощью двигатель может замедлять вращение до самой остановки движения, не меняя направление рабочего вращения.
- Вариант №3: длительный период работы в режиме торможения.
Этот вариант характерен для испытательных стендов. Выделяющаяся энергия обладает слишком большой величиной, резисторы не могут справиться с ее рассеиванием, потому что произойдет повышение температуры. Для этого предусмотрены системы, которые дают возможность вернуть энергию обратно в электрическую сеть. В этом случае диодный мост не используется, вместо него применяют полупроводниковый мост, изготовленный из IGBT-транзисторов. Выполнение рабочих функций определено с помощью многоуровневого управления, оно дает возможность получить токовую характеристику, приближенную к форме чистого синуса.
Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное.
Источник
Схема реверсирования трехфазных электрических двигателей
При работе электрических двигателей возникает множество вопросов, нуждающихся в срочном решении. Один из таких – вращения в обратном направлении или просто – реверс. Все особенности проведения такой манипуляции мы рассмотрим в нашей сегодняшней статье.
Трехфазные силовые агрегаты являются одними из самых распространенных в отечественной хозяйственной деятельности. Они отличаются более высокими эксплуатационными возможностями, подходят для применения во всех типах производственных условий. Они на порядок продуктивнее, чем однофазные устройства с мощностью в 220в.
Современные агрегаты имеют множество всяческих новшеств и функций, среди которых – реверс. Возможность по-настоящему необходимая, поэтому реализуется практически во всех моделях современных моторов. При работе с трехфазным двигателем стоит учитывать особенности этих агрегатов при обеспечении обратного вращения, но обо всем по порядку.
Что такое реверс и для чего он нужен?
Электродвигатели, в том числе и асинхронные, в процессе работы используют вращения в разные стороны: прямо (основное направление) и собственно реверс (вращения ротора в обратном направлении).
Эта функция имеет место во всех моделях силовых агрегатов, независимо от их назначения. Хотя в одних устройствах он обязателен (лебедки, подъемные краны), а в других – лишь вспомогательная функция (конвейеры, пневматические и гидравлические насосы). Реализуется функция различными способами, среди которых – противо включение, когда осуществляется кратковременное включение «обратки» и возникает замедление.
Основные схемы присоединения мотора
Перед тем, как начать характеризовать реверс электрического двигателя, необходимо вкратце рассмотреть параметры и схемы его подключения – базу. Итак, всего реализовано несколько методов подключения 3-х фазных моторов асинхронного типа, среди которых самыми популярными являются:
Ключевое отличие данных схем – способы подключения обмоток к сетям питания. Для того, чтобы непосредственно на двигателе определить уже имеющуюся схему, нужно ознакомиться с данными на технической табличке, которую устанавливает производитель на корпусе мотора. Очень редко необходимо самостоятельно проводить какие-либо измерения.
При использовании метода «звезда», оператор имеет возможность обеспечения плавного старта мотора, хотя при этом уровень мощности будет на порядок ниже номинальных значений (приблизительно на 30%). Эти недостатки исправлены в схеме «треугольник», которая является предпочтительнее.
В конструкции каждого силового агрегата лежит такой прибор, как пускатель, который в свою очередь бывает двух видов.
Реверсивный и прямой пускатель
Ключевое отличие между этими устройствами – схема присоединения. Также может отличаться комплектация каждого из устройств, что определяет в дальнейшем особенности применения. Контактор прямого действия имеет одиночную конструкцию, а реверсивный наоборот – блочную, которая включает два прямых переключателя, расположенных в цельном корпусе. Ниже приведены примеры таких моделей: ПМЛ 1100 и 1500. Как можно видеть, даже визуально по корпусу легко определяется тип конструкции контактора.
При реализации реверсивного подключения стоит учитывать одно условие, согласно которому должно полностью исключаться одновременное срабатывание пускателей. Это важно для избегания КЗ при работе электродвигателя.
Всего реализовано две ключевые схемы соединения реверсивного стартера магнитного типа на моторы: от сети электропитания на 220 и 380 вольт.
Схема реверса на 220В
Данная монтажная схема включает такие ключевые составные части:
- блок-контакты;
- катушки магнитных стартеров, которые соответственно, рассчитаны на работу от напряжения 220в;
- релейные детали: защитные контакты (токовые или магнитные, зависимо от модели);
- силовые контакты для пускателей.
Вот визуальное исполнение данной схемы, где конструктивные элементы обозначены соответствующими цифрами.
Как можно видеть, на рисунке представлены еще и такие компоненты:
- МП-1, -2 – непосредственно магнитные пускатели. Границы их действия размечены пунктирными линиями;
- стоп и пуск. Элементы управления, располагаемые в блоке. Кнопки, отвечающие за включение реверса и основного хода, обозначаются в виде двух контактных пар, которые работают от пускателей МП;
- М – электрический двигатель.
Как же работает эта схема? Все достаточно просто – для начала необходимо провести подсоединение фаз с разными наименованиями от питания на 380 вольт к силовым контактам стартера. Как правило, такие фазы обозначаются А, В, С, или же L1, L2, L3.
В процессе проводится блочная связка, посредством непосредственной перемычки релейных средних фаз. Имеют место также и диагональные перемычки, реализованные для боковых фаз. Например, первая фаза МП-1 может быть подключена к третьей фазе МП-2.
После, провода ведутся на мотор (М). На этом участке осуществляется подключение теплового контроллера в цепной разрыв. Прибор проводит мониторинг двух фаз из трех имеющихся, что позволяет ему проводить быстрое выключение подачи питания к мотору, в ситуациях перегрузок.
Блок регулирования всеми стартовыми токами присоединяется к одной из основных фаз в разрыв температурного контактора и заземления, напрямую от обмоток ПМЛ. Реализация перекрестного подключения контактов клавиш старта и реверса с контактами блокировки, позволяет обеспечивать высокий уровень безопасности от одновременного запуска.
Процесс включения с регулирующего блока прямого движения, обусловливает замыкание контактов на одном пускателе, что и запускает работу двигателя. Параллельно с этим контакты второго стартера отсоединяются, а катушка при этом получает требуемый уровень напряжения.
Процесс реверса можно сделать после полного торможения двигателя, с помощью клавиши «Стоп». Далее следует запустить кнопку обратного хода. Это действие способствует изменению местами боковых фаз, что в свою очередь приводит к оборотам двигателя в обратном направлении. Стоит отметить, что блокировка первого стартера осуществляется аналогично.
Схема на 380В
Конструкция таких моторов имеет те же конструктивные элементы, что и ПМЛ, рассчитанные на работу с сетями 220 вольт. Но, все-таки существует несколько отличий, среди которых первое – номинальная мощность катушек больше, чем у вышеуказанных модификаций. Также здесь реализуется подключение управленческого блока сразу через две фазы (а не через одну, как у предыдущей версии), при этом, не применяя общий ноль.
Нередко также используют подключения от автомата. Защитный автомат может выключать напряжение электрического питания, если будет иметь место превышенная нагрузка по току или КЗ. Сам выключатель представляет собой обыкновенный переключатель с тремя полюсами, поддерживающий тепловую характеристику нагрузки.
Часто, метод с использованием магнитного пускателя называют реверсом мотора с выдержкой времени, что обусловливается особенностями срабатывания.
Кнопочный пост регулировки
Представим еще одно виденье осуществления реверса – для кнопочного поста. Данный элемент отвечает за обеспечение реверса в трехфазных электрических двигателях и обладает всеми особенностями, характерными для управляемого компонента. Каждая такая система имеет кнопочные контакты специфической компоновки, которые, собственно и соединяются в единый кнопочный пост.
Принцип работы этой своеобразной системы имеет много общих характеристик с процессом работы других элементов схемы управления (в том числе и обратного). Запуск контактора магнитного стартера реализуется при помощи импульса управления, который поступает сразу после нажатия на клавишу «Старт». Эта кнопка отвечает за быструю подачу напряжения на медную катушку регулирования.
Контактор во включенном состоянии способен работать на протяжении длительного промежутка времени. Эта особенность стала возможной, благодаря применению принципа самоподхвата. Его суть состоит в параллельном соединении дополнительного контакта к кнопке запуска, для того, чтобы осуществлять надежную подачу напряжения на обмотку. Эта функция позволяет просто нажать клавишу «Старт» и не удерживать ее после.
В результате магнитный пускатель отключается только после разрывания катушечной цепи управления. Данная особенность вызывает другую необходимость – наличие кнопки с размыкающим контактом. Исходя из этого, все клавиши управления, входящие в состав кнопочного поста комплектуются двумя парами контактов:
- NO – нормально открытыми;
- NS — нормально закрытыми.
Кнопки изготавливаются в универсальных вариантах, с целью обеспечения моментального реверса мотора, в любой момент, когда возникнет в этом необходимость.
Клавиша, работающая на отключение, маркируется «Стоп» и окрашивается в красный цвет. Чтобы включить реверс, необходимо нажать на пульте «Назад» (если нужно просто запуск – просто «Пуск» или «Вперед»).
Также, стоит отметить, что кнопочный пост активно применяется при реализации нереверсивной схемы функционирования двигателя, то есть, когда вал оборачивается лишь в одну сторону.
Основные способы реверсирования двигателя
Как мы уже писали ранее, существует несколько вариантов осуществления реверса. Выше мы как раз подробно описали самый распространенный – с помощью реверсивного пускателя. Давайте же опишем и другие немаловажные методики, применяемые электриками. Они имеют как общие, так и отличительные черты, благодаря чему они разные, хотя и выполняют одну и ту же задачу.
Противовключение
Данный способ используется при наличии стремительных изменений очередности переключения ключей транзистора. Когда чередование фаз на работающем моторе меняется, вращения поля соответственно, меняются. Из-за этого имеет место скольжение, генерируемое быстро возрастающим током частотного преобразователя. Показатель доходит до своего максимального значения, ограниченного внутренним уровнем частотника. Когда скольжение сильное – задание скорости уменьшается при помощи внутреннего регулятора ПЧ и малый тормозной момент.
Когда же электродвигатель достигает нулевой скорости, тогда и происходит реверс, который полностью соответствует линиям разгона. Та энергия, которая не тратится на нагрузку и трение, поступает в ротор, где рассеивается.
Изменение направления
Здесь осуществляется изменение направленности вращений эл. поля при управлении периодом скорости замедления. Крутящий момент механизма, как известно, прямо противоположный моменту мотора и прерывает его по модулю. Если говорить простым языком, то естественное торможение происходит в несколько раз быстрее, чем указывает на то кривая замедления, установленная регулятором. Уровень скорости плавно снижается, в результате чего направленность оборотов меняется.
В ситуациях, когда крутящий момент демонстрирует естественную остановку меньше уровня, определенного регулятором, мотор работает в режиме «рекуперативного» торможения, когда энергия следует обратно на преобразователь.
Диодные мосты блокируют попадание энергии в сеть, а фильтровые конденсаторы заряжаются. Уровень напряжения постепенно растет, в результате чего запускается защитный прибор, который предотвращает выделение энергии.
Режим торможения
Также, моторы с тремя фазами легко достигают реверса, если мотор длительное время работает на торможение. В большинстве ситуаций этот метод применяется на испытательных стендах.
Итак, при работе двигателя выделяется энергия, которая имеет высокие уровни, из-за чего резисторы просто не могут с справиться с ее рассеиванием. Чтобы предотвратить повышение температуры, существуют специальные системы, работающие на возврат энергии в сеть. Благодаря многоуровневому управлению четко и слаженно выполняются все функции, нацеленные на генерирование тока, максимально приближенного к частоте синуса.
Модели пускателей
Сейчас давайте же рассмотрим некоторые модели контакторов, которые применяются для быстрой регулировки работу двигателей, в том числе и для реверса.
ПМЛ 2100
Контактор общепромышленного назначения, осуществляет коммутацию электрических токов. Разработан для эффективного управления трехфазными электрическими двигателями с ротором короткозамкнутого типа. функционал включает:
Магнитный пускатель ПМЛ 2100 на 380 вольт обладает такими параметрами:
- ток – In – 25A;
- максимальная мощность потребления – 11 кВт;
- IP20 – уровень защиты;
- долговечность – 1 млн. рабочих циклов;
- винтовое крепление или на DIN-рейку.
ПМЛ 1100
Рабочее напряжение устройства – 220В АС, реализовано 2 вариации: реверсивного и нереверсивного действия. Одна из простейших модификаций разработана на 10 ампер, мощность также варьируется в зависимости от варианта исполнения. Можно установить катушки на 380В, дополнительные контакты размыкающие.
ПМЛ 1500
Контактор реверсивный, имеет 3 полюса. Уровень номинального тока (на категорию АС3) – 10 ампер. Катушка управления электромагнитная, степень защиты IP00. Рабочий ресурс – 1,5 млн. циклов.
Выводы
Реверс ротора двигателя применяется во многих компонентах оборудования. Функция важная и реализуется с помощью разных методов. Каждый из имеет свои особенности реализации, которые стоит учитывать при осуществлении. Грамотное управление обеспечит машине долговечность и продуктивность.
Источник